В чем заключается предмет политологии?
а) политика во всех ее проявлениях;
б) проблемы политической власти;
в) закономерности формирования и развития политической власти, формы и методы ее функционирования;
г) взаимосвязь и взаимообусловленность политических, экономических и духовных процессов общества;
д) государство;
е) категории, отражающие теоретико-методологические проблемы политологии.
2. В чем своеобразие политологии как учебной дисциплины?
а) она исследует политическую сферу общества, историю возникновения и развития политической мысли, политические системы;
б) в разработке концептуального аппарата политологии;
в) дает практические советы и рекомендации конкретным участникам политического процесса в целях повышения эффективности их деятельности;
г) предлагает теоретико-методологические основы, инструментарий анализа политической сферы жизни общества;
д) рассматривает все явления и процессы соотносительно политической власти.
Какая функция политологии дает знание средств достижения положительного результата в решении политических проблем?
а) описательная;
б) объяснительная;
в) познавательная;
г) инструментальная;
д) прогностическая;
е) воспитательная.
Где появились первые школы политологической науки?
а) при правительствах развитых европейских государств;
б) при Конгрессе США;
в) при крупных американских университетах;
г) при органах национальной безопасности и военных ведомствах.
5. Первым курс политических наук прочитал:
а). М. Дюверже;
б). Ф. Либер;
в). Т. Гоббс;
г). Аристотель;
д). А. Токвиль;
е). К. Маркс.
6.Где появились такие специализированные научные дисциплины, как советология и кремлелогия?
а) в СССР;
б) в США;
в) в странах Западной Европы;
г) при ООН;
д) в Китае.
7. Какой метод политологии ориентирует на рассмотрение процессов и явлений политической сферы в их становлении, развитии, взаимосвязи друг с другом?
а) эмпирический метод;
б) диалектический метод;
в) системный метод;
г) компаративный метод;
д) социологический метод;
е) структурно-функциональный метод;
ж) бихевиоральный метод.
Что дает знание философии политологу?
а) типы связей в социальной структуре общества, механизмы их осуществления;
б) знание процессов производства, обмена и распределения;
в) ориентацию в том, как изучать политические явления и процессы;
г) материал о возникновении и развитии политических систем; обобщение политического опыта;
д) знание о ценностях, нормах, образцах поведения людей в политике.
RКонтрольные вопросы
1. В чем различие политологии как науки и как учебной дисциплины?
2. Какова структура политологии как учебной дисциплины?
3. Расскажите о законах и категориях политологии.
4. Раскройте основные функции политологии.
5. Как возникла и развивалась политология как самостоятельная наука?
6. Расскажите о возникновении политологии в Республике Беларусь.
7. Назовите и раскройте содержание основных методов политологии.
8. Как связана политология с другими общественными науками?
9. Какова роль политологии в подготовке молодого специалиста?
¨ Темы докладов и рефератов
1. Возрастание роли политологии в условиях трансформирующегося общества.
2. Политология через призму истории.
3. Политология и психология: взаимодействие наук.
4. Политология и философия.
5. Политология и правоведение.
6. Связь политологии с экономическими науками.
7. Социологический метод в политологии.
8. Сравнительный метод в политологии.
9. Роль политологии в формировании политической культуры молодежи.
Тема 3. Этапы становления и развития политической науки
В данной теме раскрывается становление и развитие политической науки. Рассматривается процесс институализации политической науки, прослеживаются особенности становления и развития политической мысли в США, странах Западной и Восточной Европы, в России и Беларуси.
Цель: дать студентам систематизированные знания по истории политических учений.
План
1. Истоки становления и развития политической мысли.
2. Особенности развития политической мысли в России и Беларуси.
3. Основные тенденции развития современной политической науки.
