Характер и назначение комсомольско-молодежной печати
Социалистическое общество, которое ставит своей целью наиболее полное удовлетворение материальных и ду ховных потребностей человека, всестороннее развитие его личности, осо бое внимание обращает на молодое поколение. И этот объективный и закономерный интерес объясняется не только тем, что молодежь, всту пая в общественную жизнь, прини мает и продолжает все созданное и завоеванное предшествующими поко лениями революционеров, но и тем, что молодежь в значительной сте пени определяет будущее общества, горизонты и перспективы его раз вития.
Облик, черты каждого нового по коления коммунистической молодежи формируются на основе духовной преемственности поколений и специфических, присущих характеру сво его времени конкретно-исторических условий развития. Естественно, что процесс социализации молодежи, освоения и утверждения в ее созна нии коммунистических идеалов не может быть автоматическим и оди наковым для всех времен и поколе ний. В. И. Ленин дал глубокую раз работку проблемы специфики под хода новых поколений молодежи (и ее отдельных социальных групп, рабочей, студенческой в частности) к социализму, ос воению опыта предшествующих поколений. Владимир Ильич предостерегал людей старшего поколения от шаб лонного отношения к молодежи, «которая по необходи мости вынуждена приближаться к социализму иначе, не тем путем, не в той форме, не в той обстановке, как ее отцы»[1].
«Кипящей, бурлящей, ищущей» называл В. И. Ленин молодежь, подчеркивая в беседе с К. Цеткин, что ей «осо бенно нужны жизнерадостность и бодрость. Здоровый спорт... разносторонность интересов, учение, разбор, исследование и все это по возможности совместно!»[2]. Он требовал учитывать возрастные, психологические особен ности молодежи. Эти ленинские положения методоло гически важны для исследования характера, форм и методов работы с молодежью, для понимания закономерно сти и необходимости создания самостоятельных институ тов — Коммунистического союза молодежи (комсомол), молодежных органов печати, отдельных учреждений.
Вместе с тем В. И. Ленин, наша партия предостерега ли от абсолютизации специфических особенностей моло дежи, рассматривая ее частью общества, а молодежное движение — органической частью общепролетарского дви жения. Классовое, социальное, а не возрастное размеже вание является главным в обществе.
Социалистическое общество предоставляет широкий про стор для развития творческой активности и инициативы молодежи, постоянно заботится о приобщении ее к об щественному созиданию, о включении в культурное, хозяйственное и государственное строительство, разраба тывает широкую систему ее коммунистического воспита ния на идеях марксизма-ленинизма.
В этой системе важное место занимают средства мас совой информации и пропаганды — печать, телевидение, радио, а также книгоиздание. В капиталистическом об ществе эти средства в своем абсолютном большинстве при надлежат крупнейшим, монополиям, в ряде случаев го сударству и буржуазным партиям. При всем внешнем раз нообразии они служат одной цели — превращению моло дого поколения в послушное орудие господствующего класса. Им противостоят издания коммунистических и демократических партий, далеко не всегда имеющие воз можность для массового выпуска и распространения своей печатной продукции.
В условиях социализма печать служит миллионам тру дящихся, являясь выразительницей и носительницей са мых передовых идей — идей коммунизма. Именно в Со ветском Союзе, других социалистических странах сред ства массовой информации и пропаганды служат делу все стороннего развития и воспитания молодого человека, формирования личности коммунистического типа.
Необходимость создания особого вида печати для мо лодежи, для ее авангарда — Коммунистического союза молодежи в нашей стране, как мы говорили выше, выте кала из специфических особенностей молодежи, условий ее формирования, определялась потребностями коммуни стического воспитания молодого поколения, интересами со циалистического строительства. Обусловленность рожде ния молодежной печати как общественного феномена в из вестном смысле совпадает с необходимостью создания ВЛКСМ в качестве общественно-политической организа ции молодежи. В книге «Союз молодых борцов» существование комсомола как самостоятельной общественной орга низации объясняется так:
«—Во-первых, Коммунистический союз является одной па организационных форм политического, идейного объе динении трудящейся молодежи вокруг Коммунистиче ской партии, важным сродством вовлечения юношей и де вушек и борьбу за победу нового, коммунистического строя.
