Реформи 60-70-х рр. Х1Х ст. у Російській імперії та їх наслідки для України

Поражение России в Крымской войне 1853 1856 гг. подтолкнуло правительство к реформированию внутреннего устройства государства. Но главными причинами реформ стали:
-неспособность крепостных удовлетворить потребности помещичьих хозяйств;
-господство экстенсивных форм хозяйства; торможение развития капиталистических процессов, развития производства;
-отставание Российской империй в военном деле от передовых европейских государств;
-нарастания антикрепостнического движения крестьян и тому подобное.
Правительство и царь хорошо понимали необходимость реформ, но должны были учитывать мнение и интересы господствующего строя - дворянства. Основные положения по отмене крепостного права содержались в Манифесте Александра II от 19 февраля 1861 г. и в «Общих положениях о крестьянах, освобожденных от крепостной зависимости». Реформа предусматривала: ликвидацию личной зависимости крестьян от помещиков, создание органов крестьянского самоуправления, наделение крестьян землей в пользование и определения повинностей за это, выкуп крестьянских наделов - 11 годовых налогов (это ссуду государству крестьяне должны были выплачивать в течение 49 лет). Прежде учитывались интересы помещиков. После проведения реформы 220 000 украинских крестьян остались безземельными, 100 тысяч имели надел до 1 десятины. Всего 94% крестьянских хозяйств имели наделы до 5 десятин. Реформа 1861 г. сохраняла сельскую общину. Юридически крестьяне не имели равенства с другими слоями населения, оставаясь нижней слоем (зависимость от помещиков, телесные наказания). Реформа проводилась за счет крестьян (государство давало ссуду на 49 лет, имея на каждый выданный рубль 63 коп. Чистой прибыли). Однако, отмена крепостного права стала первым шагом к модернизации Российской империи. Не ограничивая своей самодержавной власти и одновременно стараясь сделать ее цивилизованной и учитывая потребности капиталистического развития Российской империи, царизм в 60х - 70х гг XIX в. провел еще несколько реформ по административно-политического управления и расширения гражданских прав населения. В комплексе реформ Александра II ведущее место занимают земская, судебная и военная реформы.
Земская реформа 1864 г. вводила местное выборное самоуправление-земство. Земства контролировали местное хозяйство, медицину (население получало здесь бесплатную медицинскую помощь, независимо от уплаты земских налогов), образование, дороги, почтовую связь, сбор статистических данных и т.д. В земском самоуправлении участвовало все население, имели земельную собственность: дворяне, духовенство, мещане, крестьяне. От них путем налогообложения каждой десятины землевладений поступали средства для деятельности земств. На Правобережье земства не создавались вплоть до 1911 г. (правительство боялось, что в них могут захватить власть поляки).
Ближайшей по содержанию и назначению в земской была реформа самоуправления в городах, проведена согласно Городского положения от 16 июня 1870 г. городская думы занимались тем же, чем и земские управы. Но существовало и существенное отличие. Земства имели дело прежде всего с украинским населением, а в городах Украины на то время население было смешанным (русские, евреи, поляки, немцы, греки, армяне и т.д.). Введение городских дум, членов которых выбирали все налогоплательщики было шагом вперед в общественном самоуправлении.
Судебная реформа (провозглашена царским указом от 20 ноября 1864 г.) ликвидировала сословный характер судов, закрытость заседаний, зависимость от администрации. Вводился публичный суд присяжных заседателей, которые вместе с судьей выносили приговор подсудимому. Появились прокуроры и адвокаты. Мелкие дела решали мировые судьи, назначаемых на три года. Сохранялись суды для духовенства и военных.
Военная реформа осуществлялась в течение 15 лет. Вся территория страны делилась на военные округа (в Украине - Киевский, Одесский и Харьковский (до 1888 г.)). Вместо рекрутской повинности вводилась всеобщая воинская повиннисть. Термин военной службы сократился в сухопутных войсках до 6 лет, на флоте - до 7 лет.
В 1864 и 1868 проводились реформы народного образования и высшей школы. Было принято «Положение о народных училищах». В средней школе существовали 2 типа гимназий: классическая и реальная (обе по семь лет обучения). Отменялись физические наказания. Университеты получали определенную автономию: право выбора ректора, увеличивалось количество кафедр и т.д.. Но одновременно усилилась цензура (1865 г.).
Заложив основы гражданского общества, царизм не сделал последнего шага - не провозгласил конституцию и не созывал парламент. Модернизация в России не была системной, носила половинный характер, многоукладность экономики оказывала состояние общества нестабильным, создавала почву для контрреформ

Наши рекомендации