1. Истоки становления и развития политической мысли. Изучение становления политической мысли необходимо начать с анализа возникновения политических идей на Древнем Востоке. Эти идеи возникли под влиянием развития общественного способа производства, классовой дифференциации общества, возникновения и развития государства. Политическая мысль зародилась в Шумере, Вавилоне, Китае, Индии. Для древних народов этих стран были характерны представления о божественном происхождении власти и общественно-политического порядка. Особенностью этого периода в истории политических учений является их опора на религиозно-мифологическое мировоззрение. Об этом свидетельствуют Ветхозаветная часть Библии, Законы царя Хаммурапи, учения Зороастра и др. Древнекитайский философ Конфуций (книга «Лунь - | |
Юй», (1 тыс. до н.э.) обосновал патриархально- патерналистскую теорию власти, согласно которой государство – большая семья, а император - ее отец. Современник Конфуция Лао-Цзы ввел понятие «дао» («путь») – особое духовное начало, управляющее всем. Основой государства он видел сельскую общину. | Какие политические идеи зародились на Древнем Востоке? |
Наивысшего расцвета политическая мысль достигла в античной Греции. В учениях Платона и Аристотеля политика рассматривается как царское искусство и умение управлять людьми. Платон (427-347 г. до н.э.) создал теорию идеального государства. В таком государстве управление должно быть разделено между тремя сословиями, каждое из которых выполняет определенные общественные функции. Власть вручалась философам («мудрейшим из мудрых»); воины (стражи) проводили решения власти в жизнь. Трудящимся (земледельцам, ремесленникам) вменялось в обязанность трудиться и кормить государство. Всех граждан отличает рассудительность и справедливость. В государстве Платона нет частной собственности. Но проект Платона был утопичен. Попытка | |
создать такое государство в городе Сиракузы (Сицилия) потерпела крах. Дальнейшее развитие тема идеального государства получает в трудах ученика Платона Аристотеля (384-322 г. до н.э.), который исследовал 150 государств и дал свою концепцию правильного общественного строя. Он отмечал, что идеальным является такое государство, где преследуется общественное благо. Соответственно, правильными формами государства являются полития(правление большинства в интересах общего блага, по существу, это власть средних слоев населения), а такжемонархия (власть одного, форма правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках одного главы государства – монарха и передается по наследству) и аристократия(от греч. «aristos» – лучший, «kratos» – власть;) – власть немногих, правление лучших; одна из форм | |
государственной власти в Древней Греции, основанная на господстве знати.) Неправильные формы – тирания (деспотическая власть одного), олигархия(власть богатых), демократия (власть многих) и охлократия (власть толпы). В этих государствах преследуются частные цели, что нарушает главный принцип оптимального правления – принцип добродетели и справедливости. Аристотель, в отличие от Платона, который признавал общность имущества, жен и детей для высших со - | Что общего и чем различаются концепции идеального государства Платона и Аристотеля? |
словий, выступал против этой идеи. Он утверждал, что политика – наука и сфера жизни, целью которой является согласование общего блага с благом отдельных людей через управление общественной жизнью. Далее рассмотрим основные положения древнеримских мыслителей (У111 в. до н.э. – нач. У в. н.э.). Это воззрения Лукреция Кара (99 – 55 г. до н.э.) о договорном характере государства, Марка Туллия Цицерона (106 – 43 г.г. до н.э.) -об идее правового государства, стоиков, Луция Аннея Сенеки (ок. 5 г. до н.э. – 65 г. н.э.),Эпиктета (ок. 50 - ок. 140), Марка Аврелия Антонина(121-180 ) - о равенстве всех людей перед законом. Анализируя политическую мысль Средневековья, следует обратить внимание на роль христианской религии и римской католической церкви в формировании концепций власти и государства. Приоритет церкви над государством обосновал Аврелий Августин Блаженный (354 – 430 г.). Он писал, что неравенство в обществе предопределено небесным миром. История человечества - это борьба «Града божьего» над светским государством. | |
