Лекция 3. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. 3 страница
Киевский князь Владимир сын Святослава от его наложницы Малуши - ключницы Ольги вынужден организовывать оборону Руси от печенегов. Стремясь оградить границы Руси от постоянных набегов кочевников, Владимир предпринял строительство крепостей на левобережье Днепра. Здесь появились четыре линии обороны. Крепости располагались в 15-20 км друг от друга и находились, как правило, у бродов, на берегах рек, впадающих в Днепр, чтобы препятствовать переправам печенежской конницы. В глубине обороны князь возвел город-крепость Белгород, который стал местом сбора всех русских сил во время нашествия печенегов.
4. Одной из важнейших государственных реформ Владимира (980 – 1015) стало принятие христианства в 988 г. Русь уже неоднократно приступала к крещению. Христианкой была бабка Владимира Ольга. Немало христиан было среди бояр, купцов и горожан. Но язычество на Руси, особенно на севере и северо-востоке страны, по-прежнему сохраняло ведущие позиции.
Необходимость крещения Руси объяснялась социально-политическим развитием страны. К этому времени на смену объединению автономных славянских союзов племенных княжеств приходит единое государство с одним князем во главе, с единым господствующем слоем представленным военно-служилой знатью. В этих исторических условиях была необходима единая религия, выступавшая в средневековье в качестве объединяющей общество идеологии. Ни один из старых языческих культов для этих целей был не пригоден, поскольку с самого начала подобные культы были связанны с определённым регионом. Не имея определённой значимости за пределами своих территориальных границ, культы племенных богов кроме прочего способствовали росту сепаратизма. Попытка Владимира создать общерусский пантеон во главе с Перуном – богом грозы и военно-служилой знати – не встретила поддержки у населения. Владимир обращает внимание на монотеистические религии.
К этому времени ближайшие соседи Руси (Византия, Волжская Булгария, Западноевропейские государства) уже исповедовали ту или иную монотеистическую религию. В конечном итоге выбор был сделан в пользу достаточно известного на Руси Православия – Восточного варианта христианства. Для обращения Руси в христианство Владимир выбрал самый подходящий момент.
В 987 г. Византия терпит ряд поражений в войне с Болгарией, внутри империи начался мятеж полководца Варды Фоки. В 988 г. императоры Василий и Константин обратились к Владимиру за военной помощью. Одним из условий оказания помощи Владимир сделал свой брак с сестрой императоров Анной. Шеститысячное русское войско приняло участие в подавление мятежа. После того как Василий и Константин отказались выполнить свою часть договора, Владимир захватил центр крымских владений Византии – Херсонес (Корсунь). Императоры вынуждены были согласиться на все требования Владимира при условии крещения последнего. Византия рассматривала обращение других народов в христианство как форму политического доминирования. Появление в иной стране греческого епископа или митрополита еще более усиливало это влияние.
Владимир принял крещение в завоеванном Херсонесе, тем самым подчеркнув свою силу и независимость акта крещения от воли Византии. Вместе с князем крестилась и часть дружины. После возвращения на Русь Владимир осуществил массовое крещение жителей Киева. Этот факт в истории стал обозначаться как крещение Руси. Датой крещения традиционно считается 988 г., однако точная хронология до сих пор остаётся дискуссионной. Только в 996 г. в Киеве было окончено строительство главного храма Руси - каменного собора Пресвятой Богородицы (Десятинной церкви).
По существу Русь ещё долго оставалась языческой. Подобная ситуация когда в обществе уживаются и новая, и старая религии, получила название двоеверия. Многие языческие традиции и праздники совместились с христианскими. Христиане молились в церквах, клали поклоны перед домашними иконами, но в период Крещения Христова справляли праздник Коляды. Праздновалась и Масленица. Люди продолжали верить в существование домовых и леших, а библейский Илья Пророк очень напоминал Перуна. Синтез византийского православия и традиционных народных верований породил феномен русской средневековой культуры.
Христианство способствовало развитию на Руси грамотности, книжного дела, культуры, расширению связей с Византией. При церквах и монастырях появились школы и библиотеки, первые из которых были открыты по инициативе князя Владимира. Здесь же трудились иконописцы, летописцы, переписчики и переводчики церковных и светских сочинений.
Содействовали церковные организации и развитию хозяйства страны. Видные церковные деятели и монастыри развернули собственное хозяйство на земельных владениях, которые они получили от великих князей.
