Все направления бакалавриата

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

для студентов заочной формы обучения

по дисциплине

ПОЛИТОЛОГИЯ

Направление подготовки

Все направления бакалавриата

Направленность (профили)

Все профили

Авторы: Каменская Е.В., доцент, к.и.н.

Коноплева Л.А., профессор, к.и.н.

Стожко Д.К., доцент, к.ф.н.

Одобрена на заседании кафедры общей и экономической истории   Протокол № 8 от 13 марта 2017 г.   И.о. зав. кафедрой_____________________   Коноплева Л.А. Рекомендована УМК института экономики   Протокол № 4 от 16.03.2017   Председатель_____________________ Арбенина Т.И. ­­­­­­­­­

Екатеринбург

Введение

Данные рекомендации и тематика контрольных работ по политологии составлены на основе Государственного образовательного стандарта и в соответствии с учебными планами кафедры общей и экономической истории. При этом количество аудиторных часов у студентов определяется в соответствии с учебными планами заочного отделения.

В настоящем издании студентам предлагаются темы контрольных работ, вопросы и тестовые задания для более глубокого самостоятельного изучения фундаментальных положений современной политической науки.

Курс «Политология»предполагает ознакомление студентов с основными проблемами политической науки, ее понятиями и категориями, основными парадигмами (при подготовке к зачету студенты должны руководствоваться программой курса). Это позволит им систематизировать на более высоком уровне представления по таким важным политическим вопросам, как сущность и механизмы осуществления политической власти, нормы политического поведения и роль личности и политической элиты в жизни общества и государства, основные элементы и типы политических режимов, сущность и ведущие теории происхождения государства и гражданского общества, место политических партий в обществе, содержание политической культуры и политических ценностей, содержание избирательного процесса и технологий, особенности политического развития современной России.

Цель курса – сформировать у студентов целостное представление о функционировании политических институтов и систем, научить их ориентироваться в многообразии концептуальных политических представлений.

Методические рекомендации

для выполнения письменных контрольных работ

по политологии

Выполнение письменной контрольной работы студентом-заочником является необходимой составной частью изучения курса политологии. К ее написанию предъявляются следующие требования:

1. Выбор темы должен соответствовать предложенной схеме. Студенты-заочники выбирают один из предложенных вариантов контрольных работ согласно начальной букве фамилии:

А, Б, В, Г, Д 1, 8, 15
Е, Ж, З 2, 14
И, К, Л 3, 10
М, Н, О, П 4, 11
Р, С, Т, У 5, 12
Ф, Х, Ц, Ч 6, 9
Ш, Щ, Э, Ю, Я 7, 13

2. Прежде чем приступить к написанию работы, необходимо найти соответствующие выбранной теме разделы в учебниках по политологии (См.: Общая литература к темам 1–15).

3. При изложении материала рекомендуется не ограничиваться исключительно учебной литературой, а использовать также дополнительную литературу, указанную к конкретной теме (книги, журнальные статьи, справочники, документы, схемы). При написании работы должно быть использовано не менее пяти источников, включая материалы одного-двух учебных пособий (из списка «Общая литература») и сведения из монографий и статей (рекомендуется прежде всего использовать литературу, указанную в данном издании к выбранной теме). Допускается самостоятельно выбрать для написания контрольной работы литературу, изданную в последнее время и соответствующую рассматриваемой политологической тематике.

4. Особое внимание следует обратить на научные термины и понятия, которые должны получить в работе свою развернутую расшифровку.

5. Контрольная работа по темам №№ 2,3,4 должна иметь введение и заключение: во введении обосновывается актуальность выбранной темы, в заключении формулируются основные выводы. Контрольная работа не должна превышать 20 страниц школьной тетради или 10 страниц печатного текста, набранного на компьютере (формат А 4, шрифт 14). При этом не допускается сплошная переписка страниц или их фрагментов из учебников и дополнительной литературы; в случае цитирования следует заключать материал в кавычки и указывать источник, делая развернутую ссылку внизу страницы; не допускается также «скачивание» материала через Интернет без самостоятельной его переработки.

В конце работы необходимо привести точный список изученной и использованной литературы, например:

Афанасьев Ю. Власть как цель и средство // Свободная мысль-XXI. 2005. № 3;

Василик М.А., Вершинин М.С. Политология: Элементарный курс. М., 2003;

Курскова Г.Ю. Политический феномен власти // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 11.

