Социальное назначение и функции права
Назначение права в обществе состоит в регулировании, упорядочении общественных отношений. В этом проявляется и его ценность. Регулирующее свойство права выражается в его функциях. Функции права вытекают из его юридической природы и социальной сущности. Это основные направления регулирующего воздействия права.
С точки зрения социальной направленности, социального содержания функции права совпадают с функциями государства, коль скоро право выступает основным средством осуществления функций государства (экономическая, социальная, экологическая, охранительная).
С точки зрения чисто юридической характеристики, способов воздействия на общественные отношения выделяются регулятивная (статическая и динамическая) и охранительная функции права.
Регулятивная статическая функция права сводится к закреплению, фиксации существующих общественных отношс-
ний в их статике: закрепляются формы собственности, кру| субъектов права, их правоспособность, структура государственных органов, круг прав и обязанностей граждан и т.д.
Регулятивная динамическая функция направлена на оформление движения общественных отношений в форме правоотношений. При этом определяетсяпорядок возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Эта функция проявляется в системенорм обязательственногоправа (отношения купли-продажи,подряда, перевозки, финансовые), трудового, процессуального и др.
Охранительная функция права направлена на охрану регулируемых правом отношений, на охрану основополагаюших ценностей, признанных в обществе (жизнь, честь, свобода личности, собственность, общественный порядок, общественная безопасность, институты демократии и т. д.). В рамках этой функции устанавливаются различные виды юридической ответственности за действия, посягающие на указанные ценности, и предупредительно-охранительные меры иного характера.
12.5. Право и экономика
Право и экономика тесносвязаны междусобой. С однойстороны,сущность, содержание права в значительной мере предопределены системойэкономических отношений, господствующих в обществе, и преждевсего отношений собственности.
Эту предопределенность нрава системой экономических отношений в особенности подчеркивает марксизм. Право не может быть выше экономического и культурного уровня развития общества, отмечал К. Маркс. Но очевидно, что не только марксизм заметил такое влияние экономики на право. Экономический детерминизм не отрицается и некоторыми другими течениями юридической мысли. Сформировавшийся в середине XIX в. юридический позитивизм связывал развитие права с развитием товарообмена, кредита, конкуренции, сложных договорных отношений, что потребовало издания большого числа норм. Появились новые правовые институты, отпочковывались новые отрасли права, возникла потребность в систематизации и кодификации. Право рассматривалось как
явление чисто экономическое, как слепок экономических и политических отношений.
Действительно, в системе права находит отражение система экономических и иных отношений. Право по необходимости вынуждено отражать и выражать прежде всего главные экономические интересы крупных социальных групп. Отражение в праве в первую очередь экономических интересов выступает как определенная закономерность правового развития, как необходимость, а против необходимости не властны и сами боги, гласит древняя мудрость, приписываемая одному из семи мудрецов древности — Питтаку. Ему вторят и яревнеримские юристы. Необходимость не признает законов (песеззИак поп паЬе11е§ет), необходимость смеется над путами закона (1е@епт ущси1а 1гпо11е1). Законы, не учитывающие жономические условия, экономическую необходимость, жономически не обоснованные остаются на бумаге, не действуют.
Например, проведению судебной реформы препятствует жономическая слабость нашего государства. Последовательное осуществление судебной реформы предполагает увеличение корпуса судей во всех судебных системах, учреждение мировых судов, повсеместное введение суда присяжных, увеличение расходов на техническое обеспечение судов. Расширение принципа состязательности в судебных процессах требует увеличения числа работников прокуратуры. Доступность правосудия предполагает расходы государства на оказание правовой помощи малоимущим. Экономические нужды правосудия России можно было бы продолжить. Только рост экономических возможностей государства способен обеспечить реальное действие законов, принятие которых является непременным условием последовательного проведения судебной реформы.
Зависимость реализации законов от экономических условий весьма ярко проявляется в социальной сфере. Экономическая слабость государства является причиной того, что многие из них в полную меру не действуют, подталкивает государство на корректировку социального законодательства в сторону уменьшения расходов и в конечном счете ведет к снижению уровня социальной защищенности граждан.
Однако влияние экономики на право не следует рассматривать слишком прямолинейно. На право оказывает Твлияние
целая совокупность социальных факторов (соотношение социальных сил, политика, мораль, правосознание, религия, уровень культурного развития и т. д.). В силу этого право в определенных пределах относительно самостоятельно, независимо от экономики, а потому оказывает обратное влияние на ее развитие. Это неизбежно, ибо экономические отношения облечены в правовую форму, регулируются правом. Право может способствовать развитию экономики, если соответствует уровню ее развития, или, наоборот, тормозить ее развитие. Современные государства активно используют право в целях воздействия на развитие экономики. Это осуществляется путем регулирования отношений собственности, товарных отношений (отношений между производителями и потребителями товаров), принятием налогового, таможенного законодательства и т. д.
