Тема ii. от руси к россии. становление российского централизованного государства

Лекция 1. Борьба Руси с внешними вторжениями. Собирание Руси.

Возвышение Москвы

В XIII в. народам Руси пришлось вынести тяжелую борьбу с иноземными захватчиками.

На северо-западных границах Руси появился опасный противник – немецкие крестоносцы, представленные Орденом меченосцев. Этот Орден в результате кровопролитных войн овладел территориями прибалтий­ских племен (эстов, ливов, латгалов, земгалов, куршей), лишил ослабшее Полоцкое княжество политического влия­ния в низовьях Западной Двины. Экспансия крестоносцев сопровождалась раздачей земель немецким феодалам и на­сильственным обращением населения в католичество. В этом состояло отличие политики Ордена от действий в Восточной Прибалтике русских князей, которые не претен­довали здесь на непосредственный захват земель, не проводили насильственной христианизации, а довольствовались получением дани. В 1237 г. меченосцы объединились с тевтонами, образовав Ливонский орден, названный так по наименованию территории, заселенной племенем ливов, которую захватили крестоносцы.

Силами, которые на протяжении 20-30-х годов успешно противостояли орденской агрессии, были Литва (где шёл процесс складывания государства) и Новгородская земля.

На рубеже 30 – 40-х гг. XIII в., когда в результате монголо-татарского нашествия Русь оказалась в тяжелом положении, её северо-западным рубежам пришлось выдержать серьезное испытание. В 1240 г. в устье Невы попыта­лись высадиться шведские войска. Они были разгромлены силами 19-летнего новгородского князя Александра Ярославовича (внука Всеволода Большое Гнездо), получившего у потомков за эту победу прозвище «Невский». В 1240 – 1242 гг. масштабное наступление на новгородские территории организовал Орден. Крестоносцам удалось овладеть вторым по величине городом Новгородской земли – Псковом. Но за­тем Александр, вернувшийся после кратковременного пере­рыва на новгородский стол, вытеснил рыцарей из новгород­ских пределов, a 5 апреля,1242 г. нанес им сокрушительное поражение в битве на льду Чудского озера. После этого Орден уже не предпринимал серьезных попыток захвата русских земель.

С востока на Русь обрушились полчища монголо-тататарских завоевателей, врагов более страшных, сильных и жестоких, нежели их предшественники печенеги и половцы. В XII в. монгольские племена занимали территорию, входящую в нынешнюю Монголию и Бурятию.

По имени одного из монгольских племен-татар, впоследствии все кочевые народы, с которыми Русь вела борьбу, стали называть монголо-татарами. В XII в. у монголов происходил распад первобытно-общинных отношений. Особенностью этого строя было то, что он развивался на базе кочевого скотоводческого хозяйства. Из среды общинников – скотоводов стала выделяться знать – нойоны и багатуры, которая возглавляла отряды дружинников – нукеров. Права знати охранял закон – «Яса».

В начале XIII в. произошло объединение монгольских племен под властью Темучина, получившего имя Чингисхан – «великий хан» (1206 – 1227). Победив в кровавой междуусобной борьбе своих противников, он стал управлять страною через своих родственников и местную знать.

Чингисхан укрепил издавна существовавшую военную организацию монголов. В войске была введена строжайшая дисциплина. Основной ударной силой являлась конница. Создав сильную и агрессивную организацию, Чингисхан приступил к завоеваниям. Свои походы монголы начали с завоевания части Сибири. Затем они вторглись в Китай и в 1215 г. взяли Пекин. Спустя три года была завоевана Корея. Разгромив Китай (окончательно завоеванный в 1279 г.), монголы значительно усилили свой военный потенциал. На вооружение были взяты огнеметные, стенобитные, камнеметные орудия, средства передвижения. Кроме того, монголы получили кадры грамотных и опытных чиновников. В 1219 г. войска Чингисхана вторглись в Среднюю Азию. Были захвачены и разрушены Самарканд, Бухара, Ходжент, Мерв и другие богатые города. Погибло большинство земледельческих оазисов, они были заселены кочевниками. Далее был захвачен Северный Иран, после чего часть войска монголов численностью 30 тыс. под командованием лучших монгольских военачальников Джебе и Субедея отправились в дальний разведывательный поход через Иран и Закавказье, на Запад. Разбив объединенные армяно-грузинские войска, нанесли огромный ущерб экономике Закавказья. Мимо Дербента, где был проход по берегу Каспийского моря, монгольские войска вышли в половецкие степи и разгромили половцев. Просьба половцев помочь им против опасного врага была принята русскими князьями. Битва между русско-половецкими и монгольскими войсками произошла в 1223 г. на реке Калке в Приазовье. Союзные силы половецких и русских князей были разбиты монголами. Из приазовских степей на Русь вернулась только десятая часть войска. В честь своей победы монголы устроили «пир на костях». Захваченных в плен князей раздавили досками, на которых сидели и пировали победители. Поражения, равного на реке Калке, Русь еще не знала. Как отмечали исследователи, основной причиной поражения русских князей явилась несогласованность их в битве. И тем не менее, вплоть до конца 30-х годов не было предпринято даже попытки объединения сил.