Представителем этого периода является также Фома Аквинский(1225 – 1974), который в трудах «О правлении властителей» и «Сумма теологии» подчеркивал, что светской власти подчинены только тела людей, а не их души. Верховная власть принадлежит церкви, светская ей подчиняется. Лучшей формой государства он считал монархию. (Взгляды мыслителей Античности и Средневековья см. в кн. История политических и правовых учений. / Под ред. О.Э. Лейста М., 1997., «История политических и правовых учений». Хресто- | Каковы взгляды мыслителей Средневековья на соотношение светской и духовной власти? |
матия. М., 1996 г.) Переходя к изучению политической мысли эпохи Возрождения, отметим, что это период в развитии Западной Европы конца XIV – XVI в.в. Он характеризовался развитием капиталистических отношений и в противовес старым феодальным отношениям повлек за собой обострение классовых противоречий, что, в свою очередь, дало толчок возникновению новых политических концепций. Итальянский мыслитель и политик Никколо Макиавелли (1469 – 1527) рассматривал политическую сферу как | |
специфическую область человеческой деятельности, свободную от морали, и видел ее сущность в реализации государственных интересов. Сильное централизованное государство может преодолеть внутреннюю разобщенность между людьми, элитами, правительством. Для создания такого государства нужна решительность, уве ренность и гибкость правителей, соединение в их действиях хитрости и силы (качеств льва и лисицы). Наиболее целесо - | Сегодня существует понятие «макиавеллизм». Что оно означает в ХХ1 веке? |
образной формой централизованного государства он назвал республику, где народ и аристократия вместе участвуют в управлении. Эти мысли поддержал француз Жан. Боден (1530 – 1596), который выдвинул идею государственного суверенитета. Изучая политическую мысль Нового времени (16 – 19 в.в.), следует вспомнить, что это была эпоха буржуазных революций. Она вывела на первое место проблему о соотношении личности и государства. Взаимодействию этих субъектов политики посвящались теории естественного права и общественного договора. Они были направлены против всех форм феодальной зависимости, сословного деления общества и обосновывали равенство людей, данное им природой. Эти идеи развивали нидерландский юрист Гуго Гроций (1583 - 1645),английский философТомас Гоббс (1588 – 1679).Гоббс рассматривал государство как продукт сознания людей, механизм осуществления воли всех граждан и прави - | |
телей. Сильная государственная власть – залог прекращения конфронтации в обществе, для этого людям надо отказаться от всех своих прав и претензий и безоговорочно подчиняться монарху, т.е. абсолютной государственной власти. Вне государства – «война всех против всех», бедность, дикость зверство; в государстве – владычество разума и свободы. Английский ученый Джон Локк(1632 – 1704 г.), | Чем Т. Гоббс обосновывал идею сильной государственной власти? |
также изображал государственное состояние как царство свободы, разума и равенства. Он видел высшую цель государст - | |
ва в охране частной собственности и развитии личности, когда индивид ограничивает свою свободу и права в тех рамках, которые необходимы для установления и сохранения государства. Деятельность государства ограничена правосудием. Сильная судебная власть – гарантия от произвола Локк | Как Вы понимаете теорию разделения властей? |
разделил власть на законодательную, исполнительную, федеральную. Далее необходимо остановиться на идеях Французского Просвещения – особого периода в истории Европы XVIII века. Франсуа Мари Вольтер (1694 – 1778) обличал мракобесие католической церкви («Раздавите гадину!») и деспотизм феодализма, на смену которому придет царство свободы. Шарль Луи де Монтескье (1689 – 1755) дополнил теорию разделения властей, четко выделив три ветви власти, которые абсолютно автономны: законодательная, исполнительная и судебная, и разрабатывал принцип, где свобода - это все, что не запрещено законом. Жан - Жак Руссо(1712 – 1778) – идеолог буржуазии и широких народных масс, прежде всего крестьянства, связывал образование государства с закреплением имущественного неравенства в обществе. Это закрепление получило название общественного договора. По мнению Руссо, такой договор необходим и его порождение – государство должно превратиться из уловки богатых для закабаления бедных в соглашение равноправных субъектов. Для этого и нужно просвещение, и введение системы плебисцита (всенародного опроса) по