Основы конституционного строя российской федерации
Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.п. Совокупность этих черт позволяет говорить об определенной форме и способе организации государства или о его государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Таким образом, можно сказать, что конституционный строй - это определенная форма или определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции.
Правда, можно сказать и иначе. Конституционный строй - это такая организация государственной и общественной жизни, где государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и в нем человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита - основной обязанностью государства.
Основами конституционного строя следует считать находящиеся под защитой государства социально-нравственные установки и политико-правовые правила разумной и справедливой организации общества. Они обусловливают ключевые черты общественного строя, власти, формы правления, государственного устройства, политического режима.
Вообще основы в любой сфере представляют собой важнейшие, исходные начала, положения, охватывающие и решающие главные вопросы содержания чего-либо, определяющие его сущность. Так, например, в геометрии основание всякой фигуры есть нижняя грань, на которой она покоится; в медицине - главное вещество, входящее в лекарство; в строительстве - грунт, подготовленный к возведению фундамента сооружения, и т. п. Так и в конституционном строе выделяются его сущностные характеристики, представляющие собой источник, опору, на которой стоят и к которой сводятся все отдельные нормы и институты, действующие в государстве.
В Конституции есть специальная глава, посвященная основам конституционного строя РФ, которые охватывают довольно широкий круг регулируемых общественных отношений. Правовая наука называет эти основы принципами конституционного строя.
Рассмотрим эти принципы, с тем, чтобы получить реальное и наглядное представление об основах конституционного строя России.
Российская Федерация - демократическое
Государство
Демократизм государства выражается, прежде всего в народовластии; разделении властей; идеологическом и политическом многообразии; местном самоуправлении.
Принцип народовластия. В Конституции РФ (ст. 3) указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе, демократическим государством, потому что слово «демократия» в переводе с древнегреческого означает «власть народа» - народовластие.
«Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, - указывается в Конституции РФ (ст. 3). - Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону». Народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.
Представительная демократия - это осуществление народом власти через органы государственной власти: Федеральное Собрание РФ, законодательные и представительные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Непосредственная демократия - это форма непосредственного волеизъявления народа. «Высшим непосредственным выражением власти народа, - указывается в Конституции РФ (ст. 3), - являются референдум и свободные выборы».
Референдум Российской Федерации (всероссийский референдум) - всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни страны. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.
Помимо всероссийских могут проводиться республиканские, региональные и местные референдумы по наиболее важным вопросам.
Главное в выборах - это то, что они являются формой осуществления гражданами принадлежащей им власти. Наиболее существенным признаком выборов является прямое волеизъявление граждан и выдвижение ими из своей среды представителей для осуществления принадлежащей народу власти.
Выборы государственных органов и органов местного самоуправления являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Принцип разделения властей. Это один из основополагающих принципов демократической организации государства, который является важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление ее на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (Федеральное Собрание, Правительство РФ, органы правосудия Российской Федерации соответственно). Аналогичное разграничение объема власти производится и в субъектах Федерации.
Принцип разделения властей проявляется также в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.
Важным фактором разделения властей является также обеспечение взаимного равновесия между ветвями власти, с тем чтобы ни один государственный орган не мог получить преобладание над другим, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой сдержек и противовесов, которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.
Демократия в Российской Федерации осуществляется на основе принципа идеологического и политического многообразия. Идеологический плюрализм означает, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 13 Конституции РФ).
Политический плюрализм - это свобода политических мнений и политических действий. А это предполагает наличие различных социально-политических структур, существование многопартийности (ст. 13 Конституции РФ). Деятельность всевозможных объединений граждан в обществе оказывает влияние на политический процесс (формирование органов государственной власти, принятие государственных решений и т.д.). Следует особо подчеркнуть, что многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоев населения.
Необходимость многопартийности в демократических странах и ее специфические черты объясняются, прежде всего, тем, что социальной основой многопартийности является само общество, состоящее из различных социальных слоев и групп с противоположными интересами. Поэтому чем сложнее социальная структура общества, тем больше причин для образования различных политических партий. Кроме того, многопартийность в демократическом обществе объясняется наличием в нем конкурирующих группировок, которые борются за влияние в парламентских и других выборных органах, за то, чтобы провести своих сторонников на выборные должности. Примерно такая же картина складывается и в Российской Федерации. За короткое время образовалось несколько десятков политических партий и общественных движений, которые активно боролись за депутатские места на выборах в Государственную Думу в 1993, 1995, 2000 и 2003 годах.
К числу важнейших проявлений демократизма Российской Федерации относится наличие в ней местного самоуправления. «В Российской Федерации, - сказано в Конституции РФ (ст. 12), - признается и гарантируется местное самоуправление». Местное самоуправление неразрывно связано с демократией.
Местным самоуправлением, включающим представительные органы власти, органы управления (местная администрация), различные территориальные формы непосредственной демократии (местные референдумы, собрания граждан и др.), а также органы территориального общественного самоуправления населения, осуществляется решение вопросов местного значения. В современных условиях в Российской Федерации под местным самоуправлением понимается право и способность населения разных территориальных единиц контролировать и управлять в рамках закона под свою ответственность и в собственных интересах значительной частью общественных дел (ст. 130 - 133 Конституции РФ).
Таковы основные принципы демократии, закрепленные в Конституции РФ. Хотя следует признать, что практическая их реализация осуществляется с большими трудностями.