Повседневная жизнь земледельцев и горожан.
Большая часть населения Древней Руси проживала в сельской местности. Люди упорно боролись за существование, распахивали новые земли, разводили скот, бортничали, охотились, оборонялись от «лихих людей» (разбойников), а на юге — от кочевников. Нередко пахари выходили в поле вооружённые рогатинами, дубинами, луком и стрелами, чтобы отбиться от степняков.
Наиболее распространёнными на Руси были так называемые большие семьи. Старший из мужчин являлся главой семьи, в которой совместно жили и вели общее хозяйство не отделившиеся от него сыновья со своими жёнами и детьми. Они вместе обрабатывали землю. Глава семьи распоряжался имуществом и судьбой каждого из её членов. Это касалось даже браков детей, которых могли женить или выдать замуж против воли.
Воспитание детей в большинстве семей было трудовым. Лет с семи мальчика брали работать в поле, начинали приучать к какому-нибудь делу и учить грамоте, если была возможность. Девочки присматривали за младшими братьями и сёстрами, помогали матери по хозяйству, учились у неё прясть пряжу, ткать полотно, шить одежду.
В Древней Руси, особенно в крестьянских семьях, люди рано вступали в брак, так как очень ценились трудовые руки. Девочка в 12 лет была уже на выданье. Случались и более ранние браки, хотя христианская церковь их не поощряла.
Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли, мужчины делали домашнюю утварь, пили хмельные напитки, мёд, вспоминали минувшие дни, слушали сказителей, рассказывавших былины. Ещё долго сохранялись языческие праздники.
Часть населения Руси проживала в городах. В них селились князья, размещалась княжеская дружина. В городах князья со своими помощниками правили суд, управляли подвластными землями, принимали иностранных послов. На городских площадях собиралось вече.
Постепенно города росли и становились торговыми и ремесленными центрами. Одним из наиболее распространённых видов ремёсел было кузнечное дело. Обработка железа, изготовление из него разных изделий осуществлялись в кузнечных мастерских — кузницах. Крупными ремесленными центрами, производившими изделия из металла, были Киев, Чернигов, Вышгород, Галич, Новгород.
По большим и малым городам Руси шумели торги. Сияла на солнце серебряная, отделанная чеканным узором посуда. Рядом стояли гончарные изделия — кувшины, черпаки, чаши. Радовали глаз украшения из золота, драгоценных камней, бисера и эмали. Сюда же приносили труды своих рук кожевенники и кузнецы, косторезы и плотники. Купцы предлагали песцовые, собольи и куньи меха. Иноземные гости (купцы) — греки, арабы, болгары, евреи, армяне, поляки, чехи, немцы, скандинавы — торговали драгоценными тканями и камнями, оружием, пряностями и винами.
С незапамятных времён из России вывозились мёд, воск, меха. Со временем расширяется вывоз льна, пеньки — сырья для производства верёвок, канатов и пр., выделанных говяжьих кож, а также продуктов морских промыслов Севера (тюленьи, моржовые шкуры, сало, треска, сёмга), лесоматериалов, в частности смолы.
Купцы играли значительную роль не только в городской жизни, но и в политических делах. На вершине общественной лестницы они стояли сразу же за боярами.
В городах сосредоточивалась и религиозная жизнь. Здесь сооружались большие храмы, жили и исполняли христианские службы и обряды митрополит и епископы, стояли крупные монастыри.
Города были центрами культуры. В них организовывались школы, писались иконы, создавались фрески и мозаики.
Быт простых горожан мало отличался от крестьянского. Помимо ремесла и торговли, занимались огородничеством, скотоводством, бортничеством. Глава семьи участвовал в городском вече, отвечал за выполнение разного рода повинностей, а также за нетяжкие преступления членов своей семьи.
В богатых и знатных семьях были свои порядки. Обычно до года дети находились на руках кормилицы, до пяти лет — на попечении нянек. Холопка- кормилица и её сын были самыми близкими слугами в доме. Сын кормилицы воспитывался вместе с юным хозяином и иногда оставался на всю жизнь самым близким ему человеком. Мальчиков в знатных семьях нередко начинали учить грамоте с пяти лет и воспитывали сообразно будущей службе. Согласно обычаю, воспитанием княжича руководил его дядя — брат матери.
