Основы какого понимания идеологии были заложены в философии марксизма?
а) Классового;
б) партийного;
в) научного.
4. В философии К. Маркса идеологии как «ложному сознанию» противопоставлена (противопоставлено):
а) философия;
б) наука;
в) религия;
г) право;
д) мораль;
е) искусство.
5. Понятие «научная идеология» было введено в оборот:
а) К. Марксом;
б) В.И. Лениным;
в) Г.В. Плехановым;
г) Ф. Энгельсом.
6. Автором работы «Идеология и утопия», содержащей первый развернутый анализ феномена идеологии, является:
а) К. Маркс;
б) В. Парето;
в) Ф. Энгельс;
г) К. Манхейм;
д) Д. де Траси.
7. Объективная и субъективная стороны идеологии были выделены и проанализированы:
а) Ю. Хабермасом;
б) Г. Маркузе;
в) В. Парето;
г) П. Фейерабендом;
д) З. Бжезинским.
8. Выделите важнейшие социальные функции идеологии:
а) познавательная;
б) легитимизирующая;
в) нормативная;
г) интеграционная;
д) мобилизационная.
9. Теория деидеологизации оформилась в:
а) XVIII в.;
б) середине XIX в.;
в) середине ХХ в.;
г) конце ХХ – начале ХХI вв.
10. Суть теории деидеологизации общественной жизни состоит в том, что в ней признается (признаются):
а) необходимость обновленной идеологии в условиях развитого индустриального общества;
б) исчерпанность потенциала идеологии как способа выражения интересов социально-классовых сил в условиях постиндустриального общества;
в) мобилизационная и интеграционная функции идеологии в качестве предпосылки достижения социального согласия;
г) аксиологическая составляющая идеологии как фактор диалога различных социальных субъектов общественной жизни.
11. В концепциях постиндустриального общества на смену идеологам приходят:
а) технократы;
в) научные эксперты;
г) социальные инженеры;
д) менеджеры.
12. Автором идеологемы «конца истории» является:
а) С. Хантингтон;
б) В. Парето;
в) Д. Белл;
г) Ф. Фукуяма;
д) Э. Тоффлер.
13. Суть концепции реидеологизации наиболее полно выражена в том, что в ней признается:
а) неискоренимость социальных противоречий и конфликтов;
б) необходимость «идеологического вакуума» в общественной жизни;
в) необходимость идеологического обновления общества.
14. Концепция «столкновения цивилизаций» была предложена:
а) Д. Беллом;
б) Ф. Фукуямой;
в) С. Хантингтоном;
г) Э. Тоффлером.
15. «Конец идеологии» в концепции реидеологизации Д. Белла предполагает:
а) исчезновение идеологии как формы общественного сознания;
б) масштабную историческую смену убеждений и мировоззренческих ориентиров;
в) изменение содержательных и функциональных параметров существующих идеологий.
16. Идеологический плюрализм современного западного общества обусловлен прежде всего:
а) поиском базовых ценностей и идеалов;
б) проблемами социально-экономического порядка;
в) сферой социально-политических отношений;
г) многообразием способов социальной самоидентификации индивидов в современном социокультурном пространстве.
17. Из приведенных ниже укажите определение политической идеологии:
а) классовая форма выражения интересов социальных групп и общностей как субъектов социально-политических отношений;
б) система идей и представлений, определяющая притязания той или иной социальной группы, общности на власть или ее использование с целью реализации своих интересов;
в) теоретически оформленное выражение социальных представлений, интересов и устремлений людей;
г) система идей, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, содержатся цели и программы социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений.
18. В марксизме в качестве субъектов идеологии представлены:
а) партии;
б) классы;
в) общественные движения;
г) индивиды;
д) нации.
19. Укажите идеологии, типологизируемые на основании содержания распространяемых взглядов, принципов и убеждений:
а) глобальные;
б) научные;
в) локальные;
г) религиозные;
д) частные;
е) политические.
20. Прогрессивные и реакционные, революционные и контрреволюционные, гуманистические и антигуманные идеологии типологизируют по основанию их:
а) содержания;
б) пространственной распространенности;
в) числа приверженцев;
г) направленности.
21. Индивидуальные, групповые, классовые, национальные (государственные), партийные идеологии различают в зависимости от:
а) положения носителей идеологии по занимаемому ими месту в сфере производства материальных благ;
б) социальных субъектов как носителей идеологии;
в) содержательных характеристик идейных представлений.
