Основы конституционного строя российской федерации

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократи­ческим или тоталитарным, республикой или монархией и т.п. Совокупность этих черт позволяет говорить об определенной форме и способе организации государства или о его государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Таким образом, можно сказать, что конституционный строй - это определенная форма или опреде­ленный способ организации государства, закрепленный в его кон­ституции.

Правда, можно сказать и иначе. Конституционный строй - это такая организация государственной и общественной жизни, где государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и в нем че­ловек, его права, свободы, честь, достоинство признаются выс­шей ценностью, а их соблюдение и защита - основной обязан­ностью государства.

Основами конституционного строя следует считать находящи­еся под защитой государства социально-нравственные установки и политико-правовые правила разумной и справедливой органи­зации общества. Они обусловливают ключевые черты обществен­ного строя, власти, формы правления, государственного устрой­ства, политического режима.

Вообще основы в любой сфере представляют собой важней­шие, исходные начала, положения, охватывающие и решающие главные вопросы содержания чего-либо, определяющие его сущ­ность. Так, например, в геометрии основание всякой фигуры есть нижняя грань, на которой она покоится; в медицине - главное вещество, входящее в лекарство; в строительстве - грунт, подго­товленный к возведению фундамента сооружения, и т. п. Так и в конституционном строе выделяются его сущностные характерис­тики, представляющие собой источник, опору, на которой стоят и к которой сводятся все отдельные нормы и институты, действу­ющие в государстве.

В Конституции есть специальная глава, посвященная основам конституционного строя РФ, которые охватывают довольно ши­рокий круг регулируемых общественных отношений. Правовая наука называет эти основы принципами конституционного строя.

Рассмотрим эти принципы, с тем, чтобы получить реальное и на­глядное представление об основах конституционного строя России.

Российская Федерация - демократическое

Государство

Демократизм государства выражается, прежде всего в народов­ластии; разделении властей; идеологическом и политическом мно­гообразии; местном самоуправлении.

Принцип народовластия. В Конституции РФ (ст. 3) указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе, демократическим государством, потому что слово «демок­ратия» в переводе с древнегреческого означает «власть народа» - народовластие.

«Никто не может присваивать власть в Российской Федера­ции, - указывается в Конституции РФ (ст. 3). - Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по феде­ральному закону». Народ осуществляет свою власть как непос­редственно, так и через органы государственной власти и орга­ны местного самоуправления. В зависимости от формы волеизъ­явления народа различаются представительная и непосредствен­ная демократия.

Представительная демократия - это осуществление народом власти через органы государственной власти: Федеральное Со­брание РФ, законодательные и представительные органы субъек­тов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия - это форма непосредственного волеизъявления народа. «Высшим непосредственным выражением власти народа, - указывается в Конституции РФ (ст. 3), - явля­ются референдум и свободные выборы».

Референдум Российской Федерации (всероссийский референ­дум) - всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни страны. Решения, приня­тые всероссийским референдумом, обладают высшей юридичес­кой силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязатель­ны для применения на всей территории Российской Федерации.

Помимо всероссийских могут проводиться республиканские, региональные и местные референдумы по наиболее важным во­просам.

Главное в выборах - это то, что они являются формой осуще­ствления гражданами принадлежащей им власти. Наиболее суще­ственным признаком выборов является прямое волеизъявление граждан и выдвижение ими из своей среды представителей для осуществления принадлежащей народу власти.

Выборы государственных органов и органов местного самоуп­равления являются свободными и проводятся на основе всеобще­го равного и прямого избирательного права при тайном голосова­нии.

Принцип разделения властей. Это один из основополагающих принципов демократической организации государства, который является важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспече­ния свободного развития человека. Единство всей системы государ­ственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление ее на основе разделения на законодательную, исполнительную и су­дебную (Федеральное Собрание, Правительство РФ, органы право­судия Российской Федерации соответственно). Аналогичное разгра­ничение объема власти производится и в субъектах Федерации.

Принцип разделения властей проявляется также в разграниче­нии предметов ведения и полномочий между органами государ­ственной власти Российской Федерации и органами государствен­ной власти ее субъектов.

Важным фактором разделения властей является также обеспе­чение взаимного равновесия между ветвями власти, с тем чтобы ни один государственный орган не мог получить преобладание над другим, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой сдержек и противовесов, кото­рая выражается в полномочиях государственных органов, позво­ляющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.

Демократия в Российской Федерации осуществляется на осно­ве принципа идеологического и политического многообразия. Идеологический плюрализм означает, что в Российской Федера­ции признается идеологическое многообразие, никакая идеоло­гия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 13 Конституции РФ).

Политический плюрализм - это свобода политических мнений и политических действий. А это предполагает наличие различных социально-политических структур, существование многопартий­ности (ст. 13 Конституции РФ). Деятельность всевозможных объ­единений граждан в обществе оказывает влияние на политиче­ский процесс (формирование органов государственной власти, принятие государственных решений и т.д.). Следует особо под­черкнуть, что многопартийность предполагает легальность поли­тической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоев населения.

Необходимость многопартийности в демократических странах и ее специфические черты объясняются, прежде всего, тем, что социальной основой многопартийности является само общество, состоящее из различных социальных слоев и групп с противопо­ложными интересами. Поэтому чем сложнее социальная структура общества, тем больше причин для образования различных полити­ческих партий. Кроме того, многопартийность в демократическом обществе объясняется наличием в нем конкурирующих группиро­вок, которые борются за влияние в парламентских и других вы­борных органах, за то, чтобы провести своих сторонников на вы­борные должности. Примерно такая же картина складывается и в Российской Федерации. За короткое время образовалось несколь­ко десятков политических партий и общественных движений, ко­торые активно боролись за депутатские места на выборах в Госу­дарственную Думу в 1993, 1995, 2000 и 2003 годах.

К числу важнейших проявлений демократизма Российской Федерации относится наличие в ней местного самоуправления. «В Российской Федерации, - сказано в Конституции РФ (ст. 12), - признается и гарантируется местное самоуправление». Местное са­моуправление неразрывно связано с демократией.

Местным самоуправлением, включающим представительные органы власти, органы управления (местная администрация), раз­личные территориальные формы непосредственной демократии (местные референдумы, собрания граждан и др.), а также органы территориального общественного самоуправления населения, осу­ществляется решение вопросов местного значения. В современных условиях в Российской Федерации под местным самоуправлени­ем понимается право и способность населения разных территори­альных единиц контролировать и управлять в рамках закона под свою ответственность и в собственных интересах значительной частью общественных дел (ст. 130 - 133 Конституции РФ).

Таковы основные принципы демократии, закрепленные в Кон­ституции РФ. Хотя следует признать, что практическая их реали­зация осуществляется с большими трудностями.

Наши рекомендации