Принципы системы государственного управления
Принципы государственного управления – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность.
Принципы делятся на общие (социально-правовые) и организационные.
Общие (социально-правовые) принципы:
· демократизм – народ выступает единственным источником власти; он осуществляет власть как непосредственно, так и через органы исполнительной власти; контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется органами законодательной и судебной власти, прокуратуры, а также населением (общественный контроль);
· законность – деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе точного и неукоснительного соблюдения и исполнения Конституции и законов, соответствия прилагаемых нормативных правовых актов актам высшей юридической силы;
· объективность – при осуществлении управленческой деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы, устанавливать существующие закономерности и учитывать их при принятии управленческих решений и их реализации;
· научность – применение научных методов сбора, анализа и хранения информации, учета научных наработок в ходе принятия и реализации управленческих решений;
· конкретность – осуществление управления должно строиться с учетом конкретных жизненных обстоятельств, т. е. в соответствии с реальным состоянием объекта управления и ресурсом субъекта управления;
· разделение властей – подразделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением за ними в установленном порядке конкретных функций;
· федерализм – деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ;
· эффективность – достижение целей управленческой деятельности должно осуществляется при минимальных затратах сил, средств и времени.
Организационные принципы:
· отраслевой – осуществление управленческой деятельности, организация системы управления строится с учетом общности объекта управления, который образует определенную отрасль (управление промышленностью, транспортом, связью, агропромышленным комплексом, образованием, здравоохранением и т. п.);
· территориальный – формирование системы управления основывается на территориальной основе (административно-территориальном делении);
· линейный – тип организации служб и подразделений, осуществляющих исполнительно-распределительную деятельность, при котором руководитель в пределах своей компетенции обладает по отношению к подчиненным всеми правами распорядительства;
· функциональный – органы и аппараты исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления (финансы, статистика, занятость и т. д.);
· двойного подчинения – сочетание начал централизованного руководства с учетом территориальных условий и состояния объекта управления;
· сочетание единоначалия и коллегиальности – наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управленческой деятельности, принимаются коллегиально, а оперативные, текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично.
33. Система подготовки и переподготовки кадров в структурах государственной службы и муниципальном управлении
Кадровое обеспечение органов государственного управления направлено на решение ряда задач. Основное значение заключается в опережающем наращивании числа специалистов для своевременного обновления состава государственных служащих с учетом динамично возрастающих требований к их квалификации.
Подготовку кадров государственного и муниципального управления в современных условиях нужно рассматривать как часть системы многоуровневого образования специалистов. Такая система призвана создать условия для реализации прав каждого служащего на профессиональное развитие через обучение и самообразование. Для этого предстоит сформировать четкую систему образовательных структур, которая будет способна гибко реагировать на актуальные образовательные задачи и индивидуальные потребности
Методология построения подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих предполагает решение таких задач, как определение целей и содержания обучения, структурное построение системы, организация и обеспечение ее жизнедеятельности (правовое регулирование, научно-методическое, организационное, техническое и финансовое сопровождение и т.д.).
В качестве структурных элементов системы выступают органы государственной власти, выступающие в роли заказчика, и образовательные учреждения, осуществляющие обучение государственных служащих. Обязательным условием сбалансированности системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих является соответствие потребностей и возможностей этих структурных элементов
Стратегия переподготовки и повышения квалификации государственных служащих на современном этапе базируется на положениях Закона РФ «Об образовании», федерального Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» и других нормативных актах, в числе которых «О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих» (от 11 января 1995 года), «О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих» (от 7 февраля 1995 года) и другие.
В последние годы была разработана концепция государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих, соответственно которой размещение государственного заказа среди образовательных учреждений должно осуществляться на конкурсной основе, а в качестве заказчиков выступают федеральные органы государственной и региональной власти.
Концепцией определены также периодичность и сроки обучения в зависимости от его форм и видов, механизмы финансирования затрат на обучение федеральных государственных и муниципальных служащих из федерального бюджета Объем и структуру госзаказа на обучение утверждает Правительство РФ.
В содержании обучения особое место должно занимать овладение современными управленческими технологиями, для чего требуется применение активных методов обучения.
В прежней системе специальная подготовка управленческих кадров для государственной и муниципальной службы практически не велась, для нее не были определены конкретные специальности. Переподготовка и повышение квалификации государственных служащих осуществлялись в учебных заведениях дополнительного образования. В 1991 — 1993 годы на базе партийных учебных и научных учреждений под эгидой Главного управления по подготовке кадров для государственной службы (Роскадры) была создана сеть региональных учебных заведений по подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных служащих.