— Во-вторых, наличием у молодежи специфически возрастных особенностей, интересов и запросов, учет ко торых значительно облегчает работу партии в массах молодежи, позволяет более эффективно влиять на формиро вание ее взглядов, мировоззрения, на воспитание ее в революционном коммунистическом духе, на привлече ние молодежи к активному участию в решении практи ческих задач строительства нового общества.
Существование комсомола позволяет партии, Совет скому государству более полно, своевременно учесть ин тересы и запросы молодежи и при активном участии самой молодежи удовлетворить их, а в отдельных случаях и защитить интересы молодежи.
— В-третьих, необходимостью предоставления моло дежи арены самостоятельной организационно-практической деятельности, проявления широкой инициативы и самостоятельности, воспитания на собственном опыте»[3].
Советская молодежная печать имеет богатую и слав ную историю. Но прежде чем анализировать ее, важно уяснить, в чем назначение и сущность молодежной печа ти, понять специфику ее характера и функций. Содержа ние этой проблемы неотделимо от ленинских принципов партийной печати.
Вопрос о роли печати, ее функциях всегда был в центре внимания В. И. Ленина.
«Газета — не только коллективный пропагандист и кол лективный агитатор, но также и коллективный организа тор». В этих афористических ленинских словах четко обо значены сущность печати, ее главное назначение.
Для более полного анализа вопроса возьмем эту часть ленинского текста целиком: «Роль газеты, — пишет В. И. Ленин,— не ограничивается, однако, одним распрост ранением идей, одним политическим воспитанием и привлечением политических союзников. Газета — не только кол лективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор. В этом последнем отношении ее можно сравнить с лесами, которые стро ятся вокруг возводимого здания, намечают контуры по стройки (1), облегчают отношения между отдельными стро ителями (2), помогают им распределять работу и обозре вать общие результаты, достигнутые организованным трудом. При помощи газеты и в связи с ней сама собой бу дет складываться постоянная организация, занятая не только местной, но и регулярной общей работой (3), приучающей своих членов внимательно следить за поли тическими событиями, оценивать их значение и их влия ние на разные слои населения (4), вырабатывать целесо образные способы воздействия на эти события со стороны революционной партии (5)»[4].
Это ленинское высказывание подчеркивает многопла новость функций пролетарской прессы. При этом на пер вый план Владимир Ильич выдвигает функции пропаган диста, агитатора, организатора. Расшифровывая организаторскую роль газеты, он обращает внимание на различные ее грани, выделяет прогностическую (1), коммуникативную (2), управленческую (3), оценочную (4) функции, функцию руководства (5).
В наиболее концентрированном, обобщенном виде все эти функции выражаются в формирующей (мировоззрен ческой) и преобразующей ролях нашей печати, когда пос ледняя выступает как орудие классовой борьбы, как прак тическое средство коммунистического строительства.
Безусловно, главной из всех многообразных функций коммунистической печати является ее функция как кол лективного организатора в ее ленинской трактовке. Про фессор В. П. Будников, анализируя, из каких обстоя тельств исходит В. И. Ленин, делая вывод о печати как коллективном организаторе, пишет: «Во-первых, из марк систского учения об организующем и преобразующем зна чении передовых общественных идей, политических взглядов. Он видел в пролетарской газете важнейшее средство распространения таких идей и взглядов, и это легло в ос нову его определения печати как коллективного пропа гандиста, агитатора и организатора. Во-вторых, Ленин исходил из особой роли печатной агитации. Являясь, с одной стороны, орудием политического воспитания масс, а с другой — трибуной политических обличений, мощным средством расшатывания и разрушения старого строя, га зета, как самый важный вид агитационной литературы, имеет большое значение и как организационное ору жии и руках партии. В-третьих, Ленин учитывал, что из всея классов общества только пролетариат способен к наибольшей и наилучшей организации. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин неоднократно указывали, что пролета риат как класс имеет свои специфические, присущие лишь ему формы организации, обусловленные его местом и ролью и общественном производстве, что он имеет объективно-максимальную способность к объединению, к организации. Именно эта особенность и накладывает свой отпечаток на пролетарскую прессу, выступающую как коллектив ный организатор. Наконец, при выработке своего опре деления Ленин исходил из особой роли периодической печати как важного средства взаимодействия партии с рабочим классом, связующего звена между партией и массами»[5].
