Глава vi политическая система общества

\Ш Общественная жизнь представляет собой совокупность взаи мосвязанных и взаимодействующих явлений и процессов Их взаимодействие и взаимовлияние не хаотичны и беспорядочны а имеют системный, организованный характер. Это проявляется как в обществе в целом, так и в отдельных сферах его жизни в том числе и в политической. В этой сфере политика и власть, по­литические интересы и отношения людей, их политическое пове­дение, как самостоятельные явления и процессы, не существуют изолированно, а находятся в тесном единстве, образуя систему, которую называют политической.

Функционирование политической системы является необхо­димым условием обеспечения социально-политической стабиль­ности и прогресса общества, преодоления противоречий и кри­зисных явлений в его развитии. Теория политической системы составляет одну из центральных проблем политической науки. Ее творческое использование позволяет определять главные направ­ления совершенствования и модернизации политической жизни общества, легитимации политического господства. Категория «политическая система» относится сегодня к одной из основных в политологии. Она характеризует механизм организации и функционирования политической власти в обществе.

Понятие политической системы общества

И ее структура

Системный подход к исследованию политики, ее связанности с властью формировался в науке с давних времен. Однако только в первой половине XX в. эта связь была подвергнута специаль­ному анализу в работах авторов классической теории элит (Г.Моска, В.Парето), теории бюрократии и бюрократизации (М. Вебер, Р. Михельс), теории социальной революции (В.И. Ле­нин). В их трудах политика характеризовалась и рассматривалась как системное образование, составными частями которого высту­пали институты и учреждения, идеологии, силы и средства вла­стного принуждения, воля личностей и групп. При этом ученые опирались на формирующуюся общую теорию систем, становле­нию которой способствовала разработанная А. А. Богдановым всеобщая организационная наука - тектология. В соответствии с этой наукой научная планомерность в организации общества должна снять проявляющуюся в классовой борьбе и кризисах со­циальную неорганизованность и хаос.

В середине XX в. общая теория систем была применена аме­риканским ученым Т. Парсонсом для исследования общества. В соответствии с ней Парсонс рассматривал общество как весьма сложный социальный организм, состоящий из относительно ав­тономных экономической, политической и духовной систем. При этом каждая из них, с его точки зрения, является подсистемой общественной системы в целом, находится во взаимосвязи и взаимодействии с другими системами и осуществляет в обществе специфические функции.

Идеи Т. Парсонса основательно углубил и развил Д. Истон, который считается одним из основателей теории политических систем. В своих работах он представил политическую систему как сложное социальное образование, развивающийся и саморе­гулирующийся организм, активно реагирующий на поступающие извне импульсы (требования и поддержка)1. После Д.Истона, развивая его идеи или критикуя их, с различных позиций полити­ческую систему исследовали Г. Алмонд, У.К. Митчелл, А.В. Эт-циони, К. Дойч, Д. Дивайн и другие ученые. К началу 60-х гг. XX в. теория политических систем стала составной частью поли­тической науки.

В зарубежной политической науке сложились различные подходы к характеристике политической системы. Так, Т. Пар-

1 Теоретическая модель политической системы, разработанная Д. Ис­тоном, раскрыта в его трудах: «Политические системы» (1953); «Пределы политического анализа», «Системный анализ политической жизни» (1965).

. Парсонс в политической системе видел подсистему общества, назначение которой состоит в выработке коллективных целей' мобилизации ресурсов, принятии решений. Г. Алмонд предложил понимать под политической системой «все типы действий имеющих отношение к принятию политических решений» или «набор взаимодействующих ролей». С точки зрения Уоркера и Макридиса, политической системой является механизм выявле­ния, постановки проблем, выработки и принятия решений в сфере государственных отношений. Кроме перечисленных подходов к определению сущности политической системы общества имеют­ся и другие, дополняющие и расширяющие знания о ней.

В 80-е гг. категория «политическая система» стала использо­ваться в советской философской и политической литературе. Правда, ее объем и содержание толковались иначе, чем в зарубеж­ной политической науке, так как в соответствии с марксистским подходом, господствовавшим в то время в отечественной науке, структура и характер политической системы жестко увязывались с конкретным типом общественно-экономической формации.

