Система органов власти и управления на белорусских землях в IX-XIII вв.

Органы власти и управления в Великом княжестве Литовском

Объединение белорусских земель в ВКЛ

Процесс становления Великого княжества Литовского как суверенного государства начался в конце ХП в. с объединения некоторых белорусских и литовских княжеств, и продолжался в ХШ-XIV вв., когда в его состав вошли украинские и некоторые русские княжества.Рост производственных сил, укрепление феодальных отношений вызвали увеличение общественного разделения труда, что в свою очередь содействовало развитию торговли и ликвидации обособленности мелких государств-княжеств, слиянию их в более крупные государства. Особенно этот процесс усилился в Беларуси во второй половине XII в. Белорусские княжества с древних времен находились в постоянных торговых политических отношениях между собой, так как их связывала общность торговых путей по Неману, Днепру, Вилии, Западной Двине и других реках, общность культуры и языческой, а впоследствии и христианской, религии, совместные военные действия.В Беларуси объединение поддерживалось и широкими массами крестьян, особенно в первой половине XIII в. когда с северо-запада началась агрессия католических орденов крестоносцев и меченосцев, а с юго-запада — татар, что вызвало необходимость ускорения объединения белорусских княжеств в единое государство.В XII в. начался процесс присоединения и некоторых литовских земель к белорусским княжествам. На протяжении XIII-XIV вв. к Великому княжеству Литовскому были присоединены украинские и некоторые русские княжества. Процесс включения белорусских земель в состав ВКЛ осуществлялся по-разному: в одних случаях — военной силой, в других — путем династических браков, в третьих — на основании соглашения между литовскими и русскими князьями. Столицей государства первоначально был Новогрудок, а с XIV в.— Вильно. Территория Великого княжества Литовского составляла 900 тыс. кв. км. Границы его на севере соприкасались с Ливонией, Псковской и Новгородской землями, на востоке — с Московским и Рязанским княжествами, на юго-востоке — с Золотой Ордой, на юге — с Крымским ханством, на юго-западе — с Молдавским государством, на западе — с Польшей, на северо-западе — с Орденом крестоносцев.

