Контроль как функция управления
Контроль – это систематическая и конструктивная деятельность руководителей, органов управления, призванная определять степень адекватности достигнутых и будущих результатов, а также других компонентов деятельности ее целям и нормам. Контроль это сбор и обработка информации о траектории движения управляемого объекта, сопоставление его с параметрами, заданными заранее в планах или программах, выявление отклонений, анализ причин, вызвавших такие отклонения, их оценка и принятие решения о корректирующем воздействии. Контроль - одна из основных управленческих функций, неотъемлемая составляющая процесса управления, воздействующая на все его остальные функции и непрерывно участвующая в этом процессе от его начала до завершения. Сердцевиной контроля является механизм обратной связи с объектом управления. Контроль взаимодействует со всеми другими функциями управления, играет ключевую роль в достижении управляемой системой запланированных результатов деятельности и сохранения ею требуемых характеристик.
Управленческий контроль также является завершающей стадией при работе с управленческими решениями. Под контролем понимают систему регулярной проверки состояния и результатов функционирования управляемого объекта. В системе управления контроль решает следующие задачи:
- помогает отслеживать нежелательные тенденции развития, корректировать планы;
- позволяет своевременно выявить нарушения, ошибки, промахи, предотвратить их или изменить;
- дает возможность выявлять резервы развития;
- обеспечивает установление и поддержание в системе управления обратной связи;
- позволяет оценить эффективность работы персонала за определенный период, эффективность и надежность системы управления.
Принципы контроля:
· охват всех сфер деятельности и процессов, увязка с процессом планирования;
· непрерывность в целом и эпизодичность по отдельным вопросам;
· привлечение к осуществлению контроля всего персонала или значительной его части;
· наличие четкой стратегической направленности, проверка по основным сферам деятельности;
· гибкость, приспособленность к происходящим изменениям;
· своевременность, позволяющая устранить нарушения, прежде чем они примут опасные размеры;
· ориентация на конкретные результаты, повышение эффективности и качества работы;
· экономичность: выгода от контроля должна превышать затраты на его осуществление;
· максимальная прозрачность, открытость, гласность, объективность, создание благоприятного психологического климата.
Не оправдывает себя эпизодический, поверхностный, случайный контроль. Тотальный контроль также не способствует повышению эффективности работы объекта управления. Типы, методы и виды контроля разнообразны. Знание их классификации позволяет выбрать и осуществлять такой контроль, который будет эффективным и оптимальным в отношении поставленной цели, сложившейся ситуации и имеющихся возможностей. Виды контроля: предварительный, текущий, стратегический, оперативный, итоговый, внутренний и внешний, самоконтроль. Контроль предусматривает соблюдение стандартов, измерение фактически достигнутых результатов, соотнесение их со стандартами и осуществление корректирующего воздействия, в случае если достигнутые результаты отличаются от установленных стандартов. Контроль способствует тому, чтобы полученные результаты были как можно ближе к требуемым или желаемым целевым ориентирам.
Этапы контроля:
· определение параметров контроля (нормативы, стандарты, инструкции, правила);
· определение точек контроля;
· получение информации о состоянии и результатах функционирования объекта. Источниками информации могут быть целевые наблюдения, текущие статистические данные, оперативные сообщения, бухгалтерская отчетность, опросы общественного мнения, итоговые отчеты и т.д. Руководство организации определяет масштаб допустимых отклонений от нормативов, в пределах которого они не должны вызывать тревогу.
· корректировка деятельности, модификация целей, корректировка планов, перераспределение полномочий и заданий. Могут быть два варианта корректирующих действий: устранение причин, порождающих отклонения от планов или изменение стандартов.
Контроль в системе государственной службы решает следующие задачи: соблюдение законов и других нормативных актов, позволяющих поддерживать стабильность государства и общественного устройства, своевременное обнаружение отклонений от заданных правил и процедур или в случае необходимости – корректировки; повышение персональной ответственности должностных лиц и эффективности государственного управления. Реформирование государственной службы предполагает расширение контрольной деятельности на всех уровня государственной власти.