После смерти Чингисхана (1227 г.) наследником стал его сын Угедей. Завоевательные походы были продолжены. В 1235 г. на хурале в столице Монголии Каракоруме было принято решение об общемонгольском походе на Запад. Во главе этого похода стал внук Чингисхана – Батый (1227 – 1255 гг.), получив во владение (улус) все западные земли, «куда ступит нога монгольского коня». Его главным военным советником стал Субедей, хорошо знавший театр будущих военных действий. В 1236 г. монголы овладели Волжской Булгарией. После походов на Северо-Восточную и Южную Русь, соответственно в 1237 – 1238 гг. и в 1239 – 1245 гг. объединённого монгольского войска установилось так называемое монголо-татарское иго.

Часто его называют золотоордынским игом — по названию западного улуса Монгольской империи, который в 60-е годы ХШ в. стал самостоятельным государством.

Русские княжества не вошли непосредственно в территорию Золотой Орды.

Их зависимость выражалась в уплате податей – «выхода» и верховном сюзеренитете золотоордынского хана, который утверждал русских князей на их столах. Отметим, что первоначально дань собирали сами татары. Однако с конца XIII в. эта функция постепенно стала передаваться русским князьям.

Успех монгольских завоевателей был связан с большой военной силой империи Чингизидов и рознью между князьями разных русских земель, даже не пытавшимся объединить свои силы для отпора врагу. После разгрома Руси монгольские орды двинулись на Европу. Были разорены Польша, Венгрия, Чехия, балканские страны. Монголы вышли к границам Германской империи, дошли до Адриатического моря. Однако в конце 1242 г. их постиг ряд неудач в Чехии и Венгрии. Из далекого Каракорума пришло известие о смерти великого хана Угедея – сына Чингисхана. Это был удобный предлог, чтобы прекратить трудный поход. Батый повернул свои войска обратно на восток.

Решающую всемирно-историческую роль в спасении европейской цивилизации от монгольских орд сыграла героическая борьба против них русского и других народов нашей страны, принявших на себя первый удар захватчиков. В ожесточенных боях на Руси погибла лучшая часть монгольского войска. Монголы утратили наступательную мощь. А.С. Пушкин справедливо писал: «России определено было великое предназначение: ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы... образующееся просвещение было спасено растерзанной Россией».

Представляет интерес вопрос о воздействии монголо–татарского нашествия и последовавшего за ним ига на развитие русского общества. Он издавна принадлежит к числу дискуссионных. Можно условно выделить три группы исследователей.

Первую составляют те, кто признает очень значительное и преимущественно позитивное воздействие завоевателей на развитие Руси, подтолкнувшее создание единого Pyccкого (Московского) государства. Основоположником такой точки зрения был Н.М. Карамзин. Вместе с тем Карамзин отмечал, что татарское нашествие и иго задержали культурное развитие Руси, а Г.В. Вернадский считал, что «самодержавие и крепостничество» были ценой, которую русский народ заплатил за национальное выживание».

Другая группа историков (среди них С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов) оценивала воздействие завоевателей на внутреннюю жизнь древнерусского общества как незначительное. Они полагали, что процессы, шедшие во второй половине ХШ – XV вв., либо органически вытекали из тенденций предшествующего периода, либо возникали независимо от Орды.

Наконец, для многих, особенно советских исследователей, характерна как бы промежуточная позиция. Влияние завоевателей расценивалось ими как заметное но не определяющее и при этом исключительно как негативное, тормозящее развитие Руси, ее объединение. Создание единого государства, считали эти исследователи, произошло не благодаря, а вопреки Орде.

Накопленный к настоящему времени большой объем знаний об экономическом, социальном, политическом и культурном развитии русских земель в XIII – XV вв., о русско-ордынских отношениях позволяет дать взвешенную оценку влияния монголо-татарского нашествия на древнерусскую цивилизацию. При этом следует разграничить непосредственные, «зримые» последствия и скрытые от видения современников глубинные изменения.

