Личностные факторы социально-экономических процессов
Экономическое сознание – это система понятий, посредством которых субъект осмысливает свое положение в системе существующих экономических отношений и содержание своей экономической деятельности.
Экономическое сознание определяется тем, что перед обществом, как и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных конкурирующих целях.
Экономическое поведение направлено на достижение максимума результатов при имеющихся ограничениях, т.е. индивиды максимизируют удовлетворение своих потребностей или прибыль предприятия, тогда как государство должно максимизировать общественное благосостояние.
В последние годы наметился переход к изучению общечеловеческих ценностей, обусловленных самим процессом естественной саморегуляции жизни. Человек живет в мире ограниченных возможностей: ограничены его физические и интеллектуальные способности, время, которое он может уделить тому или иному занятию, средства достижения цели. Ограниченность ресурсов делает принципиально невозможным одновременное и полное удовлетворение потребностей всех людей.
Экономическая культура, т.е. знания, навыки, опыт экономической деятельности людей определяет ценности, нормы, потребности, предпочтения, которые возникают из нужд экономики и оказывают на нее значимое влияние. Те социальные нормы, которые, возникая за пределами экономики, приобретают внутри нее специфическое значение (так, общая норма социальной справедливости в сфере экономики воплотилась в принцип оплаты по труду), и те, которые зарождаются внутри экономики, возникают из ее внутренних потребностей. Культурные особенности экономических институтов формируют культурные черты населения, влияющие на породившую их институциональную культуру. Характер влияния может быть как конструктивным, так и деструктивным. Разнообразие экономической культуры – одно из условий развития экономики.
Действительно, противоречия, возникающие в точках "пересечения" интересов групп, представляющих разные культурные типы, требуют разрешения. Противоречия, постоянно разрешающиеся на новом уровне, рождают новые стимулы хозяйствования. Однообразие же культурных типов и соответствующих форм экономических отношений, напротив, ослабляет стимулы (вплоть до их полного исчезновения), поскольку не рождает принципиально разных интересов взаимодействующих экономических субъектов, не создает новых типов хозяйственных связей.
Экономическая культура транслирует ценности и нормы, сформировавшиеся на предшествующих этапах истории, выполняет функцию обновления ценностей, а также селекционную функцию, выбраковывая устаревшие ценности и нормы. На экономическую культуру влияет идеологическая, научная, нравственная, художественная культура.
Многообразие хозяйственной деятельности порождает многообразие экономических интересов,которые классифицируются с помощью различных критериев. На основе выявления носителя интересов различают интересы общественные, коллективные и личные, национальные и интернациональные, региональные и ведомственные, групповые и семейные, классовые, различных социальных групп (работающих, неработающих, молодежи, пенсионеров и т.д.).
Особые группы составляют интересы текущие и перспективные, рациональные и нерациональные, подлинные и ложно понятые, финансовые, трудовые, морально-нравственные и т.д.
Все эти интересы существуют в единстве, но между ними есть и противоречия (так, личный интерес в получении наибольших благ может противоречить коллективным интересам). Проблема согласования разнородных интересов является одной из важнейших в экономической теории, а также в гуманитарных и общественных науках.
Экономические интересы определяют объем, структуру и качество общественного производства.
С утверждением рыночных отношений происходит резкая смена ценностей и норм, связанных с экономикой. Были нарушены принятые в обществе и у его отдельных групп устойчивые представления о том, какие блага (богатство, связи, власть, статус, разные виды занятости, разные источники и способы приобретения дохода и т.п.) наиболее важны или совсем не важны для них и их семей, а также представления о том, какое экономическое поведение для них предпочтительно.
Эти ценности во многом противоречат особенностям исторически сложившегося российского менталитета и типа экономического мышления, что вызывает деформации, деструктивное экономическое поведение людей, делает часто непредсказуемым процесс выбора; психологические установки и ожидания, препятствует экономической стабилизации. Поэтому эффективность экономической трансформации в России во многом зависит от того, насколько полно и правильно оценивается и учитывается специфика нашей страны, ее национального хозяйства, особенности психологического склада ее жителей.
