Тема 5. Становление Российского самодержавия.

1.Реформы «Избранной Рады». Оформление в России сословно-представительной монархии.

2. Причины опричнины и ее оценка в исторической литературе:

- причины опричнины,

- цели опричнины,

- социальная направленность политики,

- жертвы политики опричнины

3. Самодержавные тенденции в идеологии и опричном управлении.

4. Перераспределение земельного фонда в правление Ивана Грозного.

5. Иван Грозный как личность и государь.

6. Содержание термина «самодержавие» в XV – XVI вв.

Источники и литература

Источники:

Материалы по истории СССР. Для семинарских и практических занятий. В 3-х ч. /Под ред. А.Д. Горского. – Ч.2. – М., 1987. – С.48-49, 205-206, 287.

Хрестоматия по истории России. В 4-х томах /Сост. И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М., 1994. – Т.1. – С.206-224, 234-269.

Хрестоматия по истории СССР. XVI – XVIII вв. /Под ред. А.А. Зимина. – М., 1962. – С. 72, 85-89, 115-167, 170-172.

Литература:

Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России. – Л., 1988.

Бушуев С.В. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. Кн.1. IX – XVI вв./ С.В. Бушуев, Г.Е. Миронов. – М., 1991. – С.254-285.

Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. – М., 1984.

Зимин А.А. Опричнина. – М., 2001.

Кобрин В.Б. Из истории правительственной политики в области княжеского и вотчинного землевладения в XV – XVI веках. (Законы 1551, 1562 и 1572 гг.) // История СССР. – 1984. – № 1. – С. 172-184.

Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России. – М., 1985.

Кобрин В.Б. Иван Грозный. – СПб., 1992.

Скрынников Р.Г. Царство террора. – М., 1991.

Скрынников Р.Г. На пороге опричнины //Средневековая и новая Россия. Сб. науч. статей. К 60-летию И.Я.Фроянова. – СПб., 1996. – С. 368-396.

Учебники:

Вовина-Лебедева В.Г. История России XVI‑XVII вв.: учебное пособие. / В.Г.Вовина-Лебедева. ‑ М.: 2012.

Дворниченко А.Ю. История России: учебник. / А.Ю. Дворниченко, Ю.В. Тот, М.В. Ходяков. ‑ М., 2011.

Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года: учебник /Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Фёдоров; под ред. Н.И. Павленко. – М., 2010.

Сахаров А.Н. История России с древнейших времён до наших дней: учебник: [в 2 т.]. Т.1./ А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, В.А.Шестаков; под ред. А.Н.Сахарова. ‑ М., 2013.

История России с древнейших времён до конца XVII века. /Л.Н.Вдовина, Н.В.Козлова, Б.Н.Флоря; под ред. Л.В.Милова. – М., 2006.

Методические рекомендации.

Данная тема относится к числу наиболее сложных для понимания, так как в изучаемый период произошло столкновение двух тенденций в системе организации политической власти. С одной стороны, в России, как и в странах Западной Европы оформляется сословно-представительная монархия, с другой – длительное влияние Орды и борьба за независимость, а также личные качества Ивана Грозного обозначили тенденцию к эволюции власти к самодержавию, к деспотическим методам управления. Важно сравнить идеи Пересветова с программой Реформ Ивана Грозного, отраженной в «Вопросах Ивана IV митрополиту Макарию», изложенных в феврале – марте 1550 г. На основе анализа документов установить социальную направленность и оценить эффективность реформ Избранной Рады. Показать оформление структуры сословно-представительной монархии. Определить социально-политическую направленность реформ.

Раскрыть причины перехода к политике опричнины, цели и последствия реформ. Освещение данных вопросов приводит к острым спорам историков. Характер опричнины, ее цели, последствия, социальная направленность тесно связаны с вопросом о социальной опоре центральной власти в России. Решение этого вопроса во многом зависит от анализа поземельной политики Ивана Грозного в период реформ 50-х гг. и опричнины. Важно показать неоднозначность решения этого вопроса, а также связь вопросов о социальной базе процесса централизации страны, о направленности политики опричнины и о причинах Смуты, последовавшей за разорением страны в годы царствования Ивана Грозного. Для понимания сути происходящих процессов важно также установить различия в понимании термина «самодержавие» на Руси в период правления Ивана III и Ивана Грозного.

Тема 6. Оформление в основных чертах крепостного права в России в конце XVI – начале XVII вв.

