Органы власти и управления Беларуси в составе Речи Посполитой

Люблинская уния

Великое княжество Литовское во второй половине XVI в. оказалось в очень тяжелом положении. С одной стороны, наседали польские феодалы и католическое духовенство, которые постоянно подрывали силы княжества, стремясь захватить белорусские и украинские земли, с другой — началась Ливонская война, и войска царя Ивана IV захватили ряд городов в Беларуси. Со стороны Польши интенсивно велась пропаганда ксендзов, которые стремились при помощи католичества лишить белорусов национального самосознания и превратить их в поляков. Во всех костелах провозглашалось, что как только ВКЛ будет присоединено к Польше, вся мелкая и средняя шляхта получит такие же права и политическое значение, как и крупные феодалы. Польские феодалы терроризировали население приграничных земель, совершали набеги, грабили, убивали, калечили людей, и при этом оставались ненаказанными, так как правительство Жигимонта Августа, который с 1548 г. был и королем Польши, покрывало и даже поддерживало их, заявляя, что набеги прекратятся, как только эти земли будут присоединены к Польше. 13 марта 1564 г. Жигимонт Август издал декларацию, в которой отказался от своих наследственных прав на земли ВКЛ в пользу Польши. Он надеялся, что этот факт станет юридическим основанием ликвидации самостоятельности княжества. Но феодалы выступили против, не признав вотчинного характера власти великого князя. Идею унии с Польшей на условиях равноправия поддерживали большинство феодалов — они видели в ней возможность укрепить свое положение внутри страны и получить военную помощь в войне с Россией. Расхождение между феодалами княжества и Польши было лишь в условиях унии.В таких условиях 10 января 1569 г. начал работу Люблинский сейм. Поляки настаивали на полном включении Великого княжества Литовского в состав Польши. Даже само название Литва должно было быть исключено, и у монарха должен был быть единственный титул — "король Польши".Литовцы, наоборот, предлагали тесную федерацию Польши и Литвы. Общего правителя должен выбирать совместный сейм, который следует проводить на границе между двумя странами, и в Кракове монарха будут короновать королем Польши, а в Вильно — великим князем литовским. Для решения вопросов внешней политики, войны, и других важных дел, касающихся интересов обеих стран, должен будет собираться по очереди то в Польше, то в Литве совместный польско-литовский сейм. Местные дела каждого из государств должны будут обсуждаться отдельно на польских и литовских сеймах. Литва сохранит свои собственные законы и систему правосудия. Только коренные жители великого княжества смогут быть назначены на официальные должности в великокняжеском правительстве и администрации. Сейм длился почти 6 месяцев. Каждая из сторон ставила свои условия и не хотела уступать. Более того, когда послы ВКЛ увидели угрозу насильного заключения унии на неприемлимых для княжества условиях, они 1 марта 1569 г. покинули Люблин. Используя тяжелое внешнеполитическое положение ВКЛ, польские феодалы добились от Жигимонта Августа издания указов о присоединении к Королевству Польскому Подляшья, Волыни, Подолья, Киевщины. К 6 июня, когда литовские вельможи и посланники шляхты вернулись на сейм, Великое княжество Литовское уже лишилось всех своих украинских владений — то есть, примерно трети своего населения. Дальнейшее сопротивление Польше было невозможно, и 1 июля 1569 г. в виде привелея-договора был подписан акт Люблинской унии. 4 июля Сигизмунд Август утвердил его. В своей основе договор представлял собой польский план унии. Пожелания литовцев были приняты в расчет только в некоторых деталях. Основные положения были следующими:1. Польша и Литва должны были составить единое содружество (res publica), единое государство (unum regnum), единый народ (unus populus).2. Они должны иметь единого суверена, с титулом "король Польский, Великий князь Литовский".3. Суверен должен избираться сенатом и шляхтой объединенного народа.4. Избирательный сейм должен будет собираться в Польше, а не в Литве.5. Вновь избранный король, после того как примет корону, должен дать клятву защищать свободы обоих народов.6. Король должен быть коронован в Кракове. Отдельной церемонии посажения на великое княжение литовское не будет.7. Будет существовать лишь один сенат и один сейм; и тот и другой будут установлениями польской короны ("коронными").8. Внешняя политика будет одной и той же для обоих народов9. Земельные угодья могут приобретаться поляками в Литве и литовцами в Польше. Каждое из государств сохранило свою армию, законы и некоторые государственные посты. В законах, которые принимались на вальном сейме в Варшаве, в обязательном порядке следовало упоминать о распространении их действия на ВКЛ (без соответствующей записи их действие ограничивалось только Королевством Польским).В дальнейшем развитии взаимоотношений между Польшей и Литвой автономия последней подтверждалась часто и во многих аспектах, хотя Польша, находясь в лучшей политической и экономической ситуации, претендовала на лидерство в Речи Посполитой.

