Сотрудничество Беларуси со странами СНГ.

Развитие двусторонних отношений со странами СНГ является одним из основных внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетов Республики Беларусь. Эта приоритетность обусловлена совокупностью исторических, экономических, политических и культурных факторов.

Беларусь стремится к построению паритетных, взаимовыгодных отношений с государствами-участниками СНГ. При этом важнейшей сферой сотрудничества является торгово-экономическое взаимодействие.

Ключевыми торговыми партнерами являются Украина, Казахстан, Азербайджан, Молдова и Туркменистан, на долю которых приходится 91 процент белорусского экспорта в регионе СНГ (без учета России).

Между Беларусью и Украиной заключено более 160 двусторонних международных договоров. Основополагающими документами, регулирующими двустороннее политическое и экономическое сотрудничество, являются Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, Соглашение о свободной торговле.

Дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Республикой Казахстан установлены 16 сентября 1992 года.

Основополагающим документом, определяющим направления и перспективы развития отношений между двумя странами, является Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Беларусь и Республикой Казахстан, подписанный 17 января 1996 года в г. Минске.

Республика Беларусь и Республика Казахстан ведут активный политический диалог. На регулярной основе проходят встречи президентов и премьер-министров Беларуси и Казахстана в рамках СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ.

Казахстан является стратегическим торгово-экономическим партнером Республики Беларусь в Центральной Азии и занимает третье место в объеме внешней торговли Республики Беларусь со странами СНГ после России и Украины.

Основу белорусского экспорта составили: молочные продукты, сахар, лекарственные средства, шины, тракторы и другая сельскохозяйственная техника, автомобили грузовые, бытовая техника (холодильники, морозильники, стиральные машины), мебель.

Основу импорта из Казахстана составляют прокат плоский из углеродистой и легированных сталей, соли фосфорных кислот, ленты конвейерные, ферросплавы, алюминий и цинк необработанные, подшипники.

На территории Казахстана только за последние два года организованы сборочные производства белорусских тракторов, комбайнов, лифтов, пресс-подборщиков, полуприцепов, созданы совместные предприятия по производству мебели, молочной продукции.

Дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Республикой Молдова установлены 19 ноября 1992 года.

Между государствами заключено около 60 двусторонних международных договоров, регулирующих вопросы договорно-правовых отношений.

Республика Молдова является одним из основных торговых партнеров Беларуси, занимая по объему двустороннего товарооборота четвертое место среди стран СНГ.

Основными статьями белорусского экспорта в Молдову являются нефтепродукты, тракторы, плитка керамическая, шины, продукция деревообработки и мебель, битум, холодильники и морозильники, полимеры этилена, газовые и электрические плиты, лекарственные средства, сахар, молочная продукция, удобрения минеральные, спички.

В настоящее время в Молдове с участием белорусского капитала функционируют следующие крупнейшие структуры ТПС: торговый дом «МТЗ-Лидер», торговая компания «Керамин», СП «Санта-Бриз» и СП «Вестойл». Одновременно в структуру ТПС белорусских предприятий входят более 60 молдавских компаний, реализующих продукцию белорусского производства на основе дилерских договоров и контрактов.

Импорт в основном представлен продукцией пищевой промышленности (вина виноградные, крепкие спиртные напитки, масло подсолнечное) и сельского хозяйства (семена кукурузы, овощи и фрукты).

Эффективную координацию взаимодействия двух стран в торгово-экономической сфере обеспечивает Межправительственная Белорусско-Молдавская комиссия по вопросам торгово-экономического сотрудничества, возглавляемая на уровне заместителей глав правительств, которая провела 12 заседаний.

Основополагающим документом сотрудничества по данному направлению является Договор между правительствами Беларуси и Молдовы о долгосрочном экономическом сотрудничестве. В ходе двенадцатого заседания осуществлено подписание Договора между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Молдова об экономическом сотрудничестве на 2010 – 2013 годы и программы к нему.

Беларусь и ОБСЕ.

Всеобъемлющий подход ОБСЕ к вопросам безопасности и широкий состав участников делают Организацию важным и уникальным международным форумом для политического диалога.
Республика Беларусь является полноправным членом ОБСЕ с 30 января 1992 года.

При вступлении в ОБСЕ Беларусь присоединилась к таким основополагающим документам, как Хельсинкский заключительный акт 1975 года и Парижская хартия для новой Европы 1990 года.
Беларусь принимает активное участие в процессе выработки и принятия решений и документов ОБСЕ и тем самым вносит свой вклад в развитие общеевропейского диалога по вопросам сотрудничества и безопасности.

Республика Беларусь участвует в деятельности организации в рамках работы Постоянного совета ОБСЕ, Форума по сотрудничеству в области безопасности, Совместной консультативной группы и Консультативного комитета по открытому небу, а также через практическую реализацию принципов и механизмов, заложенных в основополагающих документах ОБСЕ.

Для Беларуси участие в ОБСЕ имеет принципиальное значение. ОБСЕ является важным форумом для продвижения внешнеполитических инициатив Республики Беларусь и развития политического диалога с ключевыми странами на евроатлантическом пространстве.

Беларусь поддерживает закрепленную в Хартии европейской безопасности приоритетную роль ОБСЕ в урегулировании конфликтов в регионе ее ответственности на основе уважения суверенитета и территориальной целостности государств-участников.