Высшие должностные лица ВКЛ

Особенностью государственного аппарата ВКЛ являлось отсутствие коллегиальных отраслевых органов управления. Вместо них была создана довольно широкая система высших и дворных должностей, основанных на принципах единоначалия, назначения, персональной ответственности, совмещения должностей и др. Эти должностные лица осуществляли повседневное непосредственное руководство государственными делами. Возглавляя отдельные отрасли управления, они играли значительную роль в системе центральных органов. Эти должностные лица назывались врядниками (урядниками). Сами должности, занимаемые этими лицами, назывались врядом (урядом). Вряды делились на высшие и низшие. К числу высших относилась должность великого (государственного) канцлера и его помощника — подканцлера. Они заведовали государственной канцелярией, осуществляли контроль за работой писарей, секретарей и их помощников (дьяков), хранили государственную печать и государственный архив — Метрику ВКЛ, следили за учетом всей входящей корреспонденции, поступающей на имя господаря (жалобы, прошения, донесения, судебные дела и т.д.), докладывали государю о поступивших на его имя и имя рады делах, участвовали в разработке нормативных актов, готовили материалы к заседаниям рады, редактировали принятые решения, могли выдавать менее важные акты за своей подписью, по поручению господаря и рады проводили предварительное расследование по отдельным делам, поступавшим затем на окончательное решение к господарю и раде. Канцлер пользовался значительной властью по государственному управлению и осуществлял некоторые судебные функции, он закреплял своей печатью наиболее важные государственные акты, занимался переговорами с зарубежными странами. Заместителем канцлера был подканцлер. Эта должность была введена в 1566 г. в связи с тем, что по мере увеличения роли делопроизводства подканцлер должен был всегда находиться при князе, сопровождать его во время поездок. Сама же канцелярия оформилась в XIV в. вначале как личная канцелярия великого князя, но с XV-XVI в. она приобрела статус юридического учреждения. Здесь под руководством канцлера и подканцлера работали переводчики, регенты, секретари, писари, дьяки. Наиболее влиятельным был регент — высший сановник ВКЛ. Основную работу выполняли писари и секретари, которые назначались канцлером либо подканцлером и утверждались государем. Дьяки являлись низшими служащими. Основной задачей канцелярии являлось документирование решений господаря, Рады и сейма. С введением должности подканцлера государственная канцелярия разделилась на главную (большую) и меньшую, однако организационно это разделение закреплено не было. Оно сводилось к распределению книг между канцлером и подканцлером в процессе их ведения. Основная работа по организации и ведению делопроизводства в канцелярии была возложена на писарей, секретарей и дьяков. Служба на этих должностях считалась почетной и не сводилась к чисто техническим обязанностям. Писари и секретари составляли дипломатические документы (тексты договоров, инструкции послам) и занимались их окончательным редактированием. Они включались в состав посольств в качестве полноправных членов делегаций, участвовали в переговорах, зачитывали тексты договоров, могли привешивать или прикреплять к ним свои печати наряду с государственной. Канцелярия являлась местом хранения государственного архива, куда поступали и дипломатические документы (международные договоры, донесения послов, дипломатическая переписка с главами зарубежных государств). Писари и секретари появились в великокняжеской канцелярии в конце XIV в. Разница между ними заключалась в том, что первые являлись больше государственными служащими, а вторые — личными доверенными помощниками господаря. До 1566 г. количество писарей в канцелярии было неопределенным. Реорганизация, произведенная Жигимонтом Августом, ограничила их число до пяти, и они получили название писарей "великих", в отличие от писарей "скарбовых" и "польных" (военных). В 1586 г. количество писарей было сокращено до четырех.Дьяки являлись низшими служащими канцелярии, выполняли большей частью черновую работу. До XVI в. их статус еще не был четко определен, смешение функций дьяков и писарей было распространенным явлением. К середине XVI в. дифференциация между писарями и дьяками стала достаточно ощутимой. Некоторые писари получили постоянное место в Раде. Они готовили документы, составляя тексты на оснований распоряжений радных панов или услышанного на заседании Рады. Значение же дьяков свелось к роли писцов — им поручалось переписывание набело черновиков подготовленных писарями документов, а также внесение их в специальные копийные книги. Окончательное размежевание функций писарей и дьяков произошло после 1550 г., когда назначение на писарство стало осуществляться господарскими привилеями.