Запад без ближневосточной нефти

Египетский президент Гамаль Абдель Насер (1918–1970) называл нефть «жизненным нервом цивилизации». Без нефти «не могли бы существовать ни заводские станки, ни наземные, морские и воздушные средства связи, ни средства ведения войны — будь то парящие поверх облаков истребители либо скрытые в толще воды подводные лодки. Без нефти все это было бы лишь ржавой, неподвижной, безжизненной грудой железа».

Свыше семидесяти процентов разведанных на земле запасов нефти сосредоточено в «энергетическом овале» Персидского залива и Каспийской впадины (Новая цюрихская газета, 23.03.1998, с. 31). Кто одержит верх в борьбе за обладание скрытыми в каспийско-кавказских недрах и уступающими только ближневосточным запасами газа и нефти — Россия, США или иная держава, тот овладеет жизненно важной артерией, без которой не обойдется индустриальный мир в XXI в. Но сейчас главным поставщиком нефти в Европу, Америку и Японию является Ближний Восток. Китай не преминул похвалить арабские страны, которые в конце 1973 г. после войны Йом-Кипур [Судного Дня (религиозного праздника иудеев) — в этот день армии Египта и Сирии предприняли внезапное нападение на Израиль] (см. 19.22) задействовали нефть «в качестве грозного оружия в своей борьбе против израильского сионизма и его пособников» («Пекинское обозрение» [ «Бэйцзин чжоубао», выходящий на шести языках (китайский, японский, английский, французский, немецкий (Peking-Rundschau), испанский) иллюстрированный еженедельник], № 48, 4.12.1978). Когда еще существовал Советский Союз, один китайский обозреватель упрекал его в том, что СССР использует против Запада стратагему «вытаскивания хвороста из-под огня». В этих целях Советский Союз все ближе подкрадывается к Красному морю, Аравийскому полуострову и Персидскому заливу, чтобы затем взять в кольцо нефтеносные районы и отрезать от остального мира нефтепроводы (Жэньминь жибао. Пекин, 16.12.1978). Но этой цели распавшийся Советский Союз так и не достиг. В этом районе по-прежнему хозяйничают США. Поскольку «все зависит от нефти» (Tages-Anzeiger. Цюрих, 6.03.1998, с. 7), то, хоть США и обладают огромной властью, они оказываются крайне уязвимыми. Пока никто из соперников США не в состоянии применить против Запада стратагему 19, чтобы отрезать ему доступ к ближневосточной нефти, беспокоиться не о чем. Но что произойдет, если этой стратагемой воспользуется, например, Саудовская Аравия?

Тушение пламени

Пока в войне Судного Дня (6—22.10.1973) успех был на стороне арабов (египетские войска благодаря внезапному нападению переправились через Суэцкий канал и отвоевали часть Синайского полуострова), Советский Союз не требовал прекращения огня. 9 октября в своем послании алжирскому президенту Бумедьену (1932–1978) генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев выразил солидарность с арабским народом и пообещал помочь: «Сирия и Египет не будут одиноки в их борьбе с вероломным врагом… Что касается Советского Союза, мы обещаем арабским государствам в их справедливой борьбе с империалистической агрессией Израиля многостороннюю помощь и поддержку». Но когда после 15 октября военное положение египетской армии стало критическим, о чем Советскому Союзу благодаря разведывательным спутникам стало известно раньше египетского командования, Советский Союз, премьер-министр Которого Косыгин находился в Каире с 16 по 19 октября, стал настаивать на скорейшем перемирии. Окруженная израильскими войсками третья египетская армия была бы неминуемо разбита, если бы война продлилась еще пару дней, что могло стоить египетскому президенту Садату власти.

В ходе московской встречи 20 октября Киссинджер согласился с необходимостью немедленного перемирия. Американское изложение условий перемирия было чуть ли не дословно взято у русских. В 21 час 20 октября на командном пункте ря-дом с Садатом зазвонил телефон. Президенту сообщили, что Советский посол Владимир Виноградов просит о немедленной встрече. Он хочет передать послание Брежнева, как раз ведущего в Москве переговоры с Киссинджером. Через тридцать минут, Виноградов передал Садату послание Брежнева, где тот просил его пойти на перемирие. Кроме того, Садат получает проект резолюции, которую обе сверхдержавы собирались предложить Совету Безопасности. В послании подтверждается готовность Советского Союза заступиться в случае нарушения