6. В контрольных работах по темам № 1, 5–15 необходимо раскрыть один теоретический вопрос и выполнить 5 тестовых заданий. Требования к написанию теоретического вопроса те же, что и к работам № 2, 3, 4. Но объем данной части контрольной работы не должен превышать10–12 страниц. Вторая часть заданий в этих вариантах – тесты. Прежде чем отвечать на них, студент должен внимательно изучить учебную литературу, словари политических терминов, дополнительную литературу. При наличии 3 ошибок в тестовой части контрольная работа не может быть зачтена.

7. Работу необходимо писать без помарок и сокращенных слов.

8. После получения контрольной работы ознакомьтесь с замечаниями рецензента. Если работа не зачтена, следует написать новую работу на ту же тему с учетом рекомендаций и замечаний.

9. Форма итоговой отчетности по политологии – зачет, который проводится в тестовой форме. В конце издания приведены вопросы для подготовки к зачету и образец возможного задания.

Общая литература к курсу «Политология»

Основная литература

1. Борзихина, И. В. Политология [Текст] : учебное пособие / И. В. Борзихина, Л. А. Коноплева, Д. К. Стожко ; [отв. за вып. С. А. Упоров ; отв. ред. К. П. Стожко] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т, Ин-т непрерыв. образования, Фак. сокращ. подгот. - Екатеринбург: [Издательство УрГЭУ], 2015. - 267 с. – 150 экз.

2. Гаджиев, К. С. Политология [Электронный ресурс] : Учебник / К. С. Гаджиев, Э. Н. Примова. - Москва : ИНФРА-М, 2016. - 384 с. http://znanium.com/go.php?id=544339

3. Зеленков, Михаил Юрьевич. Политология [Электронный ресурс] / Михаил Юрьевич Зеленков. - Москва : Дашков и К°, 2013. - 340 с. http://znanium.com/go.php?id=415102

4. Кравченко, А. И. Политология [Текст] : учебник / А. И. Кравченко ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - Москва : Проспект, 2016. – 447 с. – 1 экз.

5. Мухаев, Р. Т. Политология [Текст] : учебник / Р. Т. Мухаев. - Москва : Проспект, 2016. - 640 с. – 1 экз.

6. Политология [Электронный ресурс] : учебник / А. Г. Грязнова [и др.]. ; Финансовая Акад. при Правительстве РФ. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2015. - 396 с. http://znanium.com/go.php?id=478179

7. Смирнов, Г. Н. Политология в вопросах и ответах [Текст] : [учебное пособие] / Г. Н. Смирнов ; Дипломат. акад. М-ва иностр. дел Рос. Федерации, Каф. политологии и полит. философии. - Москва: Проспект, 2016. - 287 с. – 1 экз.

8. Чернов, А. В. Основы социологии и политологии [Текст] : учебное пособие / А. В. Чернов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург : [Издательство УрГЭУ], 2014. - 106 с. http://lib.usue.ru/resource/limit/ump/14/p481981.pdf – 50экз.

Дополнительная литература:

1. Волков, Ю. Г. Основы социологии и политологии [Электронный ресурс] : учебное пособие / Ю. Г. Волков, А. В. Лубский. - 2-е изд. - Москва : ИНФРА-М, 2016. - 232 с. http://znanium.com/go.php?id=545835

2. Кравченко, А. И. Политология [Текст] : учебник / А. И. Кравченко ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - Москва : Проспект, 2016. - 447 с. 1экз.

3. Мухаев, Р. Т. Политология [Текст] : учебник / Р. Т. Мухаев. - Москва : Проспект, 2016. - 640 с. 1экз.

