Структура и объем государственных закупок

Уделив много внимания в данной работе государственным закупкам, будет целесообразно проанализировать числовые показатели данных операций в нашей стране, рассмотреть сектор госзакупок в его динамическом развитии и сделать некоторые выводы.

В 2016 году в Российской Федерации объявлено 3,05 млн. закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на общую сумму около 6,47 трлн. рублей, что на 1,5 % превышает уровень 2015 года, в том числе: на федеральном уровне – более 798 тысяч закупок на сумму 2 471,0 млрд. рублей, на уровне субъектов Российской Федерации – более 1,37 млн. закупок на сумму 2 745,2 млрд. рублей, на муниципальном уровне – более 874 тысячи закупок на сумму 1 258,2 млрд. рублей. Общий объем закупок, объявленных в 2016 году, в разрезе уровней заказчиков представлен на Рисунке 1 в Приложении А.

В понятие «закупка» в данном анализе включаются все способы закупки, а именно открытый и закрытый конкурсы, конкурс с ограниченным участием, электронный аукцион, запрос котировок и неконкурентный способ закупки у единственного поставщика.

Показатели рассматриваемых в предыдущей главе различных видов государственных закупок разнятся по уровням этих закупок. На Федеральном уровне суммарная максимальная цена контрактов, осуществленных с помощью открытого конкурса, в 2016 году почти не изменилась, по сравнению с прошлым годом и составила 387,9 млрд. рублей. Закрытые конкурсы в 2016 году потеряли в своей популярности в 4 раза по сравнению с предыдущим годом, когда контракты были заключены на 101 млрд. рублей. С помощью конкурса с ограниченным участием закупки осуществлялись примерно на одинаковые суммы как в 2015 так и в 2016 годах – 120 млрд. рублей. Доля запроса котировок в общей сумме закупок минимальна и составляет всего 0,7 %, что в денежном эквиваленте равняется 18 млрд. рублей. В базисном периоде доля такого вида конкурсных закупок составляла 0,8%.

На региональном уровне доля открытого конкурса в 2016 году сократилась на 5% по сравнению с 2015 годом, суммарная цена контрактов составила 343,4 млрд. рублей. Закрытый конкурс на этом уровне не используется, а конкурс с ограниченным участием немного более популярен, чем на рассматриваемом ранее уровне, однако значительно ниже показатели в отчетном периоде, чем в базисном, 301,6 и 128,9 млрд. рублей соответственно. Доля запроса котировок незначительно выше на региональном уровне по сравнению с федеральным, в 2016 году составляет 1,1 %, равный 29,8 млрд. рублей.

На муниципальном уровне цифры естественно значительно меньше, но распределение долей различных видов конкурса схоже с двумя предыдущими уровнями. Покупки государства через открытый конкурс сократились в два раза в 2016 году (71,8 млрд. рублей), по сравнению с прошлым 2015 годом (127,5 млрд.рублей). Конкурс с ограниченным участием имеет в динамике почти идентичным показатели - 34 млрд. рублей. Через запрос котировок в 2016 году было заключено контрактов на сумму 18,5 млрд. рублей, что на 1,5 млрд. рублей меньше, по сравнению с предыдущим годом.

Все вышеперечисленные данные за 2016 год можно наглядно увидеть на Рисунке 2 (Приложение Б).

Опираясь, на одну из основных целей проведения тендеров стоит упомянуть о экономии, которая с помощью них достигается. Зафиксировано увеличение экономии по итогам осуществления закупок, которая по итогам 2016 года составила 417,9 млрд. рублей (в 2015 году аналогичный показатель составлял 380,4 млрд. рублей). Аналогичный рост имеет показатель относительной экономии (отношение общего снижения начальных (максимальных) цен к общему объему начальных (максимальных) цен закупок): 8,8 % - за 2016 год (7,6 % - за 2015 год), - причем такая тенденция отмечена только по закупкам для федеральных и муниципальных нужд.

Результаты экспертно-аналитического мероприятия за 2016 год показали, что, по-прежнему, продолжается формирование нормативной правовой базы в сфере закупок путем внесения значительного количества изменений в Федеральный закон № 44-ФЗ и принятия подзаконных актов. Так, по результатам 2016 года внесено 14 изменений в Федеральный закон № 44-ФЗ и принято 44 постановления/изменения в постановления Правительства Российской Федерации, из них 15 – вновь принятых, в том числе 4 постановления Правительства Российской Федерации в рамках реализации антикризисного плана на 2016 год, 28 – о внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации, 1 – о признании утратившим силу. [2]

В целом за 2013 – 2016 годы в целях формирования контрактной системы, а также в рамках реализации государственной экономической политики в сфере закупок, в Федеральный закон № 44-ФЗ было внесено 35 изменений, принято 190 нормативных правовых актов, из них фактически действующих в настоящее время более 100 актов.

ФАС России с учетом территориальных органов по итогам 2016 года выявлено 48 745 нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок или на 26,9 % больше аналогичного показателя за 2015 год (в 2015 году выявлено 38 405 нарушений).

К наиболее типичным нарушениям, выявляемым ФАС России, относятся нарушения порядка отбора участников закупок, установление требований в документации о закупках, влекущих ограничение количества участников закупок, а также требований, не предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок, нарушения размещения информации в ЕИС и порядка выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

По итогам 2016 года продолжается активизация деятельности ФАС России в части возбуждения административных дел. При этом уменьшилось количество поданных исков в суд о признании недействительными закупок, осуществленных с нарушениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок. [16]

Наши рекомендации