22. Основанием выделения глобальных, локальных и частичных идеологий выступает:
а) социальный субъект как носитель идеологии;
б) число потенциальных приверженцев идеологии;
в) уровень притязаний идеологии.
23. Специфика глобальной (тотальной) идеологии наиболее полно проявляется в:
а) универсальности выдвигаемых ею программ жизнедеятельности и способов понимания и объяснения мира;
б) регулировании отношений между общественными силами определенного региона, страны;
в) отражении всех интересов социальных групп и слоев отдельного общества.
24. Социализм, либерализм, консерватизм представляют собой варианты идеологии:
а) локальной;
б) частичной;
в) тотальной.
25. Государственные идеологии можно отнести к уровню идеологии:
а) глобальной;
б) локальной;
в) частичной.
26. Установите соответствие между уровнями политической идеологии и их содержательными характеристиками:
1) теоретико-концептуальный; а) наличие политической пропаганды;
2) программно-политический; б) наличие теорий, концепций, доктрин, содержащих оценки существующей социально-политической действительности;
3) обыденно-
актуализированный; в) представлен феномен ами индивидуального и группового сознания;
г) проявляется в формах политической активности или пассивности социальных субъектов как носителей идеологии;
д) включает в себя политические программы деятельности;
е) наличие образно-ассоциативного осмысления социально-политической действительности;
ж) содержит понятийно-категориальный аппарат осмысления социальной действительности.
27. Установите соответствие между чертами идеологии как родственной вере формы сознания и их содержанием:
1) репрессивность; а) обслуживание частных интересов, придание им видимости всеобщности;
2) догматичность; б) отрыв содержательной стороны идеологии от реальных условий ее возникновения, придание идеям и принципам идеологии конституирующего по отношению к действительности значения;
3) спекулятивность; в) защита идеологией как субъективно ориентированным типом духовного производства интересов определенных социальных групп;
4) апологетичность; г) подведение реальности под доктринальные схемы;
5) авторитарность; д) придание социальными субъектами важным для них интересам, идеям и принципам самодостаточного значения, признание их верными и не подлежащими пересмотру.
28. Непременным элементом политических идеологий, отражающим иллюзорный характер представлений людей о социальной действительности, являются политические:
а) доктрины;
б) учения;
в) мифы;
г) программы;
д) теории.
29. Наиболее значимой функцией политического мифа, реализуемой посредством эмоционально-психологических механизмов, является:
а) познавательная функция;
б) регулятивная функция;
в) компенсаторная функция;
г) апологетическая функция.
30. Установите соответствие, позволяющее охарактеризовать указанные ниже виды идеологической деятельности:
1) агитационно-массовая; а) формулирование в определенных теориях и концепциях ценностей и целей социальных общностей;
2) теоретико-
концептуальная; б) осуществление целенаправленного, теоретически обоснованного и эмоционально насыщенного, мотивированного воздействия на общественное сознание;
3) пропагандистская; в) имеет устную, печатную и наглядную формы воплощения;
г) реализуется во взаимосвязи с политической, нравственной, художественной сферами культуры;
д) осуществляется с целью побуждения к политической активности в желаемом направлении;
е) осуществляется в процессе функционирования учреждений науки и культуры, средств массовой информации.
31. Установите соответствие, позволяющее охарактеризовать указанные функции политической идеологии:
1) мобилизационная; а) содействует реальному объединению людей и укреплению целостности политического сообщества;
2) познавательная; б) выражена в системе норм поведения социальных субъектов, очерчивает ценностные ориентации и критерии оценки политических процессов и явлений;
3) интеграционная; в) связана с созданием определенной модели общественного устройства и определением места в нем человека, способствует политической самоидентификации социальных субъектов;
4) нормативная; г) выражена в обосновании определенного типа политического устройства;
5) легитимизирующая; д) содействует сплочению людей на основе определенных единых идей и программ деятельности.
32. Укажите принципиальное отличие политической утопии от политического мифа:
а) спекулятивность;
б) иррациональность;
в) рациональность;
г) образно-ассоциативный характер.
33. Согласно К. Манхейму, отличия, существующие между идеологией и утопией как социально-политическими феноменами, коренятся в:
а) специфике практического подхода к существующей социальной действительности;
б) особенностях концептуального осмысления существующих социальных реалий;
в) способах воздействия на сознание социальных субъектов.