В 1994 году начинается новый этап реорганизации и реформирования системы учебных заведений государственной службы. В связи с упразднением Роскадров они были переданы в ведение Российской академии управления, которая летом 1994 года была преобразована в Российскую академию государственной службы и стала учебно-методическим, научным и информационно-аналитическим центром по проблемам государственной службы РФ. В функции РАГС входит также управление системой подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.
К 1995 году нормативно-правовыми документами были определены категории лиц, обучающихся в Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Было указано, что на обучение в академию принимаются федеральные государственные служащие, занимающие высшие, главные и ведущие должности, а также лица, составляющие резерв на замещение таких должностей. На переходном этапе в академии обучались и руководящие работники регионального звена.
Рассматривая вопросы подготовки кадров управления в высших учебных заведениях, следует отметить большое значение утверждения стандартов по основным специальностям, в соответствии с которыми выпускники могут занимать должности государственных и муниципальных служащих. Безусловно, федеральное финансирование профессионального обучения госуправленцев — это важнейшее условие реализации кадровой политики, однако само по себе наличие государственного заказа на подготовку квалифицированных госслужащих России без определения необходимого состава специальностей, связи с содержанием профессиональной деятельности, а также выделением базовых характеристик и требований не даст желаемых результатов.
Анализируя ситуацию, сложившуюся с подготовкой кадров после выход Закона о госслужбе, можно увидеть тенденцию к пересмотру традиционных подходов в сфере подготовки госслужащих. Заметен и некоторый прогресс в теоретическом и практическом аспектах этой области. Тем не менее предпринимаемых усилий еще недостаточно для создания адекватной эффективной системы подготовки кадров, способных отвечать современным, динамично меняющимся требованиям действительности. Образовательные теории в сфере подготовки госслужащих разных уровней требуют серьезного анализа. Особенно это касается специфики подготовки кадров для работы на региональном уровне управления.
Формируемая в контексте реализации государственной кадровой политики система подготовки кадров для государственной и муниципальной службы призвана осуществлять идеи демократизации и дифференциации, фундаментализации и интенсификации образования. Государственная поддержка и регулирование этой сферы даст возможность обновления содержания и технологии обучения, реализации индивидуализированной модели обучения. Все это может служить основой для развития многоуровневой системы подготовки и переподготовки специалистов, а также для разработки различных по содержанию и направленности образовательно-профессиональных программ и стандартов.
В условиях становления системы непрерывного профессионального обучения госслужащих стало насущной потребностью и важным фактором укрепление государственности. А разработка концепции профобразования госслужащих стала, по существу, разработкой стратегии будущего государства.
Проблема кадрового обеспечения реформирования России, повышения профессиональной компетенции государственных служащих в силу ряда причин приобрела особую остроту на региональном уровне. Организацию профессионального обучения работающих здесь служащих можно считать одним из приоритетных направлений в реализации государственной политики, связанной с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров государственного и муниципального управления.
По мере разрушения прежней системы кадров отчетливо вырисовывалась потребность создания специфических образовательных учреждений для регионов России, которые не просто готовили бы кадры управленцев, но учитывали при этом интересы региональных институтов управления и властных структур. Новые механизмы взаимодействия в плоскости «Центр — регионы» предполагают реализацию новых, качественно иных подходов к практике управления. Следовательно, программа подготовки кадров госслужащих для регионов должна осуществляться с учетом новых аспектов. Важность и сложность этой задачи трудно переоценить. Сегодня уже бесспорно, что система профессионального обучения государственных и муниципальных служащих на региональном уровне требует комплексной проработки. При этом она должна учитывать прогнозы потребностей в кадрах определенной специализации, квалификации с учетом перспектив качественного и количественного развития системы региональных органов власти. Это означает, что в процессе формирования региональной системы профессионального обучения управленцев следует учитывать не только прогнозируемые потребности, но и возможности их реализации образовательными учреждениями сегодня и в перспективе.
В настоящее время идет расширение контингента обучающихся в региональных академиях государственной службы. Это требует серьезного укрепления учебной и материальной базы образовательных учреждений. Кроме того, уже сегодня возможности отдельных академий не соответствуют потребностям крупных регионов. Это важно учесть при открытии новых учебных заведений (академий, их филиалов).
Становление современной системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих проходит в период серьезных структурных трансформаций экономической и политической системы общества, в ходе преодоления системного кризиса. Все это налагает отпечаток на указанный процесс, создавая определенные, в том числе финансово-экономические, организационно-управленческие проблемы. В то же время очевидно, что преодоление противоречия между качественно новыми задачами, решаемыми органами государственного управления, и состоянием кадрового корпуса невозможно без глубокого и всестороннего изучения всей системы профессионального обучения управленческих кадров. Выявление рациональных элементов в историческом опыте профессиональной подготовки управленческих кадров России и их творческое использование являются важным фактором в решении современных задач государственного строительства.