важнейшим политическим проблемам. Идеологи западноевропейского либерализмаБенджамин Констан(1767-1830), Иеремия Бентам(1748-1832),Джон Стюард Милль(1806 - 1873), и Алексис Токвиль(1805-1859) пропагандировали идею пропорционального представительства и социального неравенства в обществе. Нельзя обойти вниманием идеи американских мыслителей Бенджамина Франклина(1706-1836), Дэвида. Адамса(1735-1826),Томаса Джефферсона(1743-1826), Дж. М. Мэдисона(1751 – 1831), Александра Гамильтона (1757-1804),во взглядах которых система распределения власти стала основой формирования независимого государства США. Они отстаивали идеи свободы и независимости людей, права народа на политическое самоопределение и др. Иммануил Кант(1724-1804) иГеорг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) создали концепцию правового государства и гражданского общества. Значительной заслугой этого периода является разработка идей либерализма. Эдмунд Берк(1729-1797),Жозеф де Местр(1753-1821).Луи де Бональд(1754-1840) – представители консерватизма, отстаивали старые политические общественные порядки. Наряду с консервативной и либеральной мыслью, фор- | |
мировались проекты идеального мироустройства, которые получили название «утопический социализм» (Томас Мор (1478-1535), Томазо Кампанелла (1568-1639), Клод Анри де Рувруе Сен - Симон(1760-1825), Шарль Фурье(1772 - | Что такое «утопический социализм»? |
1837),Роберт Оуэн (1771-1858)). Эти про проекты стали предпосылкой в развитии марксизма(Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895)). Марксизм – целостное стройное учение об обществе нового типа – коммунизме, к которому можно прийти только через борьбу классов, путем социалистической революции. Новое общество будет бесклассовым, труд там станет первой жизненной потребностью человека, осуществится принцип «от каждого - по способностям, каждому по потребностям». Но достичь коммунизма быстро невозможно. Ему предшествует социализм, где существуют классы, государство диктатуры пролетариата, труд является необходимостью и реализуется принцип «от каждого - по способностям, каждому - по труду». (См. подробнее: История политических и правовых учений. / Под ред. О.Э. Лейста, М., 1997., История политических и правовых учений. Хрестоматия. М., 1996.) 2. Особенности развития политической мысли в России и Беларуси. Особенностями политической мысли России являются отражение в ней проблем и задач развития русской государственности, исторического пути России, поиск идеала общественного устройства, адекватного российским условиям. Начало становления русской политической мысли связано с возникновением и развитием Киевской Руси, процессом ее христианизации, которая протекала во взаимодействии с русской культурой. Политическая мысль того времени была подчинена задачам объединения восточно-славянских народов, что нашло отражение в таких произведениях, как «Слово о полку Игореве» (X-XI в.), «Слово о законе и Благодати» (1049 г.), «Повесть временных лет» (1113 г.) и др. Предметом политической мысли того времени были такие идеи, как происхождение государства, отношения между светской и духовной властями, проблема организации верховной власти, внешней политики и др. В период формирования централизованного государства (1У - ХУ1 в.в.) складывается идеология укрепления самодержавия, усиления Русского государства среди мировых держав. Это проявилось в теориимонахаФилофея («Москва-Третий Рим»): об исторической миссии России как оплота православия, хранительницы христианской традиции; в изысканиях области политики и права Ивана Сергеевича Пересветова, который высказывал мысль об уважении к закону, правовом оформлении деятельности органов власти, создании единого законодательства и судебной системы и др. В переписке Ивана. Грозного с Андреем Курбским содержались идеи о необходимости объединения русской земли. Политическая мысль периода абсолютизма (ХУ1 -ХУ111 в.в.) представлена трудами Феофана Прокоповича, Василия Николаевича Татищева, написанными под влиянием реформ Петра I и обосновавшими просвещенную абсолютную монархию. В этот период проповедуется также сознательный отказ подданных от своих прав (труды Ивана Тихоновича Посошкова, выступавшего за тотальную регламентацию общественной жизни и разумное правление). В это же время возникают идеи отказа от имперского правления, создания национального государства (князь Михаил Михайлович Щербатов) и ограничения законодательной власти монарха (Николай Михайлович Карамзин) и др. период разложения феодализма и развития капитализма формируется идеология просветительства. Вершиной этого направления стали воззрения Александра Николаевича Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»), показавшего пагубность крепостного права и - необходимость крестьянского восстания. | |