В канцелярии состояли также писари арабские и татарские, которые использовались в сношениях с мусульманскими странами, в первую очередь Крымским ханством и Турцией, выполняя функции писарей и переводчиков ("толмачей", или "толкачей"). Анализ состава и функций канцелярии, а также обязанностей ее служащих приводит к выводу, что задачи канцелярии не ограничивались только делопроизводственными вопросами. В ней проявились организационные черты посольской службы, она выполняла функции государственной почты. Кроме того, ее служащие выполняли самые разные поручения ревизоров, мерников, комиссаров и др., которые никак не были связаны с делопроизводством. На канцелярию и ее служащих были возложены также и судебные функции. То, что господарские дворяне состояли при канцелярии, хотя по роду своей деятельности делопроизводственных вопросов не решали, указывает на ее значение как исполнительного органа, призванного проводить в жизнь решения господаря, панов-рады, сейма. Услугами канцелярии пользовались почти все должностные лица, и при отсутствии специальных центральных учреждений для управления государством, канцелярия заполняла сложившийся вакуум.Важное место среди центральных врядников занимал гетман великий (наивысший), который ведал вооруженными силами государства, а также их комплектованием, снабжением. Во время военного похода он наделялся самыми широкими полномочиями. В его компетенцию, в частности, входило рассмотрение дел о преступлениях, совершаемых по службе военными должностными лицами, о неявке на военную службу без уважительных причин, о самовольном уходе с поля боя. Ему принадлежало право наказывать виновных вплоть до покарания смертью. В мирное время власть гетмана была менее значительной. Он руководил регистрацией и сбором служилых людей, распределял их по отдельным войсковым частям, посылал своих помощников (старших справцев) для руководства отдельными частями войск и наблюдения за ними. Его заместителем был гетман польный, который возглавлял часть вооруженных сил, чаще всего размещенных у границы. Финансовые вопросы находились в ведении земского (великого) подскарбия, который вел учет поступавших в государственную казну (скарб) податей и сборов, осуществлял их хранение, а также по указанию государя и рады производил выдачу денег из государственной казны, отчитываясь ежегодно о своей работе на сеймах. Он осуществлял общее управление всем государственным имуществом и т.д. Роль подскарбия земского значительно возросла в середине XVI в., когда он стал фактически заниматься основными вопросами государственной экономики, и из простого казначея превратился в министра экономики и финансов. В подчинении у подскарбия земского находились скарбники, которые следили за своевременным поступлением средств в казну и рассматривали финансовые отчеты ключников, державцев, тиунов и других лиц местной хозяйственной администрации.Особое место среди высших врядников занимал земский (великий) маршалок, который осуществлял главным образом распорядительно-полицейскую функцию в месте пребывания государя и проведения вальных сеймов. Он был хранителем порядка и этикета при дворе. В его обязанности во время сейма входили созыв панов-радных, установление порядка и тишины во время заседаний, председательствование на заседаниях сейма и рады при отсутствии господаря, Виленского и Жмудского католических епископов, прием послов, допуск к князю посетителей с жалобами и челобитными, размещение прибывших на сейм или аудиенцию к князю, определение твердых цен на местном рынке, суд за преступления, совершенные на сейме. К высшим врядникам примыкали дворные врядники, ведавшие вопросами непосредственного управления двором великого князя. Численность дворных врядов (должностей) была еще больше, чем земских, а их специализация — более узкой. Система дворных врядников повторяла систему земских врядов с той лишь разницей, что сфера их деятельности ограничивалась территорией двора господаря. Во главе дворных врядников стоял дворный маршалок, осуществлявший распорядительно-полицейские функции при дворе господаря. Хозяйственно-финансовые вопросы относились к компетенции дворного подскарбия, дворцовой стражей ведал дворный гетман. По отдельным отраслям дворцового хозяйства назначались и другие врядники, среди которых можно отметить дворного стольника и подстолия, являвшихся распорядителями господарского стола; подчашего и чашника, которые отвечали за хранение господарских напитков и прислуживали господарю во время придворных торжественных обедов; крайчего, отвечавшего за подготовку мясных блюд для господарского стола; кухмистера, ведавшего кухней господаря.Помимо высших врядников в Беларуси было много менее значимых должностных лиц, относившихся к низшим врядникам и ведавших еще более узким кругом вопросов управления — конюшие, подключии, ключники, ловчие и другие. Все должностные лица действовали не самостоятельно, а под контролем господаря и рады, выполняя их распоряжения и указания. Они назначались на должности из числа феодалов, которые имели личные заслуги перед господарем и пользовались его особым расположением. Должности давались пожизненно или до назначения на другую более высокую должность при том условии, если лицо не совершило преступления. В Беларуси допускалось назначение одного человека одновременно на несколько должностей. Специфическое положение среди должностных лиц государственного аппарата занимали господарские дворяне (врядники) — слуги высших должностных лиц. Они выполняли многочисленные поручения государя и радных панов по государственному управлению. Их рассылали с различными поручениями — исполнять судебные решения, вводить во владение имениями, проводить следственные действия и ревизии, присматривать за строительством дорог, мостов и замков, сопровождать посольства за границу и т.д. Количество дворян при дворе великого князя колебалось от 100 до 150 человек.