В конце XX - начале XXI в. сложилось разделяемое боль­шинством зарубежных и отечественных ученых (пусть с неко­торыми особенностями и оговорками) единое понимание кате­гории «политическая система». В настоящее время общеприня­тым ее определением считается следующее: политическая сис­тема - это целостная совокупность политических институ­тов, норм, ценностей, идей и отношений, обеспечивающих реа­лизацию политической власти в обществе . В современной нау­ке понятие «политическая система» трактуется в узком и широ­ком смысле. В узком смысле так называют любое искусственно созданное образование, будь то материальное (государство, пар­тия, профсоюз), идеальное (право, политическая культура), вещное (средства массовой коммуникации) или духовное (поли­тические идеи и ценности). Все эти образования рассматрива­ются как целостные структуры, находящиеся в сложном взаи-

модействии с окружающей средой и выполняющие в ней опре­деленные роли. Они являются политическими в той мере, в ка­кой включены во властные отношения и властную деятельность. В широком смысле политическая система рассматривается как реальный механизм организации и функционирования власти в обществе. Главный элемент этого механизма, его социальную основу составляют живые, действующие люди, образуемые ими социальные общности и группы интересов, создаваемые ими политические институты. Именно эти субъекты политики фор­мируют условия и определяют характер политической системы. С их существованием и активностью связано возникновение, развитие и функционирование этой системы.

Субъекты политики не составляют механическую сумму однородных и однопорядковых величин. Они обладают разной политической силой и находятся в состоянии перманентного конфликта, предметом которого является власть государства и власть в государстве, возможность распоряжаться ею или быть независимыми от нее. В политической науке существуют раз­личные взгляды на соотношение и роль субъектов политики в системе политико-властных отношений. Так, Л.С. Санистебан полагает, что в любой политической системе неравно распреде­ляется власть между элитой (относительно организованные меньшинства, осуществляющие политическую власть в общест­ве в целом), контрэлитой (все те, кто противостоит элите и ак­тивно борется за свое включение в нее или за создание новой элиты), бюрократией (чиновническая администрация, профес­сионально и постоянно занимающаяся ведением государствен­ной политики) и массами (огромное большинство населения, в повседневной жизни отчужденное от власти). Из этого следует, что политическая система есть процесс и результат взаимодей­ствия партий, ассоциаций, лидеров, элиты и масс, которые вы­полняют различные роли в системе политических отношений. Согласно марксистско-ленинской теории основными субъекта­ми политики выступают массы, классы, партии, вожди, а един­ственной движущей силой политических изменений – классовая борьба. Однако сегодня классовое противоборство («классовый антагонизм», говоря марксистским языком) является реальным
и действенным фактором политики далеко не во всяком обшест
ве. Основой политического разделения общества и политиче"
ской борьбы могут быть этнические, религиозные, территоои"
альные и другие различия. н

Политическое расслоение общества становится причиной разнонаправленных устремлений и воль субъектов политики в результате взаимодействия которых складывается политическая система. Д. Истон считал, что политическая система призвана предотвращать конфликты, возникающие из-за присущего поли­тике авторитарного распределения ценностей. Это, по его мне­нию, связано с тем, что в отличие от политики, решения которой всегда однозначны, политическая система плюралистична. Не только групповые но и отдельные субъекты политики имеют от­личные от других ценности, интересы, позиции. Их согласование в той или иной форме и осуществляет политическая система, со­ставными элементами которой являются: политические отноше­ния, политическая организация, правовые и политические нормы, политическое сознание.