Эти основные ленинские положения о функциях партий ной прессы имеют прямое и непосредственное отношение к печати Ленинского комсомола, всей молодежной прессе страны, являющейся пропагандистом, агитатором иорга низатором масс молодежи. Принципы коммунистической журналистики, которые определяют направленность, со держание деятельности печатных органов, основополагаю-щи и для комсомольско-молодежной прессы: партийность, идейность, народность, непримиримость в борьбе с врагами марксизма-ленинизма, паучность, правдивость, тесная связь с общественной практикой, неразрывное единство процесса воспитания и организаторской ра боты.
Для деятельности молодежной прессы несомненно важ ными являются и конкретные высказывания В. И. Ленина о целях, характере и специфике юношеской печати, роли печати в воспитании юношества. Еще в 1905 г., готовя пролетариат к решительным классовым битвам, В. И. Ленин горячо настаивал на необходимости привле чения молодежи к работе партийной прессы, видя в этом важную форму приобщения юношей и девушек к революционному делу. Участие молодежи в прессе, несомненно, расширяло ее кругозор, пополняло запас знаний, зака ляло в идейном отношении, втягивало в партийную ра боту. Так, в письме к Богданову Владимир Ильич выска зывается за резкое увеличение числа статей, корреспон денции, заметок молодых рабочих, студентов для газеты большевиков «Вперед»[6].
Проявляя интерес к нарастающему социалистическому движению молодых пролетариев в странах Западной Ев ропы, В. И. Ленин обращал внимание на тот факт, что союзы молодежи для достижения своих целей активно используют печатные издания, стремятся к самостоятель ному выпуску газет и журналов. В. И. Ленин был хорошо знаком с постановкой издательского дела у союзов моло дежи, ему было известно не только содержание выпускае мой ими литературы, но и тираж отдельных изданий, спосо бы их распространения. Он писал об этом в статье «Анти милитаристская пропаганда и союзы социалистической рабочей молодежи»[7].
Находясь в годы первой империалистической войны в эмиграции, В. И. Ленин поддерживает тесные связи с Швейцарской организацией социалистической молодежи. Он сотрудничает в журнале «Интернационал молодежи» — органе Международного социалистического бюро, которое после Бернской юношеской конференции (апрель 1915 г.) обосновалось в Цюрихе. В «Интернационале молодежи» были опубликованы три ленинские работы: «Военная прог рамма пролетарской революции», «Прощальное письмо к 'швейцарским рабочим», «За хлеб и за мир»[8].
И — что особенно важно — Владимир Ильич проана лизировал содержание первых шести номеров журнала. Рецензия называлась «Интернационал молодежи (заметка)». Он писал, что это издание «необходимо вообще отметить и затем усиленно рекомендовать вниманию всех членов нашей партии, имеющих возможность соприкасаться с за граничными социал-демократическими партиями и орга низациями молодежи»[9].
В. И. Ленин отметил, что в журнале «помещен ряд хо роших статей в защиту революционного интернациона лизма», «все издание проникнуто превосходным духом горячей ненависти к изменникам социализма», «самым искренним стремлением к очищению международного рабочего движения от разъедающих его шовинизма и оппортунизма». Обратив внимание на тот факт, что «теоре тической ясности и твердости в органе молодежи еще нет, а может быть, и никогда не будет именно потому, что это — орган кипящей, бурлящей, ищущей молодежи», Влади мир Ильич дал совет, как нужно относиться к этому. «Та ким людям,— писал он,— надо всячески помогать, от носясь как можно терпеливее к их ошибкам, стараясь исправлять их постепенно и путем преимущественно убеж дения, а не борьбы»[10].
