Тема 5. Становление Российского самодержавия.
1.Реформы «Избранной Рады». Оформление в России сословно-представительной монархии.
2. Причины опричнины и ее оценка в исторической литературе:
- причины опричнины,
- цели опричнины,
- социальная направленность политики,
- жертвы политики опричнины
3. Самодержавные тенденции в идеологии и опричном управлении.
4. Перераспределение земельного фонда в правление Ивана Грозного.
5. Иван Грозный как личность и государь.
6. Содержание термина «самодержавие» в XV – XVI вв.
Источники и литература
Источники:
Материалы по истории СССР. Для семинарских и практических занятий. В 3-х ч. /Под ред. А.Д. Горского. – Ч.2. – М., 1987. – С.48-49, 205-206, 287.
Хрестоматия по истории России. В 4-х томах /Сост. И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М., 1994. – Т.1. – С.206-224, 234-269.
Хрестоматия по истории СССР. XVI – XVIII вв. /Под ред. А.А. Зимина. – М., 1962. – С. 72, 85-89, 115-167, 170-172.
Литература:
Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России. – Л., 1988.
Бушуев С.В. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. Кн.1. IX – XVI вв./ С.В. Бушуев, Г.Е. Миронов. – М., 1991. – С.254-285.
Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. – М., 1984.
Зимин А.А. Опричнина. – М., 2001.
Кобрин В.Б. Из истории правительственной политики в области княжеского и вотчинного землевладения в XV – XVI веках. (Законы 1551, 1562 и 1572 гг.) // История СССР. – 1984. – № 1. – С. 172-184.
Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России. – М., 1985.
Кобрин В.Б. Иван Грозный. – СПб., 1992.
Скрынников Р.Г. Царство террора. – М., 1991.
Скрынников Р.Г. На пороге опричнины //Средневековая и новая Россия. Сб. науч. статей. К 60-летию И.Я.Фроянова. – СПб., 1996. – С. 368-396.
Учебники:
Вовина-Лебедева В.Г. История России XVI‑XVII вв.: учебное пособие. / В.Г.Вовина-Лебедева. ‑ М.: 2012.
Дворниченко А.Ю. История России: учебник. / А.Ю. Дворниченко, Ю.В. Тот, М.В. Ходяков. ‑ М., 2011.
Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года: учебник /Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Фёдоров; под ред. Н.И. Павленко. – М., 2010.
Сахаров А.Н. История России с древнейших времён до наших дней: учебник: [в 2 т.]. Т.1./ А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, В.А.Шестаков; под ред. А.Н.Сахарова. ‑ М., 2013.
История России с древнейших времён до конца XVII века. /Л.Н.Вдовина, Н.В.Козлова, Б.Н.Флоря; под ред. Л.В.Милова. – М., 2006.
Методические рекомендации.
Данная тема относится к числу наиболее сложных для понимания, так как в изучаемый период произошло столкновение двух тенденций в системе организации политической власти. С одной стороны, в России, как и в странах Западной Европы оформляется сословно-представительная монархия, с другой – длительное влияние Орды и борьба за независимость, а также личные качества Ивана Грозного обозначили тенденцию к эволюции власти к самодержавию, к деспотическим методам управления. Важно сравнить идеи Пересветова с программой Реформ Ивана Грозного, отраженной в «Вопросах Ивана IV митрополиту Макарию», изложенных в феврале – марте 1550 г. На основе анализа документов установить социальную направленность и оценить эффективность реформ Избранной Рады. Показать оформление структуры сословно-представительной монархии. Определить социально-политическую направленность реформ.
Раскрыть причины перехода к политике опричнины, цели и последствия реформ. Освещение данных вопросов приводит к острым спорам историков. Характер опричнины, ее цели, последствия, социальная направленность тесно связаны с вопросом о социальной опоре центральной власти в России. Решение этого вопроса во многом зависит от анализа поземельной политики Ивана Грозного в период реформ 50-х гг. и опричнины. Важно показать неоднозначность решения этого вопроса, а также связь вопросов о социальной базе процесса централизации страны, о направленности политики опричнины и о причинах Смуты, последовавшей за разорением страны в годы царствования Ивана Грозного. Для понимания сути происходящих процессов важно также установить различия в понимании термина «самодержавие» на Руси в период правления Ивана III и Ивана Грозного.
Тема 6. Оформление в основных чертах крепостного права в России в конце XVI – начале XVII вв.