Для экономической теории как обобщенного отражения многообразных явлений хозяйственной жизни необходима упрощенная, схематичная модель человека.
Модель человека в любой теоретической системе тесно связана с общими представлениями ее автора о законах функционирования экономики и об оптимальной государственной политике. Необходимо выделить два основных типа экономического мировоззрения:
а) мировоззрение, ориентированное на тип модели человека, в котором его главным мотивом является собственный интерес, как правило, денежный, или сводимый к деньгам. Его интеллект и информированность оцениваются высоко и считаются достаточными для достижения поставленной "эгоистической" цели. В таких теориях общество рассматривается как равновесная, гармоничная система, в которой "компетентный эгоизм" всех ее членов через посредство свободной конкуренции ведет к наибольшему благосостоянию всего общества;
б) мировоззрение, в котором помимо дохода и богатства предполагаются свободное время для саморазвития, соблюдение традиций, учитывающих не только личный, но и общественный интерес. На интересы и возможности его реализации налагаются существенные ограничения.
Различие между двумя типами экономического сознания и стимулируемого им поведения проявляется не только в общем подходе к философии экономической жизни, но и в конкретных рецептах экономической политики.
Целью экономического поведения человека можно считать и деньги, и стоящие за ними товары, и полезность, т.е. удовлетворение потребностей с помощью этих товаров и услуг. Можно учитывать или игнорировать воздействие на индивидуальное поведение тех или иных общественных институтов (морали, религии и т.д.), но оправданным с научной точки зрения будет выбор такого уровня абстракции, на котором выявляются специфичные, существенные именно для данной проблемы черты объекта исследования.
Любое экономическое действие связано с ожиданиями и свои решения субъекты рынка принимают исходя из своих ожиданий (будет ли инфляция, удастся ли сохранить за собой рабочее место, обанкротится ли предприятие, в акции которого вложены деньги, и т.д.). В условиях переходной экономики России у большей части населения сложились устойчивые "пессимистические ожидания" – отсюда и "утечка мозгов", и "бегство капиталов" и многие другие негативные явления.
Экономическое поведение человека в России отличается от экономического поведения западного человека тем, что рационализм последнего направлен на получение выгоды как результата не случайного акта, а постоянного сопоставления дохода и издержек. В России в силу социальноисторических особенностей развития страны рационализм в западноевропейском варианте возникнуть не мог. Экономическое поведение здесь часто имеет иррациональный характер и экономическая выгода иногда упускается из-за влияния субъективного восприятия окружающих и причастности к коллективному духу.
Эта отличительная особенность российского человека вносит неопределенность в ситуации, сопряженные с экономическим выбором. Иными словами, при анализе экономического поведения человека в России необходимо учитывать, может быть, в несколько большей степени присущую ему субъективную рациональность, основанную на особенностях российского менталитета и экономического мышления.
Поведенческая матрица обладает определенной устойчивостью и регулярностью. Выявление механизмов, структур и элементов этого порядка – актуальная задача теоретических исследований. Самое существенное при этом – изучение реального социального "каркаса" экономических действий, который обеспечивает их рационализацию в плане как оптимальной реализации интересов отдельных субъектов, так и согласования их намерений.
Экономическое поведение определяется уровнем рационального выбора и предпочтений. Однако выбор является самой неуловимой и трудно измеряемой единицей поведения.
Экономический интерес, система ценностей и экономическая культура являются конкретными ориентирами экономического выбора и тех рациональных процедур, которые используются в достижении экономических целей.
История становления и развития информационных технологий. Роль информации в методологии исследований, организации и управлении социально- экономическими процессами
Информация лежит в основе познавательной, преобразующей и коммуникационной деятельности. В самом общем виде она определяется как способ передачи сообщений между передающей и принимающей системами, что ведет к изменению разнообразия состояний передающей системы.
Сегодня мы употребляем такие слова и понятия, как "информация", "информационные технологии", "информационные данные" и др., не задумываясь о тысячелетней истории становления и развития информации, благодаря которой в сохранившейся информации стала возможна и человеческая история, и человеческая культура, развивавшаяся в исторических сменах поколений, постоянно информационно пополнявших ее.
