Возникновение и сущность концепции правового государства

Концепция «правового государства» не так проста, как кажется на первый взгляд. По большому счёту, «правовое государство» – это одна из важных характеристик «идеального» государства. Если начать перечислять необходимые атрибуты «правового государства», то ни одно, даже современное, государство не сможет соответствовать столь высоким критериям. В массовом сознании «правовое государство» воспринимается как государство, в котором власть основана на праве, т.е. им ограничивается и через него реализуется. Однако такое понимание, по сути верное, недостаточно для раскрытия феномена правового государства, представляющего собой сложную, многогранную систему.

В концепции правового государства можно выделить два главных аспекта:

1) свободу человека, реализацию и защиту его прав и свобод;

2) ограничение правом государственной власти.

Причём свобода понимается, как способность человека функционировать в соответствии со своими интересами в предложенных действительностью ситуациях. В правовом государстве должны быть созданы условия для реализации личностью юридически закреплённых прав и свобод, что должно быть заложено в механизме правового государства.[3]

Таким образом, правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также и для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. Именно в ограничении правом государства и заключается сущность правового государства, т.к. право выступает как антипод произвола и как барьер на его пути. Политическая власть, особенно исполнительная, имеет склонность к «вырождению»[4]. В этом случае наблюдаются злоупотребления властью, в силу чего необходимы правовые ограничения, сдерживающие подобные негативные явления и заставляющие соблюдать права человека.

Ещё в рассуждениях философов, юристов, политиков, писателей и публицистов Древнего Китая и Индии, Древней Греции и Рима прослеживаются ростки теории правового государства. Выражаются они в виде гуманистических идей, широкого или ограниченного притязания господствующего класса на принципы демократизма, в установлении и сохранении свобод, господства закона и права. Уже древнегреческие мыслители Платон и Аристотель считали, что истинная государственность возможна лишь там, где господствуют справедливые законы. В своих знаменитых диалогах под названием «Государство» и «Законы» Платон писал: «…там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идёт не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях». Тирания неизбежно приходит, по мнению Платона, на смену демократии, «опьянённой свободой в неразбавленном виде», когда чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным рабством. На взгляд Платона, это наихудший вид государственного устройства, где царят насилие и беззаконие.

Ученик Платона, величайший мыслитель древности – Аристотель стоял на позициях защитника индивидуальной свободы и частной собственности. Аристотель, в отличие от Платона, имел противоположный взгляд на государство, как на продукт естественного развития, как высшую форму общения людей, охватывающую другие сферы их жизнедеятельности. Выражая своё отношение к закону и праву, государственной власти, он проводит мысль о том, что «не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву; стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права». Закон должен главенствовать над всем. Несмотря на вклад, внесенный в понятие правового государства, выдающихся умов античности, в Древней Греции не была реализована идея правового государства, господство закона отсутствовало. Народное собрание полиса могло принимать любые решения, вплоть до казни гражданина, по произвольным основаниям[5].

В назначении государственной власти Цицерон усматривал защиту имущественных интересов граждан. Однако новаторские формулировки в учении Цицерона сочетаются с типично аристократическими воззрениями, воспринятыми из греческой политико-правовой мысли.

Постановления и законы государства должны соответствовать божественному порядку, в противном случае они не имеют законной силы. Цицерон стоит у истоков юридизации государства, которая затем трансформировалась в конструкцию правового государства.

Ряд исследователей полагает, что мощь Рима была обеспечена именно наличием правового государства и гражданского общества, а его падение – упадком этих институтов. В то же время, в Древнем Риме правовое государство установилось далеко не в полном объеме: т.к. рабы и лица, не являющиеся квиритами (римскими гражданами), по-прежнему оставались бесправными. Правовое государство в Древнем Риме пришло в упадок в III веке н.э., однако, идея верховенства права сохранялась.

Подобные человеколюбивые, гуманистические мотивы, трансформировавшиеся по истечении определённого времени в соответствующие государственно-правовые доктрины и взгляды, в соответствии с которыми в обществе должны торжествовать не произвол и насилие, а закон и право, развивались не только в Греции и Риме, но и в Древнем Китае и Индии. Например, в Китае, ещё в глубокой древности юристами и философами применительно к господствующему в стране рабовладельческому строю проводилась мысль, что «в государстве должен царить порядок», основанный на законе. Утверждалось, что государь, если он до конца жизни хочет чувствовать себя в безопасности, должен быть справедливым, «а управление страной должно соответствовать спокойствию». Так, например, выдающийся китайский мыслитель, один из основоположников легизма Шан Ян, предлагая свою концепцию о государстве, считал, что: «Все люди ценятся только по их заслугам, а не в соответствии с происхождением. Принадлежность к аристократическому роду не имеет никакого значения. Все равны перед законом, поощрения и наказания проводятся в строгом соответствии с законом за определённые поступки». Шан Ян заявлял, что: «Мудрый творит законы, а глупый ограничен ими. Правителю не нужно слепо следовать древности, воплощенной в законах, а необходимо сообразовываться с современными потребностями. В то же время всем подданным необходимо соблюдать законы, а государству – их неуклонно воплощать в жизнь».