1. Вопрос о крепостничестве и крепостном праве в России в историографии. Рост феодальной зависимости крестьян в XIV – XVI вв. (На материалах источников).

2. Причины усиления феодальной зависимости и закрепощения крестьян в конце XVI в.

3. Указы о заповедных годах.

4. Указы об урочных летах.

5. Реформа кабалы конца XVI в.

Источники и литература

Источники:

Материалы по истории СССР /Под ред. А.Д.Горского. – М., 1987. – Вып. 2. – С. 219-222, 231-232, 251-252, 263-264.

Нагаев А.С. Практикум по истории СССР с древнейших времен до начала XVII в. / А.С. Нагаев, В.Н. Огнев. – М., 1991. – С.106-122, 129-130, 138-139.

Пронштейн А.П. Практикум по истории СССР /А.П. Пронштейн, А.Г. Задера. – М., 1969. – С.142-153, 163-164.

Хрестоматия по истории России: Учебное пособие /Авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М., 2004. – С. 82-83, 117-118, 133-138, 147-150.

Литература:

Алексеев Ю.Г. Псковская судная грамота и ее время: Развитие феодальных отношений на Руси XIV – XV вв. – Л., 1980.

Бушуев С.В. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. Кн.1. IX – XVI вв./ С.В. Бушуев, Г.Е. Миронов. – М., 1991. – С.296-299.

Греков Б.Д. Крестьяне Руси с древнейших времен до XVII в. – М., 1954.

Ключевский В.О. Курс русской истории. – М., 1988. – Т.2.

Корецкий В.И. Закрепощение крестьян и классовая борьба в России во второй половине XVI в. – М., 1970.

Корецкий В.И. Формирование крепостного права и первая крестьянская война в России. – М., 1975.

Миронов Б.Н. Социальная история России.В 2-х кн. – СПб., 2000. – Т. 1. – Гл. VI.

Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII в. Смута. – М., 1988.

Петрухин Н.Н. Причины закрепощения крестьян в России в конце XVI в. // Вопросы истории. – 2004. - № 7.

Шевченко М.М. История крепостного права в России. – Воронеж, 1988.

Учебники:

Вовина-Лебедева В.Г. История России XVI‑XVII вв.: учебное пособие. / В.Г.Вовина-Лебедева. ‑ М.: 2012.

Дворниченко А.Ю. История России: учебник. / А.Ю. Дворниченко, Ю.В. Тот, М.В. Ходяков. ‑ М., 2011.

Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года: учебник /Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Фёдоров; под ред. Н.И. Павленко. – М., 2010.

Сахаров А.Н. История России с древнейших времён до наших дней: учебник: [в 2 т.]. Т.1./ А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, В.А.Шестаков; под ред. А.Н.Сахарова. ‑ М., 2013.

История России с древнейших времён до конца XVII века. /Л.Н.Вдовина, Н.В.Козлова, Б.Н.Флоря; под ред. Л.В.Милова. – М., 2006.

Методические рекомендации.

Изложение вопроса следует начать с характеристики его решения в историографии. В чем суть указной и безуказной теорий оформления крепостного права в России? Как современные исследователи понимают крепостничество и крепостное право? Соотнесите понятия «внеэкономическое принуждение», «крепостничество» и «крепостное право». В каких формах на протяжении русской истории представлено внеэкономическое принуждение? На основании документов: «Уставная грамота митрополита Киприана Еленинскому монастырю 1391 г. октября 21», «Псковская судная грамота» (не ранее 1462 г. статьи 42-44, 51, 63, 75-76, 84-87), «Послушных грамот» конца XVI в. проследите расширение повинностей и зависимости крестьян от феодалов. На основе ст.57 Судебника 1497 г. и ст. 88 Судебника 1550 г. проследите начальные этапы процесса оформления крепостной зависимости крестьян. Почему в конце XVI в. русское правительство активно приступает к юридическому оформлению крепостного права?

Дайте источниковедческую характеристику указа о заповедных годах. Каковы оценки историков о времени его появления, территории распространения и продолжительности действия? Какие мероприятия сделали возможным его реализацию? Что такое тарханы? Когда и с какими целями составлены писцовые книги? Проанализируйте документы, свидетельствующие о действии в конце XVI века указа о заповедных годах. Каковы обстоятельства нарушений этих указов?