Непосредственное воздействие на экономику выразилось, во-первых, в разорении территорий во время ордынских походов и набегов, особеннo частых во второй половине ХШ в. Более всего пострадали города. По археологическим данным, из 74 русских городов ХП – ХШ вв., известных по раскопкам, были разорены 49, т.е. почти 2/3! В их числе 29 так и не поднялись из пепла или превратились постепенно в села. Пришло в упадок ремесленное произ­водство. Во-вторых, завоевание привело к систематическому выкачиванию значительных материальных средств в виде ордынского «выхода» и других поборов, что обескровливало страну.

Помимо этих «зримых» последствий деятельности завоевателей в социально – экономической и политических сферах древнерусского общества, можно проследить и значительные структурные изменения.

В домонгольский период феодальные отношения на Руси развивались в целом по общеевропейской схеме: от преобладания государственных фopм к усилению вотчинных (хотя и более медленному, чем в Западной Европе). После нашествия этот процесс замедляется, происходит консервация государственных форм. Во многом это было связано с необходимостью изыскания средств для выплаты дани в Орду.

Нашествие и иго изменили отношения между феодалами и городами. После того как крупные города разрушались захватчиками по 2-4 раза, а их население резко уменьшилось, роль князя, значение консолидации горожан с ним резко возросли. Иго повлияло не только на выбор типа русского феодадизма, но и на темпы его развития.

Монгольское завоевание консервировало политическую раздробленность. Оно ослабило связи между различными частями государства. Бы­ли нарушены традиционные политические и торговые связи с другими странами. Вектор русской внешней политики, проходивший по линии «юг – север» (борьба с кочевой опасностью, устойчивые связи с Византией и через Балтику с Европой), кардинально переменил свою направленность на «запад – восток». Замедлились темпы культурного развития русских земель.

Политическое дробление Северо-Восточной Руси к концу XIII века достигло своего апогея. Вместе с тем, несмотря на многочисленные набеги ордынцев, страна постепенно залечивала раны, нанесенные Батыевым разорением. В конце XIII – начале XIV веков начался рост феодального землевладения, прерванный монгольским вторжением. Крупные землевладельцы стремились расширить свои имения покупкой сел с деревнями за пределами своих княжеств. Феодалам становилось тесно в своих прежних границах, они задумывались об их расширении, а следовательно, о сплочении русских земель в одно государство.

И в условиях раздробленности единство Руси никогда не исчезало полностью. Русские люди сохранили общий язык и правовые нормы, восходящие к «Русской Правде», православную веру и общее национальное самосознание.

В конце XV – начале XVI веков в Восточной Европе появилось могущественное и обширнейшее государство – Московия, как его называли западные путешественники. Рождение Московской державы заставляло уже современников задумываться, почему и как это произошло. Вопрос «почему?» и сегодня один из самых трудных.

Попытаемся разобраться, почему именно Москва – незначительный город Владимиро-Суздальского княжества – становится объединяющим центром возрождавшегося Русского государства?

Нашествие Батыя ударило, прежде всего, по крупным городам – Владимиру, Ростову, Суздалю, Рязани, вызвав значительный отток населения в западные, менее обжитые районы. Этот демографический сдвиг определил на рубеже XIII – XIV столетий заметный подъем молодых городов – Твери и Москвы с прилегавшими к ним землями.

К началу XIV в. на Руси складывается новая политическая система. Столицей становится город Владимир. Великий Владимирский князь стоял во главе княжеской иерархии, поэтому князья вели яростную борьбу за ярлык на Владимирский престол.

Из многочисленных земель, на которые распалось Владимиро-Суздальское княжество, самыми значительными стали Тверская, Московская и Суздальско-Нижегородская. Каждая из них могла бы возглавить объединительный процесс. Наименьшие шансы имела последняя, вследствие своего соседства с Ордой. Равные шансы были у двух других.

Москву отличало выгодное географическое положение в центре русских земель. Она была защищена от внешних нападений со всех сторон другими княжествами, и по этой причине местное население отличалось наибольшим благосостоянием. Москва располагалась на перекрестке торговых путей, связывающих русские земли.

В те времена Москва-река была судоходной и служила удобной торговой дорогой, способствовавшей процветанию Московского княжества.

