Конституция Республики Беларусь 1994 г. и система органов государственной власти
Важным событием стала подготовка и принятие Верховным Советом Республики Беларусь 15 марта 1994 г. новой Конституции.
На десятую сессию Верховного Совета (23 октября 1992 г.) Конституционной комиссией был представлен проект, предусматривающий парламентскую республику (президент — глава государства, он не осуществляет руководство исполнительной властью. Окончательное решение относительно организации государственной власти в республике приняла тринадцатая сессия Верховного Совета, начавшаяся в ноябре 1993 г.
Согласно Конституции Верховный Совет Республики Беларусь являлся высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти Республики Беларусь. Состоял он из 260 депутатов, избираемых гражданами Республики Беларусь. Срок полномочий Верховного Совета — пять лет, но они могли быть досрочно прекращены по постановлению Верховного Совета, принятому большинством не менее двух третей от избранных депутатов. Компетенция Верховного Совета Республики Беларусь была очень обширной: он принимал и изменял Конституцию, принимал законы и постановления и осуществлял контроль за их исполнением, определял порядок решения вопросов административно-территориального устройства государства; основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь; утверждал республиканский бюджет, отчет о его исполнении, устанавливал республиканские налоги и сборы, осуществлял контроль за денежной эмиссией; ратифицировал и денонсировал международные договоры Республики Беларусь и т.д. Для организации работы Верховного Совета создавался Президиум Верховного Совета Республики Беларусь.
Президент Республики Беларусь является главой государства и исполнительной власти. Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет.
Президент Республики Беларусь по Конституции 1994 г. руководит системой органов исполнительной власти и обеспечивает их взаимодействие с представительными органами; принимает меры по охране суверенитета, национальной безопасности и территориальной целостности Республики Беларусь, обеспечению политической и экономической стабильности, соблюдению прав и свобод граждан; создает и упраздняет министерства, государственные комитеты и другие центральные органы управления Республики Беларусь; представляет государство в отношениях с другими странами и международными организациями; ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях; имеет право отменять акты подведомственных ему органов исполнительной власти; приостанавливает решения местных Советов депутатов в случае несоответствия их закону; возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь; является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь.
Для реализации полномочий исполнительной власти в областях экономики, внешней политики, обороны, национальной безопасности, охраны общественного порядка и других сферах государственного управления при Президенте Республики Беларусь был создан Кабинет Министров Республики Беларусь. Премьер-министр осуществлял непосредственное руководство деятельностью Кабинета Министров. Был учрежден Конституционный суд.
10июля 1994 г. первым Президентом Республики Беларусь был избран А.Г. Лукашенко. Премьер-министром стал М. Чигирь, а после его ухода в отставку в ноябре 1996 г. правительство возглавил С. Линг.
В мае 1995 г. состоялись выборы в Верховный Совет нового созыва. Одновременно состоялся референдум, инициированный Президентом. Поддержку большинства населения получили вопросы, вынесенные на референдум самим Президентом. В их числе — о придании русскому языку статуса равного с белорусским, об изменении государственной символики (флаг и герб), об углублении интеграции с Россией, о праве распустить в случае необходимости Парламент. В конце декабря Парламент приступил к работе. Спикером его был избран С. Шарецкий.
После прихода к власти А. Лукашенко стал предпринимать усилия для укрепления президентской власти. Прежде всего, им были образованы неконституционные структуры — администрация и управление делами, которые постепенно заняли центральное место в системе органов государственной власти. По инициативе Президента был изменен порядок формирования местных органов управления. Согласно принятому по его инициативе Закону от 6 октября 1994 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О местном самоуправлении и местном хозяйстве»» право предлагать кандидатуры для избрания на должность председателей областных и минского городского исполнительных комитетов предоставлялось президенту. Тем самым он распространил свою власть на всю систему органов государственного управления.
Вместе с тем в тот период существовал определенный дисбаланс полномочий Президента и исполнительной власти в целом, с одной стороны, и законодательной и судебной — с другой. В противоречие с основополагающим принципом разделения властей, который исходит из требования равенства властей и их самостоятельности, Верховный Совет рассматривался в качестве органа, стоящего, прежде всего, над властью исполнительной. Он выступал не только в качестве одной из ветвей власти, но и по собственному усмотрению мог устанавливать, определять и изменять полномочия других органов, осуществлять контроль за назначением Премьер-министра, его заместителей, руководителей силовых министерств и структур. Обладая правом вносить изменения в Конституцию и законы, признавать законы утратившими силу, верховный Совет фактически имел неограниченную возможность принятия решений по любому вопросу. Весной 1996 г. Президент Республики Беларусь А. Лукашенко, реализуя свое право законодательной инициативы, направил в Верховный Совет проект закона о внесении и изменений и дополнений в Конституцию, которым предлагалось уточнить ряд статей Конституции, предусмотреть формирование Конституционного Суда. Однако Верховный Совет не посчитал нужным даже обсудить законопроект.
Именно этими факторами была обусловлена необходимость конституционной реформы в 1996 г, и не случайно наиболее существенные изменения в новой редакции Конституции претерпел раздел IV, посвященный организации и деятельности высших органов государства. Произошло перераспределение полномочий между Президентом, Парламентом, правительством, их уточнение. Конституционная реформа 1996 г. выразилась в возложении на Президента функций главы государства, гаранта Конституции Республики Беларусь, в учреждении двухпалатного Парламента — Национального Собрания, в повышении роли правительства — Совета Министров в системе ветвей власти и усилении его ответственности за состояние и развитие экономики, социально-культурной и административно-политической сфер деятельности.