Развлечением знати были охота и богатые дружинные пиры. Столы были уставлены дорогой посудой, не только кубки, но и ложки были серебряными. Рекой текли заморские вина и русский мёд — так назывался хмельной напиток, приготовляемый из мёда. Большие чаши, рога с вином ходили по кругу. Слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью. Женщины сидели за столом вместе с мужчинами. Гостей на пирах развлекали скоморохи и гусляры.
Любимыми забавами богатых людей была соколиная, ястребиная, псовая охота. Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища.
Даже после принятия христианства большинство населения носило славянские имена. Знатные люди, получив при крещении имена христианских святых, продолжали в быту именоваться славянскими — Ярослав, Святослав, Всеволод, Мстислав и т. п. Именами остальной части населения могли служить любые существительные, прилагательные и их сочетания — Добрыня, Сновид, Лют, Волчий Хвост и т. д.
Военное дело.
Большое место в жизни людей занимали различные военные дела. Профессиональными воинами были княжеские дружинники. Они передвигались по суше на конях, по рекам и морям в быстрых и лёгких ладьях. Вооружены они были мечами, копьями, саблями. Головы воинов защищали шишаки — изящные остроконечные шлемы. Защитными средствами были щит, броня или кольчуга. Во время рукопашных схваток специальные телохранители оберегали князя, заслоняя его своими щитами и телами от вражеских сабель и стрел.
Во время больших военных походов созывалось народное ополчение. Его члены — вой — вооружались попроще: лук, колчан со стрелами, нож, копьё либо тяжёлый боевой топор, который пробивал насквозь крепкую броню. Сами вой броню не носили,
она была слишком дорогой. Кольчуга тоже была редкостью. Зато щиты имелись в руках у каждого.
Войско выступало в поход по сигналу боевой трубы. Впереди ехал князь, за ним гарцевала дружина, далее шли вой. Следом тянулся обоз, в нём находилось вооружение воинов и съестные припасы. Сражения нередко начинались с поединка богатырей, которых выставляла каждая сторона.
Жилище.
Характерной чертой быта жителей Древнерусского государства стало возникновение существенной разницы между образом жизни верхушки общества и основной массы населения.
Жилища князей и бояр — хоромы — состояли, как правило, из нескольких соединённых между собой переходами строений. В центре находился терем — высокое деревянное здание-башня, где размещалось отапливаемое помещение — изба, а также холодные горницы-повалуши, летние спальни-клети. Рядом с теремом находились летние неотапливаемые помещения. Их соединяли с избой холодные переходы — сени. В богатых хоромах была ещё и гридница — большая парадная горница, где хозяин пировал со своей дружиной.
Недалеко от хором находились жилища господских управителей, поварня, конюшня, кузница. Здесь же располагались кладовые, зерновые ямы, амбары, ледники, погреба, медуши. В них хранились зерно, мясо, мёд, вино, овощи и другие продукты. В небольшом отдалении находилась баня. Все постройки объединялись единым двором. Дворы были окружены каменными или деревянными оградами с могучими воротами.
Зажиточные горожане жили в срубах, нередко двухэтажных. Нижний этаж был хозяйственным, верхний — жилым. Здания состояли из нескольких комнат. В комнатах (покоях) стояли деревянные кровати, скамьи, столы, лари для ценной одежды. По стенам развешивали полки для посуды. Богатые покои часто украшались восточными коврами, дорогими греческими тканями. На полу и скамьях были разбросаны медвежьи или рысьи шкуры. Жилые покои в богатых хоромах и домах освещались свечами.
Ремесленный люд обитал на городских окраинах в слободах, состоящих из рубленых деревянных изб или глинобитных домиков.
Крестьяне жили в небольших домах. На юге, в лесостепной зоне, это были полуземлянки (т. е. жилища, пол которых был ниже уровня почвы) с земляными полами, с покрытой сверху слоем земли крышей, концы которой подчас опускались до самого низа. На севере это были срубные, наземные постройки с деревянными полами. Печи, глинобитные или каменные, по-прежнему топились по-чёрному. Окна были маленькими. Они обтягивались коровьими пузырями или промазанной маслом холстиной. Жилища освещались лучинами — тонкими щепками сухого дерева.
Одежда.