Не менее важной представляется и роль личностей первых московских правителей. Путем военных захватов, кровавых убийств, богатых даров золотоордынским ханам и их женам, путем династических браков, приобретения за деньги сел и целых городов они приумножали свое богатство. В орде клеветали на своих соперников, выторговывая ярлыки на другие княжества.

Московское княжество становится самостоятельным в 70-е годы XIII столетия при младшем сыне Александра Невского Данииле Александровиче, ставшем родоначальником династии московских князей. Оно было одним из самых небольших, но московскому князю удалось его значительно расширить: в 1301 г. он отвоевал у Рязани Коломну, на следующий год присоединил Переяславское княжество. А с вхождением в Московское княжество Можайска вся территория Москвы-реки оказалась в руках у Юрия – сына Даниила. За три года Московское княжество увеличилось почти вдвое.

Московский князь Юрий Даниилович всю свою жизнь провел в борьбе с Тверью за обладание великим княжеством Владимирским и, в конце концов, погиб от тверской сабли. А на московский стол сел его брат Иван Даниилович. Он первым расширил и укрепил Москву. Несколько белокаменных церквей и соборов украсили при нем Кремлевский холм, окруженный тогда еще дубовыми стенами. Иван Даниилович получил прозвание «Калита» – кожаная сумка, т.е. мошна, денежный мешок, намек на скаредность князя.

В 1325 г. Иван Даниилович пригласил к себе в столицу на жительство митрополита Петра Волынца. Спустя год престарелый владыка скончался и был погребен в еще не достроенном Успенском соборе Московского кремля. Резиденция митрополита со времен Калиты становится духовным центром Руси.

Подавив с помощью татар антиордынское восстание в Твери в 1327 г., Иван Калита получил ярлык на великое княжение, а с отменой системы баскачества и переходом к откупу дани становится главным ее сборщиком и доставщиком в Орду. Ему удалось также скупить ряд сел в других княжествах, установить свою власть над Угличем, Галичем и Белоозером. Его стали поддерживать боярство и церковь. В годы его княжения татары не подходили к московским владениям.

Бесспорно, именно Калита заложил основы могущества Москвы. При нем Московское княжество стало самым сильным и богатым на Руси. Никто не решался оспаривать у него великое княжение. Иван Даниилович Калита умер 31 марта 1340 г. и погребен в белокаменном Архангельском соборе Московского кремля, где затем, вплоть до Петровского времени, находился фамильный некрополь московских князей и царей.

По завещанию, утвержденному в Орде, Иван Калита передал княжение сыну Симеону Ивановичу Гордому. Симеон и его брат Иван Иванович Красный сумели продолжить политику отца и удержать приобретенное.

Бережливые и осторожные в политике, московские князья к середине XIV века сумели накопить значительные силы. При Дмитрии Ивановиче, прозванном Донским, Москва обладала достаточной мощью и авторитетом, чтобы возглавить общерусское выступление против Орды, а сама Орда стала гораздо слабее, чем при великих ханах Батые и Узбеке. Подчинение Москве в то время означало подчинение общерусскому делу борьбы с Ордой. Любой ценой требовалось единение.

И единение было достигнуто, хотя и после жестокой, долгой борьбы. Великий князь Дмитрий Иванович родился в 1350 г., он был старшим сыном великого князя Ивана Ивановича Красного. Несомненно, что главным в княжении Дмитрия стала героическая борьба с татарами и победа на Куликовом поле.

В рассматриваемый период произошло ослабление Орды вследствие раздиравших ее усобиц и частых смен ханов. За 20 лет на престоле сменилось 20 ханов. Однако в середине 70-х годов пришедший к власти темник Мамай сумел восстановить ордынскую мощь. Сплачивающаяся вокруг Москвы Русь и преодолевающая усобицы Золотая Орда стояли друг против друга. Столкновение было неизбежным.

Решающему сражению предшествовали два крупных нападения монголо-татар на Русь. В 1377 г. русские отряды потерпели поражение на реке Пьяне, следствием чего явилось взятие Нижнего Новгорода, его разграбление и сожжение. На следующий год возглавляемые лично Дмитрием русские сумели отразить новое нашествие большого войска мурзы Бегича. Состоявшаяся битва на реке Воже в Рязанской земле показала подготовленность русского войска к сражению с Золотой Ордой. Численность татарского войска составляла от 60 до 100 тысяч воинов. По подсчетам историков, русское войско по численности примерно равнялось силам Мамая и, вероятно, могло доходить до 100 тысяч человек. Это равновесие было бы нарушено в случае присоединения к татарам литовских полков Ягайло и отрядов Рязанского князя Олега. Зажатый как бы между двух огней, находясь на границе со степной областью, Рязанский князь занял позицию странного нейтралитета. Есть сведения, что он послал своих людей в Москву, чтобы предупредить о передвижении Мамая. Одновременно с этим Олег обещал и Мамаю быть его верным союзником.