1. Вопрос о крепостничестве и крепостном праве в России в историографии. Рост феодальной зависимости крестьян в XIV – XVI вв. (На материалах источников).
2. Причины усиления феодальной зависимости и закрепощения крестьян в конце XVI в.
3. Указы о заповедных годах.
4. Указы об урочных летах.
5. Реформа кабалы конца XVI в.
Источники и литература
Источники:
Материалы по истории СССР /Под ред. А.Д.Горского. – М., 1987. – Вып. 2. – С. 219-222, 231-232, 251-252, 263-264.
Нагаев А.С. Практикум по истории СССР с древнейших времен до начала XVII в. / А.С. Нагаев, В.Н. Огнев. – М., 1991. – С.106-122, 129-130, 138-139.
Пронштейн А.П. Практикум по истории СССР /А.П. Пронштейн, А.Г. Задера. – М., 1969. – С.142-153, 163-164.
Хрестоматия по истории России: Учебное пособие /Авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М., 2004. – С. 82-83, 117-118, 133-138, 147-150.
Литература:
Алексеев Ю.Г. Псковская судная грамота и ее время: Развитие феодальных отношений на Руси XIV – XV вв. – Л., 1980.
Бушуев С.В. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. Кн.1. IX – XVI вв./ С.В. Бушуев, Г.Е. Миронов. – М., 1991. – С.296-299.
Греков Б.Д. Крестьяне Руси с древнейших времен до XVII в. – М., 1954.
Ключевский В.О. Курс русской истории. – М., 1988. – Т.2.
Корецкий В.И. Закрепощение крестьян и классовая борьба в России во второй половине XVI в. – М., 1970.
Корецкий В.И. Формирование крепостного права и первая крестьянская война в России. – М., 1975.
Миронов Б.Н. Социальная история России.В 2-х кн. – СПб., 2000. – Т. 1. – Гл. VI.
Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII в. Смута. – М., 1988.
Петрухин Н.Н. Причины закрепощения крестьян в России в конце XVI в. // Вопросы истории. – 2004. - № 7.
Шевченко М.М. История крепостного права в России. – Воронеж, 1988.
Учебники:
Вовина-Лебедева В.Г. История России XVI‑XVII вв.: учебное пособие. / В.Г.Вовина-Лебедева. ‑ М.: 2012.
Дворниченко А.Ю. История России: учебник. / А.Ю. Дворниченко, Ю.В. Тот, М.В. Ходяков. ‑ М., 2011.
Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года: учебник /Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Фёдоров; под ред. Н.И. Павленко. – М., 2010.
Сахаров А.Н. История России с древнейших времён до наших дней: учебник: [в 2 т.]. Т.1./ А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, В.А.Шестаков; под ред. А.Н.Сахарова. ‑ М., 2013.
История России с древнейших времён до конца XVII века. /Л.Н.Вдовина, Н.В.Козлова, Б.Н.Флоря; под ред. Л.В.Милова. – М., 2006.
Методические рекомендации.
Изложение вопроса следует начать с характеристики его решения в историографии. В чем суть указной и безуказной теорий оформления крепостного права в России? Как современные исследователи понимают крепостничество и крепостное право? Соотнесите понятия «внеэкономическое принуждение», «крепостничество» и «крепостное право». В каких формах на протяжении русской истории представлено внеэкономическое принуждение? На основании документов: «Уставная грамота митрополита Киприана Еленинскому монастырю 1391 г. октября 21», «Псковская судная грамота» (не ранее 1462 г. статьи 42-44, 51, 63, 75-76, 84-87), «Послушных грамот» конца XVI в. проследите расширение повинностей и зависимости крестьян от феодалов. На основе ст.57 Судебника 1497 г. и ст. 88 Судебника 1550 г. проследите начальные этапы процесса оформления крепостной зависимости крестьян. Почему в конце XVI в. русское правительство активно приступает к юридическому оформлению крепостного права?
Дайте источниковедческую характеристику указа о заповедных годах. Каковы оценки историков о времени его появления, территории распространения и продолжительности действия? Какие мероприятия сделали возможным его реализацию? Что такое тарханы? Когда и с какими целями составлены писцовые книги? Проанализируйте документы, свидетельствующие о действии в конце XVI века указа о заповедных годах. Каковы обстоятельства нарушений этих указов?
Проанализируйте указ об урочных летах, обстоятельства его появления и сферу действия. В чем суть реформы кабальных холопов 1597 года?