Политические отношения - это взаимосвязь и взаимодейст­вие субъектов политической жизни по поводу формирования, ор­ганизации и функционирования государственной власти. Поли­тические отношения зависят от состава и структуры властных органов, механизмов их образования, целей власти, методов вла­ствования и т.д. При этом граждане своей позицией и действиями посылают в систему импульсы-требования к власти и импульсы-поддержки ее. Субъекты власти, в свою очередь, тем или иным способом реагируют на них, своими решениями подавляя или удовлетворяя требования граждан, реальными делами или дема гогическими посулами стимулируя поддержку своего курса стороны масс. Политические отношения могут иметь различный характер: социального партнерства, межнационального согласия, гражданского мира или, наоборот, острого соперничества, вражды и конфронтации, крайними проявлениями которых являются мятеж, восстание, гражданская война.

Политические акторы, вступая во взаимодействие по поводу власти, в стремлении повысить эффективность собственных усилий предпринимают меры к институционализации своей деятельности. Результатом институционализации является обра­зование политической организации, которая представляет собой совокупность различного рода учреждений, органов, объедине­ний, корпораций и других институтов, специально создаваемых для артикуляции, защиты и реализации политических интересов определенных общностей и групп. Политическую организацию составляют государство, политические партии, массовые обще­ственные объединения и движения, группы давления, другие социальные институты, поддерживающие господствующие по­литические силы, например средства массовой информации, церковь. При этом в ней выделяются: учреждения, созданные в сугубо политических целях; организации, которые призваны защищать экономические, профессиональные, экологические, культурные и другие интересы различных социальных групп на основе активного диалога с государственной властью; ассоциа­ции, в деятельности которых интерес к политике проявляется лишь эпизодически.

Дискуссионным является вопрос о включении в политиче­скую организацию образований, созданных в обход или в нару­шение действующих норм права и преследующих узкоэгоисти­ческие, а порой откровенно антиобщественные цели. Общепри­нятым считается, что политическая система есть конституиро­ванное (предусмотренное Конституцией и законами страны) об­разование, все элементы которого обеспечивают реализацию легальной политической власти. Вместе с тем существует мне­ние о том, что в реально действующую политическую систему общества следует включать и те социальные институты и обра­зования, которые ориентированы на борьбу с существующей властью, например связанные с организованной преступностью международным терроризмом, наркобизнесом. Однако таксимнение является спорным, так как, по сути носится к антисистемным факторам, а в оппТ^Г °СТЬ от"
ее результаты (коррумпированность в^:^—™
поливки и т.п.) дестабилизируй функи^онирГаГеГГ
ческой системы.

Специфический институт политической организации состав ляют вооруженные формирования. Это наиболее общее название групп и подразделений, оснащенных техническими средствами физического насилия (оружием), находящихся под командованием лица, ответственного перед создавшими их институтами или общ-ностями, и подчиняющихся внутренней дисциплинарной системе. Вооруженные формирования могут принадлежать государствен­ным, национальным, религиозным или другим общественно-политическим структурам. Они создаются в соответствии с дейст­вующим национальным законодательством и требованиями меж­дународного права. К ним относятся создаваемые государством регулярная армия, другие, в том числе иррегулярные, войска, а также военизированные формирования (специальные спасатель­ные отряды, части пожарной охраны, милиция и полиция, военно-строительные отряды и т.п.). Кроме того, иногда создаются него­сударственные, но действующие под эгидой государства и в его интересах структуры (казачество в дореволюционной России, пар­тизанское движение в годы Великой Отечественной войны, отряды народного ополчения в современном Дагестане и др.).

Еще одним слагаемым политической системы общества яв­ляются правовые и политические нормы. Они представляют со­бой совокупность различного рода установлений, которые опре­деляют порядок и правила функционирования »ичес^ системы, жизнедеятельности людей в политической сфер^в идет о писаных и неписаных требованиях, своего родамос­лах политической игры», которые определяют Разрешенньки

допустимые формы, методы ъ^™^**™*»^^ бы Разумеется эти правила не имеют абсолютнойI силь, И^о

риязн/ет немало фактов, когда и власть ^^^ зицияиспользуют нелегитимные, а то и нелегальные борьбы со своими оппонентами. К правовым и политическим нормам относятся: нормы национального законодательства и международного права, уставные нормы общественно-полити­ческих объединений, национальная мораль, политические тра­диции и этика, религиозные каноны и другие правила и уста­новления, регулирующие политические отношения. В системе государственного права особое место занимает военное право ~ совокупность установленных государством общеобязательных для государственных учреждений, общественных организаций, должностных лиц и граждан юридических норм и правил, регу­лирующих отношения в области обеспечения военной безопас­ности, обороны и военного строительства, а также жизнедея­тельность вооруженных сил.

