Культура россии в первой четверти xviii в.
------------------------------------------------
Восемнадцатое столетие открывает новый период в истории русской культуры. Уже в начале века наблюдается резкий разрыв с допетровской традицией. Отныне русская культура включена в общеевропейский культурный процесс. Она постепенно становится светской и строится уже на совершенно новых образцах – западноевропейских. Возросло значение человеческой личности и это находит отражение в литературе и искусстве. Науку, образование, литературу и искусство пронизывает гражданский патриотизм.
Культурный процесс становится более разнообразным и значительно полнее отражающим культуру различных слоев населения. Понимание всего этого позволит определить особенности развития российской культуры петровского времени (светскость, взаимодействие с западноевропейской культурой, демократичность, регламентированность, служение государственным интересам и т.д.). В то же время нельзя забывать о том, что самодержавие явилось главным фактором культурного переворота. Смысл и содержание петровских преобразований в области культуры – это военно-имперская самореализация, стремление ко всеобщему порядку, выделение европеизированной дворянской культуры. Все обязаны служить государству, все дворяне должны иметь знания.
Обратной стороной просветительской деятельности Петра стал глубокий раскол русского общества. Модернизация привела к появлению культуры «верхов» (западно-ориентированной) и традиционной культуры большинства. Европейское образование и западная культура стали уделом узкого слоя привилегированных сословий, в частности, дворянства. Крестьянство, разночинцы, часть купечества остались приверженцами старорусских культурных ценностей и нравственных норм. Верхние слои резко отличались от простого народа, который оставался хранителем истинно русских, национальных ценностей.
Особенности развития.
Влияние петровских реформ
На культурный процесс
Реформаторская деятельность Петра затронула не только систему государственного управления, экономику, но и глубоко изменила быт, традиции, атмосфер жизни петровского и послепетровского времени. Она наложила отпечаток на развитие культуры всего 18-го столетия, способствовала созданию пласта русской интеллигенции, развитию русской общественно-политической мысли.
В культуре XVIII века можно выделить два периода:
1) петровский, предпросветительский;
2) российский ренессанс, а по форме – барочный (середина – II половина XVIII века).
Культура Петровской эпохи имела свои особенности, которые тесно переплетались со спецификой России, ее конкретно-исторической обстановкой:
1. Все преобразования Петра в области культуры, быта, нравов носили ярко выраженный политический характер. Во главу этих реформ были поставлены, прежде всего, интересы государства. Отказ от вековых традиций русской культуры, насильственное введение европейских обычаев и нравов должны были подчеркивать рождение новой европейской державы в лице России.
2. На фоне петровских реформ усиливается процесс сближения культуры с общественной жизнью. В то же время, политика абсолютизма была направлена на сдерживание общественной мысли, литературы, искусства.
3. Культура России петровского периода развивалась в тесном взаимодействии с культурой других народов. Причем это взаимодействие в разные периоды было различным: а) во второй половине XVII века на русскую культуру влияла Польша, Украина, Белорусия; б) в эпоху Петра – Голландия и Германия; в) в конце XVIII века Германия и в какой-то степени Франция. Характер воздействия был сложным и противоречивым. Опыт Запада порою внедрялся насильственно и искусственно насаждался, что являлось причинами смуты, отказа от реформ. По словам Г.В. Плеханова, Россия после таких заимствований не стала Европой. Она оставалась гибридом, который имел «европейскую голову и азиатское туловище».
4. Развитие русской культуры шло параллельно с развитием культуры народов, населяющих Россию. Происходил своеобразный синтез и взаимообогащение культур, ведущие к формированию многонациональной культуры.
5. Культура эпохи Петра становится более открытой, переживает сложный процесс дифференциации, появляются ее новые сферы: наука, художественная литература, книжное и библиотечное дело, музеи, оформляется философская мысль, развивается образование и т.д.
6. Культура принимает все более светский характер (вспомните: реформа церкви, секуляризация духовной жизни).
Таким образом, великие преобразования в России, затронувшие экономическую, социальную и политическую сферы жизни логически привели к формированию российской национальной культуры.
Первые реформы Петра в области культуры коснулись быта, традиций, внешнего вида русских людей (по возвращении из Великого посольства). Однако, стрижка бород, введение европейского платья, нового этикета, проникновение элементов западной культуры были не просто заимствованием. Патриархальный образ жизни уступал место «светскости» и рационализму.
В 1718 году появляется указ Петра о проведении Ассамблей – вольных светских собраний для представителей образованного общества с обязательным участием женщин. При этом в указе давался детальный распорядок проведения ассамблей: организация танцев, игр, деловых встреч, поощрялось употребление иностранных слов. Это была своеобразная школа этикета и начало эмансипации женщины. Накануне выхода указа издается первое печатное пособие по этикету и правилам хорошего тона – «Юности честное зерцало», которое регламентировало поведение молодых людей на европейский манер.