Израилем перемирия. Брежнев дал ясно понять, что его страна готова направить в Египет советские войска для обеспечения перемирия. В понедельник утром 22 октября собрался Совет Безопасности и принял резолюцию под № 338, где содержлись требования о начале мирных переговоров в течение 12 часов, самое позднее до 18.52 22 октября. Эта резолюция, как и касавшаяся нового перемирия резолюция Совета Безопасности под № 339 от 23 октября, а также резолюция под № 340 от 25 октября относительно посылки международных миротворческих сил на Ближний Восток были приняты 14 голосами из 15. Представитель КНР воздержался при голосовании, протестуя против «самоуправства» США и особенно Советского Союза. Очевидно, имея в виду стратагему 19, КНР упрекала Советский Союз в том, что посредством навязываемого народам Ближнего Востока перемирия он «гасит пламя справедливой народной воины арабов против агрессии». В бытность мою студентом в Пекинском университете (1975–1977), когда я спрашивал своих китайских сокурсников о типичном применении стратагемы 19, они чаще всего ссылались на поведение Советского Союза при завершении войны Судного Дня. Возможно, Китай в ходе стратагемного разбора обстоятельств окончания войны стал жертвой действий арабов «с их редкой склонностью впадать в эйфорию» (Chaim Herzog: Entscheidung in der Welt, 2-е изд. Берлин, 1975, с. 7). В действительности совместными усилиями США и Советского Союза была создана обстановка, в которой даже проигравшая сторона сохраняла определенные силы для того, чтобы израильско-арабский конфликт мог вновь разгореться, и США с Советским Союзом тем самым могли и впредь заниматься своей политической кухней. В следующем примере стратагема 19 используется тоже умеренно, чтобы можно было подольше сохранять слабости противника для собственной пользы.

Мертвый сезон для голлистов

Весной 1998 г. Социалистическая партия втихомолку побуждала своих парижских политиков не набрасываться на вовлеченного во всевозможные скандалы голлистского мэра Жана Тибери (Tiberi, род. 1935). Причина: левые хотели по возможности дольше сохранить у власти Тибери, который с 1983 по

1995 г. был заместителем тогдашнего главы города Жака Ширака; они были убеждены, что раздуваемые в дальнейшем скандалы помогут им на следующих выборах стать хозяевами мэрии, а возможно, и Елисейского дворца. Ведь при вынужденной отставке Тибери голлисты в борьбе за «Hôtel de Ville» сделают упор на более значимой политической фигуре, скорее всего поставят на уважаемого экс-премьера Эдуарда Балладюра (Balladur, род. 1929), что будет невыгодно социалистам (Шпигель. Гамбург, № 23, 1998, с. 133).

Пропавшие авианосцы

Во Второй мировой войне авианосцы придали войне на море новые очертания, поскольку стало возможным задействовать в морских сражениях самолеты. Господство в воздухе теперь во многом определяло и господство на море. Авианосцы, по словам знатока стратагем Ли Бинъяня, явились «хворостом для очага», от которого зависело завоевание и удержание господства в воздухе над морем (Новое издание 36 стратагем. Пекин, 1998, с. 61).

Вблизи кораллового атолла Мидуэй, который расположен к северо-западу от Гавайских островов на севере Тихого океана и в лагуне которого имеется несколько островов, 4–6 июня 1942 г. произошло сражение между японским ударным соединением (11 линкоров, 6 авианосцев с 293 самолетами, 16 крейсеров, 53 эсминца и др.), пытавшимся захватить оперативную базу США на Мидуэе, и американским флотом (3 авианосца с 243 самолетами, 8 крейсеров, 14 эсминцев). В результате сражения американцы стали господствовать на Тихом океане, впервые продемонстрировав значение авианосцев по сравнению с линкорами.

Американский командующий Тихоокеанским флотом Честер Уильям Нимиц [Nimitz, 1885–1966] благодаря разведывательным самолетам узнал расположение японских авианосцев. Ему удалось тайно провести флот через заградительные порядки японских подводных лодок и расположиться к северу от атолла Мидуэй. Японские самолеты всем составом отправились бомбить атолл. Этого и дожидался Нимиц. Он приказал пятидесяти штурмовикам напасть на четыре оставшихся без воздушного прикрытия японских авианосца, которые в результате были потоплены. Японские самолеты, потеряв посадочную поло. су, по возвращении один за другим рухнули в море.