В период эпохи средневековья в Европе социальные и прочие взаимоотношения, как правило, оформлялись в виде письменных законов или договоров. Во многих странах Европы, особенно в Германии, продолжают действовать многие нормы права, установленные ещё во времена Древнего Рима.

Существенную роль в развитии права сыграла унификация и кодификация правовых установлений, проводившаяся папами в XI—XIII вв., а также провозглашение папой Григорием VII верховенства канонического права над королевской властью и его распоряжение о преподавании права в университетах. Формирование концепции приоритета права над государством было инициировано конфликтом нарождающегося гражданского общества и абсолютистского феодального государства, претендующего на деспотическую власть. С развитием государственно-правовых институтов, их теоретическим осмыслением, главным сущностным вопросом правового государства становится проблема взаимоотношений власти и личности. Решение этого вопроса приводит к появлению идеи народного суверенитета, которая и является главным признаком правового государства. Суверенитет народа означает, что только народ является источником власти, которой располагает государство. Эту, очень смелую для своего времени мысль, выдвинул известный ученый средневековья Марсилий Падуанский, который считал, что сувереном в государстве является народ-законодатель. Это было совершенно новое гуманистическое понимание человека – созидателя и творца своей собственной судьбы.

Эта концепция впоследствии была воспринята Жан-Жаком Руссо и получила свое дальнейшее развитие. В соответствии с трактовкой суверенитета Руссо государство (республика) выступает как результат общественного договора. Суверенную власть следует понимать как выражение общественного интереса. В государстве каждый человек приобретает гражданскую свободу в обмен на свою собственную независимость. У Руссо «общая воля» неизбежно приобретает правовой характер и укладывается в рамки естественного права. Особым этапом в развитии идеи правового государства стала эпоха Возрождения, когда основой концепции становится гуманизм, базирующийся на признании человеческого достоинства. Интеллектуальные усилия деятелей эпохи Возрождения были направлены на переустройство внутреннего мира человека, приобщения его к культуре. Это являлось обязательным предварительным условием трансформации существующих общественных отношений в разумное и гуманное общество, которому чужды навязанные извне правогосударственные регуляторы. Идея правового государства была востребована в период буржуазно-демократических революций в Европе, завершивших период феодализма. В классическом мировоззрении формирующегося третьего сословия, пришедшем на смену теологическому мировоззрению средних веков, трактовка социальных институтов, включая государство и право, освобождается от религиозно-нравственных догматов.

В политико-правовой мысли средневековая концепции теократического государства была опрокинута двумя новыми теориями: суверенного государства и автономии личности.

Первую связывают с именами Николо Макиавелли и Жана Бодена. Вторая обязана своим происхождением апологетам протестантизма – Мартину Лютеру, Томасу Мюнцеру, Жану Кальвину. Именно из этих двух течений, т.е. из идеи суверенного государства и концепции автономной личности, их соотношения и влияния, развивается мысль, которая и знаменует собой новое время. Смысл политико-правовой мысли нового времени – оградить нарождающуюся частную сферу от произвольного вмешательства в неё государства. Особое место в разработке этих идей принадлежит английскому учёному Джону Локку и французскому просветителю Шарлю Луи Монтескье. У Локка идея господства права предстает в виде государства, в котором верховенствует закон, соответствующий естественному праву, признающий неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, реализующий разделение властей.

Закон, согласно Локку, будет правовым только в том случае, если он не ограничивает, а сохраняет и расширяет свободу. По мнению Джона Локка, деятельность государства внутри страны должна ограничиваться: принятием законов, осуществлением правосудия и применением пенитенциарных мер.

Принципы построения правового государства были реализованы на практике при образовании США. В Декларации независимости США от 1776г. содержится следующее положение: «Мы считаем самоочевидными следующие истины: все люди созданы равными; они наделены их творцом определенными (прирожденными) неотчуждаемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, свободу и на стремление к счастью; для обеспечения этих прав люди создают правительства, берущие на себя справедливую власть с согласия управляемых...».