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Содержание самостоятельной работы
№ п/п | Название раздела, темы | Задание | Форма контроля |
Вопросы методологии истории | 1. Рассмотреть варианты периодизации отечественной истории. 2. Выявить основные виды источников по истории России | рабочая тетрадь, терминологич. словарь | |
Древние славяне до образования государства. Проблема славянского этногенеза в историографии | Составить таблицу «Славяне в археологических культурах Европы» по данным исследований Б.Н.Рыбакова, В.В.Седова, Л.Н.Гумилёва, В.Я.Петрухина. Д.С.Раевского | таблица «Славяне в археологических культурах Европы» | |
Расселение и формирование восточнославянских и угро-финских племен, их общественный строй | Анализ сочинений византийских (Прокопий Кесарийский, Император Маврикий), арабских (Ибн-Русте, Ибн Хордадбех, Ибн Хаукаль, Ибн Фадлан) авторов, Повести временных лет. | рабочая тетрадь, сравнит. анализ научных концепций | |
«Русь изначальная». Проблема образования государства восточных славян в исторической литературе | 1) Сопоставление исторических концепций С.М.Соловьёва, В.О.Ключевского, Б.Н.Рыбакова, В.В.Мавродина, Х.Ловмянского, И.Я.Фроянова. 2) Критика норманнской теории в историографии | практич. занят., сравнит. анализ научных концепций | |
Первые государственные образования восточных славян | Знакомство с характеристикой племенных союзов, вождеств, славиний и Русского каганата в концепциях Б.Н.Рыбакова, В.В.Мавродина, В.В.Седова, Г.В.Вернадского, И.Н.Данилевского | Рабочая тетрадь | |
Древнерусское государство – Киевская Русь во второй половине IX – X вв. | Анализ отражения процесса формирования государственной системы управления в письменных источниках византийских (Прокопий Кесарийский, Император Маврикий), арабских (Ибн-Русте, Ибн Хордадбех, Ибн Хаукаль, Ибн Фадлан) авторов, Повести временных лет. | рабочая тетрадь, практич. занят, контр. раб | |
Княжение Владимира Святославича. Принятие христианства на Руси | Составление плана-конспекта темы по направлениям: Причины религиозных реформ; Обстоятельства выбора веры; Организация церкви в древней Руси; Значение крещения Руси, проблема двоеверия | рабочая тетрадь | |
Древнерусское государство в XI – первой половине XII в. | Ролевая игра «Княжеский съезд»: по материалам монографий П.П.Толочко, Б.А.Рыбакова, И.Н.Данилевского, Ю.А.Лимонова, Е.А.Рыбиной | рабочая тетрадь, ролевая игра «Княжеский съезд» | |
Общественные отношения, быт и нравы в Древней Руси по Русской Правде | 1) Источниковедческая характеристика РП по исследованиям М.Н.Тихомирова, М.Б.Свердлова, С.В.Юшкова, Л.В.Черепнина 2) Сравнительный анализ редакций по проблемам: А) пережитки родовых отношений Б) Эволюция древнерусской общины В) Развитие древнерусской вотчины Г) характеристика низших слоёв населения Др. Руси | Сравнительный анализ Краткой и Пространной Правды | |
Раздробленность Руси и выбор путей развития в XII – XIII вв. | Научные доклады - характеристика Владимиро-Суздальской, Новгородской, Черниговской, Киевской, Галицко-Волынской Руси | рабочая тетрадь, научн. доклады | |
Монголо-татарское нашествие на Русь в Х-ХIII вв. | 1) Характеристика общественного строя кочевых обществ и причин военной экспансии 2) Анализ дискуссионных проблем монголо-татарского нашествия | Рабочая тетрадь. | |
Борьба Руси против агрессии с Запада в XIII в. | Научные доклады – Прибалтика и Русь на пути крестоносного движения Европы Полководческий талант Ал. Невского Александр Невский как политик Александр Невский иОрда | научн. доклады | |
Начало объединения русских земель вокруг Москвы | Процесс объединения Руси в концепциях Л.В.Черепнина, А.А.Зимина, А.А.Горского, Г.В.Вернадского | рабочая тетрадь, сравнит. анализ научных концепций | |
Становление Единого Российского государства во второй половине XV – первой трети XVI вв. | Доклады: 1) Оценка личности первых московских князей в историографии 2) Оценки личности и деятельности Ивана III в исторической литературе 3) Василий III – «бледная тень» великого отца или пролог Нового времени в России 4) промосковские и пролитовские тенденции в политике Новгорода второй половины XV века. | рабочая тетрадь, научн. доклады. | |
Внешняя политика Единого Российского государства в XIV – первой трети XVI вв. | Составить таблицу: Территориальные приобретения московских князей. Последить ход объединения по карте | рабочая тетрадь, мультимедийная карта | |
