Признаки позитивного (объективного) права

Признаки позитивного (объективного) права:

1) нормативность — право состоит из норм, правил поведения общего характера, рассчитанных на неоднократное их применение, адресованных каждому, кто окажется в условиях, предусмотренных нормами права;

2) системность — право не есть механическая совокупность норм. Все они призваны действовать согласованно, образуя единое непротиворечивое целое — систему правовых норм;

3) формальная определенность норм права заключается во внешнем оформлении и закреплении их содержания в статьях нормативно-правовых актов, четком определении прав и обязанностей их адресатов. Позитивное право — это в основном система формально-определенных норм, установленных государством и закрепленных в законодательстве. Однако некоторые нормы являются правовыми, поскольку они санкционированы государством, т.е. признаны легально (путем закрепления в статье нормативно-правового акта) или фактически (в судебных решениях и иных актах государственных органов);

4) всеобщность — нормы права обращены ко всем членам общества, касаются в равной мере всех тех, кому они адресованы, т.е. право — это всеобщий нормативный регулятор общественных отношений. Иные нормативные системы, действующие в светском государстве (религиозные нормы, нормы морали и т.п.) такого официального статуса не имеют;

5) общеобязательность — правовые требования подлежат

безусловному исполнению всеми, кому они адресованы;

6) гарантированность норм права связана с возможностью применения государственного принуждения для воплощения правовых требований в жизнь.

Сущность права

Общество является объектом права как нормативного регулятора общественных отношений, направленного на их упорядочение и установление правопорядка. В этом плане важно определить социальную сущность права.

Сущность права как социального института заключается в том, что оно является общесоциальным регулятором общественных отношений, направленным на достижение в обществе согласия и мира, а также всеобщей мерой свободы, равенства, справедливости и ответственности субъектов социального общения, которая выражает согласованность их воли и интересов. Такова социальная сущность права в современном цивилизованном обществе, социально ориентированном, демократическом, правовом государстве. Упоминание здесь государства не случайно. Сущность государства и сущность права однотипны. Сущность государства, всегда являющегося кон центрированным отражением и выражением общества (каково общество — таково и государство), влияет на сущность права. Вообще два начала всегда присутствуют в содержании права и сказываются на его сущности — цивилизационное начало и начало политическое.

Цивилизация — это период развития человечества, истоки которого связаны с переходом людей от присваивающей экономики к экономике производящей, когда жизнь человека перестала находиться в абсолютной зависимости от «даров» природы. Одновременно отдельный человек начал обретать все большую свободу в обществе. Цивилизация создала человека как личность — обладателя свободы и сознания. Человек сознательно реализовывал свою свободу в своих действиях. История развития человечества — это история развития меры свободы личности в природе и обществе, которую олицетворяет право как инструмент, создающий порядок в обществе. Право противостоит произволу (абсолютной свободе, анархии), и всегдаесть мерасвободы — объективно возможной и необходимой в обществе.

В древнем обществе свобода была минимальной. Первоначально социальные нормы древнего общества были ориентированы на ограничение свободы и формулировались как запреты. Со временем появились нормы, предоставляющие свободу, возможность совершать определенные действия, т.е. появились права. Так возникло собственно право. Будучи мерой свободы, право одновременно яви лось и мерой ответственности за свободно совершенные поступки. Свобода неотделима от ответственности. Следует отметить и то, что право—мера справедливости. Справедливость, праведность, прав да, правильность — однокоренные слова, самым непосредственным образом связанные с правом. Древние юридические памятники не случайно часто назывались «правдами» — Русская Правда, Салическая Правда. Древнеримские юристы говорили: «Право есть искусство добра и справедливости».

И еще есть одна особенность права как меры равенства людей. Право — это равная мера свободы по отношению к неравным людям. Но право обеспечивает не фактическое, а формальное равенство людей.

Право — атрибут государственно-организованного общества, и его содержание неизбежно выражает государственную волю. Государственная воля — политическая категория, политический инструмент, который может служить интересам даже меньшинства населения страны в ущерб интересам большинства. В связи с этим, на исходе прошлого века, указывая на нормы права, закрепленные в законодательстве, сформировалось понимание сущности права своего времени и предшествующих эпох (рабовладельческой, феодальной) как возведенной в закон воли экономически и политически господствующего класса, воли, направленной на формирование в обществе порядка, выгодного и угодного, прежде всего, этому классу. При этом подчеркивалось «всего лишь воли», «одной лишь воли», «именно воли», тем самым делалась оговорка, что сущность права предполагает и нечто другое, т.е. то, что выше было обозначено как цивилизационное начало.

Право как ценность

Право является социальной ценностью, которая обладает рядом высокозначимых объективных свойств, оно выступает в качестве общественного блага, которое отвечает потребностям культуры, морали. Право имеет кроме инструментальной и собственническую Ценность, которая присуща ему как уникальному социальному явлению, которое состоит в том, что право обеспечивает упорядоченную свободу и справедливость, выступая силой, которая способна противостоять произволу. Итак, инструментальная ценность права заключается в том, что право выступает как высокоэффективный социальный регулятор. В обществе нет такой системы социальных норм, которая могла бы обеспечить целесообразное регулирование экономических, государственно-политических и других отношений, реализуя при этом демократические, духовные, нравственные ценности. Право обладает такими свойствами благодаря которым можно ввести в социальную жизнь систему типовых масштабов поведения, функционирующих постоянно во времени. В цивилизованном обществе именно право является одним из главных инструментов, способных обеспечить организацию общественной жизни. Право - прежде всего инструментальная ценность, выступающая в качестве средства, обеспечивающего функционирование социальных институтов и иных благ. Собственная ценность права именно в демократическом обществе приобретает доминирующее значение именно в демократическом обществе, сводя к минимуму его функции с инструментальной стороны. Таким образом право - уникальная социальная ценность, основанная на том, что воплощает целый ряд социальных устоев цивилизованных организаций жизни общества, их нормативных требований.

Функции права

Функции права — это направления его воздействия на общественные отношения. Различают следующие основные функции права:

1) регулятивные (направления правового воздействия, нацеленные на упорядочение общественных отношений, введение их в определенные рамки), которые, в свою очередь, подразделяются на:

а) регулятивно-статическую (выражается в закреплении определенных общественных отношений);

б) регулятивно-динамическую (выражается в развитии определенных общественных отношений);

2) охранительную (выражается в охране определенных общественных отношений, обеспечении их неприкосновенности и одно временном вытеснении отношений, противостоящих охраняемым).

Существуют и иные функции:

а) информационная (право — источник знаний о государственно-организованном обществе и правовом статусе личности, воле законодателя, выраженной в юридических нормах и т.д.);

б) ориентационная (право—источник знаний о механизме государства, о дозволяемых или запрещаемых формах поведения);

в) оценочная (право — критерий оценки поведения как правомерного или противоправного);

г) воспитательная (право—фактор, влияющий на формирование поведенческих установок личности).

Наши рекомендации