Русская Православная Церковь почитает князя Владимира как одного из главных христианских святых. Однако летопись сообщает, что Владимир не сразу пошел на введение христианства. Вначале он принял у себя посланцев других земель. Его интересовали все монотеистические религии - мусульманство, иудаизм, римское христианство, византийское православное христианство. В 980-е годы, по «Повести временных лет», послы Владимира Святославича и сам князь вели переговоры о принятии ислама. Согласно летописи Владимиру понравилось разрешённое в исламе многоженство, однако когда мусульманские послы, сказали, что ислам запрещает употребление вина, Владимир будто бы воскликнул: Руси есть веселие питие, не можем без того быть! Этот эпизод «выбора вер» носит во многом мифический характер, но данные восточных источников о посольстве в Хорезм с просьбой о принятии ислама правителя по имени Буладмир свидетельствует, что сам факт этих контактов достоверен.
На территории современной России первые мусульмане - купцы из Халифата - появляются уже в VIII-IX веках благодаря интенсивной торговле с Востоком; в этот период на Руси ходят арабские монеты. В Х веке ислам распространяется в Волжской Булгарии (922-1241 гг.). В 919 г. правитель Волжской Булгарии отправил посольство к багдадскому халифу с предложением прислать духовенство для перехода страны в ислам; Волжскую Булгарию посетил с посольством Ибн Фадлан, оставивший ценные записки о Поволжье. В 922 году хан Алмуш объявляет ислам в качестве государственной религии Волжской Булгарии. В 1241 году Волжская Булгария была покорена татаро-монголами и вошла в состав Золотой Орды (1312-1480 гг).
Начиная с Волжской Булгарии и до окончания Кавказской войны в XIX в. на территории России существовали независимые мусульманские государства, весь этот период мусульмане жили и на территории христианских государств - русских княжеств и феодальных республик, Великого княжества Литовского, Московского государства, Российской империи.
5. После смерти Владимира между его сыновьями разгорается междоусобная борьба за киевский престол. Победителем в междоусобице стал Ярослав (1019 – 1054), впоследствии получивший прозвище Мудрый. При Ярославе Мудром Русь достигла значительных успехов во всех сферах жизни. Великий князь продолжил курс на христианизацию страны. При нём в 1037 г возводится Софийский собор в Киеве, - русская альтернатива Софийскому собору в Константинополе. Всего же в Киеве в то время насчитывалось около 400 церквей. Ярослав мудрый разбил печенегов, окончательно укрепил систему управления страной. Продолжая линию деда и отца, Ярослав послал в крупные города и земли своих сыновей и потребовал от них беспрекословного повиновения себе. Сам же стал именовать себя самовластцем. В Новгород он отправил старшего сына Владимира, а после его смерти - Изяслава. Святославу отдал в управление землю северян с городом Черниговом и Тмутараканское княжество. Всеволода посадил в Переяславле, других сыновей - в Ростове, Смоленске и Владимире-Волынском.
Завершение складывания государственной структуры и дальнейшее развитие феодальных отношений привели к необходимости кодификации древнерусского права. Свод законов Киевской Руси получил название «Русская правда». Она касалась, прежде всего, вопросов общественного порядка, защищала людей от насилий, бесчинств, драк. «Русская правда» строго наказывала за умышленное убийство. Она допускала кровную месть, но право мстить убийце имели только близкие родственники (отец, сын, брат, дядя). Если близкой родни не было, то убийца платил виру (штраф) в 40 гривен. Большими денежными штрафами наказывались побои и увечья. Защищая от беспорядков все общество в целом и каждого жителя Руси, «Русская правда» вместе с тем отразила углублявшееся неравенство людей: так, за убийство простого человека штраф был лишь 5 гривен; за обиду, которую холоп наносил свободному человеку, тот мог безнаказанно убить холопа. Большинство статей документа было посвящено правовой защите княжеской собственности.
При Ярославе Мудром Киев превратился в один из самых крупных и красивых городов Европы. Династическими браками были укреплены связи с европейскими странами. Ярослав основал ряд новых городов. На Волге был заложен Ярославль, а в отвоеванной земле чуди (эстов) - Юрьев (нынешний эстонский город Тарту). Город был назван так в честь Юрия - святого покровителя Ярослава. Рост силы и авторитета Руси позволил впервые без санкции Константинополя самостоятельно назначить киевским митрополитом Иллариона – писателя и общественного деятеля, русского по происхождению.