Вопрос об альтернативных путях объединения русских земель в исторической литературе. | Последить рост территории Великого княжества Литовского по карте. | мультимедийная карта | |
Развитие религиозной и общественно-политической мысли в XV – XVI вв. | 1) Сравнительная таблица: «Иосифляне и нестяжатели» 2) Анализ «Большой челобитной» Ивана Пересветова | рабочая тетрадь, анализ документов | |
Становление российского самодержавия | Анализ документов по эпохе Ивана Грозного | рабочая тетрадь, анализ документов | |
Внешняя политика Ивана Грозного | Таблица «Направления внешней политики Ив. Гр.» | таблица «Направления внешней политики Ив. Гр.» | |
Россия на рубеже XVI – XVII вв. Оформление в основных чертах крепостного права | Анализ документов: Розыскные дела о нарушении заповедных лет, Указы об Урочных летах, Приговор о служилых холопах | рабочая тетрадь, анализ документов | |
История Смуты в России. | Собеседование по монографиям С.Ф.Платонова, Р.Г.Скрынникова, А.Л.Станиславского, В.И.Корецкого, Л.Е.Морозовой, В.И.Ульяновского, В.И.Буганова, А.А.Зимина | собеседование по монографиям, контр. раб. |
Методические рекомендации по организации самостоятельной подготовки студентов:
Виды самостоятельной работы.
В образовательном процессе высшего профессионального образовательного учреждения выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторную, под руководством преподавателя, и внеаудиторную. Тесная взаимосвязь этих видов работ предусматривает дифференциацию и эффективность результатов ее выполнения и зависит от организации, содержания, логики учебного процесса (межпредметных связей, перспективных знаний и др.).:
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются:
формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);
написание рефератов;
подготовка к семинарам и лабораторным работам, их оформление;
составление аннотированного списка статей из соответствующих журналов по отраслям знаний (педагогических, психологических, методических и др.);
подготовка рецензий на статью, пособие;
выполнение микроисследований;
подготовка практических разработок;
выполнение домашних заданий в виде критики, анализа, сопоставления и комментирования исторических источников, изучения историографии рассматриваемых проблем; тренинговых онлайн-компьютерных и индивидуальных работ по отдельным разделам содержания дисциплин и т.д.;
компьютерный текущий самоконтроль и контроль успеваемости на базе электронных обучающих и аттестующих тестов.
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются:
текущие консультации;
коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин: (в часы консультаций, предусмотренных учебным планом);
прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий);
выполнение курсовых работ (проектов) в рамках дисциплин (руководство, консультирование и защита курсовых работ (в часы, предусмотренные учебным планом);
выполнение учебно-исследовательской работы (руководство, консультирование и защита УИРС);
прохождение и оформление результатов практик (руководство и оценка уровня сформированности профессиональных умений и навыков);
выполнение выпускной квалификационной работы (руководство, консультирование и защита выпускных квалификационных работ) и др.
Видами заданий для внеаудиторнойсамостоятельной работы могут быть:
- чтение текста (учебника, источников, дополнительной монографической литературы); - составление плана-конспекта текста: - графическое изображение структуры текста; - конспектирование текста; - выписки из текста; - работа со словарями и справочниками; - учебно-исследовательская работа; - использование аудио- и видеозаписи, - использование компьютерной техники, Интернет и др.;
- работа с конспектом лекции (обработка текста); - повторная работа над учебным материалом (учебника, источников, дополнительной монографической литературы, аудио- и видеозаписей); - составление плана и тезисов ответа; - составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; - ответы на контрольные вопросы;
формы контроля за СРС могут быть следующими:
коллоквиум;
контрольная работа;
реферат; доклад;
письменный отчет;
проверка конспектов источников литературы;
собеседование по индивидуальным и семестровым заданиям;
включение вопросов по темам, выносимым на СРС, на зачеты и экзамены;
подготовка и написание курсовых работ;
другие формы контроля.