Люблинская уния





Великое княжество Литовское во второй половине XVI в. оказалось в очень тяжелом положении. С одной стороны, наседали польские феодалы и католическое духовенство, которые постоянно подрывали силы княжества, стремясь захватить белорусские и украинские земли, с другой — началась Ливонская война, и войска царя Ивана IV захватили ряд городов в Беларуси. Со стороны Польши интенсивно велась пропаганда ксендзов, которые стремились при помощи католичества лишить белорусов национального самосознания и превратить их в поляков. Во всех костелах провозглашалось, что как только ВКЛ будет присоединено к Польше, вся мелкая и средняя шляхта получит такие же права и политическое значение, как и крупные феодалы. Польские феодалы терроризировали население приграничных земель, совершали набеги, грабили, убивали, калечили людей, и при этом оставались ненаказанными, так как правительство Жигимонта Августа, который с 1548 г. был и королем Польши, покрывало и даже поддерживало их, заявляя, что набеги прекратятся, как только эти земли будут присоединены к Польше. 13 марта 1564 г. Жигимонт Август издал декларацию, в которой отказался от своих наследственных прав на земли ВКЛ в пользу Польши. Он надеялся, что этот факт станет юридическим основанием ликвидации самостоятельности княжества. Но феодалы выступили против, не признав вотчинного характера власти великого князя. Идею унии с Польшей на условиях равноправия поддерживали большинство феодалов — они видели в ней возможность укрепить свое положение внутри страны и получить военную помощь в войне с Россией. Расхождение между феодалами княжества и Польши было лишь в условиях унии.В таких условиях 10 января 1569 г. начал работу Люблинский сейм. Поляки настаивали на полном включении Великого княжества Литовского в состав Польши. Даже само название Литва должно было быть исключено, и у монарха должен был быть единственный титул — "король Польши".Литовцы, наоборот, предлагали тесную федерацию Польши и Литвы. Общего правителя должен выбирать совместный сейм, который следует проводить на границе между двумя странами, и в Кракове монарха будут короновать королем Польши, а в Вильно — великим князем литовским. Для решения вопросов внешней политики, войны, и других важных дел, касающихся интересов обеих стран, должен будет собираться по очереди то в Польше, то в Литве совместный польско-литовский сейм. Местные дела каждого из государств должны будут обсуждаться отдельно на польских и литовских сеймах. Литва сохранит свои собственные законы и систему правосудия. Только коренные жители великого княжества смогут быть назначены на официальные должности в великокняжеском правительстве и администрации. Сейм длился почти 6 месяцев. Каждая из сторон ставила свои условия и не хотела уступать. Более того, когда послы ВКЛ увидели угрозу насильного заключения унии на неприемлимых для княжества условиях, они 1 марта 1569 г. покинули Люблин. Используя тяжелое внешнеполитическое положение ВКЛ, польские феодалы добились от Жигимонта Августа издания указов о присоединении к Королевству Польскому Подляшья, Волыни, Подолья, Киевщины. К 6 июня, когда литовские вельможи и посланники шляхты вернулись на сейм, Великое княжество Литовское уже лишилось всех своих украинских владений — то есть, примерно трети своего населения. Дальнейшее сопротивление Польше было невозможно, и 1 июля 1569 г. в виде привелея-договора был подписан акт Люблинской унии. 4 июля Сигизмунд Август утвердил его. В своей основе договор представлял собой польский план унии. Пожелания литовцев были приняты в расчет только в некоторых деталях. Основные положения были следующими:1. Польша и Литва должны были составить единое содружество (res publica), единое государство (unum regnum), единый народ (unus populus).2. Они должны иметь единого суверена, с титулом "король Польский, Великий князь Литовский".3. Суверен должен избираться сенатом и шляхтой объединенного народа.4. Избирательный сейм должен будет собираться в Польше, а не в Литве.5. Вновь избранный король, после того как примет корону, должен дать клятву защищать свободы обоих народов.6. Король должен быть коронован в Кракове. Отдельной церемонии посажения на великое княжение литовское не будет.7. Будет существовать лишь один сенат и один сейм; и тот и другой будут установлениями польской короны ("коронными").8. Внешняя политика будет одной и той же для обоих народов9. Земельные угодья могут приобретаться поляками в Литве и литовцами в Польше. Каждое из государств сохранило свою армию, законы и некоторые государственные посты. В законах, которые принимались на вальном сейме в Варшаве, в обязательном порядке следовало упоминать о распространении их действия на ВКЛ (без соответствующей записи их действие ограничивалось только Королевством Польским).В дальнейшем развитии взаимоотношений между Польшей и Литвой автономия последней подтверждалась часто и во многих аспектах, хотя Польша, находясь в лучшей политической и экономической ситуации, претендовала на лидерство в Речи Посполитой.