Первоначально это понятие связывалось только с коммуникативной деятельностью. По мере развития естествознания был осознан тот факт, что информационные процессы свойственны также и неживой природе.Информационное взаимодействие есть комплекс симметричных взаимодействий, посредством которых информация между объектами переносится с помощью обмена веществом или энергией при определенном взаимном соответствии свойств объектов. Это происходит при наличии кодов, переносящих информацию, аппарата интерпретации этих кодов у принимающего объекта и обязательной объективной предрасположенности информации для принимающего объекта.
Информационный процесс заключается в том, что живая природа в любых ее проявлениях обнаруживает один и тот же код: всякий живой объект информационно повторяет себя в себе подобном. Таким образом, способ информационного сохранения достигнутой в процессе эволюции материи становления жизнеспособной структурной организации закреплен природой в принципе подобия. Природа обнаруживает подобие как свою глобальную генетическую информационную программу. Дихотомичность природы открывает путь к изменчивости, комбинаторике. Подобие и изменчивость, как два информационных кода, правят природой, жизнью и социальными процессами в целом.
В простейшей живой форме (вирусе) информационное взаимодействие со средой обитания сводится к питанию (потреблению вещества), потреблению энергии, выделению отходов (в виде вещества и энергии), размножению (построению своей копии) и умиранию (распад на отдельные химические молекулы). Живые формы не столь долговечны, как неживые, в которых внутренние изменения обусловлены напрямую симметричными взаимодействиями с внешней средой.
По мере эволюции многоклеточных организмов у них появился и стал развиваться аппарат условной интерпретации информации. Он смог реализоваться только на уровне достаточно развитого головного мозга, в котором взаимодействуют миллионы и миллиарды нейронов. Благодаря этому организм реализует действия, названные условными рефлексами. Для возможности условной интерпретации информационных кодов одновременно необходимо должны иметь место несколько важных факторов. Первый из них – память.
Живая природа, если ей случается обнаружить механизм, способствующий упрочению одной из ее ветвей, старается такой механизм закрепить, упрочить.
Матрица информационных регуляторов поведения является наследственным механизмом, с которым предок человека, начав использовать орудия труда, вступил на дорогу, выводящую его из животного мира. Вместе с тем подобно структуре ДНК, предопределяющей все основные особенности будущего организма и закономерности его развития, матрица информационных регуляторов также задает определенную логическую последовательность восхождения человека по ступеням его технологического, интеллектуального и социального развития.
Благодаря информации становление одного человека хранит память о становлении всего человечества. Этот многовековой этап до сих пор рассматривается как этап развития цивилизации, культуры, но прежде всего он должен быть определен как начальный этап последующего развития информационных технологий.
Итак, все многообразие, представленное эволюцией информации, можно классифицировать по сферам возникновения:
• информация, отражающая процессы и явления неодушевленной природы (элементарная);
• информация, отражающая процессы животного и растительного мира (биологическая);
• информация, отражающая процессы человеческой преобразующей деятельности (социальная).
Социальная информация – совокупность сведений, объективно необходимых для устойчивого функционирования общества. Социальная информация является комплексом знаний о состоянии и взаимодействии различных институтов общества, о связи реальной деятельности людей с развитием их сознания и обратном воздействии обществ, сознания на общественную практику.
На ранних стадиях развития социальной информации она проявляется в том, что скульптура, орнаменты, иероглифическое письмо, как и вся материальная культура древних эпох, говорят не об отдельных проявлениях художественного гения, а о человечестве, владеющем способностью кодировать информацию и хранить ее в созданном художественном образе.
Самой древней формой устной передачи информации из поколения в поколение о сакральном содержании ритуала, элементарных нормах быта, а также о навыках орудийной деятельности был миф, который лежал и в основе информационного управления процессами.
Можно сказать, что миф как художественный образ, фиксирующий события и запечатленный в различных формах творчества и параллельно формирующийся в языке, явился первой исторической формой информационной революции.