Традиционно считается, что перед битвой Дмитрий Иванович посетил Троицкий монастырь и получил благословение от его настоятеля Сергия Радонежского, самого авторитетного в ту пору церковного деятеля, впоследствии причисленного к лику святых. Легенда также рассказывает, что по просьбе великого князя Сергий послал с ним «помощь небесную» — двух иноков-богатырей Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Поединком Пересвета с монгольским богатырем Челубеем и началась битва на Куликовом поле. Смысл дошедшего до нас предания в том, чтобы подчеркнуть религиозное значение Куликовской битвы как сражения с неверными в защиту Православия.

В конце августа 1380 г. русское войско выступило из Коломны и, обойдя Рязанские владения, подошло 6 сентября к берегам Дона. Таким образом, русские впервые со времён битвы на реке Калке в 1223 г. вышли в степь навстречу ордынцам.

Подойдя к берегу Дона, русские воеводы стали размышлять о том, где лучше принять бой: на левом берегу или перебраться на правый берег. В первом случае пришлось бы сражаться на обширном поле, а при переходе через Дон русское войско попадало на Куликово поле — участок земли, ограниченный с трех сторон Доном и его притоками. На состоявшемся военном совете было принято решение перейти Дон. Это сулило две несомненные выгоды. Во-первых, татары лишались возможности использовать свой излюбленный прием — фланговый обхват конницей и должны были атаковать в лоб. Во-вторых, Дмитрий обезопасил себя от возможного удара со стороны великого князя Литовского Ягайло, который форсировал Оку и находился неподалеку, ожидая исхода противостояния. Неясна была позиция и Рязанского князя Олега.

Дон русские перешли в самый день битвы, 8 сентября 1380 г. Мосты за великокняжеским войском приказано было сжечь. Дмитрий Иванович выдвинул вперед боевое охранение — сторожевой полк, а за ним расставил главные силы: большой полк, полк «правой руки» и полк «левой руки». В дубраве за левым флангом Дмитрий скрытно расположил отборный засадный полк под командованием Владимира Андреевича Серпуховского и воеводы Дмитрия Боброка-Волынца. В этом полку было несколько тысяч всадников.

Битва началась около 11 часов утра. Ордынская конница смяла передовые русские части, нанесла серьезный урон большому полку. Потеснить полк правой руки ордынцам не удалось, но строй полка левой руки был прорван. Монголы стали обходить большой полк, стремясь прижать его к реке Непрядве. Но в этот-то момент засадный полк и нанес сокрушительный удар, внесший перелом в ход битвы. Еще час ордынцы сопротивлялись, а затем не выдержали и обратились в бегство. Сражение превратилось в преследование бегущего противника. Союзник Мамая — Ягайло, узнав о поражении Орды, повернул вспять.

Несколько дней погребали погибших — половина русской рати полегла в кровавой сече. В Куликовской битве великий князь проявил себя как крупный полководец. Прозвище Донской знаменовало собой признание его заслуг современниками.

Значение Куликовской битвы трудно переоценить. Это была первая победа над главными силами Орды. Успех в сражениях показал единственный путь к свержению монголо-татарского ига, который заключался в дальнейшем объединении русских земель, центром которого становилась Москва. Золотая Орда так и не смогла оправиться от нанесенного удара, распад ее стал необратим. Даже несмотря на то, что летом 1382 г. Москва была взята и сожжена ханом Тохтамышем, новым повелителем Орды, прежняя система господства над Русью, существовавшая в XIII—XIV веках, уже никогда не была восстановлена. Дмитрий Донской скончался в возрасте всего 39 лет 19 мая 1389 г. Его личность наилучшим образом отвечала духу той героической эпохи, в которой ему выпало жить.

Дальнейшее объединение и освобождение русских земель было замедлено жестокой княжеской междоусобицей во второй четверти XV века, получившей название феодальной войны. Поводом для нее послужил династический конфликт между князьями Московского дома. После смерти сына Дмитрия Донского Василия I претендентами на престол стали его 9-летний сын Василий и брат Юрий Дмитриевич. Силы в начавшейся борьбе были явно не равны: Юрий был известен как храбрый воин, строитель крепостей и храмов. Зато опекуном 9-летнего мальчика был великий князь Литовский Витовт.