Сейм Речи Посполитой

Законодательная власть в стране принадлежала Вальному сейму. Сеймы делились на очередные, созываемые королем, и чрезвычайные. Чрезвычайный сейм мог созвать глава католической церкви архиепископ Гнезненский в случае смерти короля или его отречения от трона. Для избрания нового короля собиралось три сейма — конвакационный, элекционный и коронационный. На конвакационном сейме определяли время и место избрания короля, разрабатывали условия договора с кандидатами на престол, на элекционном — избирали и заключали соглашение «Пакта конвента»; торжественная коронация и присяга короля происходили на коронационном сейме. "Генриховские артикулы" установили, что монарх должен созывать сеймы через каждые 2 года. При необходимости сеймы могли созываться и чаще. Обычный (ординарный) сейм не мог продолжаться более 6 недель, чрезвычайный (экстраординарный) — более 2 недель. Продление заседаний (пролонгация) требовало согласия всех послов. Вальный сейм созывался королем в Варшаве. Но в связи со шляхетским движением в ВКЛ против короля РП Яна Собесского на сейме 1673 г. было принято решение каждый третий сейм созывать в Гародне.Представительство в сейме являлось привилегией дворянства, прочие сословия РП в нем представлены не были и могли воздействовать на сеймовые решения через отдельных депутатов. Вальный сейм был двухпалатным и состоял из Сената и Посольской избы (Палаты депутатов). Сенат был высшей палатой сейма. Сюда входили высшие должностные лица государственного аппарата, верхушка католического духовенства, воеводы и каштеляны. Введение в состав сената являлось пожизненной привилегией особы, которой была оказана эта честь. Число сенаторов доходило до 150 человек и могло варьировать в зависимости от уменьшения или увеличения территории государства и его административно-территориального деления. Из числа сенаторов сейм избирал 28 человек в Королевскую раду сроком на 2 года. Сенаторы-советники короля делились на 4 группы (по семь человек в каждой) и работали в Раде по шесть месяцев. Посольская изба была нижней палатой сейма. В Посольскую избу входили представители (послы-депутаты) от шляхты поветов и земель страны, а также незначительное число депутатов от мещан наиболее важных в политическом и экономическом отношении городов. Депутаты в Посольскую избу избирались шляхтой на поветовых сеймиках, которые созывались в ВКЛ за шесть недель до Вального сейма. Местные сеймики обсуждали наиболее интересующие их вопросы, принимали постановления и давали послам инструкции относительно проблем, которые, с их точки зрения, было необходимо обсудить на сейме в Варшаве. Избирательный округ, в зависимости от исторических условий и размера территории, посылал на Вальный сейм от 1 до 8 послов. Общее количество депутатов Посольской избы зависело от территории РП (200 — 230 человек).Работа сейма начиналась торжественной литургией, после которой избирали маршалка (председателя сейма). Если сейм проходил в Польше, председательствовал поляк, если в ВКЛ — литвин. Маршалок провозглашал начало работы сейма. После проверки мандатов депутатов Сенат и Посольская изба проводили совместные заседания, на которых правительство делало отчет о своей деятельности за два года, рассматривал предложения по дальнейшей работе. Затем обе палаты работали по раздельности. За неделю до конца сейма проводились пленарные заседания обеих палат: Посольской избы и Сената. Разработанные и утвержденные королем сеймовые постановления принимали силу законов. Компетенция Вального сейма Речи Посполитой была обширной. Сейм имел право решать практически любые вопросы государственного управления и законодательства. Исключительной компетенцией вального сейма являлись