Заметный след в истории политической мысли оставили революционеры-декабристы (Петр Иванович Пестель, Никита Михайлович Муравьев.) В русской общественно-политической мысли 40-50 г.г. Х1Х века выделялись следующие основные направления: | Раскройте политические взгляды декабристов. |
славянофильство, западничество, революционный демократизм, народничество. - Славянофилы - Алексей Степанович Хомяков, братья Иван Васильевич и Петр Васильевич Киреевские, братья Константин Сергеевич и Иван Сергеевич Аксаковы, Николай Яковлевич Данилевский акцентировали внимание на самобытности пути исторического развития России, отсутствии в ее истории классовой борьбы. Они отстаивали необходимость русской поземельной общины, православия, при которых Россия, идя своим собственным путем, в состоянии | |
развиваться независимо от Запада. - Западники – Павел Васильевич Анненков, Тимофей Николаевич. Грановский Борис Николаевич Чичерин и др. связывали социально-политические преобразования в России с усвоением исторических достижений стран Западной Европы. - Революционные демократы - Виссарион Григорьевич Белинский, Александр Иванович Герцен, Николай Петро- | Чем отличаются политические взгляды западников и славянофилов? |
вич Огарев, Николай Гаврилович Чернышевский, Николай Александрович Добролюбов были решительными противниками крепостничества и самодержавия верили в революционные возможности народных масс, защищали идею крестьянской революции, полагали, что перейти к социализму можно через крестьянскую общину, в которой они видели прообраз будущего общества. - Народники – Петр Лаврович Лавров, Петр Никитич Ткачев, Николай Константинович Михайловский,выступали за некапиталистический путь развития России, ее переход к социализму через использование коллективистских | |
традиций докапиталистических институтов - крестьянской общины, ремесленных артелей и т.д. Социально-политическую теорию развивали примыкавшие к народникам представители русского анархизма (Михаил Александрович Бакунин, Петр Алексеевич Кропоткин), которые считали, что государство – это орган на - | Чем различались революционное и либеральное народничество? |
силия и оно должно быть уничтожено, выступали за создание децентрализованного самоуправляющегося общества равноправных людей. В конце Х1Х века в России появляется марксистское направление политической мысли, представителями которого были Георгий Валентинович Плеханов, Владимир Ильич Ленин и др. Отдельное место занимает В.И. Ленин - сторонник марксизма, теории социалистической революции и диктатуры пролетариата. Он сформулировал идею о возможности социалистической революции в одной, отдельно взятой стране, путях и способах построения государства диктатуры пролетариата. Заметное влияние приобретают также взгляды мыслителей буржуазно-либеральной ориентации (Владимир Сергеевич Соловьев, Николай Александрович Бердяев, Сергей Николаевич Булгаков, Николай Федорович Федоров, Сергей Львович Франк.) Они не приняли как официальную идеологию и политическую практику самодержавия, так и марксизм, а также всю революционно-демократическую традицию русской общественной мысли. Мыслители пытались переориентировать сознание русской интеллигенции с революционно-социалистического в эволюционно-религиозное русло. Весьма противоречивую картину представляет политическая мысль СССР.