6. По определению Б. А. Рыбакова – «Киевская Русь IX - XII вв. - это, во-первых, колыбель государственности трех братских народов: русских, украинцев, белорусов, а во-вторых, это одна из крупнейших держав средневековой Европы, игравшая важную историческую роль в судьбах и государств Запада, Востока и отдаленного Севера».
Одним из отличий Киевской Руси от Западной Европы был родовой или горизонтальный принцип наследования. Традиционно власть передавалась не только прямым наследникам, но и членам рода. Князь Олег, наследовавший Рюрику, не был его сыном. Лаврентьевская летопись называет Олега просто родственником Рюрика. Объединив Северную и Южную Русь, Олег делает Киев столицей государства, а положение киевского князя главенствующим. Первоочередными наследниками в племенных княжествах – волостях - постепенно становятся сыновья Великого князя киевского.
После смерти Ярослава Мудрого практика раздачи местных княжений родственникам киевского князя становится традицией. В это время племенные династии фактически прерываются, а полнотой власти в Киевской Руси обладает только род Рюриковичей. Наследники Ярослава должны занимать киевский престол и местные княжения в соответствии с определённым порядком.
Уже сам Ярослав раздаёт отдельные княжества своим детям: Изяслав старший сын, получил Киев и Новгород, Святослав – Чернигов и Муромско-Рязанские земли, а также Тмутаракань, Всеволод Переславль, Суздаль и Белозерье, Вячеслав Смоленск, Игорь – Волынь. Старшинство определяло значимость и богатство получаемой волости.
Однако сложившийся принцип наследования был родовым. Киевский престол из братьев по очереди могли занять только трое старших. Младшие братья приравнивались по правам к детям старших. Таким образом претендовать на княжение в Киеве могли все ветви наследников Ярослава, соблюдая очерёдность и порядок родового старшинства. Количество княжеств Киевской Руси соответствует количеству членов рода Рюриковичей.
По мере деления рода Ярослава на ветви Русская земля всё более распадалась на отдельные мелкие территории – владения Ярославовичей. Их получали по наследству, а не по праву старшинства. Родовой идеал нераздельности Русской земли постепенно семейным идеалом отчины, наследования своему отцу. По мнению российского историка В. О. Ключевского это стало одним из оснований государственной или феодальной раздробленности на Руси.
Однако сохраняется и значение родового принципа наследования. Князья всех ветвей рода Ярослава продолжают бороться за киевский престол.
Временем относительной стабилизации политической жизни Руси стало киевское княжение Всеволода Ярославовича (1078 – 1093). Сын Всеволода черниговский князь Владимир Мономах прославился борьбой с половцами. В 1080 г. он отбил набег половцев на черниговские земли. Позднее разгромил, выступивших против Руси, кочевников-торков. Укрепляя государственность Мономаху приходится подавлять мятеж вятичей, а также восстание владимиро-волынского князя Ярополка против своего отца. И везде он действовал смело, решительно. Владимир Мономах - первый русский князь, который бил кочевников на их территории. Это была новая военная тактика Руси. В половецких шатрах и кибитках матери пугали детей именем Владимира Мономаха.
Последний из сыновей Ярослава Мудрого - Всеволод умер в 1093 г. Киевским князем стал старший племянник Всеволода Святополк. В 1094 г. тмутораканский князь Олег Святославович в союзе с половцами вторгается в земли Южной Руси. Владимир Мономах вынужден уйти из Чернигова в Переславль. Начинается очередной период усобиц и новой затяжной войны со степью.
В 1097 г. русские князья, внуки Ярослава Мудрого, решили положить конец междоусобицам и сплотить силы в борьбе с половцами. Местом встречи был выбран родовой замок Владимира Мономаха в городе Любече. Святополк киевский, братья Олег и Давыд Святославичи, Владимир Мономах, Давыд Игоревич из Владимира-Волынского и его противник Василько Ростиславич из Теребовля и их ближайшие соратники сели за общий стол в громадной гриднице замка.
- Зачем губим Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая? А половцы землю нашу расхищают и радуются, что нас раздирают междоусобные войны. Да с этих пор объединимся чистосердечно и будем охранять Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей, - решили князья.
Основанием для такого решения стало усиление русских земель, их хозяйственной и военной мощи, рост городов и городского населения. Чернигов, Переяславль, Смоленск, Новгород, Ростов и другие города больше не нуждались в защите со стороны центральной власти.