избрание монарха, объявление мобилизации военных сил (посполитое рушение), сбор средств на ведение войны, заключение военных союзов, установление новых налогов и повинностей, принятие наиболее значимых законодательных актов, осуществление правосудия по некоторым государственным преступлениям. В XVII в. он получил исключительное право утверждать мирные договоры и союзы, решать вопросы, связанные с созданием представительств РП за границей и иностранных представительств в РП, участвовать в составлении дипломатических документов. В 1613 г. сейм обрел право объявления войны. Решения сеймов Речи Посполитой делились на три группы:Касающиеся всей конфедерации (о высших органах власти, налогах и т.д.)Касающиеся ПольшиИмеющие силу в ВКЛ.Последние представляли собой отдельные сеймовые конституции. Для принятия решения требовалось единогласное его одобрение. Достаточно было одному депутату не согласиться и наложить свое вето, и постановление отклонялось. Еще в XVII в. были предприняты попытки отменить этот очень вредный принцип, но шляхта видела в отмене права вето ущемление своих прав. Кроме того, все депутаты с поветов должны были точно следовать инструкциям, полученным на поветовых сеймиках, что также создавало трудности в работе. Постоянные срывы сейма не содействовали укреплению государственного порядка. В некоторых случаях, чтобы избежать срыва сейма, депутаты объявляли свой сейм конфедерацией и тогда решения принимались простым большинством голосов. После Вального сейма депутаты созывали в поветах реляционные сеймики, на которых делали отчет перед своими избирателями о работе сейма и своей деятельности на его сессиях. Иногда реляционные сеймики фактически пересматривали вопросы, определенные Вальным сеймом. Таким образом, даже сейм не решал окончательно тот или иной вопрос, поскольку каждый сеймик оставлял за собой право принять свое решение по его постановлению. Более того, местные сеймики самостоятельно решали финансовые и военные вопросы, утверждали повинности, избирали кандидатов на административные и судебные должности. В связи с образованием Речи Посполитой и учреждением общего органа — двухпалатного вального сейма, нижней палатой которого была польская изба, шляхта Великого княжества Литовского из 170 представителей этой палаты на своих сеймиках избирала 48. До середины XVII в. действовал учрежденный в Великом княжестве новый орган — Генеральный сеймик, который проходил в г. Волковыске или г. Слониме. Он обычно созывался перед вальным сеймом Речи Посполитой. На Генеральном сеймике вырабатывалась инструкция послам, которой они должны были придерживаться на вальном сейме при решении вопросов.С середины XVII в. Генеральный сеймик прекратил созываться, а вместо него был учрежден Генеральный литовский съезд (Виленская конвокация), выполнявший те же функции, что и Генеральный сеймик.Принимая во внимание, что во второй половине XVII в. отношения между Короной и Великим княжеством Литовским обострились, и все чаще на вальном сейме нельзя было принять решения из-за разногласий, то послы Короны и Великого княжества Литовского стали во время работы вального сейма собираться на особые совещания — «сессии народов» для согласования своих позиций по вопросам повестки дня. Этот факт свидетельствует о том, что послы княжества последовательно отстаивали суверенные права и интересы своего государства. Таким образом, можно сделать вывод, что в политическом регулировании РП преобладали процессы децентрализации. Этому содействовал и тот факт, что в РП отсутствовали единые исполнительно-распорядительные органы. Каждая часть конфедерации, в том числе и ВКЛ, имела свой отдельный административный и судебный аппарат, правовую систему.