Проанализируйте указ об урочных летах, обстоятельства его появления и сферу действия. В чем суть реформы кабальных холопов 1597 года?

Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Содержание самостоятельной работы

№ п/п Название раздела, темы Задание Форма контроля
Вопросы методологии истории 1. Рассмотреть варианты периодизации отечественной истории. 2. Выявить основные виды источников по истории России рабочая тетрадь, терминологич. словарь
Древние славяне до образования государства. Проблема славянского этногенеза в историографии Составить таблицу «Славяне в археологических культурах Европы» по данным исследований Б.Н.Рыбакова, В.В.Седова, Л.Н.Гумилёва, В.Я.Петрухина. Д.С.Раевского таблица «Славяне в археологических культурах Европы»
Расселение и формирование восточнославянских и угро-финских племен, их общественный строй Анализ сочинений византийских (Прокопий Кесарийский, Император Маврикий), арабских (Ибн-Русте, Ибн Хордадбех, Ибн Хаукаль, Ибн Фадлан) авторов, Повести временных лет. рабочая тетрадь, сравнит. анализ научных концепций
«Русь изначальная». Проблема образования государства восточных славян в исторической литературе 1) Сопоставление исторических концепций С.М.Соловьёва, В.О.Ключевского, Б.Н.Рыбакова, В.В.Мавродина, Х.Ловмянского, И.Я.Фроянова. 2) Критика норманнской теории в историографии практич. занят., сравнит. анализ научных концепций
Первые государственные образования восточных славян Знакомство с характеристикой племенных союзов, вождеств, славиний и Русского каганата в концепциях Б.Н.Рыбакова, В.В.Мавродина, В.В.Седова, Г.В.Вернадского, И.Н.Данилевского Рабочая тетрадь
Древнерусское государство – Киевская Русь во второй половине IX – X вв. Анализ отражения процесса формирования государственной системы управления в письменных источниках византийских (Прокопий Кесарийский, Император Маврикий), арабских (Ибн-Русте, Ибн Хордадбех, Ибн Хаукаль, Ибн Фадлан) авторов, Повести временных лет. рабочая тетрадь, практич. занят, контр. раб
Княжение Владимира Святославича. Принятие христианства на Руси Составление плана-конспекта темы по направлениям: Причины религиозных реформ; Обстоятельства выбора веры; Организация церкви в древней Руси; Значение крещения Руси, проблема двоеверия рабочая тетрадь
Древнерусское государство в XI – первой половине XII в. Ролевая игра «Княжеский съезд»: по материалам монографий П.П.Толочко, Б.А.Рыбакова, И.Н.Данилевского, Ю.А.Лимонова, Е.А.Рыбиной рабочая тетрадь, ролевая игра «Княжеский съезд»
Общественные отношения, быт и нравы в Древней Руси по Русской Правде 1) Источниковедческая характеристика РП по исследованиям М.Н.Тихомирова, М.Б.Свердлова, С.В.Юшкова, Л.В.Черепнина 2) Сравнительный анализ редакций по проблемам: А) пережитки родовых отношений Б) Эволюция древнерусской общины В) Развитие древнерусской вотчины Г) характеристика низших слоёв населения Др. Руси Сравнительный анализ Краткой и Пространной Правды
Раздробленность Руси и выбор путей развития в XII – XIII вв. Научные доклады - характеристика Владимиро-Суздальской, Новгородской, Черниговской, Киевской, Галицко-Волынской Руси рабочая тетрадь, научн. доклады
Монголо-татарское нашествие на Русь в Х-ХIII вв. 1) Характеристика общественного строя кочевых обществ и причин военной экспансии 2) Анализ дискуссионных проблем монголо-татарского нашествия Рабочая тетрадь.
Борьба Руси против агрессии с Запада в XIII в. Научные доклады – Прибалтика и Русь на пути крестоносного движения Европы Полководческий талант Ал. Невского Александр Невский как политик Александр Невский иОрда научн. доклады
Начало объединения русских земель вокруг Москвы Процесс объединения Руси в концепциях Л.В.Черепнина, А.А.Зимина, А.А.Горского, Г.В.Вернадского рабочая тетрадь, сравнит. анализ научных концепций
Становление Единого Российского государства во второй половине XV – первой трети XVI вв. Доклады: 1) Оценка личности первых московских князей в историографии 2) Оценки личности и деятельности Ивана III в исторической литературе 3) Василий III – «бледная тень» великого отца или пролог Нового времени в России 4) промосковские и пролитовские тенденции в политике Новгорода второй половины XV века. рабочая тетрадь, научн. доклады.
Внешняя политика Единого Российского государства в XIV – первой трети XVI вв. Составить таблицу: Территориальные приобретения московских князей. Последить ход объединения по карте рабочая тетрадь, мультимедийная карта
Вопрос об альтернативных путях объединения русских земель в исторической литературе. Последить рост территории Великого княжества Литовского по карте. мультимедийная карта
Развитие религиозной и общественно-политической мысли в XV – XVI вв. 1) Сравнительная таблица: «Иосифляне и нестяжатели» 2) Анализ «Большой челобитной» Ивана Пересветова рабочая тетрадь, анализ документов
Становление российского самодержавия Анализ документов по эпохе Ивана Грозного рабочая тетрадь, анализ документов
Внешняя политика Ивана Грозного Таблица «Направления внешней политики Ив. Гр.» таблица «Направления внешней политики Ив. Гр.»
Россия на рубеже XVI – XVII вв. Оформление в основных чертах крепостного права Анализ документов: Розыскные дела о нарушении заповедных лет, Указы об Урочных летах, Приговор о служилых холопах рабочая тетрадь, анализ документов
История Смуты в России. Собеседование по монографиям С.Ф.Платонова, Р.Г.Скрынникова, А.Л.Станиславского, В.И.Корецкого, Л.Е.Морозовой, В.И.Ульяновского, В.И.Буганова, А.А.Зимина собеседование по монографиям, контр. раб.