«Морское сражение близ атолла Мидуэй можно считать поворотным в битве за Тихий океан. После потери четырех авианосцев и летчиков японцам пришлось перейти к стратегической обороне. Им так и не удалось достаточно быстро восполнить эти материальные и людские потери, чтобы успешно противостоять набирающей обороты военной машине США» (Helmut Pemsel: Seeherschaft, т. 2. Кобленц, 1997, с. 568; [на рус. яз. см.: Нимиц Ч., Поттер Э. Война на море 1939–1945. Пер. с англ. М.: Воениздат, 1965; Хаттори Такусиро, Япония в войне. 1941–1945. СПб: Полигон, 2000, с. 290–306 (переиздание 1973]).

Конец лакомствам

Чжан Сяоминь привык до и после обеда наедаться сладкого. Мать постоянно настаивала на том, чтобы он оставил эту привычку, но бесполезно. Наконец она решила прибегнуть к стратагеме 19, перестав давать сыну карманные деньги на покупку сладостей. Под рубрикой «вытаскивание хвороста из очага» я нашел этот пример из области детского воспитания во Фразеологическом словаре на все случаи жизни (составитель Люй Юн-цюань. Тайбэй, б/г). Промышленно-торговый банк города Сиань удостоился похвалы за то, что предприятиям, замеченным в производстве поддельных товаров, банк перекрывал поступление денежных средств, тем самым «вытаскивая хворост из очага» (Газета особого района Шэньчжэнъ [Шэньчжэнь тэцюй бао], 23.10.1994).

Как сказал в другой связи писатель Ганс Магнус Энценбер-гер (Enzenberger, род. 1929): «Что такое пистолет по сравнению с рукой, перекрывающей канал поступления денег?» (Шпигель. Гамбург, № 4, 1989, с. 196). Об этом, очевидно, думали и США, когда в начале 1988 г. ввели экономические санкции против Панамы в надежде быстро поставить на колени тогдашнего диктатора Панамы генерала Норьегу. Чжан Лян, обозреватель печатного органа Коммунистической партии Китая Жэньминь жибао, определил шаги американцев как использование стратагемы 19 (Жэньминь жибао. Пекин, 16.03.1988, с. 6). Американские действия привели к серьезному финансовому кризису

Панаме. Правительство оказалось не в состоянии содержать свои 150 тысяч служащих, что привело к их забастовке и к стычкам протестующих с силами правопорядка. Однако «желаемого результата добиться не удалось» (Новая цюрихская газета, 9.03.1988, с. 4). Экономические санкции США, напротив, привели, по меньшей мере отчасти, к поддержке панамским народом и многими латиноамериканскими странами генерала Норьеги. Стратагема обернулась против ее авторов.

Американцам удалось в конце концов низложить Норьегу, но не с помощью хитрости, а посредством оружия и насилия. Режим на Кубе не смогла поколебать даже многолетняя экономическая блокада американцев. Впрочем, США при президенте Рейгане вовлекли Советский Союз в гонку вооружений, которую тот экономически не смог осилить. Чтобы уменьшить доходы Москвы от продажи нефти, а с этим покупательскую способность для приобретения необходимого высокотехнологичного оборудования, США уговорили саудовские власти выбросить на мировой рынок нефть по низким ценам. США намеренно подорвали кредитоспособность Советского Союза на финансовом рынке и пытались ввести всеобъемлющее эмбарго. Не все им удалось, но тем не менее благодаря использованию стратагемы 19 был ускорен развал Советского Союза.

В 90-е гг. XX в. США отложили выполнение своих обязательств по уплате взносов в ООН. Отсрочка выплат в размере 1,7 миллиарда долларов едва не привела ООН к банкротству, поскольку долг США составлял около двух третьих общей внешней задолженности ООН (Шпигель. Гамбург, № 36, 1999, с. 163) и более 130 процентов средств на содержание ООН за 1997 г. (Helmut Volger. «UN-Reform im Alleeingang? Das konfliktreiche Verhältnis zwieschen USA und UN». Intemationalle Politik. Бонн, № 12, 1997, с. 41). Стоило США лишить ООН финансовой основы, что соответствует стратагеме 19, как они ограничили «в существенной мере дееспособность ООН» (там же, с. 44). На это и рассчитывали США, видевшие в ООН организацию, «зачастую действующую вопреки интересам США» и проводившую "программы социальных и экономических преобразований, на характер которых США ввиду соотношения сил в ООН могли оказывать лишь незначительное влияние» (там же, с. 42, см. также 35.18).

Наши рекомендации