4. Сухорукова, О. А. История политических и правовых учений Древнего мира, Средневековья, Возрождения и Нового времени [Электронный ресурс] : учебное пособие / О. А. Сухорукова. - Москва : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. - 128 с. http://znanium.com/go.php?id=478734

5. Мариносян, X.Э. Политическая культура: перспективы и вызовы междисциплинарности [Текст] IX. Э. Мариносян // Философские науки. - 2013. -МИ.- С.5-7

6. Матушевская, Е.Г. Формирование гражданского общества и правового государства: социально-экономические преобразования и обеспечение прав человека [Текст] / Е. Г. Матушевская // Страховое дело. -2013. - №1.-046-58

7. Мирский, Г.И. Ближневосточные потрясения и западный мир [Текст] / Г. И. Мирский // Мировая экономика и международные отношения. - 2013. - № 2.- С.51-62

8. Сидоров, А. Евробезопасность как системный проект [Текст] /А. Сидоров // Мировая экономика и международные отношения. - 2013. - № 2.- С.119-128

9. Титова, Л.Г. Современные проблемы культуры российского политического процесса [Текст] / Л. Г. Титова // Философские науки.-2013. -№ 1-С. 16-23

10. Этносоциокультурный конфликт: новая реальность современности [Текст] / материал подгот. Н. Загладин // Мировая экономика и международные отношения. - 2013. - № 12.- С.97-107

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

II. Тесты

1. Какие категории относятся к политологии?

а) власть;

б) противоречие;

в) базис и надстройка;

г) консенсус;

д) собственность;

е) сущность и явление.

2. Назовите основные парадигмы политологии и покажите, что лежит в их основе. Данные сведите в таблицу:

Парадигма   Содержание
Рационально-критическая   Природа политики объясняется не внешними по отношению к ней факторами, а внутренними причинами, свойствами
…….   ………

3. Какие проблемы изучает:

а) прикладная политология; б) сравнительная политология 1) исследование общего и особенного в различных политических системах; 2) политическая власть; 3) технологии избирательных кампаний; 4) история политических учений; 5) политическая культура; 6) стратегии выработки и принятия решений; 7) технологии разрешения и урегулирования конфликтов; 8) различные модели федерализма; 9) политическое поведение

4. Какой из методов ориентирован на рассмотрение политики как целостного образования, состоящего из совокупности элементов, нахо­дящихся во взаимосвязи друг с другом и со средой?

а) наблюдение;

б) анкетный опрос;

в) сравнительный метод;

г) системный подход.

5. Укажите, какие понятия и определения соответствуют друг другу:

а) бихевиористский метод политологии; б) парадигма; в) абсентеизм; г) партикуляризм 1) теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач; 2) исследование политических явлений и процессов на основе анализа политического поведения; 3) принцип социальной и политологической деятельности, основанной на доминировании частных (личностных либо групповых) целей и интересов; 4) уклонение от политического участия, политическая апатия

Литература

Агафонов Ю.Л., Визнер С.В., Самыгин С.М. и др. Основы политологии / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. Ростов н/Д., 2000.

Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Полис. 1997. № 6.

Бенетон Ф. Введение в политическую науку. М., 2002.

Короткова Н.В., Лассуэлл Г.Д. Методология исследования проблем политики // Политическая наука.2000.№ 4.

Политическая Россия: предмет и методы изучения. М., 2001.

План

1. Политическая мысль античности: политические учения Платона, Аристотеля.

2. Политические учения Средних веков: Августина Блаженного, Фомы Аквинского.

3. Политические учения эпохи Возрождения: Н. Макиавелли, Ж. Бодена.

Литература

История политических и правовых учений: учебник / Под ред. О.Э. Лейста. М., 2001.

История политических учений / Под ред. О.В. Мартышина. М., 2000. Вып. 3.

Политология: Хрестоматия / Под ред. М.А. Василика. М., 2000.

Сафонов В.Н. Политические взгляды Аристотеля // Социально-политический журнал. 1998. № 4.

Сафонов В.Н. Политические взгляды Платона // Социально-политический журнал. 1998. № 3.

Тема 3. Развитие политической мысли в XVII–XIX вв.

План

1. Индивидуализм и демократизм в западных учениях ХVII–XVIII вв.

2. Либеральные теории ХIX в.

3. Социалистическая мысль XIX в.

Литература

История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. М., 2001.

История политико-правовых учений / Под ред. А.Н. Хорошилова. М., 2001.

История политических учений / Под ред. О.В. Мартышина.
Вып. 3. М., 2000.

Политическая мысль Европы конца XIX – начала ХХ в.: Хрестоматия. Екатеринбург, 1991.

План

1. Концепции политической власти: М. Вебер, Г. Лассуэл, Г. Моргентау.

2. Теории политических систем: Д. Истон, Г. Алмонд.

3. Концепции политических режимов и их классификации: Х. Арендт, Р. Арон.