Методические рекомендации по организации самостоятельной подготовки студентов:

Виды самостоятельной работы.

В образовательном процессе высшего профессионального образовательного учреждения выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторную, под руководством преподавателя, и внеаудиторную. Тесная взаимосвязь этих видов работ предусматривает дифференциацию и эффективность результатов ее выполнения и зависит от организации, содержания, логики учебного процесса (межпредметных связей, перспективных знаний и др.).:

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются:

 формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);

 написание рефератов;

 подготовка к семинарам и лабораторным работам, их оформление;

 составление аннотированного списка статей из соответствующих журналов по отраслям знаний (педагогических, психологических, методических и др.);

 подготовка рецензий на статью, пособие;

 выполнение микроисследований;

 подготовка практических разработок;

выполнение домашних заданий в виде критики, анализа, сопоставления и комментирования исторических источников, изучения историографии рассматриваемых проблем; тренинговых онлайн-компьютерных и индивидуальных работ по отдельным разделам содержания дисциплин и т.д.;

 компьютерный текущий самоконтроль и контроль успеваемости на базе электронных обучающих и аттестующих тестов.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются:

 текущие консультации;

 коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин: (в часы консультаций, предусмотренных учебным планом);

 прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий);

 выполнение курсовых работ (проектов) в рамках дисциплин (руководство, консультирование и защита курсовых работ (в часы, предусмотренные учебным планом);

 выполнение учебно-исследовательской работы (руководство, консультирование и защита УИРС);

 прохождение и оформление результатов практик (руководство и оценка уровня сформированности профессиональных умений и навыков);

 выполнение выпускной квалификационной работы (руководство, консультирование и защита выпускных квалификационных работ) и др.

Видами заданий для внеаудиторнойсамостоятельной работы могут быть:

- чтение текста (учебника, источников, дополнительной монографической литературы); - составление плана-конспекта текста: - графическое изображение структуры текста; - конспектирование текста; - выписки из текста; - работа со словарями и справочниками; - учебно-исследовательская работа; - использование аудио- и видеозаписи, - использование компьютерной техники, Интернет и др.;

- работа с конспектом лекции (обработка текста); - повторная работа над учебным материалом (учебника, источников, дополнительной монографической литературы, аудио- и видеозаписей); - составление плана и тезисов ответа; - составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; - ответы на контрольные вопросы;

формы контроля за СРС могут быть следующими:

 коллоквиум;

 контрольная работа;

реферат; доклад;

 письменный отчет;

 проверка конспектов источников литературы;

 собеседование по индивидуальным и семестровым заданиям;

 включение вопросов по темам, выносимым на СРС, на зачеты и экзамены;

 подготовка и написание курсовых работ;

 другие формы контроля.

Наши рекомендации