Реализация принципов гражданской службы.

Принципы государственной службы относятся к основным гарантиям, установление которых обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, способствует выполнению государством своих основных задач и функций. Принципы представляют собой один из элементов юридического режима регулирования общественных отношений в рассматриваемой сфере.

Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих отражает сущность государственной службы как профессиональной служебной деятельности. Профессионализм тесно связан с понятием «компетентность» (от лат. competens — соответствующий, способный). Компетентность означает доскональное знание своего дела, сути выполняемой работы, норм, правил и процедур организации деятельности, а также наличие умений и навыков, способствующих эффективной реализации этих знаний в практической деятельности.[8] Закрепляя принцип профессионализма и компетентности, закон признает, что на граждан РФ, претендующих на замещение вакантных должностей или уже находящихся на государственной службе, распространяются требования, предъявляемые к уровню и виду образования, профессиональному стажу, знаниям и навыкам. Данные требования установлены в статье 12 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту Закон 79-ФЗ), и иными нормативными правовыми актами.

Граждане, находящиеся на государственной гражданской службе, обязаны совершенствовать профессиональное мастерство, стремиться к достижению максимально высокого уровня своей деятельности в соответствии с принципами формирования кадрового состава государственной гражданской службы, заложенными статье 60 Закона 79-ФЗ.

Спецификой государственной гражданской службы как особого вида профессиональной деятельности является обязательное проведение аттестации государственных служащих.[9] Так, например, статьей 48 Закона 79-ФЗ предусмотрен порядок проведения аттестации на государственной гражданской службе. Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.[10]

Реализация принципов граданской службы при прохождении государственной службы происходит в обоих видах службы, поскольку согласно Федеральному закону от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 03.04.2017 «О государственной и гражданской службе Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) Статье 6 Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

1. Принципы гражданской службы представляют собой основные требования, которыми руководствуются гражданские служащие в процессе своей профессиональной деятельности. В них выражены необходимые основания функционирования государственного административного управления. Они устанавливают основные правила этой деятельности. Принципы кладутся в основу формирования и дальнейшего функционирования гражданской службы законодательной, исполнительной, судебной власти и других органов.

2. В Федеральном законе «О системе государственной службы РФ» в гл. 1, ст. 3 сформулированы девять основных принципов построения и функционирования системы государственной службы: федерализм, законность, приоритет прав и свобод человека и гражданина, равный доступ граждан к государственной службе, единство правовых и организационных основ государственной службы, взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы, открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, профессионализм и компетентность государственных служащих, защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

3. Классификация принципов государственной службы может быть проведена по таким основаниям (группам): конституционные, организационные и вспомогательные. Первые обусловлены положениями Конституции РФ, вторые отражают механизм построения и функционирования государственной службы, а третьи разбросаны в различных нормативных актах.

4. В Федеральном законе «О государственной гражданской службе РФ» в ст. 4 также имеются принципы функционирования, но уже «гражданской службы», которых здесь по численности восемь. В чем-то эти принципы совпадают с выше рассмотренными принципами «государственной службы», а в чем-то и расходятся. Если их по-прежнему разделить на конституционные и организационные, то только два из них (было четыре) повторяют конституционные принципы, шесть (было пять) - организационные. Очевидно, что совпадающие принципы нет надобности снова анализировать. Интерес представляют лишь два новых принципа, которые, очевидно, имеют отношение к гражданскому обществу. Ими являются принцип эффективности гражданской службы и степени удовлетворения интересов общества и государства, а также принцип стабильности гражданской службы.

5. В своей повседневной деятельности гражданские служащие руководствуются и вспомогательными принципами, разбросанным по другим законам. Основная их особенность состоит в том, что они не вошли в базовые законы о государственной (2003 г.) и гражданской (2004 г.) службе.

Хочется отметить, что учебная практика, пройденная мной в ВУЗе помогла раскрыть такие навыки как наблюдательность, умение структурировать информацию, а также навыки по работе с документами, законами и иными правовыми актами.

Основной проблемой являлась реализация принципов гражданской службы в ходе прохождения государственной службы, что было раскрыто в отчете.

Реализация принципов гражданской службы при прохождении государственной службы происходит в обоих видах службы, поскольку согласно Федеральному закону от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 03.04.2017 «О государственной и гражданской службе Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) Статье 6 Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов.

Наши рекомендации