Литература

Агафонов Ю.А., Визнер С.В. и др. Основы политологии: Учеб. пособие. Ростов н/Д., 2000.

Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К. и др. Сравнительная по­литология сегодня. М., 2002.

Истон Д. Новая революция в политической науке // Социально-политический журнал. 1993. № 8.

История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. М., 2001.

История политических учений / Под ред. О.В. Мартышина. М., 2000. Вып. 3.

Политология: Хрестоматия / Сост. М.А. Василик и др. М., 2002.

II. Тесты

1. В соответствии с названными сферами жизнедеятель-ности определите основания и ресурсы политической власти:

Сферы жизнедеятельности Основания Ресурсы
Экономическая    
Социальная    
Административно-силовые    
Юридические    
Культурно-информационные    

2. Какой из перечисленных методов является демокра-тическим в осуществлении политической власти?

а) демагогия, популистские заявления;

б) развитие плюрализма, многопартийности, наличие оппозиции;

в) принуждение, насилие, террор;

г) формирование стереотипов поведения.

3. Укажите, какие понятия и определения соответствуют друг другу:

а) политическая власть; б) государственная власть; в) власть; г) медиакратия; д) теократия; е) анархизм 1) власть, основывающаяся на воздействии средств массовой информации; 2) форма общественной власти, опирающаяся на специальный аппарат принуждения; 3) форма правления, при которой политическая власть находится в руках главы церкви, духовенства; 4) социально-политическое течение, провозглашающее замену любых форм принудительной власти добровольной ассоциацией граждан;
   
  Окончание
   
  5) реальная способность данного класса, группы, индивида проводить в жизнь свою волю, выраженную в политике, политических и правовых нормах; 6) способность одних людей оказывать воздействие на деятельность других

4. Какое понятие определяется как «способность политической власти создавать социальную базу поддержки своих действий и формировать позитивное по отношению к себе массовое политическое сознание»?

а) бюрократизация;

б) легитимность;

в) партикуляризм;

г) лоббизм.

5. Кто из мыслителей внес существенный вклад в разработку теории разделения властей?

а) Конфуций;

б) Ш. Монтескье;

г) Аристотель;

д) Ж. Боден.

Литература

Афанасьев Ю. Власть как цель и средство // Свободная мысль-XXI. 2005. № 1.

Луман Н. Власть. М., 2001.

Любимов А.П. История лоббизма в России. М.,2005.

Макарин А.В. Бюрократия в системе политической власти. СПб., 2001

Ракитянский Н.М. Портретология власти. М., 2004.

Соболева Н.А. Из истории советской политической символики // Отечественная история. 2006. №2.

Халипов В.Ф. Кратология – наука о власти: концепция. М., 2002.

Шестопал Е.Б. Новые тенденции восприятия власти в России // Полис. 2005. № 3.

II. Тесты

1. Укажите правильное определение политической сис-темы:

а) совокупность институтов, связанных с функционированием политической власти; организация, обладающая верховной властью на определенной территории;

б) совокупность различных политических институтов, социально-экономических общностей, форм взаимодействия и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть;

в) определенное сочетание системы партий, способы голосования, того или иного типа принятия решений, той или иной структуры групп давления.

2. Как соотносятся между собой понятия «политическая система» и «политический режим»?

а) это синонимы;

б) политический режим более узкое понятие, отражающее функциональный аспект политической системы;

в) понятия частично пересекаются;

г) понятие «политическая система» отражает один из аспектов политического режима.

3. Соотнесите между собой название компонентов политической системы и их содержание:

а) институциональный; б) функциональный; в) регулятивный; г) коммуникативный; д) идеологический 1) совокупность политических идей, теорий, концепций (политическое сознание, политическая и правовая культура, политическая социализация); 2) совокупность разнообразных отношений между субъектами политической системы по поводу власти, в связи с выработкой и осуществлением политики; 3) состоящий из различных социально-политических институтов и учреждений (государство и его учреждения, политические партии, общественные движения и т.д.);
   
  Окончание
   
  4) складывающийся из совокупности тех ролей и функций, которые осуществляются как отдельными социально-политическими институтами, так и их группами (формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти и т.д.); 5) совокупность политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (например, обычаи, традиции, взгляды, верования)

4. Заполните свободные колонки таблицы:

Критерии Политическая система
тоталитарная авторитарная демократическая
1. Законодательство 2. Политический режим 3. Роль и место государства 4. Принцип разделения властей 5. Политические партии 6. Выборы и избирательные системы 7. Права и свободы 8. Уровень политической культуры      

5. Укажите два критерия, на которых основана классификация политических систем Г. Алмонда:

а) состояние политической структуры;

б) отношение к действительности;

в) уровень политической культуры;

г) характер и направленность политического процесса.