Наиболее ярко она представлена взглядами Иосифа Виссарионовича Сталина, который присвоил себе, роль единственного генератора социально-политических идей. Он выдвинул мысли об обострении классовой борьбы в ходе строительства социализма, о переходе к коммунизму в отдельно взятой стране, о сосредоточении власти в руках исполнительного аппарата государства, которые привели на практике к массовым репрессиям, отчуждению народа от средств производства и власти. Послесталинский период был отмечен засильем идеологического догматизма и политического доктринерства. С середины 50-х годов, однако, усиливается интерес советских ученых к политическим исследованиям. С начала 90-х годов начался новый этап развития политической науки, а политология стала преподаваться в вузах как учебная дисциплина. Сегодня в российской политологической мысли существует концепция коммунистического реформизма(или демократического социализма.) Согласно этой концепции, экономической основой общества должен быть рынок, ограниченный принципами социализма. Существует частная собственность в форме индивидуально трудовой, допускается плюрализм форм собственности и плюрализм партий. Другой концепцией является концепция государственного коммунизма, согласно которой должна быть реставрирована административно-командная система управления экономикой и руководящая роль тоталитарной партии. Широко распространенной теорией политического развития современного российского общества является популизм, для которого характерно отсутствие четкой экономической и социальной программы, смена лозунгов, приспосабливаемых к конкретной обстановке и система широких социальных обещаний избирателям, чаще всего невыполнимых в действительности. Значительно распространено в Россииэкологическое движение,в основе которого лежит защита природы как социальной ценности, отрицание необходимости безграничного технического прогресса. (См. данный вопрос подробнее: В.А. Мельник Политология. Мн., 2002. - С. 50-70, Политология. / Под ред. Б.И. Кретова. М., 2001, С. - 92-94). Изучая политическую мысль Беларуси, следует обратить внимание на этапы ее становления. Первые источники социально-политического характера относятся в Беларуси к Х11 веку. Это произведения и деятельность Евфросинии Полоцкой(1120 – 1173), Кирилла Туровского(1130 – 1182), в которых утверждалась идея единения восточнославянских земель и развития государственности. | |
В период Великого Княжества Литовского на развитие политической мысли оказали влияние творчество Франциска Скорины(ок. 1490 – не позднее 1552)и Николая Гусовского(ок. 1470 – 1533). Их взгляды наполнены пафосом национального патриотизма, равенства всех людей перед законом, осуждением гнета, деспотизма, характерным для гуманистов эпохи Возрождения. Проблемы происхождения и сущности государственной власти, соотношения права и закона, естественных прав человека рассматривали такие представители белорусской политической мысли этого периода какАндрей Волан (1530-1610),Сымон Будный(ок.1530-1593), Василий Тяпинский(ок. 1540 – 1604),Лев Сапега(1557-1633) и др. Взгляды мыслителей Беларуси носили гуманистиче - | Основываясь на знаниях из истории Беларуси, расскажите подробнее о некоторых белорусских мыслителях, развивавших политические идеи? |
ский характер и развивались по двум направлениям: умеренно-гуманистическому(А. Волан,Ф.Скорина, С. Будный, В. и Тяпинский, Л. Сапега и др.) и радикально-гуманистиче - | |
скому (Якуб из Калиновки, Павел из Визны, Мартин Чеховиц, Петр из Гонендза и др.) Первое было стремлением к определенным общественным переменам, и его представители являлись приверженцами активной социальной деятельности в рамках существующих общественных институтов. Представители второго стремились к радикальным социально-политическим переменам, признавали социальную активность за рамками сложившихся общественных институтов. Следует выделить взгляды А. Волана. Он является основоположником разработки гражданско-правовой концепции политики.Л. Сапега, развивая эти взгляды, раскрыл сущность свободы как неотчужденного права человека на | |
собственность, личную безопасность, свободный политический и религиозный выбор. (Статут Великого княжества Литовского1588 г.) Заслуживают внимания идеи белорусских гуманистов о верховенстве закона и правовом характере государства. | Вспомните основные положения этого Статута ВКЛ. |
Политическая мысльпериода Речи Посполитой отражалась в трудах таких мыслителей, как Афанасий Филиппович(1597-1648), Стефан Зизаний(2-я пол. ХУ1 в. - нач. ХУ11 в.),Симеон Полоцкий (1629-1680), Георгий Конисский(1717-1795), Милентий Смотрицкий (ок. 1572-1633) и др. Согласно их взглядам, существует историческая необходимость единения русского, белорусского и украинского народов, активизации национально-освободительной борьбы. Важным проявлением свободы является свобода совести. Период Российской империи отражался в идеях революционных демократов второй половины Х1Х в., крупнейшим представителем этой эпохи был Кастусь (Константин, Викентий) Калиновский(1838-1864). Всю свою жизнь | |