Неотъемлемую часть политической системы общества со­ставляет политическое сознание. Это форма идеального отраже­ния процессов и явлений окружающего мира сквозь призму ре­альных политико-властных отношений в обществе, способ их по­нимания и объяснения людям. Политическое сознание охватыва­ет совокупность представлений и чувств, взглядов, оценок и ус­тановок, идей и концепций, выражающих отношение людей к осуществляемой и желаемой политике, а также определяющих способность и готовность человека к участию в управлении де­лами общества и государства, его политическое поведение.

Частью общественного сознания является военная идеология. Она представляет собой систему взглядов и идей, выражающую отношение субъектов политики к войне и другим формам воору­женного насилия, а также к армии как главному инструменту осуществления военной политики. Это отражение и осмысление людьми военно-политического бытия и ценностное отношение к нему. Военная идеология складывается в виде обыденных взгля­дов и представлений, формирующихся на основе житейского опыта человека и научно обоснованных идей и принципов, яв­ляющихся продуктом теоретической деятельности ученых, поли­тиков, публицистов.

В политическое сознание входят политические идеалы и ценности, политические представления и убеждения, теоретиче ские и эмпирические знания - политическая идеология и поли™ ческая психология, в том числе коллективное бессознательное" Эти составляющие политического сознания формируются и то' являются на индивидуальном, групповом и массовом уровнях Вследствие этого в духовной жизни любого общества всегда имеется плюрализм мнений и позиций. Это обусловлено тем что политические факты не нейтральны, они плохо поддаются спо­койному и объективному изложению. Более того, как писал К Шмитт, «все политические понятия, представления и слова име­ют полемический смысл; они предполагают конкретную проти­воположность, привязаны к конкретной ситуации, последнее следствие которой есть ... разделение людей на группы «друг -враг»1. В военной идеологии эта полемичность проявляется в со­существовании и борьбе пацифистских и милитаристских уста­новок.

В научной и учебной литературе структура политической системы общества иногда раскрывается также через совокуп­ность составляющих ее отдельных подсистем. В этом случае к ее элементам относятся:

^ коммуникативная подсистема, представляющая собой совокупность отношений и форм взаимодействий, складываю­щихся между нациями, классами, социальными группами и от­дельным» индивидами, политическими институтами и организа­циями по поводу их участия в государственной власти;

^ институциональная подсистема, включающая политиче­ские институты и учреждения;

* идеологическая подсистема, охватывающая теоретиче­ский (политическая идеология) и эмпирический (политическая психология) уровни политического сознания;

1 Шмитт К. Понятие политического // Антология мировой полити­ческой мысли: В 5 т. М., 1997. Т. 2. С. 296.

нормативная (регулятивная) подсистема, объединяющая законодательные акты, политические правила и нравственные принципы, которые определяют и регулируют политическую жизнь общества;

^ культурная подсистема, выступающая как интегрирую­щий фактор, способный с помощью культурных ценностей, тра­диций и обычаев стабилизировать политическую систему в це­лом. Как считал Г. Алмонд, всякой политической системе присущ определенный образец ориентации (когнитивных, аффективных и оценочных) субъекта на политическое действие, который он и называет политической культурой;

Кроме того, в структуре политической системы могут выде­ляться ценностная, информационная и другие подсистемы, кото­рые являются детализацией уже названных подсистем. По сути такая структура политической системы соответствует ранее рас­крытой, совпадает с ней.

Политическая система, наряду с экономической, социальной, духовно-идеологической, информационной и другими, представ­ляет одну из подсистем общества. По сравнению с другими под­системами она занимает ведущее положение в обществе, что оп­ределяется ее свойствами и функциями.

Наши рекомендации