Литература

Вешняков А. В 2007 году останется не более 20 политпартий // Коммерсантъ-Власть. 2006. № 11.

Гайдар Е.Т. Авторитарные режимы: причины нестабильности // Общественные науки и современность. 2006. № 5.

Гончаров П.К. Политическая система общества: технологическая и онтологическая основа теории // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 2.

Дербишайр Дж. Д., Дербишайр Я. Политические системы мира. М., 2004. Т. 1, 2.

Латыпов Р.А. Постсоветская Россия и опыт авторитарных демократий // Полис. 2000. № 4.

Махаметов Т.М., Яковлева Л.Е. Что угрожает демократии в эпоху массового общества // Веcтник Московского университета. Сер. 7. Философия. 2006. № 5.

Пантин В.И., Лапкин В.В. Политическое самоопределение российского общества (внутренние факторы и ограничения) // Общественные науки и современность. 2006. № 4.

II. Тесты

1. По соответствующим критериям определите типы государственного устройства:

Типология государственного устройства
По форме правления  
По административно-территориальной организации  
По политическому режиму  
По социально-экономической, классовой природе  

2. Соотнесите между собой перечисленные элементы государства с их содержанием:

а) форма правления; б) политический режим; в) форм государственного устройства.     1) представляет сбой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; 2) характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; 3) отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством и его составными территориальными единицами

3. Основным институтом политической системы является государство. Чем из нижеперечисленных положений государство отличается от других политических и социальных институтов?

а) тем, что обеспечивает и гарантирует материальное благополучие всем членам общества;

б) монополией на легитимное насилие;

в) осуществлением тотального контроля за всеми сферами жизнедеятельности;

г) более высокой степенью институционализации власти.

4. Из указанных признаков выберите те, которые характерны для правового государства:

а) это государство, где все подчинены закону;

б) в правовом государстве гарантируется только то, что разрешено;

в) в правовом государстве разрешено только то, что разрешено;

г) правовое государство – это государство, в котором реализован принцип разделения властей;

д) все государственные органы могут судить о том, нарушил человек законы или нет;

е) правовое государство – это государство, в котором реализован принцип разделения властей.

5. Из перечисленных полномочий выберите те черты, которые характерны для:1) президентской республики; 2) парламентской республики:

а) глава государства избирается парламентом или специально образуемой парламентской комиссией;

б) правительство несет ответственность перед президентом;

в) глава государства имеет право роспуска парламента, введения чрезвычайного положения;

г) глава государства избирается внепарламентским методом;

д) правительство остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства.

Литература

Аринин А.Н. Государство для человека: новая стратегия развития России // Общественные науки и современность. 2000. № 6.

Володин А.Г. Гражданское общество и модернизация в России (Истоки и современные проблематика) // Полис. 2000. № 3.

Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. М.,2005.

Левашов В.К. Гражданское общество и демократическое государство в России// Социс. 2006. № 1.

Рогов С. Функции современного государства: вызовы для России // Свободная мысль. 2005 № 7.

Становление гражданского общества в России: Личность, самоуправление, власть. Воронеж,2002.

Симония Н. Консолидация российской государственности и отношения с Западом // Свободная мысль. 2005. № 2.

Тема 8. Политические режимы

I. Понятие политического режима, его сущность и основные признаки. Характеристика основных типов политических режимов.

II. Тесты

1. Характерной чертой тоталитарного режима является:

а) монополия на власть одной партии или группировки;

б) широкое политическое участие масс в формировании законодательных и исполнительных органов власти;

в) ограниченная политическая конкуренция, допускаемая в той мере, в какой она не угрожает монополии на власть правящей элиты;

г) обязательное разделение властей.