Все жители Руси одевались одинаково. Главными элементами древнерусской мужской одежды были рубаха и порты — неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки. Мужской костюм простолюдина состоял из холщовой до колен рубахи с разрезанным впереди воротом, шерстяных домотканых портов. Единственным украшением этой незамысловатой одежды был узкий пояс, украшенный фигурными металлическими бляшками. Верхней одеждой были также зипуны — застёгивающиеся встык кафтаны без воротника, с длинными узкими рукавами. Зимой носили простые шубы — кожухи — и островерхие меховые или войлочные шапки. Ноги оборачивали узкими и длинными кусками ткани — онучами, на которые надевали лапти из коры липы.
Люди знатные и богатые носили рубахи из тонкого полотна или шёлка. Порты шились из шёлка и парчи. Верхней одеждой были епанчи — широкие плащи без рукавов, украшенные мехом, золотыми и серебряными пряжками, драгоценными камнями. На ногах красовались кожаные сапоги с загнутыми кверху носами, расшитые золотом и шёлком. С принятием христианства в быт князей в качестве парадной одежды вошёл византийский костюм: тога из плотной, тяжёлой шёлковой или парчовой ткани с крупным рисунком. Княжеским одеянием был также плащ, который накидывали на левое плечо, а на правом застёгивали пряжкой.
У горожанок и крестьянок главной частью костюма была длинная холщовая рубашка. Поверх неё надевалась понёва — домотканая шерстяная юбка, нередко с набивным рисунком, состоящая из трёх или четырёх полотнищ, собранных на шнуре. Иногда поверх рубах надевали кусок холщовой прямоугольной ткани, имевший отверстие для головы. На голове носили обруч из кожи или бересты, обтянутый дорогой тканью. Голову замужней женщины украшал плотно прилегающий чепец.
Костюм знатной женщины отличался богатством тканей — шёлковая рубаха, затканный золотыми нитями и отороченный драгоценным мехом бархатный плащ. Обувь делалась из сафьяна и отличалась роскошным узором, шитым золотом или жемчугом.
Несколько позже появились длинные широкие платья без застёжек впереди. Девушки и молодые женщины предпочитали красные и алые платья. Они опоясывали их лентами немного выше талии. В торжественных случаях женскую голову украшал кокошник. Его делали из твёрдого материала, обтягивали дорогой тканью и украшали жемчугом.
Русские женщины украшали себя золотыми и серебряными цепочками, ожерельями из бисера, серьгами, браслетами и другими ювелирными изделиями из золота и серебра, отделанными эмалью, чернью, жемчугом, бирюзой и рубинами. В деревнях украшения были попроще — из меди, бронзы, недорогих камней.
Таким образом, формирование государства и принятие христианства благотворно сказалось на быте и нравах восточных славян. Характерной чертой древнерусского быта стало возникновение существенной разницы между образом жизни верхушки общества и основной массы населения.
9 Князь Владимир Святославович и крещение Руси
Владимир Святославович (князь Владимир, Владимир Святой, Владимир Креститель, Владимир Великий,Владимир Красное Солнышко, Владимир Ясно Солнышко) – Великий князь Киевский и князь Новгородский родился около 960 года, стал князем Новгородским в 970 году и великим князем Киевским в 978 году. Князь Владимир, по разным источникам, либо второй, либо третий сын Святослава Игоревича и ключницы Малуши, по средневековым понятиям был бастардом, но в язычестве это особой роли не играло. Канонизирован христианской церковью за Крещение Руси.
Точная дата его рождения неизвестна. Исторически исходят из даты рождения Святослава (942 год) и даты рождения старшего сына Владимира Вышеслава (977 год) и выводят среднюю дату – около 960 года плюс-минус два-три года.
Воспитанием Владимира занимался брат матери дружинник Добрыня из села Нискиничи (позже превратившийся в народных былинах как Добрыня Никитич). В скандинавских сагах Владимир фигурирует как конунг Вальдемар («Владимир» - возможно славянская адаптация этого имени).
В молодости в Эстонии, собирая дань, Владимир встретил сбежавшего сына норвежского короля – Олафа, попавшего в рабство со своей матерью. Князь их выкупил, и юный Олаф вырос в Новгороде, а позже все-таки стал королем Норвегии.