Вместе с тем В. И. Ленин всегда резко осуждал вся ческие проявления панибратства и лести по отношению к юношеской организации, подчеркивал право партии на идейно-политическое руководство, на «полную свободу товарищеской критики их ошибок!». «Льстить молодежи мы не должны»[11],— предупреждал он,
В. И. Ленин настаивал на необходимости строгого классового подхода при оценке роли и значения моло дежи в революционной борьбе, в жизни общества.
Эти важные положения, разработанные Владимиром Ильичем почти шестьдесят лет назад и относящиеся к другой конкретно-исторической обстановке, имеют и сей час очень большое значение. Они сыграли огромную роль в организации комсомольско-молодежной печати в нашей стране, в деле партийного руководства комсомольскими изданиями.
В работе С. Гуревича «К. Маркс и Ф. Энгельс — осно воположники теории коммунистической журналистики» отмечается, что партийная пролетарская печать представ ляет партию пролетариата не только перед рабочими мас сами, перед всеми трудящимися страны, немалое значение имеет и то, что она представляет партию перед ее членами, сплачивая их в боевой союз единомышленников[12]. В прин ципе это положение можно отнести и к печати Коммунис тического союза молодежи, памятуя, что комсомольская печать представляет комсомол перед всей молодежью и способствует ее объединению, сплочению в единый проле тарский, коммунистический союз молодых единомышлен ников.
Коренные социально-экономические и политические интересы комсомола, трудящейся молодежи полностью соответствуют интересам рабочего класса и его авангар да — Коммунистической партии. А классовая природа ком сомола состоит в том, что он является пролетарской, ком мунистической организацией, руководствуется Програм мой Коммунистической партии, марксистско-ленинским учением. Его роль помощника и резерва партии, боевого авангарда советской молодежи требует от комсомольской печати быть печатью партийной, печатью классовой, ком мунистической.
Комсомольская печать — неотъемлемая часть партий но-советской прессы. Поэтому ее важнейшая задача — неуклонное проведение в жизнь политической линии пар тий, целеустремленность в пропаганде идей марксизма. Она призвана постоянно и всесторонне показывать деятель ность комсомола как помощника партии в коммунисти ческом воспитании молодежи.
В одном из последних исследований на эту тему[13] ле нинские принципы партийного руководства прессой опре деляются так:
— строгое подчинение печати партийным комитетам, обеспечение четкой последовательности идейно-политиче ской линии печатного органа, его верность марксистскому учению;
— обеспечение печати идейно стойкими, политичес ки . зрелыми кадрами и осуществление систематического компетентного руководства ими;
— постоянная забота о повышении действенности, эф фективности прессы в борьбе за социализм и коммунизм;
— обеспечение тесной связи печати с трудящимися массами, выполнение ею ответственной роли трибуны на рода.
Повышение уровня комсомольской печати неразрывно связано с неуклонным осуществлением этих основопола гающих ленинских принципов, обеспечивающих высокую идейность, партийную принципиальность, повседневную тесную связь с жизнью, с массами молодежи.
Комсомольская печать — печать Коммунистического союза молодежи — в своей деятельности руководствует ся ленинской теорией партийной печати, развитой и кон кретизированной в решениях и указаниях Коммунисти ческой партии. В то же время комсомольско-молодежная * печать функционирует с учетом специфики деятельности ВЛКСМ как воспитательной организации, где проходят подготовительную школу общественно-политического вос питания широкие массы молодежи, с учетом состава, воз растных особенностей комсомольцев, а также необхо димости влияния Союза на всю советскую молодежь.