Сейм Речи Посполитой





Законодательная власть в стране принадлежала Вальному сейму. Сеймы делились на очередные, созываемые королем, и чрезвычайные. Чрезвычайный сейм мог созвать глава католической церкви архиепископ Гнезненский в случае смерти короля или его отречения от трона. Для избрания нового короля собиралось три сейма — конвакационный, элекционный и коронационный. На конвакационном сейме определяли время и место избрания короля, разрабатывали условия договора с кандидатами на престол, на элекционном — избирали и заключали соглашение «Пакта конвента»; торжественная коронация и присяга короля происходили на коронационном сейме. "Генриховские артикулы" установили, что монарх должен созывать сеймы через каждые 2 года. При необходимости сеймы могли созываться и чаще. Обычный (ординарный) сейм не мог продолжаться более 6 недель, чрезвычайный (экстраординарный) — более 2 недель. Продление заседаний (пролонгация) требовало согласия всех послов. Вальный сейм созывался королем в Варшаве. Но в связи со шляхетским движением в ВКЛ против короля РП Яна Собесского на сейме 1673 г. было принято решение каждый третий сейм созывать в Гародне.Представительство в сейме являлось привилегией дворянства, прочие сословия РП в нем представлены не были и могли воздействовать на сеймовые решения через отдельных депутатов. Вальный сейм был двухпалатным и состоял из Сената и Посольской избы (Палаты депутатов). Сенат был высшей палатой сейма. Сюда входили высшие должностные лица государственного аппарата, верхушка католического духовенства, воеводы и каштеляны. Введение в состав сената являлось пожизненной привилегией особы, которой была оказана эта честь. Число сенаторов доходило до 150 человек и могло варьировать в зависимости от уменьшения или увеличения территории государства и его административно-территориального деления. Из числа сенаторов сейм избирал 28 человек в Королевскую раду сроком на 2 года. Сенаторы-советники короля делились на 4 группы (по семь человек в каждой) и работали в Раде по шесть месяцев. Посольская изба была нижней палатой сейма. В Посольскую избу входили представители (послы-депутаты) от шляхты поветов и земель страны, а также незначительное число депутатов от мещан наиболее важных в политическом и экономическом отношении городов. Депутаты в Посольскую избу избирались шляхтой на поветовых сеймиках, которые созывались в ВКЛ за шесть недель до Вального сейма. Местные сеймики обсуждали наиболее интересующие их вопросы, принимали постановления и давали послам инструкции относительно проблем, которые, с их точки зрения, было необходимо обсудить на сейме в Варшаве. Избирательный округ, в зависимости от исторических условий и размера территории, посылал на Вальный сейм от 1 до 8 послов. Общее количество депутатов Посольской избы зависело от территории РП (200 — 230 человек).Работа сейма начиналась торжественной литургией, после которой избирали маршалка (председателя сейма). Если сейм проходил в Польше, председательствовал поляк, если в ВКЛ — литвин. Маршалок провозглашал начало работы сейма. После проверки мандатов депутатов Сенат и Посольская изба проводили совместные заседания, на которых правительство делало отчет о своей деятельности за два года, рассматривал предложения по дальнейшей работе. Затем обе палаты работали по раздельности. За неделю до конца сейма проводились пленарные заседания обеих палат: Посольской избы и Сената. Разработанные и утвержденные королем сеймовые постановления принимали силу законов. Компетенция Вального сейма Речи Посполитой была обширной. Сейм имел право решать практически любые вопросы государственного управления и законодательства. Исключительной компетенцией вального сейма являлись