В соответствии с закреплённой нормой суверенитет народа является основой государственного суверенитета, который в свою очередь предусматривает верховенство, независимость, полноту и всеобщность власти государства. С проблемой суверенитета связан и такой признак правового государства, как господство закона (права), поскольку суверенитет предполагает правовую организацию верховной государственной власти, юридическую процедуру ее осуществления, принципы взаимоотношений личности и власти. Американский опыт интересен тем, что впервые в истории человечества концепция правового государства была воплощена в жизнь осознанно и целенаправленно, а также реализован эффективный механизм системы «сдержек и противовесов» и охраны прав и свобод личности. Наиболее полно теория правового государства была разработана в XIX веке. На качественно новую ступень обоснование идеала правового государства было поднято в теории родоначальника классической немецкой философии Иммануила Канта, многократно указывавшего на необходимость опоры государства на право. По мнению Канта, человек является абсолютной ценностью, никто не имеет права использовать его как орудие или средство для исполнения каких-то собственных интересов, даже ради благородных целей. Закон обладает высшей юридической силой и имеет приоритет перед иными актами; нормы морали и правовые нормы ограничивают произвол; общеобязательный, принудительный характер право приобретает только благодаря государству, целью которого выступает главенство права и закона, в силу чего исполнительная власть должна быть подчинена законодательной.

Рассматривая государство таким, каким оно должно быть в «соответствии с принципами права», т.е. в идеале, Кант в работе «Метафизика нравов» писал, что это «объединении множества людей, подчинённых правовым законам». Учение Иммануила Канта оказало огромное воздействие на последующее развитие концепции правового государства.

Под влиянием идей Канта в Германии сформировалось направление, сторонники которого сосредоточили своё внимание на разработке теории правового государства. Среди них можно выделить немецких юристов: Роберта фон Моля, Карла Теодора Велькера, Отто Бэра, Фридриха Юлиуса Шталя, Рудольфа фон Гнейста, благодаря которым правовое государство обрело терминологическую определённость и получило широкое распространение не только в Германии, но и за её пределами. В континентальной Европе доминирует немецкая конструкция правового государства, базирующаяся на рационалистической традиции. Она делает упор на философию Канта, и в особенности Гегеля, который понимал эволюцию человечества как последовательное развитие свободы через преодоление произвола. Опираясь на труды своих предшественников, Гегель первым в немецкой философии права указал на то, что между личностью и государством существует некая общественная среда (общество), имеющая значение, как для личности, так и для государства. Гражданское общество, по Гегелю, представляет собой опосредованную трудом систему потребностей, которая покоится на двух составляющих – отношениях собственности и формальном равенстве людей. Гражданское общество, полагал Гегель, является продуктом современности, античность же не знала ничего подобного. Если государство представляет собой единство различных лиц, то в гражданском обществе каждый для себя цель, все остальное для него ничто. В структуру гражданского общества входят также семья, право, корпорации, религия, культура, образование и ряд иных элементов.

В XX в. теорию правового государства продолжали разрабатывать правовые позитивисты: Ганс Кельзен, Раймон Кальде де Мальберг и другие авторы. Теоретики нормативизма, например, такие, как, Ганс Кельзен, считают правовым любое государство в силу того, что каждое из них представляет собой нормативно-правовой порядок.

Иной точки зрения придерживается идеолог неоконсерватизма, австрийский экономист и философ Фридрих Август фон Хайек, который изложил свои взгляды на правое государство в работах «Дорога к рабству», «Право, законодательство и свобода», «Конституция свободы». Современной рыночной экономике, согласно Хайеку, соответствует лишь государство на принципах верховенства права.

Государственная власть внутри страны имеет только одну задачу – обеспечить соблюдение всеми гражданами общих правил поведения, т.е. поддерживать правопорядок. Принцип господства права обозначает, что: «Правительство во всех своих действиях ограничено заранее установленными и обнародованными правилам, которые дают возможность с большой точностью предвидеть, какие меры принуждения власть будет использовать в той или иной ситуации, и позволяют индивидам на основе этого знания планировать свою деятельность». На взгляд Хайека, верховенство права предполагает не только подчинение исполнительных органов власти закону, но и невмешательство законодательной власти в сферу свободы и неотчуждаемых прав человека.

История политико-правовой мысли показывает, что идеи правового государства разрабатывались с различных идеологических и теоретических позиций. Рассматривая данный концепт сегодня, не стоит слепо пытаться реализовывать его на практике.

Таким образом, необходимо вдумчиво изучать имеющийся опыт и перенимать прогрессивные идеи в развитии правового общества. Как показывает практика, успешное развитие любого государства может быть обеспечено только в рамках реализации элементов правового государства во всех сферах жизнедеятельности общества.

Наши рекомендации