Республика Беларусь заинтересована в более широком использовании возможностей и потенциала Организации как в плане укрепления безопасности на евро-атлантическом пространстве, так и в целях создания благоприятных условий для развития сотрудничества.

Беларусь традиционно выступает в качестве одного из наиболее активных и последовательных сторонников комплексного реформирования ОБСЕ, устранения существующих перекосов и недостатков в ее работе. Основная цель – трансформация ОБСЕ в полноценную эффективную международную организацию, действующую в интересах всех государств-участников.

Беларусь выступает за дальнейшее повышения эффективности работы миссий ОБСЕ. Основное внимание в работе миссий должно быть сосредоточено на конкретных, значимых проектах, отвечающих реальным потребностям принимающих государств. При этом белорусская сторона выступает за более четкую регламентацию работы и отчетности, выработку критериев оценки выполнения миссиями их мандатов. Одним из основных таких критериев должна быть постепенная передача функций миссий национальным органам принимающих государств.

Республика Беларусь осуществляет прагматичное и конструктивное взаимодействие с институтами ОБСЕ – Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), Представителем по свободе СМИ, а также Секретариатом ОБСЕ, включая Координатора экономической и экологической деятельности и Спецпредставителя / Координатора ОБСЕ по вопросам борьбы с торговлей людьми.

Беларусь высказывается за повышение прозрачности и объективности процесса наблюдения за выборами, проводимого ОБСЕ, и предлагает провести сравнительный анализ избирательного законодательства и практики всех государств-участников ОБСЕ и утвердить в рамках коллективных органов ОБСЕ единые и согласованные правила наблюдения за выборами.

Беларусь как член ООН.

Беларусь является учредителем Организации Объединенных Наций и белорусская делегация в числе других делегаций, представляющих первоначальных членов Организации, подписала в октябре 1945 года в Сан-Франциско Устав ООН. Принятие Беларуси, не являющейся на тот момент независимым государств, в создаваемую глобальную организацию стало признанием международным сообществом огромной роли, которую сыграл белорусский народ в деле победы над фашизмом.

Участие в работе ООН и системы ее органов и спецуреждений позволяет Республике Беларусь более эффективно решать задачи внешнеполитического обеспечения процессов развития белорусского государства и модернизации национальной экономики.

В политическом контексте основные усилия направлены на создание через механизмы ООН благоприятных внешних условий, обеспечивающих национальную безопасность, суверенитет и территориальную целостность Республики Беларусь, а также служащих формированию международного авторитета страны.

Данная задача реализуется через ряд инструментов, среди которых основным является продвижение в ООН крупных белорусских внешнеполитических инициатив, таких, как признание многообразия путей прогрессивного развития, создание глобальных партнерств, противодействие торговле людьми и других. Данные инициативы призваны внести свой вклад в решение актуальных транснациональных вызовов, а также в формирование более справедливого мироустройства, основанного на общепризнанных принципах Устава ООН и нормах международного права.

С учетом ясно обозначенных принципиальных подходов Республики Беларусь к набирающим в последнее время силу процессам глобализации, нарастания конфликтных факторов и нестабильности в международных отношениях, важнейшим приоритетом своего участия в ООН наша страна видит укрепление центральной роли Организации в мировых делах. В этой связи Беларусь активно выступает с трибуны ООН против применения односторонних подходов в решении вопросов международного мира и безопасности, против разрушения системы международного права, основанной на Уставе ООН. В последние несколько лет Республика Беларусь стала принимать участие в миротворческих операциях под эгидой ООН, тем самым внося свой собственный вклад в поддержание мира и безопасности на планете.

Этой же цели призваны содействовать усилия Беларуси по проведению институциональных реформ в Организации, прежде всего ее главных органов ООН – Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, Экономического и Социального Совета. Итогом реформ должно стать наделение ООН, ее органов и учреждений адекватными возможностями для эффективной реализации уставных целей и задач по противодействию глобальным вызовам современности как в политике международной безопасности, так и в социально-экономической сфере.

В экономическом контексте белорусская дипломатия нацелена на привлечение потенциала и ресурсов ООН для содействия процессам внутреннего развития Республики Беларусь. Основные направления сотрудничества с организациями и учреждениями системы ООН под эту задачу определены в Рамочной программе ООН по оказанию помощи Республике Беларусь на 2011-2015 годы. Документ предусматривает мобилизацию финансовых ресурсов, доступных белорусским реципиентам, в объеме до 490 миллионов долларов США. Кроме того, с рядом учреждений и агентств системы ООН, например, с Программой развития ООН (ПРООН), Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ), совместно разработаны отдельные программы, которые детализируют и расширяют соответствующие направления сотрудничества, определенные в Рамочной программе.

Решению задач экономического характера и развития в целом служит участие Беларуси в деятельности ряда специализированных организаций системы ООН – Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка, Европейской экономической комиссии (ЕЭК), Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и других.

В целях привлечения потенциала ООН на содействие решению национальных задач в областях гуманитарного и социального развития Беларусь активно сотрудничает с такими специализированными организациями и учреждениями системы ООН, как Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Управление ООН по наркотикам и преступности (УНП) и другими.

Наши рекомендации