избрание монарха, объявление мобилизации военных сил (посполитое рушение), сбор средств на ведение войны, заключение военных союзов, установление новых налогов и повинностей, принятие наиболее значимых законодательных актов, осуществление правосудия по некоторым государственным преступлениям. В XVII в. он получил исключительное право утверждать мирные договоры и союзы, решать вопросы, связанные с созданием представительств РП за границей и иностранных представительств в РП, участвовать в составлении дипломатических документов. В 1613 г. сейм обрел право объявления войны. Решения сеймов Речи Посполитой делились на три группы:Касающиеся всей конфедерации (о высших органах власти, налогах и т.д.)Касающиеся ПольшиИмеющие силу в ВКЛ.Последние представляли собой отдельные сеймовые конституции. Для принятия решения требовалось единогласное его одобрение. Достаточно было одному депутату не согласиться и наложить свое вето, и постановление отклонялось. Еще в XVII в. были предприняты попытки отменить этот очень вредный принцип, но шляхта видела в отмене права вето ущемление своих прав. Кроме того, все депутаты с поветов должны были точно следовать инструкциям, полученным на поветовых сеймиках, что также создавало трудности в работе. Постоянные срывы сейма не содействовали укреплению государственного порядка. В некоторых случаях, чтобы избежать срыва сейма, депутаты объявляли свой сейм конфедерацией и тогда решения принимались простым большинством голосов. После Вального сейма депутаты созывали в поветах реляционные сеймики, на которых делали отчет перед своими избирателями о работе сейма и своей деятельности на его сессиях. Иногда реляционные сеймики фактически пересматривали вопросы, определенные Вальным сеймом. Таким образом, даже сейм не решал окончательно тот или иной вопрос, поскольку каждый сеймик оставлял за собой право принять свое решение по его постановлению. Более того, местные сеймики самостоятельно решали финансовые и военные вопросы, утверждали повинности, избирали кандидатов на административные и судебные должности. В связи с образованием Речи Посполитой и учреждением общего органа — двухпалатного вального сейма, нижней палатой которого была польская изба, шляхта Великого княжества Литовского из 170 представителей этой палаты на своих сеймиках избирала 48. До середины XVII в. действовал учрежденный в Великом княжестве новый орган — Генеральный сеймик, который проходил в г. Волковыске или г. Слониме. Он обычно созывался перед вальным сеймом Речи Посполитой. На Генеральном сеймике вырабатывалась инструкция послам, которой они должны были придерживаться на вальном сейме при решении вопросов.С середины XVII в. Генеральный сеймик прекратил созываться, а вместо него был учрежден Генеральный литовский съезд (Виленская конвокация), выполнявший те же функции, что и Генеральный сеймик.Принимая во внимание, что во второй половине XVII в. отношения между Короной и Великим княжеством Литовским обострились, и все чаще на вальном сейме нельзя было принять решения из-за разногласий, то послы Короны и Великого княжества Литовского стали во время работы вального сейма собираться на особые совещания — «сессии народов» для согласования своих позиций по вопросам повестки дня. Этот факт свидетельствует о том, что послы княжества последовательно отстаивали суверенные права и интересы своего государства. Таким образом, можно сделать вывод, что в политическом регулировании РП преобладали процессы децентрализации. Этому содействовал и тот факт, что в РП отсутствовали единые исполнительно-распорядительные органы. Каждая часть конфедерации, в том числе и ВКЛ, имела свой отдельный административный и судебный аппарат, правовую систему.