Однако усложнение совместной преобразующей деятельности требовало не только передачи информации из уст в уста, но и более длительного ее хранения в целях использования последующими поколениями. В течение тысячелетий возможности накопления знаний и опыта ограничивались тем, что их можно было передать от старшего поколения младшему лишь устно либо на собственном примере. Если эта цепочка по каким-то причинам обрывалась, погибали и знания, накопленные всеми предыдущими поколениями. Кроме того, нельзя забывать о том, что человеческая память может удерживать лишь ограниченный объем информации. Противоречие между жизненной потребностью в сохранении и передаче нужной информации и ограниченной возможностью ее хранения около 6000 лет назад привело человечество ко второй информационной революции – появлению письменности. Сначала пиктографической, потом иероглифической и, наконец, самой простой и удобной – фонографической. Высшим достижением этой революции, продолжавшейся около 4000 лет, явился финикийский буквенно-звуковой алфавит. Люди обрели возможность накапливать и сравнительно надежно (на каменных плитах, пергаменте, шелке и т.п.) хранить самую разнообразную информацию, в том числе технологического характера. Это существенно ускорило и познавательный, и технический прогресс.
Подлинная информационная революция была связана с изобретением бумаги в Китае в 105 г. и возникновением книжного дела. Спустя несколько столетий, в 751 г., книга появилась на Ближнем Востоке, а затем проникла через Испанию в Европу. Так мир получил дешевое и емкое средство хранения и передачи информации. Однако теперь возник вопрос о быстром и широком распространении книг. Переписка текстов от руки – слишком длительное и трудоемкое занятие, кроме того, любой переписчик мог внести в них искажения, дополнения. Одинаковых во всем рукописных книг практически не существовало.
Первым технологическим достижением, имевшим огромное общественное и культурное значение, стало изобретение немецким ремесленником Иоганном Гутенбергом печатного станка в 1448 г.: впервые в истории человечество получило возможность массово производить и распространять информацию в компактной, сохраняемой длительное время и общедоступной форме. Подвижные литеры Гутенберга стали основой типографского дела.
После изобретения письменности и книжного дела как методов храпения и передачи информации в рукописном виде, началась третья информационная революция, оказавшая громадное влияние на развитие науки и техники, на процесс Реформации.
Следующий информационный этап конца XIX – начала XX в. был связан с изобретениями телефона и радио. Телефон стал первой сугубо личной коммуникационной технологией, а радиосвязь кардинально расширила понятия коммуникационной сети и информационного пространства. Инженерная мысль постоянно искала способы передачи устной речи на расстояние. Ее удалось частично решить сначала в виде "сухопутного" проволочного телеграфа Морзе, а в 1870-х гг. в практику вошел телефон. В 1895–1896 гг. почти одновременно А. Попов и Г. Маркони изобрели радиотелеграф. В 1920-х и 1930-х гг. последовала серия изобретений, позволивших передавать на большие расстояния не только звук, но и изображение – благодаря телевидению.
Во второй половине XX в. мир становился все более информированным. В научных текстах появились такие понятия, как взрыв информации, информационный кризис. Эти ставшие общепризнанными термины присутствуют почти в каждой работе, посвященной вопросам науковедения, управления производством. Возникло противоречие между интеллектуальными возможностями отдельного человека и громадным потоком информации, которую он потенциально может освоить.
В конце 1940-х гг. работы К. Шеннона и Н. Винера послужили началу развития математической теории информации и информационных теорий управления. Позже возникло и получило признание родовое понятие "управление", характеризующее упорядочение взаимодействия определенного множества элементов или составных частей природы, общества, человека. Наиболее широко именно в этом смысле идеи управления развивались в кибернетике Н. Винером, который выделил наиболее общие (универсальные) свойства взаимосвязей и взаимодействий в механических, биологических и социальных системах. Попытки инженерного, технического решения проблемы информационной управляемости качественно различными процессами привели к созданию в 1940-х гг. науки об общих для живого организма и машины аспектах управления и связи. Процесс управления стал все больше связываться с информацией.
Количество получаемой объектом информации определяется как мера устранения неопределенности по выбору действий, ведущих к достижению его целей.
Кибернетика сформировалась на стыке таких наук, как теория связи, физиология, математика, автоматическое регулирование. Теория электронно-вычислительных машин связана с интегральным, синтезирующим характером информации и управления. У. Р. Эшби определил кибернетику, характеризуя ее как абстрактную теорию управления, в которой мы отвлекаемся от всех особенностей машин, за исключением присущего им способа поведения, задаваемого некоторым преобразованием информации, переводящим одни состояния машины в другие[1].