С 9 по 24 ноября 1996 г. в Беларуси по инициативе президента А.Г. Лукашенко был проведен республиканский референдум. Согласно дополнениям и изменениям к Конституции 1994 г., принятых в ноябре 1996 г., Президент Республики Беларусь является главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.
Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в сношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти, формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь.
В 1997-98 гг. были решены вопросы организации аппарата Президента. Он состоит из органов управления, построенных по функциональному принципу, и имеет надведомственные полномочия. В него входят:
· Администрация Президента Республики Беларусь, которая не только обеспечивает всю кадровую работу (через кадровый реестр) и идеологическую политику в республике.
· Управление делами Президента Республики Беларусь, осуществляющее финансирование ряда государственных органов и имеющее в обращении внебюджетные средства.
· Комитет государственного контроля.
· Служба безопасности президента.
Аппарат Президента не образует систему. Но эти органы взаимодействуют, дополняют друг друга.
В результате внесения в Конституцию изменений и дополнений законодательная власть больше не находится в привилегированном положении. Парламент приобрел более свойственное ему название и новую структуру. Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Парламент состоит из двух палат: Палаты представителей и Совета Республики.
В функции Палаты представителей входит: рассмотрение проектов законов, назначение выборов Президента, она дает согласие на назначение премьер-министра, отставку Президента, отмену распоряжений Председателя Палаты представителей и т.д. Палата представителей состоит из 110 депутатов, избираемых на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.
Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов по 8 членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживающий на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет.
В функции Совета Республики входит: одобрение или отклонение принятых Палатой представителей проектов законов о внесении дополнений в Конституцию, избрание судей в Конституционный Суд, принятие решения о роспуске местных Советов депутатов, он отменяет решения местных Советов депутатов, которые не соответствуют законодательству и т.д.
Любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики.
Палаты собираются на две очередные сессии в год. Первая сессия открывается 2 октября; ее продолжительность не может быть более восьмидесяти дней. Вторая сессия открывается 2 апреля; ее продолжительность не может быть более девяноста дней.
Срок полномочий Парламента — 4 года. Полномочия Парламента могут быть продлены на основании закона только в случае войны.
Исполнительную власть осуществляет Правительство — Совет министров Республики Беларусь — центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Правительство руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти. Правительство состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. Премьер-министр назначается Президентом с согласия Палаты представителей. Правительство Республики Беларусь руководит системой подчиненных ему органов. В состав Правительства могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления.
Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь.
Государственный контроль за использованием республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, осуществляет Комитет государственного контроля. Комитет также занимается вопросами координации деятельности других государственных контролирующих органов в финансово-экономической сфере. Комитет образуется Президентом.
Национальный банк — центральный банк Республики Беларусь. Он подотчетен Президенту и действует исключительно в интересах Республики Беларусь. Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег. Председатель и члены Правления Национального банка назначаются Президентом с согласия Совета Республики.
В сентябре 2001 г. состоялись очередные выборы Президента Республики Беларусь, на которых победу одержал А. Г. Лукашенко.
Одним из основных направлений внешнеполитической деятельности Республики Беларусь во второй половине 1990-х гг. стало стремление к интеграции с Россией. 2 апреля 1996 г. между Беларусью и Россией был подписан договор о создании сообщества суверенных республик. В декабре 1999 г. президентами Беларуси и России был подписан договор о создании Союзного государства.
Референдум Республики Беларусь, который состоялся 17 октября 2004 г., был назначен Декретом Президента и внес поправку в ст. 81 Конституции Республики Беларусь относительно количества сроков пребывания на посту Президента.
Судебная система
Система судов строится на принципах территориальности и специализации и осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законами Республики Беларусь.
К общим судам в Республике Беларусь относятся: Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды. Общим судам подведомственны уголовные и гражданские дела.
К хозяйственным судам относятся: Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и приравненные к ним суды, хозяйственные суды городов и районов. К подведомственности хозяйственных судов относятся дела по спорам между юридическими лицами, между административно-территориальными единицами Республики Беларусь, между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами.
Межгарнизонные военные суды, Белорусский военный суд рассматривают гражданские дела по искам, возникающим из отношений военной службы, уголовные дела лиц, на которых распространяется статус военнослужащего.
В случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь, в системе общих и хозяйственных судов могут быть образованы специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейным делам, административные, земельные, налоговые и иные. Образование чрезвычайных судов запрещается.
Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляет Конституционный Суд. Конституционный Суд дает заключения о конституционности нормативных актов по предложениям Президента, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда и Совета Министров Республики Беларусь. Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.
Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного Суда — 11 лет. Предельный возраст членов Конституционного Суда — 70 лет.
Надзор за точным исполнением законов, декретов и иных нормативных актов всеми государственными органами, предприятиями, должностными лицами и гражданами осуществляет прокуратура. На нее также возлагается надзор за исполнением законов при расследовании преступлений. Возглавляется Прокуратура Генеральным прокурором, который назначается Президентом с согласия Совета Республики. Конституция определяет Прокуратуру как единую централизованную систему. Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором. Прокуратуру Республики Беларусь образуют республиканская прокуратура, являющаяся центральным аппаратом системы органов прокуратуры, прокуратуры областей, города Минска, прокуратуры районов (городов), межрайонные прокуратуры, а также специализированные прокуратуры.