Король Речи Посполитой

Что касается системы исполнительной власти в РП, то в соответствии с законом, ее возглавлял король, который с конца XVI в. был избираемым. Во время заключения Люблинской унии 1569 г. поляки настаивали на том, чтобы монарх являлся лишь королем польским. Правовое положение короля регулировалось общегосударственными актами «Пакта конвента» и «Генриховские артикулы», а его действия на территории ВКЛ определялись еще и Статутом 1588 г. В отличие от «Пакта конвента», который составлялся для каждого претендента на королевский трон и заключался с ним, «Генриховские артикулы» носили неизменный характер, и каждый избранный король был обязан их подтвердить. В «Генриховских артикулах» содержались основные положения, определяющие полномочия короля и сейма. Согласно "Генриховским артикулам" только сейм мог принимать решения, обязательные для всех должностных лиц государства, по вопросам, связанным с объявлением войны и созывом посполитого рушения. В «Артикулах» провозглашалось обязательство созывать сейм раз в два года сроком на шесть недель. Королю без согласия сейма запрещалось вводить новые налоги и пошлины. Прецедент с избранием монарха объявлялся нерушимым принципом государственного устройства РП "на вечные времена" (участвовать в выборах могла только шляхта). Монарх РП был поставлен под контроль Постоянного совета из 16 сенаторов-резидентов, избираемых сеймом. "Генриховские артикулы" накладывали ограничения и на возможность осуществления монархом своих полномочий в сфере внешней политики. Предусматривалось, что если король нарушал права и свои обязанности, шляхта могла отказаться от подчинения ему после трехкратного предупреждения со стороны примаса, затем сейма. Отказ от подчинения провозглашался в форме вооруженных конфедераций. Ни король, ни сейм не имели права назначить его наследника. В связи с этим систематически после смерти каждого короля начиналось безвластие, которое тянулось от нескольких месяцев до нескольких лет. Во время междуцарствия вся власть переходила к шляхте. На этот срок вводилась должность интеррекса, которую обычно занимал Гнезненский архиепископ. Длительные периоды междуцарствия повергали страну в анархию, которая не скоро проходила, когда появлялся, наконец, избранный король и великий князь. По закону король имел право созыва Вального сейма, от его имени свершалось правосудие, он назначал должностных лиц на государственные посты, но они давались пожизненно, и отобрать их король мог лишь за тяжкие государственные преступления. Он поддерживал отношения с другими государствами, принимал послов, стоял во главе шляхетского ополчения, но эта функция затем фактически перешла к коронному гетману. В XVII в. король РП был низведен до уровня первого должностного лица государства, полностью зависимого от воли сейма и находившегося под его контролем. С 1669г. король даже потерял право отказаться от престола. Одним словом, в результате получалось следующее: король и великий князь был первым станом Речи Посполитой, но он оказывался безвластным и бессильным. Вся власть сосредоточивалась в руках сейма. Фактически такая власть превращалась в олигархию, ибо государь ни единого шага не мог сделать без зоркого ока рады. Таким образом, с одной стороны, РП можно определить как ограниченную монархию, с другой — король РП был избираемый, а поэтому больше напоминал пожизненного президента, чем монарха. Его власть была настолько ограниченной, что фактически, он не имел ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной власти. Для того чтобы он не мог ничего самостоятельно предпринять, при нем постоянно находились 4 из 16 сенаторов-резидентов. И по форме РП скорее походила на республику, чем на монархию. Правящим сословием государства была шляхта. Высшие руководящие посты, в том числе и духовные, могли занимать только представители этого сословия. Центральным органом, осуществлявшим общее руководство дипломатической деятельностью РП в конце XVI — XVII вв., являлась канцелярия государя. Руководитель королевской канцелярии — канцлер — занимался формированием посольств и направлением их за рубеж, руководил составлением дипломатических документов и подписывал их, принимал донесения послов (обращения послов к королю были формальностью). В некоторых случаях канцлер мог принимать иностранные посольства от имени короля (в присутствии сенаторов и маршалка посольской избы). Канцлер являлся хранителем государственной печати, которой скреплялись международные договоры. Заместителем канцлера был подканцлер, который в отсутствие канцлера выполнял его обязанности. Подканцлер являлся хранителем "малой" государственной печати.Ослабление политической власти короля повышало значимость прочих представителей властвующей элиты РП. Частые войны, которые вела РП в XVI—XVIII вв., усилили значимость гетманов, командовавших войсками, собранными на территории государства (посполитым рушением). Большое распространение в XVIII в. в Речи Посполитой получили конфедерации (своеобразный съезд единомышленников шляхты). Они создавались либо в поддержку проводимой королем Речи Посполитой политики, либо против короля с целью заставить его положительно решить тот или иной вопрос. Конфедерация создавалась, как правило, первоначально в одном воеводстве, а другие воеводства присоединялись к ней. Если большинство воеводств Великого княжества Литовского присоединялось к конфедерации, то она получала название Генеральной конфедерации. Члены конфедерации приносили присягу, а акт конфедерации, в котором излагались требования конфедератов, заносился в судебные книги. В каждом из двух государств — Великом княжестве Литовском и Короне — создавалась своя Генеральная конфедерация, которая имела собственные органы, действующие параллельно с государственными (Вальная рада; маршалок конфедерации, военачальники войска конфедерации и др.). Создание конфедераций сопровождалось гражданской войной, что ослабляло Речь Посполитую.

Наши рекомендации