Король Речи Посполитой

Что касается системы исполнительной власти в РП, то в соответствии с законом, ее возглавлял король, который с конца XVI в. был избираемым. Во время заключения Люблинской унии 1569 г. поляки настаивали на том, чтобы монарх являлся лишь королем польским. Правовое положение короля регулировалось общегосударственными актами «Пакта конвента» и «Генриховские артикулы», а его действия на территории ВКЛ определялись еще и Статутом 1588 г. В отличие от «Пакта конвента», который составлялся для каждого претендента на королевский трон и заключался с ним, «Генриховские артикулы» носили неизменный характер, и каждый избранный король был обязан их подтвердить. В «Генриховских артикулах» содержались основные положения, определяющие полномочия короля и сейма. Согласно "Генриховским артикулам" только сейм мог принимать решения, обязательные для всех должностных лиц государства, по вопросам, связанным с объявлением войны и созывом посполитого рушения. В «Артикулах» провозглашалось обязательство созывать сейм раз в два года сроком на шесть недель. Королю без согласия сейма запрещалось вводить новые налоги и пошлины. Прецедент с избранием монарха объявлялся нерушимым принципом государственного устройства РП "на вечные времена" (участвовать в выборах могла только шляхта). Монарх РП был поставлен под контроль Постоянного совета из 16 сенаторов-резидентов, избираемых сеймом. "Генриховские артикулы" накладывали ограничения и на возможность осуществления монархом своих полномочий в сфере внешней политики. Предусматривалось, что если король нарушал права и свои обязанности, шляхта могла отказаться от подчинения ему после трехкратного предупреждения со стороны примаса, затем сейма. Отказ от подчинения провозглашался в форме вооруженных конфедераций. Ни король, ни сейм не имели права назначить его наследника. В связи с этим систематически после смерти каждого короля начиналось безвластие, которое тянулось от нескольких месяцев до нескольких лет. Во время междуцарствия вся власть переходила к шляхте. На этот срок вводилась должность интеррекса, которую обычно занимал Гнезненский архиепископ. Длительные периоды междуцарствия повергали страну в анархию, которая не скоро проходила, когда появлялся, наконец, избранный король и великий князь. По закону король имел право созыва Вального сейма, от его имени свершалось правосудие, он назначал должностных лиц на государственные посты, но они давались пожизненно, и отобрать их король мог лишь за тяжкие государственные преступления. Он поддерживал отношения с другими государствами, принимал послов, стоял во главе шляхетского ополчения, но эта функция затем фактически перешла к коронному гетману. В XVII в. король РП был низведен до уровня первого должностного лица государства, полностью зависимого от воли сейма и находившегося под его контролем. С 1669г. король даже потерял право отказаться от престола. Одним словом, в результате получалось следующее: король и великий князь был первым станом Речи Посполитой, но он оказывался безвластным и бессильным. Вся власть сосредоточивалась в руках сейма. Фактически такая власть превращалась в олигархию, ибо государь ни единого шага не мог сделать без зоркого ока рады. Таким образом, с одной стороны, РП можно определить как ограниченную монархию, с другой — король РП был избираемый, а поэтому больше напоминал пожизненного президента, чем монарха. Его власть была настолько ограниченной, что фактически, он не имел ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной власти. Для того чтобы он не мог ничего самостоятельно предпринять, при нем постоянно находились 4 из 16 сенаторов-резидентов. И по форме РП скорее походила на республику, чем на монархию. Правящим сословием государства была шляхта. Высшие руководящие посты, в том числе и духовные, могли занимать только представители этого сословия. Центральным органом, осуществлявшим общее руководство дипломатической деятельностью РП в конце XVI — XVII вв., являлась канцелярия государя. Руководитель королевской канцелярии — канцлер — занимался формированием посольств и направлением их за рубеж, руководил составлением дипломатических документов и подписывал их, принимал донесения послов (обращения послов к королю были формальностью). В некоторых случаях канцлер мог принимать иностранные посольства от имени короля (в присутствии сенаторов и маршалка посольской избы). Канцлер являлся хранителем государственной печати, которой скреплялись международные договоры. Заместителем канцлера был подканцлер, который в отсутствие канцлера выполнял его обязанности. Подканцлер являлся хранителем "малой" государственной печати.Ослабление политической власти короля повышало значимость прочих представителей властвующей элиты РП. Частые войны, которые вела РП в XVI—XVIII вв., усилили значимость гетманов, командовавших войсками, собранными на территории государства (посполитым рушением). Большое распространение в XVIII в. в Речи Посполитой получили конфедерации (своеобразный съезд единомышленников шляхты). Они создавались либо в поддержку проводимой королем Речи Посполитой политики, либо против короля с целью заставить его положительно решить тот или иной вопрос. Конфедерация создавалась, как правило, первоначально в одном воеводстве, а другие воеводства присоединялись к ней. Если большинство воеводств Великого княжества Литовского присоединялось к конфедерации, то она получала название Генеральной конфедерации. Члены конфедерации приносили присягу, а акт конфедерации, в котором излагались требования конфедератов, заносился в судебные книги. В каждом из двух государств — Великом княжестве Литовском и Короне — создавалась своя Генеральная конфедерация, которая имела собственные органы, действующие параллельно с государственными (Вальная рада; маршалок конфедерации, военачальники войска конфедерации и др.). Создание конфедераций сопровождалось гражданской войной, что ослабляло Речь Посполитую.