он посвятил делу освобождения белорусского и литовского крестьянства: был одним из создателей в г. Гродно подпольной революционной организации, издавал нелегальную газету «Мужыцкая праýда», принял активное участие в подготовке и организации восстания 1863 года в Беларуси. Он был идеологом крестьянской революции. Важнейшим положением его политической программы было создание демократического государства. Его знаменитый девиз: «Не народ зроблен для ýрада, а ýрад для народа!». | Расскажите о революционной деятельности К. Калиновского и его взглядах на государство. |
Революционно-демократическая традиция политической мысли Беларуси в Х1Х-ХХ в.в. нашла отражение в произведениях таких поэтов Х1Х века, как Франтишек Богушевич (1840 -1900), Адам Гуринович(1869-1894),Алои - | |
зы Пашкевич, известной под псевдонимом Тетка (1876-1916), Максим. Богданович (1891-1917), Янка Купала (1882-1942), Якуб Колас (1882-1956). В творчестве этих поэтов и писателей поднимаются такие проблемы, как самостоятельное историческое развитие белорусского народа, его право на национальное самоопределение, собственную государственность, идея человеческого и национального достоинства белорусов. Вторым политическим направлением данного периода был «западнорусизм» (Иосиф Семашко (1799-1868), Ксенофонт Антонович Говорский (1811-1871), Михаил Осипович Каялович (1828-1891), Иван Лукьянович Солоневич (1868-?) и др. Согласно их идеям, Беларусь не является самобытной страной и не может самостоятельно культурно | Назовите произведения известных белорусских писателей, где отражены проблемы власти, права, и взаимоотношения государства и личности. |
развиваться. Поэтому через их учения главной нитью проходит концепция необходимости единого целостного государства. Они рассматривали Беларусь как составной элемент России, стремились доказать, что Беларусь – это «Западная Россия». В первой половине XX в. вследствие революционных событий в России и Беларуси сложился новый спектр идейно- политических течений: либерального, консервативного и революционно-демократического. В связи с распадом Российской империи и падения самодержавия главное место принадлежит идее становления белорусской национальной государственности. Первое крыло этого направления (Антон Иванович | |
Луцкевич, Иван Иванович Луцкевич, Вацлав Юстинович Ластовский, Иосиф Воронко, Антон Смоличи др.) было сориентировано на национальное самоопределение с образованием независимого демократического государства. Эта идея нашла свое выражение в провозглашении 25 марта 1918 года Белорусской Народной Республики (БНР). Второе крыло(Дмитрий Федорович Жилунович (Тишка Гартный), Александр Григорьевич Червяков и другие деятели большевистской партии) были сторонниками идеи образования федерации равноправных советских национальных республик, которую и реализовали на практике. 1 января 1919 года была создана БССР, которая в 1922 году вошла в состав СССР.В начале 90-х годов XX века развитие политической мысли в Беларуси направлено на уяснение роли и места независимого государства Республика Беларусь в мировом сообществе и поиск новых форм объединения с Россией, утверждения своего места в современном геополитическом процессе. В последние годы в Республике Беларусь исследуются такие проблемы, как процессы создания демократического, социального, правового государства, формирования его гуманистической природы, гражданского общества, пути повышения эффективности деятельности институтов государственной власти, формирование идеологии белорусского государства, воспитание гражданственности и др.3. Основные тенденции развития современной политической науки. В заключение темы рассмотрим основные направления современной политологии. Направления политической науки - это проблемы, поставленные в ХХ веке и исследуемые в настоящее время. В современной политологии сложились | Как влияли политические идеи на развитие белорусской государственности? |
следующие основные направления. Социологическое. Делает акцент на теоретико-методологическое осмысление социальной природы и сущности политических процессов и явлений. (Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм, Морис Дюверже, Вильфредо Парето, Михаил Острогорский, Роберт Михельс и др.) Институциональное, в основе которого лежит анализ политических институтов, партийных и избирательных систем (Сеймур Липсет, Чарльз Миллс, М. Дюверже и пр. ). Бихевиористское, изучающее поведение субъектов политики. (Гарольд Лассуэлл, Баррис Фредерик Скиннер, Чарльз Мерриам, и др.) | |
