Целеполагание в управленческой деятельности
Цель – это идеальное или желательное состояние объекта, на достижение которого ориентирована управленческая деятельность. Цель – планируемый результат.
Миссия – это констатация философии и предназначения, смысла существования объекта управления.
Установка миссии и целей, а также выработка стратегии, обеспечивающей выполнение миссии и достижение организацией своих целей, является одной из основных задач руководителей.
Миссия задает общие ориентиры, направления функционирования, выражающие смысл развития объекта управления. Цели же фиксируют конкретные конечные состояния, к которым стремится объект управления. Определение целей управления - главный и начальный этап управления.
Целеполагание- процесс обоснования и формирования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей в продукции, услугах, качестве социальных связей исходя из реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения. Содержание социального управления определяется качеством целеполагания, которое, в свою очередь, обусловлено тем, насколько в поставленных целях наиболее точно и полно выражены коренные потребности и интересы всего общества, его отдельных социальных групп, определяющие мотивы поведения людей.
Цели должны быть:
· достижимыми, реальными для данных условий, соответствующими ресурсами и бюджету;
· конкретными, проверяемыми, измеримыми, по возможности выражаться в количественных показателях;
· гибкими, способными к трансформации и корректировке, в соответствии с меняющимися условиями деятельности организации;
· признаваемыми исполнителями в качестве своих, понятных и известных личных целей;
· приемлемыми и полезными для объекта управления;
· совместимыми, поддерживающими друг друга.
Классификации целей:
· По источникам: заданные извне «во исполнение»; ориентированные на удовлетворение внутренних потребностей системы.
· По степени важности: стратегические, тактические.
· Исходя из периода времени, необходимого для их реализации: долгосрочные (свыше 5 лет); среднесрочные (от 1 до 5 лет); краткосрочные (до 1 года).
· По содержанию цели: технологические, экономические, производственные, административные, социальные.
· В зависимости от приоритетов: необходимые цели, желательные, возможные.
· По форме выражения: описываемые качественно, характеризуемые количественно.
· С точки зрения особенностей взаимодействия целей: цели могут быть безразличными по отношению друг другу (индифферентными); конкурирующими; дополняющими; исключающими друг друга (антагонистическими); совпадающими (идентичными).
· По уровню: миссия, генеральная цель, общие цели, специфические цели.
В процессе управления складывается определенная система целей, а также механизм ее обновления. Цели могут вытекать одна из другой, то есть менее важные детализируют более важные. Цели могут находиться в состоянии иерархической соподчиненности. Цели выстраиваются по величине выгоды, которая может быть получена в процессе их реализации. На основе целей формулируются задачи, которые должны быть решены в ходе достижения целей. Задачи отличаются от целей тем, что они более конкретны, индивидуализированы и конкретизированы.
Большие социально-экономические системы имеют множество целей, дополняющих и поддерживающих друг друга. В любой крупной организации, имеющей несколько структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей. Иерархия целей – декомпозиция целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. По этому принципу строится так называемое дерево целей.
Дерево целей – структурная модель, которая отражает весь комплекс задач с распределением подцелей по уровням ( в соответствии с их местом и соподчиненностью.
Правила разработки дерева целей:
1. Сформулировать основную цель.
2. Выделить самостоятельные цели, которые помогут основной (конечной) цели. Эти цели существуют независимо друг от друга. Каждая цель, находящаяся на данном уровне иерархии, не должна представлять собой подцель другой цели такого же уровня.
3. Для построения «дерева» требуется, как можно точнее сформулировать подцели, так как от их реализации зависит достижение основной цели.
4. Схема допускает любую степень детализации подцелей.
5. Необходимо минимизировать количество целей и подцелей и ранжировать их по степени важности.
Ошибки, допускаемые при построении дерева целей: стремление перейти от первого уровня к последнему, минуя промежуточные уровни, отсутствие отдельных важных целей какого-либо уровня; представление на одном уровне целей разных по масштабам и значению.