2. Сравните политические режимы по следующим критериям:

Критерий Тоталитаризм Авторитаризм Демократия
Степень политической свободы      
Степень принуждения и насилия      
Принципы организации власти. Место и роль государства      
Зрелость гражданского общества      

3. Какая из причин не обусловливает воспроизводства авторитарных режимов:

а) высокая степень конфликтности в обществе:

б) неразвитость гражданского общества;

в) политический плюрализм;

г) существование делегативной демократии.

4. Выберите из предложенных положений гарантии функционирования демократического политического режима:

а) система контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов аппарата;

б) своевременное полное политическое информирование граждан;

в) концентрация власти в руках политического лидера или определенной группы;

г) ограничение срока пребывания в представительных органах.

5. Политический режим представляет собой:

а) совокупность взаимодействий, посредством которых распределяются ценности в обществе;

б) совокупность политических норм и ограничений, организуюших взаимоотношения людей по поводу распределения и осуществления власти;

в) упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей;

г) возможность определенных групп реализовать свою волю вопреки сопротивлению других.

Литература

Гайдар Е.Т. Авторитарные режимы: причины нестабильности. Общественные науки и современность. 2006. № 5.

Горшков М.К., Петухов В.В. Перспективы демократии в России: угрозы реальнее и мнимые // СОЦИС. 2004. № 8.

Красин Ю.А. Российская демократия: коридор возможностей // Полис. 2004. № 6.

Лаптин В.В., Лаптин В.И. Политическое самоопределение российского общества // Общественные науки и современность. 2006. № 4.

Политология / Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова. СПб., 2005.

Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. М., 2001.

II. Тесты

1. По соответствующим критериям назовите типы партий:

Типология (классификация) партий
По социальной направленности программы и деятельности  
По идейным основаниям их деятельности  
По методам выполнения программы  
По характеру политических действий  
По представительству в высших органах государственной власти и отношению к официальной политике  
По месту в политическом спектре  
По стилю общения между партийными лидерами и рядовыми члена­ми  
По характеру членства  
По организационной структуре  
По виду партийного руководства  

2. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:

а) клика; б) политическая партия; в) оппозиция; г) политическое участие; д) рекрутация; е) протопартия   1) политический институт, посредством которого осуществляется взаимосвязь гражданского общества и государства; 2) небольшая группа людей, основанная на неформальных связях и объединенная вокруг определенного политического лидера; 3) политическое меньшинство, противостоящее политическому большинству, целям и методам осуществления власти; 4) механизм отбора в правящую элиту, на руководящие должности в государстве или партии; 5) влияние граждан на функционирование политической системы; 6) существующие до партий кружки, ассоциации, клубы

3. Назовите основной отличительный признак политической партии:

а) наличие программы;

б) социальная база;

в) притязание на политическую власть;

г) принцип демократического централизма.

4. Какие из перечисленных критериев являются основными для партийной системы?

а) организационная упорядоченность;

б) характер взаимодействия политических партий в политической системе общества;

в) защита собственной идеологии;

г) количественные показатели.

5. Как согласно принятой в политологии классификации шло становление партий в СССР, а затем в России?

а) ни в СССР, ни в современной России вообще нет политических партий в классическом понимании;

б) партии возникали как объединения вокруг созданной программы;

в) партии возникали как объединения вокруг лидера;

г) партии возникали как естественное выражение позиций социальных групп и слоев.

Литература

Гаман-Голутвина О. Партии и власть. Эволюция системы партийно-политического представительства в России // Свободная мысль– XXI. 2004. № 9.

Голосов Г.В. Элиты, общероссийские партии, местные избирательные системы // Общественные науки и современность. 2000. № 6.

Дмитриев М. Эволюция экономических программ ведущих политических партий и блоков России // Вопросы экономики. 2000. № 1.

Исаев В.Ф. Бизнес и политические партии в России: аспекты взаимодействия // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 5, 6.

Камышев Д. Малопартийная система // Власть. 2000. № 20.

Лапаева В.В. Почему интеллектуальному классу России нужна своя партия // Полис. 2003. № 3.

Модель партии XXI века: Материалы «Круглого стола» // Свободная мысль – XXI. 2000. № 6.

Пляйс Я.А. Диалектика взаимодействия политических и партийных систем // Полис.2004.№6.

Политические партии в российских революциях в начале XX в. / Под ред. Г.Н. Севастьянова. М., 2005.

Рождение партийной номенклатуры // Вопросы истории. 2005. № 2.