Психологическое (психоаналитическое), исследующее роль психологических факторов в политике (Зигмунд Фрейд, Эрих Фромм и др.) | Вспомните сущность фрейдизма. |
Структурно-функциональное. Связывает понятие «структура» и «функция», рассматривая любое политическое явление с точки зрения его структурных элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию. (Габриель Алмонд, Саймон Верба, Д. Пауэлл и др.) Согласно данному | |
подходу исследуется политическая система общества, поли тическая культура и т.д. Системное (Толкотт Парсонс, Дэвид Истон, Карл Дойчи др.), с позиций которого политическое явление и процесс рассматриваются как система, связанная с внешней средой определенными отношениями. Марксистское (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Дьердь Лукач, Антонио Грамши и др.), в основе которого лежит классовый подход к анализу политических явлений. Экономические отношения марксизм рассматривает как базис, над которым возвышается политическая и юридическая надстройка. Он доказывает неизбежность социалистической революции, установления диктатуры пролетариата и становление социализма и коммунизма. Теория демократии (А. Токвиль, Иозеф Шумпетер, Саймон Липсет и др.) Рассматривает сущность демократии, ее разновидности,проблему перехода к демократии от авто - | Из курса истории вспомните, почему В.И. Ленин, в отличие от К. Маркса, считал возможной победу социалистической революции в одной, отдельно взятой стране? |
ритаризма (тоталитаризма). | |
Теория бюрократии (М. Вебер, Роберт Мертон, А. Голднер и др.). Исследует функции и структуру бюрократической организации. | Что такое бюрократия? |
Теория международных отношений (Раймонд Арон, К. Райт, Д. Розенау, и др.) в которой раскрываются истоки и механизм международных отношений. (Современные направления политической науки см. подробнее Политология. Учебник. / Под ред. С.В. Решетникова. Мн., 2001, - С. 29-50.) Выделим основные современные школы политологии: Англо-американская. Для нее характерна разработка проблем политической власти и политической модернизации, политических конфликтов, международной политики (Г. Алмонд, Д. Истон, Р. Даль, С. Липсет, Г. Лассуэлл и др.) Французская школа специализируется на изучении политических режимов, легитимности власти, политических партий (Морис Дюверже, Мишель Крозье, Раймон Арон и др.). Немецкая школа занимается сравнительным анализом политических систем, проблемами функционирования государства и гражданского общества (Ральф Дарендорф, Г. Майер, Карл фон Бейме, И. Фитчер.). Польская школа сосредотачивается на концептуальных исследованиях политической жизни общества, главных направлениях демократии и политической системы (Евгений Вятр, и др.) |
& Литература
1. Алексеева Т.А. Современные политические теории. М., 2001.
2. Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины //Политическая наука: новые направления. / Пер. с англ. М.М. Гурвица, А.Л. Демчука, Т.В. Якушевой; науч. ред. Е. Б. Шестопал, М., 1999.
3. Антология мировой политической мысли: В 5 т. Т.1.М., 1997.
4. Аристотель Политика. Афинская полития. 1997.
5. Гоббс Левиафан. // Избр. произв. в 2 т. Т. 2, М., 1991.
6. История политических и правовых учений. Новое время: от Макиавелли до Канта. СПб., 2001г.
7. Лефор К. Политические очерки (Х1Х-ХХ века). М., 2000.
8. Макиавелли Н. Государь. М., 1990.
9. Платон Государство. // Собр. соч. в 4-х т. Т. 3, М., 1994.
10. Политическая мысль в России: Словарь персоналий. М., 2000
11. Руссо Ж.Ж. Трактаты. М., 1969.
12. Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992.
13. Чанышев А.А. История политических учений. Классическая западная традиция (античность - первая четверть Х1Х века). М., 2001г.
Глоссарий
Понятие | Его содержание |
Аристократия | От греч. «aristos» – лучший, «kratos» – власть; Власть немногих, правление лучших (по Аристотелю). Современное определение: одна из форм государственной власти в Древней Греции, основанная на господстве знати. |
Полития | Власть большинства граждан, средняя форма государства, в которой доминирует «средний» элемент во всем: в нравах - умеренность, в собственности - средний достаток, в управлении государством - средний класс. |
Олигархия Наши рекомендации
|