В России право выступает решающим рычагом создания рыночной экономики. В этих целях принята целая серия законов экономического характера. Конституция и новый Гражданский кодекс РФ устанавливают и регулируют различные формы собственности. Расширен круг субъектов рыночной экономики (частные предприятия, акционерные общества, банки, биржи и т.д.), определена их правосубъектность, зафиксированы свобода предпринимательства, свободный обмен рабочей силы, интеллектуальной собственности, движение товаров. Приняты антимонопольные законы, закон об охране прав потребителя, порядок возмещения материального вреда и т. д. Создана система арбитражных судов для разрешения споров между субъектами рыночной экономики и соответствующие законы (Закон об арбитражном суде, Арбит-ражно-процессуальный кодекс).
Задачей правового регулирования рыночной экономики является создание не только экономической свободы субъектов предпринимательства, но и определенных правовых рамок, исключающих предпринимательский произвол, хаос в рыночных отношениях. Иначе говоря, следует установить жесткие правила игры субъектов рыночной экономики с помощью права и обеспечить их соблюдение. Кроме того, в современном обществе ориентируются не просто на рыночную экономику, а на социально ориентированную рыночную экономику. Поэтому здесь роль права усиливается, в том числе в области перераспределения национального богатства с по-
мощью налогового и социального законодательства, в направлении защиты слабой стороны в экономических отношениях (работника перед работодателем, потребителя перед производителем).
Здесь уместно вспомнить слова К. Маркса о том, что при 100%-ной прибыли капитал попирает все человеческие законы, а при 300%-ной нет такого преступления, на которое он не рискнул бы даже под страхом виселицы. Вспомним также, что один из героев Шекспира, субъект рыночной экономики, требовал от должника взамен долга кусок живого мяса. Потому издается антимонопольное законодательство, принимается закон о защите прав потребителей, устанавливается ответственность за экономические преступления, например ответственность за уклонение от уплаты налогов и др.
Для нашей страны актуальна и проблема защиты национальных экономических интересов. Интеграция страны в мировую экономическую систему, предоставление равных прав иностранным инвесторам создает опасность колонизации страны со стороны транснациональных компаний, превращения страны в сырьевой придаток развитых стран, регион вредных производств и мировое хранилище технологических отходов (ядерного и т. п. производства).
Право и политика
Позитивное право, связанное с государством генетически и функционально, не может быть свободным от политики. Государство с помощью права проводит свою внутреннюю и пнешнюю политику. Все функции государства, осуществляемые с помощью права, носят политический характер.
По выражению В. И. Ленина, «политика — это концентрированное выражение экономики», и это верно. В политике прежде всего проявляются экономические интересы соответствующих классов, социальных групп и самого государства. Разве не носят политического характера такие экономические феномены в нашей стране, как приватизация, формирование отношений частной собственности и собственников, в том числе и весьма крупных? Бели речь идет о становлении нового класса — класса буржуазии, то разве это не политика? Но этому процессу в значительной мере способствует своим регулированием право. Создание рыночной экономики со все-
ми ее атрибутами — процесс не только экономический, но и политический.
Право — средство осуществления не только экономической политики государства, но и любой другой политики: в области охраны природы, здравоохранения, просвещения и т.д.
Однако и непосредственно политические отношения, связанные с функционированием всех элементов политической системы (государства, политических партий, различного рода массовых движений, объединений, институтов демократии), регулируются правом.
Все политические процессы в правовом государстве неизбежно должны осуществляться в рамках права. В этом плане право выступает как средство политики, прежде всего государства и тех партий, которые стоят у власти, однако и оппозиционные партии в своей политической деятельности опираются на право, действуют в рамках права, используя юридические возможности, предоставленные правом.
Итак, право — средство политики, но право в свою очередь очерчивает рамки политической деятельности, политической борьбы партий за государственную власть.
Следует учитывать и то, что содержание права отнюдь не сводится к политике. Его значение выходит далеко за рамки политики. Это проявляется не только, скажем, в регулировании чисто технических проблем, регулировании вопросов безопасности на производстве, транспорте, охраны природы, регулировании семейных и иных отношений, не носящих чисто политического характера, но и в том, что оно охраняет общечеловеческие ценности, о которых речь шла выше.
12.7. Принципы права
Г
^ Принципы права — это основные руководящие идеи (начала), которые пронизывают право, характеризуют его содержание. Принципы — это идеи, на которых строится система права. Различают принципы права в целом, принципы отдельных отраслей и институтов права.