Молодежная печать выступает как одна из форм само деятельности Союза молодежи, опираясь на которую комсомол помогает юношам и девушкам проявлять «свою инициативу, свой почин», приобретать революционно-практический опыт. На страницах молодежных изданий происходят оценка и самооценка деятельности молодых людей, влияющие на их воспитание и самовоспита ние в процессе трудового и общественного бытия.
Человек не рождается личностью. Он ею становится, и процесс этот протекает под воздействием объективныхусловий, системы общественных отношении и целенаправ ленного сознательного воздействия общества — воспи тания.
А раскрывается личность в действиях и поступках. Именно деятельность в любой из областей материальной и духовной практики общества формирует и развивает чувства, помыслы и свойства личности. Отсюда важность воздействия па личность в процессе ее жизнедеятельности, воспитания человека действием, в действии, на деле.
Основа коммунистического воспитания молодежи — в совместном практическом труде с рабочими и крестья нами. Подчеркивая это, В. И. Ленин говорил на III съез де комсомола, что «без работы, без борьбы книжное зна ние коммунизма из коммунистических брошюр и произве дений ровно ничего не стоит».
Отсюда, однако, не следует, что В. И. Ленин исклю чал печать из средств коммунистического воспитания или хотя в какой-то мере принижал ее воспитательное значе ние. Суть здесь в стремлении подчеркнуть ведущее значение революционной практики в коммунистическом вос питании юношества, ведущую роль революционного де ла. Вместе с тем В. И. Ленин неоднократно подчеркивал необходимость единства «слова» и «дела» и в революцион ной практике воспитания молодого поколения.
Коммунистическое воспитание имеет своим источником и созидательный труд молодежи «вместе с рабочими и крестьянами», и совместную с ними политическую жизнь, и «коммунистические книги и брошюры». При этом роль последних тем активнее возрастает, чем полнее и точнее они отражают реальные коммунистические дела рабочих, крестьян, интеллигенции и самой молодежи, чем прав дивее и яснее показывают они труд, политическую борьбу, место молодежи в труде и борьбе.
Это ленинское положение и верная его трактовка помо гают определить главную практическую задачу воспита тельной работы с молодежью, раскрыть ее психолого-педагогический смысл.
Видный советский ученый-психолог С. Д. Рубинштейн отмечал, что главное в воспитании (в том числе и в воспи тательной работе печати.— В. Г.)как раз и заключается в том, чтобы «тысячами нитей связать человека сжизнью так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он счита ет своими, в решение которых он включается. Это важней всего потому, что главный источник всех нравственных не поладок, всех вывихов в поведении — та душевная пу стота, которая образуется у людей, когда они становятся безучастными к окружающей их жизни, отходят в сторону, чувствуют себя в ней посторонними наблюдателями, гото выми на все махнуть рукой,— тогда им все становится ни почем»[14] (курсив мой — В. Г.). Этот тезис следует до полнить положением о том, как важно в деле воспитания научить людей «избирать действительные, подлинные, а не ложные ценности, то есть то, что имеет общественную ценность для человека и общества»[15].
Молодой человек, действуя, познает мир. В этом про цессе он формируется и проявляется как личность. По этому главной воспитательной задачей комсомола явля ется организация деятельности молодых людей, привле чение их к общественно полезному действию, постановка перед ними коммунистической цели, направление их энер гии для ее осуществления. В решении этой задачи боль шую роль играют средства массовой информации, и в част ности комсомольская печать — газеты, журналы, кото рые призваны постоянно поддерживать идею действования, звать молодежь к нему, организовывать его, раскрывать коммунистическую сущность и цели социальной деятель ности молодежи, комсомола.
Средства массовой информации развиваются на основе новейших технических достижений как реализация ес тественного стремления человека расширить и усовершенствовать свое общение с людьми, миром. Ныне использование средств массовой информации — органическая потребность современного человека. Среди социальных ролей, которые выполняют печать, телевидение, радио, на передний план выдвигается функция организации и поддержания информационной связи между людьми, меж ду различными компонентами социальной структуры. Мож но согласиться с тем, что «коммуникация — это не толь ко «связывание» человека с человеком, это и то общее, что присуще людям в данной конкретной исторической ситуа ции, в их отношениях к окружающей действительности и к самим себе»[16].