Тема 10. Политическая элита

II. Тесты

1. Какое суждение наиболее адекватно отражает сущность теории элит?

а) власть в обществе должна принадлежать народу;

б) общество закономерно делится на правящее меньшинство и управляемое большинство;

в) власть должна принадлежать трудящимся;

г) любая форма принудительной власти должна быть заменена свободной и добровольной ассоциацией граждан.

2. Сплоченная и привилегированная группа, обладающая высоким статусом и непосредственно участвующая в принятии важнейших политических решений – это:

а) военная элита;

б) экономическая элита;

в) политическая элита;

г) творческая элита.

3. Какие из приведенных ниже положений относятся к функциям политической элиты?

а) определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества, отдельных классов и слоев;

б) согласование и объединение различных групп интересов на основе общей идеи, общих ценностей и идеалов;

в) социальный арбитраж и патронаж;

г) преобразование социальных чувств, эмоций и ожиданий в политические требования;

д) согласование потребностей, их иерархизация и выработка общегрупповых целей;

е) достижение целостности и гармонии социальных интересов через выработку политического курса, учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных групп общества.

4. Какие из названных положений составляют основу двух подходов, объясняющих принадлежность к элите:

1) ценностный подход;

2) структурно-функциональный подход:

а) принадлежность к элите определяется наличием у индивида больших способностей в важных для общества сферах деятельности;

б) принадлежность к элите определяется не выдающимися индивидуальными качествами, а обладанием руководящими должностями;

в) принадлежность к элите определяется неким превосходством (моральным, интеллектуальным и др.) одного индивида над другими;

г) принадлежность к элите определяется наибольшей подготовленностью индивида к управлению;

д) принадлежность к элите определяется близостью индивида к командным позициям в обществе.

5. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:

а) группы интересов; б) правящая элита; в) контрэлита 1) неоднородная социальная группа (или совокупность групп), занимающая привилегированное положение в обществе, обладающая властью и возможностью влияния на общество; 2) элита оппозиции, которая лишена возможности осуществлять властные функции; 3) объединения индивидов на основе общих интересов, стремящиеся оказать влияние (давление) на государственные политические институты в целях обеспечения принятия наиболее благоприятных для себя решений.

Литература

Гаман-Голутвина О.В. Политическая элита. Определение основных понятий // Полис. 2000. № 3.

Зелетдинова Э.А. Элита – власть – демократия // Власть. 2000. 3.

Крыштановская О.В. Современная российская элита. М., 2005.

Крыштановская О.В. Формирование региональной элиты: принципы и механизмы // СОЦИС. 2003. № 11.

Крыштановская О.В., Хуторянский Ю.В. Элита и возраст: путь наверх // СОЦИС. 2002. № 4.

Моска Г. Правящий класс // Политология: Хрестоматия. Сост. М.А. Василик. М., 2000.

Основы государственной службы и кадровой политики: Учебник / В.В. Черепанов, В.П. Иванов. М., 2007.

Парето В. Компендиум по общей социологии. Элиты и их циркуляция // Политология: Хрестоматия. Сост. М.А. Василик. М., 2000.

II. Тесты

1. Используя учебную и научную литературу, проанализируйте факторы, повлиявшие на возникновение и развитие политических конфликтов мировой и российской истории:

Факторы Политические конфликты в истории человеческого общества
1. Биологические  
2. Психологические  
3. Демографические  
4. Географические  
5. Социально-политические  

2. Выберите правильное утверждение:

а) политические конфликты являются разновидностью внутриличностных конфликтов;

б) политические конфликты могут возникать на религиозной почве;

в) насилие в ходе конфликтного противостояния характерно лишь для политических конфликтов;

г) различие социальных статусов не может служить объектом поли­тических конфликтов.

3. Субъектами этнополитических конфликтов являются:

а) международные организации;

б) этнические общности, этносоциальные организации;

в) государство;

г) социальные группы.

4. Укажите, какие понятия и определения соответствуют друг другу:

а) конфликт; б) консенсус; в) компромисс; г) конфронтация; д) консолидация 1) соглашение значительного большинства людей любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, выраженное в действиях; 2) столкновение двух или более разнонаправленных сил в целях реализации их интересов в условиях противодействия; 3) противоборство, столкновение; 4) упрочение, укрепление

Наши рекомендации