Политическая система общества, ее структура. Право и политика
Политическая система общества- это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство.
Компонентами политической системы являются (структура):
1) политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;
2) политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы;
3) политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны;
4) политическое сознание, отражающее идеологические и психологические стороны политической власти и политической системы;
5) политическая практика, состоящая из
а) политической деятельности (охватывает действия конкретных людей как представителей или членов политических объединений) и
б) совокупного политического опыта.
Основные подходы к изучению политической системы общества.
1) Генетический подход - важное значение имеет объективная обусловленность политических явлений экономическими и социальными факторами.
а) Критерий экономической детерминации политики проявляется в отношениях собственности и производства, а обратное влияние политики на экономику проявляется в отношениях распределения и управления.
б) Критерий социальной обусловленности политических явлений свидетельствует о том, что политика является результатом и средством общественного развития. Люди создают политические идеи, вырабатывают политические нормы, устанавливают между собой связи, т. е. творят политику.
в) Критерий социального интереса раскрывает взаимосвязь политической системы и ее элементов с определенными социальными группами, слоями, классами, нациями. Потребности и интересы этих групп выступают мотивационными факторами в формировании политических организаций.
2) Институционный подход - позволяет обозначить устойчивые характеристики политических явлений.
а) Организационный критерий (отражает суть этого подхода) – отдельные индивиды сами по себе не могут выступать в виде элементов политической системы, они представляют собой «материал», из которого формируются элементы системы и политическая система в целом. Можно сказать, что организационный критерий характеризует общественные формы движения человеческой основы политической системы. Человеческая основа - индивид - выступает в виде гражданина, депутата, члена партии, организации.
3) Системный подход - политические явления представляются в виде целостной системы, способной оказывать влияние на ее структурные элементы и взаимодействовать вовне - с обществом, иными политическими системами, с окружающим миром.
а) Системный критерий позволяет выделить такие качества политической системы и ее составляющих, как иерархическая структура, однородность элементов, институциональная совместимость, наличие разнообразных связей, обусловленность элементов целым, автономия их поведения.
б) Главным критерием является целостностьполитической системы, так как ее развитие есть процесс достижения целостности.
4) Субстанциональный (сущностный) подход помогает выявить первооснову всего политического, то, на чем базируются все политические явления (идеи, нормы, отношения, процессы, институты). В политологии в качестве субстанции рассматривается политическая власть, а механизм ее осуществления - политическая система.
а) Сущностный критерий (= власть) является сквозным для политической системы на всех этапах ее существования независимо от экономических, географических, религиозных, национальных и иных факторов.
i) Политическая власть - система волевых отношений классового общества, которые обусловлены интересами социальных слоев и классов, выраженными в деятельности политических организаций. Уровни функционирования и реализации.
(1) это власть конкретных политических объединений (политических партий, общественно-политических организаций и движений). Она реализуется через их организационные руководящие структуры.
(2) коалиционный уровень власти, отражающий интересы различных социальных общностей. В подобном случае власть реализуется через временные или постоянные органы типа «круглых столов», советов парламентских фракций.
(3) общеполитический уровень власти. Концентрируются результаты политического консенсуса, достигнутого в ходе соперничества и сотрудничества различных политических сил. Если такие результаты получают отражение в нормативно-правовых актах, то политическая власть совпадает с государственной властью и осуществляется государством. В иных случаях она реализуется через политические органы (конференции национального согласия, народные, отечественные фронты и т. п.).
5) Конкретно-исторический подход в зависимости от сфер жизнедеятельности общества позволяет выделить следующие критерии:
а) социально-экономические (виды и форма собственности на орудия и средства производства, характер труда, основные принципы хозяйствования),
б) социально-структурные (наличие или отсутствие определенных классов, слоев),
в) социально-культурные (уровень образованности населения, реальность всестороннего развития личности),
г) политические (реальность самоуправления народа, классовая принадлежность политической власти),
д) правовые (диапазон закрепленных в законе демократических прав и свобод граждан, наличие гарантий их осуществления, легитимность политической власти, состояние законности и правопорядка).
Классификация политических систем:
· в зависимости от политического режима
o демократические
o недемократические политические системы.
· с позиций марксистской теории:
o политические системы рабовладельческого,
o феодального,
o буржуазного
o социалистического общества.
· в зависимости от географических и территориальных факторов
o европейские,
o азиатские,
o североамериканские
o иные региональные системы.
· в зависимости от национальных, религиозных, языковых черт
o арабские,
o индуистские,
o мусульманские
o других политические системы.
· внутри политической системы конкретного общества в качестве своеобразных политических систем-образований могут выступать и ее структурные элементы:
o государство,
o политические партии,
o общественно-политические объединения.
Закономерности развития политической системы общества– это объективные, устойчивые, повторяющиеся связи, характеризующие сущностное единство и динамизм политических явлений на различных этапах бытия:
1) внутренние противоречия объективного плана. Разрешение такого рода противоречий означает обретение качественно новой, более высокой формы движения. Например, по мере своего развития государство под воздействием демократических институтов гражданского общества создает комплекс политических и правовых институтов и режимов регулирования, обеспечивающих свободу и развитие личности. Это получает отражение в конституциях и других правовых актах. Идет постоянная борьба по изменению соотношения между потребностями граждан в самоуправлении и противодействием этому бюрократического аппарата государства. Движение осуществляется в сторону возрастания степени участия народных масс в управлении государственными делами.