В 1948 г. вышла в свет книга Н. Винера "Кибернетика, или управление и связь в живом мире и машинах", которая открыла новый информационный аспект, связанный с процессами передачи и преобразования информации. Открытие информационных процессов позволило установить общие черты в функционировании искусственно созданных технических устройств, живых организмов и социальных систем. Эти отличающиеся друг от друга образования имеют однородные общие стороны – для них существенно наличие процессов передачи и преобразования информации[2].
Кибернетика – это наука об информационных процессах и системах управления в технических устройствах, живых организмах и человеческих организациях.
Моделирующее устройство имеет дело с электрическими импульсами, которые соотнесены человеком с буквами, числами. Подобная нейросеть предназначена для того, чтобы на основе анализа большого объема информации, представленной в виде набора частных случаев, выявить общие закономерности, которые, в свою очередь, впоследствии применяются к новым аналогичным ситуациям[3].
А. Н. Колмогоровым был предложен алгоритмический подход, при котором информация, содержащаяся в одном объекте о другом, измеряется длиной того алгоритма, который необходимо осуществить, чтобы совершить переход между ними.
Так началась четвертая информационная революция, сделавшая мир информационно более взаимосвязанным и управляемым, чем когда-либо раньше. Общественно значимые события в одном регионе планеты стали очень быстро оказывать влияние на жизнь в других ее регионах.
В науке в начале 1920-х гг. эти достижения повлияли на возникновение электроники и электронных устройств для передачи, хранения и обработки информации. Миниатюризация процессоров и стремительное удешевление их производства позволили перейти от гигантских ЭВМ к созданию персональных компьютеров. Если все предшествующие технические приборы и механизмы позволяли заменить или усилить работу рук или ног человека, то компьютер существенно облегчает и отчасти заменяет работу мозга.
С середины XX в. информация является общенаучным понятием, включающим такие процессы, как передача признаков от клетки к клетке, обмен сигналами в живом и растительном мире и т.д. К. Э. Шеннон, внесший большой вклад в теорию информации, в качестве общей меры количества информации предложил использовать меру неопределенности системы – энтропию, характеризующую величину устраненной неопределенности системы управления благодаря получению информации. Изучением информации во всех се проявлениях занимается информатика – наука об общих свойствах информации, закономерностях и методах ее поиска и получения, записи, хранения, передачи, переработке, распространения и использования в различных сферах человеческой деятельности.
Формирование информатики как науки связано с появлением и развитием электронно-вычислительной техники. В физике широко применяются современные методы и результаты информатики как при математическом моделировании сложных объектов, так и в системах автоматизации эксперимента.
На базе новых направлений, формировавшихся в фундаментально-теоретических и прикладных науках, стали возможны принципиально новые информационные технологии.
Информационная технология, создаваемая прикладной информатикой, является совокупностью систематических и массовых способов и приемов обработки информации во всех областях человеческой деятельности с использованием современных средств связи, полиграфии, вычислительной техники и программного обеспечения.
Информационные технологии – процессы, использующие совокупность средств и методов обработки и передачи первичной информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Инструментарий информационной технологии – совокупность программных продуктов, использование которых позволяет достичь поставленную пользователем цель.
Краткий исторический экскурс показывает, что информационная технология всегда являлась неотъемлемой и существенной частью человеческой цивилизации и ее многовековое развитие обусловливало параллельное развитие производства, науки, искусства и образования.
В основе информационной технологии лежат определенные технические изобретения (печатный станок, телеграф, фотоаппарат, пишущая машинка, телефон, звукозапись, радио, телевизор, видеозапись и др.), совокупность которых создает грандиозные социально-технические структуры. Благодаря этим технологиям удовлетворяются информационные потребности общества и развиваются книгопечатание, почта, электросвязь, радио и телевещание, кинематограф, пресса, библиотечное и архивное дело.
Важнейшую роль в создании единого информационного пространства играет развитие современных компьютерных технологий, представляющих собой технологический фундамент, на котором современное информационное общество функционирует и развивается.
