Понятие, виды и общая характеристика региональных международных организаций.

Региональные международные организации а) объединяют государства, характеризующиеся близостью территориального расположения, порождающую общие интересы; б) региональные политические международные организации поставлены в определенную связь с ООН (гл.VIII Устава ООН «Региональные соглашения»); в) статус региональной международной организации политического характера может быть предоставлен ООН (СНГ, ОБСЕ).

Соответственно выделяют 2 типа региональных международных организаций: 1) региональные международные организации в силу главы VIII Устава ООН, 2) иные региональные международные организации (традиционного типа), среди которых можно выделить наднациональную международную организацию – Европейский Союз.

Виды региональных международных организаций:

- политические региональные международные организации, целью которых является защита суверенитета и территориальной неприкосновенности государств, в нее входящих (ОАГ, НАТО, ОБСЕ и др.);

- экономические (ОПЕК, ЕС на начальных этапах своего развития),

- финансовые (ЕБРР),

- организации с универсальными функциями (Совет Европы).

Глава VIII Устава ООН (ст.52-54) регулирует не только вопросы сотрудничества региональных международных организаций с ООН; впервые появился термин «региональные». В ней речь идет о соглашениях или органах для разрешения вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий.

Особенности региональных международных организаций в силу главы VIII Устава ООН:

1. Деятельность такого рода организаций должна быть совместима с целями и принципами Устава ООН (п.1 ст.52).

2. Такие организации должны относиться к разряду политических, их цель – поддержание мира и безопасности в регионе.

3. Региональный характер организаций: их деятельность должна затрагивать интересы только государств конкретного региона.

4. В рамках этих организаций предусмотрен механизм для мирного разрешения местных споров, т.е. споров между государствами-членами. Разрешение таких споров осуществляется с помощью средств, которые указаны в Уставе ООН, и средств, предусмотренных в рамках организации (ОБСЕ – Суд по примирению и арбитражу).

5. Наличие системы коллективной безопасности, включая право применения объединенных вооруженных сил. Принудительные действия с использованием вооруженных сил в рамках региональных международных организаций могут иметь место только для отражения уже совершенного вооруженного нападения на одного из членов Организации в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии со ст.51 Устава с последующей передачей полномочий (информированием) Совета Безопасности.

6. Совет Безопасности вправе использовать такие организации для принудительных действий под его руководством (ст.53 Устава ООН). В настоящее время распространенным является привлечение региональных организаций к сотрудничеству в превентивной дипломатии, миротворчестве и поддержании мира на принципах рационального распределения выполняемых функций и взаимодополняемости.

10.Понятие и правовой статус международных конференций.

Международная конференция – временный орган, созванный для подготовки, обсуждения поставленных перед участниками вопросов и принятия согласованных решений, имеющих международное значение. Могут именоваться по-разному: конференция, совещание, саммит, хотя юридического значения различие в названиях не имеет.

Виды конференций:

- конференции, принимающие кодифицирующие конвенции (Венская конференция о дипломатических сношениях 1961 г., Конференция по морскому праву 1973 – 1982 гг.),

- встречи на международном уровне (совещания, саммиты).

На совещаниях ограниченного состава решения принимаются единогласно. На широких конференциях процедурные вопросы решаются простым большинством присутствующих и участвующих в голосовании. Окончательный текст обычно принимается большинством в две трети. Часто используется процедура консенсуса – решение принимается при отсутствии возражающих.

Решения встреч ограниченного состава обычно оформляются совместным заявлением или коммюнике. Более широкие конференции принимают заключительные акты, содержащие итоги работы и тексты принятых решений. Эти акты подписываются участниками. Подписание акта, содержащего текст принятого договора, означает установление его аутентичности.

Резолюции конференций не являются юридически обязательными, но в силу принципа добросовестности предполагается, что они будут уважаться участниками как морально-политические обязательства. Юридически обязательной силой обладают лишь решения, оформленные в виде договора. Известны случаи, когда положения резолюций конференций приобрели юридическую силу в результате того, что договор обязывал ими руководствоваться.

Роль конференций и принимаемых ими актов неизменно возрастает. Развитие международных отношений требует все более активного нормативного регулирования. Разработка соответствующих договоров занимает много времени. Поэтому на помощь приходят резолюции международных конференций, являющиеся актами «мягкого права». Они быстрее формируются, государства охотнее соглашаются с ними, нежели с жесткими обязательствами по договорам.

ТЕМА

Наши рекомендации