2) противоречия субъективного плана, вызванные несовпадением идейно-политических, психологических и правовых установок отдельных личностей, организаций с господствующей в обществе моралью, законностью и правопорядком, разрешаются или путем уничтожения, искоренения негативных проявлений, или путем достижения консенсуса между заинтересованными сторонами. Появление и разрешение противоречий в политической сфере жизнедеятельности общества — реальный процесс, соотносящийся с временными, пространственными и иными параметрами внутреннего и внешнего порядка. Это процесс, обусловливающий кристаллизацию закономерностей развития политической системы.
3) общеисторические закономерности, действующие в рамках политической истории человечества и характеризующие прошлое, настоящее и будущее политических форм движения социально-классовой материи вообще. Основные критерии политических закономерностей:
а) институционность,
б) глубина и универсальность их исторического действия,
в) классовая сущность.
4) межформационные закономерности присущи двум или нескольким общественно-экономическим формациям. Например, политическим системам всех типов присущи социально-классовые, межнациональные, расовые конфликты и переходы от одного типа системы к другому через социальные революции, перевороты мирным и немирным путем. Закономерно в условиях ядерной эпохи мирное сосуществование различных типов политических систем.
5) закономерности в пределах одной общественно-экономической формации отражают сущностные, устойчивые вязи политических систем одного типа.
а) для политических систем буржуазных стран характерны режимы плюралистической демократии, разделение властей, двух- или многопартийные системы.
б) для политических систем социалистических стран в качестве закономерностей выступают установление диктатуры пролетариата и руководящей роли пролетарской партии, бюрократизация и сращивание партийного и государственного аппарата, декларация демократии и самоуправления и др.
6) в политической системе конкретного общества можно выделить
а) общесистемные, характеризующие систему в целом,
б) внутриорганизационные закономерности, выражающие связи между ее структурными элементами и компонентами.
Право и политика
Право- это система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.
Политика- это искусство управления обществом, которое характеризует отношения по поводу власти между классами, партиями, нациями; между государством, с одной стороны, и народом - с другой.
Политика возникает как явление вместе с расслоением общества на большие социальные группы, обладающие своими особыми интересами. Поэтому политики не существовало в первобытном обществе, где даже индивид не отделял свои интересы от интересов родовой общины.
Нерегулируемая политическая борьба могла бы взорвать общество, уничтожить его как форму социального бытия человека, и именно поэтому возникает потребность в особой форме организации общественной власти (государство) и в особой нормативной системе социальной регуляции (право), которые призваны сохранить целостность общества в его новом состоянии.
Все это определяет политическую природу государства и права, делает их явлениями политики, политической жизни общества. Более того, государство - «главный политик», центральный субъект политической жизни и политической организации любого общества: если все другие субъекты политики (политические партии, профсоюзы, отдельные политики и др.) выражают интересы только своей социальной группы, то государство призвано направлять, координировать политическую деятельность, политическую борьбу всех других участников политики.
Государство представляет собой наиболее мощный, наиболее совершенный инструмент реализации политических интересов, поэтому среди субъектов политики идет постоянная борьба за обладание рычагами государственной власти, за приближение к ней.
Политика может быть и антигосударственной (деятельность нелегальных партий, террористических организаций и т. п.). Однако в любом случае она касается государства, затрагивает его интересы. Поэтому правильны высказывания Ленина, что «политика есть участие в делах государства», «политика есть концентрированное выражение экономики». Действительно, поведение субъектов политики определяют прежде всего экономические интересы, а потом уже все остальные.
Можно выделить следующие основные варианты взаимодействия между политикой и правом:
1) подчинение политикой права (например, в силу «революционной» или иной «политической целесообразности»);
2) абсолютизация права и приписывание ему нереальных возможностей;
3) сохранение разумного взаимодействия политики и права: совпадение курса демократических реформ и задач формирования правового государства.
Гармоничное взаимодействие политики и права благотворно отражается как на самих рассматриваемых феноменах, так и на обществе в целом. Правовое и социальное государство служит надежной основой для осуществления подлинно демократической политики в обществе, а она является, в свою очередь, необходимым условием, для соответствующего совершенствования правовых норм в установленном порядке.
Взаимосвязь права и политики.
Процесс принятия закона (законодательный процесс) является политическим по своему характеру. Принципы справедливости и свободы, заложенные в праве, осуществляются социальными группами, классами, народами (нациями), а процесс их реализации в любом случае приобретает политический характер. Если принципы справедливости и свободы верно отражаются в политике и затем получают законодательное закрепление, можно сказать, что политика соответствует праву. Если политика искажает принципы справедливости и свободы, то соответствующей праву она не становится и существует в форме произвольного законодательства.
Зависимость права от политики:
· любые интересы людей, прежде чем стать правом, должны быть опосредованы государственной политикой (деятельностью законодательных и других правотворческих органов государства);
· политика в праве формируется в виде формально закрепленных прав и обязанностей. Политические требования становятся правом только в той мере, в какой они закреплены в системе общеобязательных норм, охраняемых государством.
Зависимость политики от права, которое является средством выражения политики, ее реализации, гарантом пропаганды в пользу определенной политики. Право:
1. конституционно закрепляет политический строй общества, механизм действия политической системы (разделение властей, политический плюрализм, статус партий, избирательное право и др.), политические права и свободы граждан;
2. делает легитимными политические решения и органы государственной власти, что обеспечивает им поддержку населения (в том числе не допускает противодействие власти в случае принятия непопулярных решений), определяет границы и возможности деятельности как оппозиции, так и правящих структур;
3. гарантирует (охраняет и защищает) политические права и свободы граждан, обеспечивает механизм их реализации.