В рассматриваемом аспекте молодежная пресса выпол няет часть общей информационной связи с определенной категорией людей (молодежь от 14 до 28 лет) и целыми со циальными группами общества и организует эту связь по линиям: комсомол — партия; массы молодежи — ком сомол; массы комсомольцев — руководство комсомола; мо лодежь — общество; молодежь — старшее поколение и т. д.
В условиях социализма средства массовой информации, рассчитанные на молодежь[17], имеют как универсальный характер (составная органическая часть всей советско-партийной печати), так и локально-специфический (ориентация на определенный слой общества — молодежь, на определенную организацию — комсомол). Это находит пря мое отражение в публикации материалов, которые несут общесоюзную, общепартийную информацию и информацию о жизни молодежи, о комсомоле.
Говоря о функциях печати, не следует забывать, что определенный их набор присущ не только печати в целом, но и каждому типу печатного издания. Точнее, каждый тип издания помимо функций, общих для печати в целом, обладает и функциями, присущими лишь ему одному. Об этом писали К. Маркс и Ф. Энгельс, создавая после закрытия «Рейнской газеты» новый журнал: «То, что пред ставляет наибольший интерес газеты — ее повседневное вме шательство в движение и возможность быть непосред ственным рупором этого движения, отражение текущей ис тории во всей ее полноте, непрерывное живое взаимодей ствие между народом и ежедневной печатью народа — все это неизбежно утрачивается, когда имеешь дело с журналом. Зато у журнала то преимущество, что он позво ляет рассматривать события в более широком плане и ос танавливаться только на наиболее важном»[18].
Специфическими функциями обладает и книга. Для ли тературы различных видов указанные функции имеют раз личную иерархическую соподчиненность, различную струк туру «горизонтальных» и «вертикальных» связей, реали зуются с помощью различных журналистских приемов и их сочетаний. В этом плане книга для молодежи обла дает своей спецификой и отличается от изданий, адресо ванных взрослому читателю или читателю самому ма ленькому.
Поэтому, обрисовав общие принципы деятельности комсомольско-молодежной печати, ее характер и назначение, необходимо выявить только ей свойственные, специфи ческие, имманентные законы функционирования.
[1]В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 30, с. 226.
[2]«Воспоминания о Ленине». М., 1957, т. II, с. 574.
[3] В. С у л е м о в. Союз молодых борцов. М., 1971, с. 118—119.
[4] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 5, с. 11 (цифры наши.—В.Г.)
[5] В. П. Будников. Большевистская партийная периоди ческая печать в период подготовки и проведения Октябрьской ре волюции (март 1917 г.— февраль 1918 г.). М., 1963, с. 11.
[6] См. В. И. Лен и н. Полн. собр. соч., т. 47, с. 6—7.
[7]См. В. И. Ленине. Полн. собр. соч., т. 16, с. 114—117.
[8]См. В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 30, о. 131—184: т. 31, с. 87—94; т. 35, с. 169—170.
[9] В. И. Ленин Полн. собр. соч., т. 30, с. 225.
[10]Там же, с. 226.
[11]Там же.
[12]См. С. Гуревич. К. Маркс и Ф. Энгельс — основополож ники теории коммунистической журналистики. М., 1973, с. 158.
[13]См. В. П. Смирнов. Ленинские принципы партийного руководства печатью. М., 1975, с. 43.
[14] С. Л. Рубинштейн. Принципы и пути развития пси хологии. М., 1909, с. 140—141.
[15] В. Л. Тугаринов. Ценности личные и общественные. «Советская педагогика», 1967, № 4, с. 101.
[16] В. Коробейников. Идолы века. М., 1972, с. 17.
[17] Мы подчеркиваем, что выделяем из всей взаимосвязи целост ной системы средств массовой информации печатные издания.
[18] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 7, с. 1.