Контрреформы 1880-1890-х гг.

Правление Александра III (1881—1894) стало временем осмысления преобразований прежнего царствования. В 1880-е гг. на смену реформам пришла пора реакции и гонений.В 1881 г. появляется «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», по которому местная администрация наделялась правом издания обязательных постановлений, нарушение которых каралось арестом, штрафами, высылкой. Теперь в любой губернии разрешалось вводить чрезвычайное положение «для водворения спокойствия и искоренения крамолы». Увеличиваются штаты отдельного корпуса жандармов, создаются новые охранные отделения, а в 1882 г. — секретная полиция. Губернаторы получили право закрывать органы печати, торговые и промышленные предприятия, учебные заведения, приостанавливать деятельность земств и городских дум. Изданное как «временное», сроком на три г., это положение постоянно возобновлялось и действовало вплоть до 1917 г.Серией законодательных актов 1889-1892 гг. ограничивалась самостоятельность многих местных госучреждений. По новому «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» 1880 г. земства были преобразованы. Дворянство получило возможность избирать большую часть гласных (около 57%). Имущественный ценз понижался для дворян и повышался для городского населения. Крестьяне вообще потеряли право выбирать гласных, теперь их назначал губернатор из среды крестьянских выборщиков.Вновь избранные земские гласные утверждались губернатором, что ставило земские учреждения под контроль государства. Фактически, это перечеркивало главную идею земства — независимость от органов государственной власти и царя в решении вопросов местного самоуправления. Смысл земской контрреформы состоял в том, чтобы свести на нет возможность участия в работе земских органов нежелательных для режима людей, увеличить представительство дворян и в конечном итоге сделать земства лояльными по отношению к самодержавной власти.Введенное 11.06.1892 г. новое городовое положение также являлось контрреформой, преследующей те же цели, что и земская: ослабить выборное начало, сузить круг вопросов, решаемых органами местного самоуправления и расширить сферу правительственных полномочий. Согласно новому городовому положению повышался имущественный ценз. Городская управа получила больше независимости от городской думы, было сокращено число гласных. Значительно расширялись права городского головы: он мог сам, без согласия думы, снимать с повестки дня поставленные вопросы. Гласные были лишены права требовать созыва чрезвычайного собрания, а дума — права отдачи под суд членов управы. Новое положение приравнивало выборных должностных лиц городской думы к правительственным чинам и ставило их в зависимость от администрации. Губернатор получал право на предписания и указания членам управы, губернское по городским делам присутствие могло отстранять их от должности. Что касается городской думы, то сам губернатор мог приостановить любое ее решение. Т.о., городское самоуправление лишилось самостоятельности, все его действия должны были одобряться и утверждаться губернской администрацией. Таким образом, уже к середине 1880-х гг. сложились основные направления контрреформ: полная централизация власти и осуждение земского и городского самоуправления.

Советы от февраля к октябрю

27 февраля в Петрограде инициативная группа из меньшевиков и эсеров, объявившая себя "Временным исполнительным комитетом" Совета, разослала воззвание войскам и заводам, предлагая выбирать представителей в совет.

В 9 часов вечера в тот же день в Таврическом дворце Петроградский Совет собрался на свое первое заседание, на котором присутствовало около 50 депутатов. Вслед за этим был создан Совет солдатских депутатов, который объединил свои действия с Советом рабочих депутатов. 1 марта Петроградский совет был преобразован в Совет рабочих и солдатских депутатов. Был избран Исполнительный комитет Совета. Не обладая формальной хозяйственной и исполнительной властью, он являлся реальной силой, так как пользовался поддержкой большинства петроградского гарнизона и населения города. По отношению к Временному правительству Советы представляли собой вторую власть.

1 марта Совет издал "Приказ № 1", согласно которому солдатам вне службы давались равные со всеми гражданские и политические права. В частях создавал

Наши рекомендации