Международное положение Беларуси в конце 1980-х - начале 1990-х гг
В 50-е гг. получили развитие двусторонние связи между Беларусью и странами — членами СЭВ. Географическое положение, близость к странам Западной Европы, удобные пути сообщения, а также определенная культурная общность славянских народов предопределили расширение контактов прежде всего с Польшей, Болгарией и Чехословакией. Если вначале они развивались на межгосударственном уровне, то затем довольно быстро вышли на региональный. В 1956 г. Гродненская и Брестская области заключили соглашения о сотрудничестве с Белосток-ским и Люблинским воеводствами.
В 1985 г. уже все области Беларуси имели постоянные контакты на основе договоров с 10 воеводствами Польши, двумя округами ГДР, округом Болгарии и областью Чехословакии. Определенный импульс для дальнейшего развития в послевоенный период получило экономическое сотрудничество с зарубежными странами. Масштабы внешнеэкономических связей Беларуси определялись ее промышленным и научно-техническим потенциалом, а также общим положением экономических отношений СССР с зарубежными странами. Поэтому вначале в поставках на экспорт преобладало сырье. С середины 50-х гт. начали вывозиться машины и оборудование. В 1956 г. более 100 белорусских предприятий поставляли свою продукцию в 47 стран мира. В 1985 г. их количество выросло до 300, а поставки шли более чем в 100 стран мира. Особым спросом за рубежом пользовались тракторы, грузовые автомобили, силосоуборочные комбайны, калийные удобрения, товары широкого потребления. Однако удельный вес машин и оборудования, несмотря на довольно высокий уровень промышленного развития БССР, даже в лучшие годы не превышал 30 %. Это объяснялось тем, что в международном торговом обмене у республики отсутствовала самостоятельность и все экспортно-импортные операции определялись союзными министерствами. Большая часть товаров направлялась странам — членам СЭВ, около 10 % приходилось на страны Азии, Африки и Латинской Америки, около 20 % — на страны Запада. Примерно в таких же размерах определялись импортные поставки. Почти половина из них приходилась на страны СЭВ, около 40 % — на развитые страны Запада и 10 % — на остальные. За счет импортных операций в республику завозились технологические линии и оборудование, товары широкого потребления. Беларусь поддерживала в послевоенные годы культурные и научные связи с зарубежными странами. Они осуществлялись государственными учреждениями и творческими союзами, многочисленными партийными и общественными организациями, трудовыми коллективами.
Беларусь выступает как равноправный член мирового сообщества начиная с провозглашения государственного суверенитета БССР 27 июля 1990 г. После распада СССР начался принципиально новый этап в международной жизни Республики Беларусь. Она стала проводить самостоятельный внешнеполитический курс.
Статус государственной независимости Республики Беларусь был признан международным сообществом. Беларусь — полноправный участник Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), член Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка реконструкции и развития, налаживает взаимоотношения с Европейским Союзом (ЕС). Сегодня Республика Беларусь активно участвует в работе ООН, ее Генеральной Ассамблеи, выступая за обновление ее деятельности в условиях многополярного мира. Президент Республики Беларусь в 1996 г. участвовал во встрече на высшем уровне в Копенгагене (Дания), где обсуждалась концепция оказания всесторонней помощи в пределах ООН странам с переходной экономикой, к которым относится в настоящее время и Беларусь.
Беларусь получила международную помощь для ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы по линии ООН. Была проведена международная экспертиза последствий катастрофы. ООН приняла резолюцию «Международное сотрудничество в деле смягчения и преодоления последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции».
В годы «холодной войны» Беларусь была самой «вооруженной» советской республикой. На ее территории находилось почти 30 % ядерных боеприпасов СССР. Огромное количество ядерного оружия угрожало не только противникам СССР, но и таило в себе экологическую опасность для самой Беларуси.
В «Декларации о государственном суверенитете БССР» 27 июля 1990 г. было объявлено, что Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а республику — нейтральным государством, т. е. государством, внешнеполитический курс которого характеризуется неучастием в вооруженных конфликтах. В соответствии с этим курсом в 1996 г. ядерное оружие было полностью выведено за пределы нашей страны. Беларусь стала первым в мире государством, которое добровольно отказалось от владения ядерным оружием. Важным шагом на пути разоружения стало подписание в феврале 1995 г. Соглашения о коллективной безопасности между странами Содружества Независимых Государств (СНГ). В 1995 г. Беларусь присоединилась к программе НАТО «Партнерство ради мира» и выступает против расширения НАТО на восток.
Определяющим фактором во взаимоотношениях стран СНГ, возникшего 8 декабря 1991 г., когда Беларусь, Россия и Украина подписали так называемое «Беловежское соглашение», стала экономическая интеграция.
Развитие взаимоотношений Республики Беларусь с Российской Федерацией является одним из приоритетных направлений внешней политики Республики Беларусь. В 1995 г. Беларусь подписала договор о дружбе и сотрудничестве с Россией. Важное значение в развитии тесных связей между Беларусью и Россией имел проведенный в мае 1995 г. республиканский референдум. На нем большинство населения высказалось за углубление интеграции с Россией, что означает более тесное сотрудничество между странами, особенно в области экономики. Дальнейшим развитием этих отношений явилось подписание 2 апреля 1996 г. договора о создании Сообщества Беларуси и России, затем договора от 2 апреля 1997 г. о создании Союза Беларуси и России и договора от 8 декабря 1999 г. о создании Союзного государства.