В 972 году после смерти Святослава Киевом стал править Ярополк. Здесь надо отметить, что в молодости Владимир Великий (Ясно Солнышко, Святой и Креститель) был человеком вспыльчивым, эмоциональным, а также похотливым и убежденным язычником, как и его отец. Остепенился он только к концу 80х годов Х века.
В 977 году между братьями (Владимиром, Ярополком и Олегом) разгорелась междоусобица. Во время боя с Ярополком Олег был случайно раздавлен лошадью и погиб. Владимир же сбежал в Норвегию. В Скандинавии он вместе с Добрыней набрал войско, вернулся в Новгород и выгнал ставленника Ярополка. Потом захватил Полоцк и насильно взял в жены Рогнеду, просватанную за Ярополка. Затем Владимир с норвежскими наемниками и сочувствующими славянами окружил Киев, заставив Ярополка бежать, но князь его настиг, и варяги его убили. Жену Ярополка Владимир взял в наложницы.
После князь киевский уклонился от выплаты дани скандинавским наемникам и хитростью отправил варягов на службу в Константинополь.
Существуют косвенные сведения, что Ярополк симпатизировал христианству и построил в Киеве православные церкви. Владимир же церкви разрушил и воздвиг языческий храм. Считается, что именно тогда, во время гонений христиан в Киеве, погибли одни из первых мучеников – Федор и Иоанн.
«Повесть временных лет» утверждает, что в Киеве, Новгороде, Вышгороде и Белгороде у Владимира было по 100-200 наложниц в каждом городе. После принятия христианства князь, по мнению православных источников, освободил всех своих жен от супружеских обязанностей, а Рогнеда ушла в монахини.
Крещение Руси.
Со временем князь Владимир пришел к выводу, что у Древнерусского государства гораздо больше перспектив развития, если оно будет иметь официальную религию, любую кроме язычества. Летописи гласят о выборе между исламом, иудаизмом, западным христианством и православием. Некий византийский философ убедил его принять православие. Перед окончательным решением князь все же пригласил к себе представителей ислама, иудаизма и католицизма. В 987 году на совете с боярами Владимир все же принял решение о крещении «по греческому закону».
В следующем году он захватил Херсонес (Корсунь в Крыму) и взял себе в жены принцессу Анну, угрожая пойти на Константинополь. Константин VIII согласился на брак, с условием того, что Владимир примет христианство. Император не знал, что князь Киевский уже принял решение о крещении. Таким образом, Владимир хитростью получил и Корсунь, и Анну.
Вернувшись в Киев, князь разрушил теперь уже языческих идолов и храмы. В крещении Владимир взял христианское имя Василий. В Киеве крещение прошло спокойно, а вот в Новгороде народ воспротивился, и Добрыня силой подавил недовольных.
Русь стала Киевской метрополией Константинопольского патриархата с учреждением соответствующей церковной иерархии.
10 Рассвет Руси при Ярославе Мудром.
15 июля 1015 года умер великий киевский князь Владимир Святославович, четвертый в династии Рюриковичей, прожив немного более 50 лет. У Владимира к этому времени было в живых 11 сыновей. У каждого из братьев и при дворе, и в тех местах, где они «сидели» на княжениях, была своя партия, были свои дружины, готовые поддержать претендентов на киевский стол. Старший сын Владимира от полоцкой княжны Рогнеды Ярослав не собирался отказываться от своих прав на киевский престол. Но был еще и Святополк, по рождению старше Ярослава, пасынок Владимира, сын убитого им брата Ярополка.
К началу 11 века в состав Руси вошли практически все крупные восточнославянские союзы племен, а также населявшие Восточно-европейскую равнину на севере, северо-западе и северо-востоке - угро-финские и балтийские племена, на юге и юго-востоке - тюркские. Русь к этому времени уже была полиэтническим государством, в котором иные, неславянские народы были и данниками, и союзниками, и полноправными жителями огромной страны. Сцепленные воедино государственной волей киевских князей, общими жизненными, хозяйственными, торговыми интересами, а также необходимостью обороняться от внешних врагов, многочисленные бывшие восточнославянские и иноязычные племена и племенные конфедерации уже несколько десятилетий существовали в составе единого государства, деля с ним историю, достижения, успехи и его неудачи.
К началу 11 века Русь стабилизировала свои границы с соседями и обозначилась как единое, с централизованным управлением, восточнославянское государство.