Компьютер – это технический инструмент для работы с информацией, при помощи которого информацию можно создавать и изменять, получать и распространять, анализировать, систематизировать и хранить. Современные компьютеры применяются во всех видах производства, в науке, образовании, транспорте, банковском деле, связи, в военной технике, в быту, торговле и т.д.
Важнейшим этапом в развитии современных компьютерных технологий стало создание глобальной компьютерной сети Интернет, представляющей собой международное объединение большого числа компьютерных сетей, использующих один и тот же стандарт передачи данных, получивших свое рождение из сети ARPANET, разработанной в стенах Министерства обороны США. В 1983 г. она была преобразована в систему поддержки научных исследований для Национального научного фонда США и получила название NSFNET. С появлением в том же году нового стандарта передачи данных TCP/IP, обеспечивающего более высокую надежность и устойчивость сети, связано появление ее окончательного названия – Интернет.
Пользователи Интернета имеют доступ к огромному количеству информационных услуг – сайтам прессы, радио, телевидения, организаций и частных лиц; электронной почте, электронной коммерции, телеконференциям, доскам объявлений, группам новостей, чатам и т.д. Интернет является областью изучения специалистов из различных областей знаний – программистов, философов, социологов, психологов, математиков, лингвистов, филологов и др.
Современные ученые получили возможность проводить свои исследования в принципиально новых информационных условиях.
Стремительное развитие сетевых информационных технологий открывает новые перспективы в сфере образования. Использование интернет-технологий дает возможность неограниченного и дешевого тиражирования учебной информации, быстрой и адресной ее доставки, стимулируя развитие различных интерактивных форм обучения. Благодаря информационным технологиям усиливается значение самостоятельной работы обучающихся, серьезно усиливается интенсивность учебного процесса и т.д.
Информационные технологии подарили человечеству такое явление как электронная книга. Эта форма книги может быть передана по различного рода сетям и каналам связи, в том числе и телефонным. Любой автор и пользователь может создать файл, поместить его на свою страницу в Интернете для всеобщего пользования.
Если виртуальную реальность рассматривать как еще одно человеческое измерение, то можно говорить чуть ли не о формировании нового "биологического вида" рода – Человек Виртуальный.Виртуальное измерение человеческой жизни и человеческой личности, самого бытия человека, означает и вызывает коренные изменения в человеческой культуре. Ученые при всем междисциплинарном многообразии подходов не могут пока дать однозначную оценку этому процессу.
Информатизация вышла за пределы собственно производства и стала неотъемлемым признаком различных сторон жизни современного человека – научного познания, эстетического освоения мира, этических отношений, религиозных представлений, повседневного быта и т.д. Современный этап общественного развития обозначается М. Кастельсом как информационная эпоха, что уже привело к новой экологической реальности "антропогенно перегруженной эпохи".
В системе управления информационные технологии играют особую роль и имеют многообразные формы предназначения. Η. Н. Грачев и М. А. Шевцов считают целесообразным различать три вида знаний в информационных технологиях для государственных служащих:
• предметное, или фактографическое, знание, складывающееся из наборов количественных и качественных характеристик различных конкретных объектов;
• алгоритмическое знание – знание методов, способов, процедур некоторых действий, приводящих к конкретному результату;
• понятийное, или концептуальное, знание, складывающееся из совокупности основных терминов, применяемых в той или иной сфере деятельности (предметной области), понятий, кроющихся за этими терминами, их свойств, взаимосвязей и зависимостей.
Говоря о разнице между знаниями и данными, можно дать полуформальное определение понятия базы знаний: База данных считается базой знаний, если она содержит данные, способные управлять информационными процессами, и используется для получения новых данных[4].
Информация, как предмет философской рефлексии в условиях глобализации (при всей вероятности ее негативных последствий), определяется как матрица информационных регуляторов поведения. Она может и должна быть основой организации диалога культур (находящихся на разных этапах развития человечества) с целью снятия технологических, экологических, экономических, социальных и политических проявлений антагонизма и способом нахождения разумных форм развития человеческого сообщества как единства в многообразии.
Лекция III.