Смерть Витовта в 1430 г. развязала Юрию руки. В 1433 г. он выгнал Василия из Москвы и занял великокняжеский престол, однако московские бояре поддержали юного князя, и Юрий был вынужден оставить Москву. Борьбу продолжали его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка. В междоусобной войне не брезговали самыми варварскими средствами: сначала был ослеплен Василий Косой, а затем и попавший в плен Василий Васильевич.

В конце концов, свое слово сказали церковь и московское боярство, решительно поддержавшие московского князя. В 1447 г. Василий II Темный торжественно въехал в Москву. Феодальная война, однако, продолжалась до 1453 г. и дорого обошлась стране: сожженные села, сотни убитых сторонников Шемяки и Василия Темного, усиление зависимости Московского княжества от Орды.

С другой стороны, эта война подтвердила необходимость процесса объединения русских земель, показав опасность новых княжеских усобиц. Ход событий непрерывно убыстрялся, исподволь накопившиеся предпосылки объединения, достигнув критической массы, подгоняли процесс консолидации земель.

Монголо-татарское нашествие и иго нанесли неизмеримый урон культурному наследию Древней Руси. При сожжении и разграблении городов – главных культурных центров – были уничтожены многочисленные памятники письменности, выдающиеся произведения архитектуры и живописи.

За первые 50 лет ордынского ига на Руси не было построено ни одного города. На полвека прекратилось каменное строительство. Но несмотря на ужасы монгольского завоевания, русская культура сохранила традиционный характер. Большую роль в передаче культурно-исторических традиций сыграли территории, не подвергшиеся военному разгрому, хотя и подчиненные орде (Псков, Новгород).

Монгольское нашествие нарушило связи между отдельными частями страны. Единая древнерусская народность стала основой, на которой складывались великорусская (русская), белорусская и украинская народности и их культуры.

Во второй половине XIII – XV вв. во многих регионах Руси продолжается развитие местного летописания, возникают его новые центры. С 1325 г. летописные записи стали вестись и в Москве. С конца XIV – начала XV в., в прямой связи с началом объединительных процессов, в Московском великом княжестве начинают создаваться летописные труды общерусского характера: своды, задачу которых входило описание истории всей Руси с древнейших времён.

Яркое отображение в литературе получила Куликовская битва (1380 г.). Вскоре после этого события (скорее всего, не позже 1381 г.) была создана «Задонщина» – поэтическое произведение, воспевавшее победу русских войск над Мамаем. Позже (вероятнее всего, в конце XV в.) было создано другое, более пространное произведение о Куликовской победе – «Сказание о Мамаевом побоище», которое приобрело исключительную популярность.

В ХIV – ХV вв. получил распространение жанр «хождений» – описание путешествий.

«Хождение за три моря» (1466 – 1472 гг.) тверского купца Афанасия Никитина – первое в европейской литературе описание Индии. Свое путешествие Афанасий Никитин совершил за 30 лет до открытия пути в Индию португальцем Васко да Гама.

Немало выдающихся памятников было создано в живописи и в архитектуре. Из русских художников XIV – XV вв. наибольшую известность приобрели Феофан Грек (вторая половина XIV, столетия), создавший росписи храмов Великого Новгорода, Москвы и Нижнего Новгорода; Андрей Рублев (ок. 1360 – 1430 – автор знаменитой иконы «Троица» и росписей Успенского собора во Владимире, ряда церквей в Москве и Троице-Сергиевом монастыре; Дионисий (конец XV – начало XVI вв.), расписавший некоторые соборы в Москве и монастырях Северо-Восточной Руси. Своеобразным символом создания нового российского государства стал сооруженный в конце XV – начале XVI вв., архитектурный ансамбль Московского Кремля. Он был построен под руководством итальянских мастеров, в том числе Аристотеля Фиораванти на месте белокаменного Кремля Дмитрия Донского. Ансамбль включал в себя новые мощные стены, Успенский собор (который стал кафедральным храмом русского митрополита), Грановитую палату (для торжественных приемов), а также Архангельский, Благовещенский соборы и т.д.

В заключение отметим, что развитие Руси до середины XIII в. шло в основном по общеевропейскому пути развития феодального общества: от государственно-феодальных форм – к сеньориальным, от единого государства – к феодальной раздробленности. С середины XIII столетия под воздействием, главным образом, внешнего фактора начался социальный сдвиг. Он привел к формированию иного, специфического типа феодализма, характерные черты которого мы рассмотрим ниже.


Наши рекомендации