Принципы отраслей и институтов права— это предмет изучения отраслевых наук. В предмет теории государства и права входят общеправовые принципы. Однако по этой про-
•иеме нет единства взглядов. Разные авторы предлагают са-члй различный перечень этих принципов. Это зависит, в ча-[ности, от того, что отнесение той илииной идеи к обще-равовым принципам в определенной мере носит оценочный фактор.Все зависит от того, считать туили иную идею основной, главной или нет.
Представляется, что^принцины права должны отражать и выражать основные ценности, на которые ориентируется право. }' у..
С этих позиций-'можно назвать следующие принципы права: •"""'
— принцип закрепления и равнойохраны разнообразных форм собственности (государственной, муниципальной, частной);
— принцип демократизма, состоящий в закрепленииинс-гитутов представительной и непосредственной демократии в установлении и охране прав и свобод граждан;
— принцип юридического равенства, т. е. равенства всех перед законом независимо от национальности, пола, общественного и имущественного положения, партийной принадлежности и 'г. д.:
— принцип верховенства закона над другими нормативными актами;
— принцип примата (первенства) международногонрава над внутригосударственным(см. н. 4 ст. 15 Конституции РФ);
— принцип юридическойответственности за вину;
— принцип справедливости. Любое право должно ориентироваться и ориентируется на определенные представления о справедливости, должно утверждать в обществе справедливость.' В праве, покоящемся на рыночной экономике, эта проблема представляется сложной, ибо, с одной стороны должна учитываться справедливость с точки зрения труженика (каждому по результатам его труда) и справедливость с точки зрения собственника капитала (каждому по его капиталу).
Правовой системе государства, построенного на федеративных началах, свойствен и соответствующий принцип федерализма. Он состоит в том, что наряду с общефедеральнои системой права здесь существуют системы (подсистемы) права субъектов федерации. '
18-;
Формы (источники) права
Под источниками права понимаются источники права к материальном и формальном смысле. Первым является само общество, его социально-экономическая структура, система отношений различного рода, уровень экономического и культурного развития общества. Под источником права в формальном смысле понимается внешняя форма выражения и закрепления норм права. Исторически известно несколько форм права.
Правовые обычаи — это обычаи, санкционированные государством. Санкционирование обычаев осуществляется путем фактического признания государством тех или иных обычаев в качестве обязательных, вынесения на их основе решений государственными органами либо путем отсылки законов к обычаям. Такую отсылку мы видим, например, в ст. 5, 309, 211 ПС РФ 1994г.
Напомним, что исторически первое право возникало как обычное право, состоящее из правовых обычаев. По мере развития общества обычаи систематизируются, составляются списки обычного права («Русская Правда», «Саличсская Правда» и др.).
Нормативные акты как форма (источники) права начинают издаваться с установлением централизованного государства, усиления его роли. Государство уже не удовлетворяется обычаями, так как обычай — вещь консервативная, они недостаточно быстро реагируют на изменяющуюся жизнь. Нормативные же акты могли более оперативно и адекватно отражать новые социальные условия. Нормативный акт — это юридический акт, содержащий в себе нормы права. С помощью нормативного акта устанавливаются, изменяются и прекращаются нормы права. К нормативным актам относятся конституции, законы, кодексы и др.
Нормативный договор — договор, содержащий в себе нормы права. Нормативный договор создается соглашением соответствующих сторон. Среди таких договоров можно назвать международные договоры как источники международного права, федеративные договоры (о создании федерации), коллективные договоры администрации предприятия и профсоюза, в средние века — договоры короля с городами и др.
Судебный прецедент— это положение, содержащееся в решении высшей судебной инстанции по конкретному делу, обязательное для других судов при разрешении аналогичных дел- Прецедент как источник права характерен для англосаксонских правовых систем.
Доктрина (наука) как источник права в современных системах права существенного значения не имеет. Среди ис-горических источников можно назвать «Дигесты^ Юстиниана. Они представляют собой извлечения из сочинений иыдающихся древнеримских юристов. Конституцией (решением) императора Восточной Римской империи Юстиниана (VI в. н. э.) им придана сила закона. В мусульманском праве мы также видим доктрину (общие мнения признанных авторитетов мусульманского права ~ иджма) как источник нрава.
Священные религиозные книги являются источником религиозных правовых систем: Пятикнижие, Талмуд — в иудейском праве. Коран, Сунна — в мусульманском праве, Законы Ману — в индусском праве. По преданию, нормы, содержащиеся в этих книгах, даны Богом через посредников Моисея, Мухаммеда, Мануг