Возникновение и сущность государства.
Тема 7
ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО
1. Возникновение и сущность государства
2. Формы государственного правления и государственного устройства
3. Правовое государство
4. Гражданское общество, группы давления
Возникновение и сущность государства.
Как известно в политической системе общества государство занимает центральное место, это главный институт политической системы.
Государство– это политическая общность, составными элементами которой являются территория, население и власть. Территория – это физическая, материальная основа государства, его пространственная сущность, население – это этнический, национальный компонент, а власть – отождествляется с государственным аппаратом и государственными структурами.
Когда же возникло государство?
Государство появляется на определенной ступени общественного развития. На процесс формирования государства воздействует: и общественное разделение труда, и возникновение частной собственности, и появление классов и др. факторы.
Отличие государственной формы общественной жизни от племенной, состоит в следующем:
- происходит территориальное разделение людей, при котором уже не учитываются кровные связи,
- появляются специальные вооруженные группы людей (т.е. армия), в отличие от прежних времен, когда все мужское население участвовало в защите своих владений,
- появляются группы людей, которые уже не занимаются производительным трудом (охота, собирательство), их работа сводиться к управлению, т.е. появляется государственный аппарат,
- вводятся налоги (для содержания армии, государственного аппарата и др.),
- суверенитет: внутренний (право принимать законы, обязательные для всех) и внешний (свобода государства от контроля извне),
- монополия на легальное применение силы.
Ученые по-разному объясняют возникновение государства. На этот счет в политологии есть несколько концепций.
Теологическая. Возникновение государства объясняется волей сверху; все земные порядки, все государственные акты освящены божьим провидением. Отсюда и выражение: «царь – наместник бога на земле».
Патриархальная. Государство рассматривается как развитая форма патриархальной власти (постепенное соединение родов в племена, а затем в государство), как большая семья.
Договорная, которая связана с именами Руссо, Гоббса. Согласно этой теории государство возникает в результате заключения общественного договора между правителем и подданными.
Теория насилия или завоевания, получившая распространение в XIX веке и связанная с идеями социал-дарвинизма. По мнению авторов этой теории (Гумпловича и др.) государство в его первоначальной форме было организацией господства победителей над побежденными.
Марксистская, в соответствии с которой государство появилось в результате деления общества на классы и является выражением интересов экономически господствующего класса.
Отличительная черта государства – принудительный характер его распоряжений. Государство – это по сути инструмент организованного насилия, обладающего монопольным правом на издание законов в обществе. Его значение не следует ни преувеличивать, ни преуменьшать. Как заметил В. Соловьев, «государство существует для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а не для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад».
Государство, сосредоточив в своих руках все ресурсы (финансовые, природные, трудовые и др.), власть и управление, играет в жизни общества определяющую роль. Именно государство регулирует общественные отношения, распределяет ресурсы, решает широкий спектр экономических, социальных, культурных задач.
Главная задача государства – это обеспечение политической стабильности, согласование интересов различных социальных слоев, обеспечение правопорядка. Эти задачи государства реализуются через выполняемые им функции.
Конкретно государство выполняет следующие функции.
Внутренние:
- экономические (за счет налоговой политики и других мер может либо стимулировать развитие экономики, либо тормозить),
- социальные (осуществление многочисленных социальных программ),
- правовые (охрана прав и свобод граждан и др.),
- культурно-воспитательные (через систему образования государство направляет социализацию подрастающего поколения в нужном ему направлении).
Внешние:
- защита интересов страны на международной арене,
- оборона страны,
- налаживание международных отношений с другими государствами.
Следует отметить, что если в прежние времена государство контролировало все проявления общественно-политической жизни общества, то по мере возрастания зрелости гражданского общества сфера его контроля суживается, все больше функций гражданское общество берет на себя.