За нарушение установленного порядка князьям-отступникам грозили кары со стороны других князей. Таким образом, съезд еще раз подтвердил завет Ярослава Мудрого о сохранении за князьями их вотчин. Это стало фактическим подтверждением распада единого русского государства. В то же время съезд постановил, что киевский князь по-прежнему является главным князем Руси. Договорились князья и о совместных действиях против половцев. Все они целовали крест, клянясь в верности достигнутому соглашению. Но сразу же, после съезда, начинается новая междоусобная война.
В 1113 г. внезапно умер великий киевский князь Святополк Изяславич. Толпа разгромила дворы бояр и ростовщиков, удар пришелся и по еврейским купцам и ростовщикам. Собравшиеся в Софийском соборе по зову митрополита бояре и старшие дружинники, епископы и игумены монастырей решили немедленно звать в Киев Мономаха. 20 апреля 1113 г. переяславская дружина вступила в город. Началось правление нового Великого киевского князя - 60-летнего Владимира Мономаха. В начале своего правления Великий князь издал ряд законов учитывавших требования восставших. Был создан новый юридический свод – так называемая Пространная редакция Русской Правды. В нём отразились социальные перемены, происходившие в Киевской РусиXI – XII вв.
Бурные события конца XI - начала XII в. оказали большое влияние на состояние русского общества. Они затронули все слои населения. В условиях междоусобных войн и постоянных битв с половцами выросла роль бояр – профессиональных воинов, старшей, привилегированной части княжеских дружин. Именно они оказывались в центре всех событий, сражаясь друг с другом и с кочевниками, обороняя города, захватывая добычу во время побед и теряя имущество во время поражений.
Для поддержания силы и могущества княжеских ратей требовались немалые средства, поэтому, росли налоги на население - смердов, ремесленников, других жителей городов и сел. Многие прежде свободные люди попадают в зависимость. Все большее количество свободных земель князья передавали своим вассалам. Пространная Правда зафиксировала появление боярской собственности; специальные разделы посвящены закупам, новой категории зависимого населения, а также холопам. Внесены были изменения и в ряд существовавших ранее норм.
Время правления Владимира Мономаха (1113 – 1125) оказалось самым плодотворным за последние десятилетия. К началу 1090-х гг. он стал самым влиятельным князем на Руси. Владимиру Мономаху в его киевское княжение удавалось сохранять политическое единство Киевской Руси и гасить сепаратизм отдельных князей (Ярослава Святополчича, Глеба Всеславича Минского). В области внешней политики ему удалось окончательно ликвидировать половецкую угрозу.
Половцы (кипчаки, куманы) появляются в причерноморских степях в 1061 г., сменив печенегов и торков. Их главные кочевья расположились в низовьях Дона и Днепра. Пора набегов обычно начиналась осенью, когда после привольных летних пастбищ половецкие кони набирали силу. Горе было тем, кто вставал на пути кочевников. Перед ними трепетали Византия, Венгрия, Болгария. В 1068 г. половцы возглавляемые ханом Шаруканом двинулись в поход на Русь. Три Ярославовича, потерпев поражение в открытом бою, вынуждены укрыться в своих городах.
Основой войск русских князей являлась собственная княжеская дружина. Численность этих дружин могла быть различной – от нескольких десятков воинов до 3 – 5 тысяч всадников в крупных и богатых княжествах. Первую часть дружины составляли тяжёлые кавалеристы – копейщики. Эта часть называлась «старейшей» или «лучшей». «Молодшая» часть дружины состояла из более легко вооружённых всадников. Воины, входившие в эти две части, различались по боевому опыту и по положению в сложной феодальной иерархии. Помимо этого дружина делилась на «боевую» и «кошевую» (обозную) части. «Боевая» часть и являлась основной ударной силой каждого князя.
Вооружение дружинников состояло из копий степного или европейского типов, мечей, почти ничем не отличавшихся от европейских, боевых топоров, булав, кистеней, шестопёров, сабель, кинжалов и ножей. После многочисленных войн со степняками широкое распространение получают луки. Богатым и разнообразным был комплекс защитного вооружения, по мнению отечественного историка средневековья М. В. Горелика во многом аналогичного европейскому рыцарскому.
В отличие от дружин русских князей, состоящих из относительно небольшого количества воинов-профессионалов, в походах кочевников участвовали все взрослые мужчины (а иногда и женщины). Войска половцев полностью состояли из конных лучников. Их сложносоставные луки отличались большой мощностью. Их колчаны для стрел могли плотно закрываться для предотвращения попадания влаги, изготавливались из кожи или бересты и украшались костяными, узорчатыми пластинами. Знатные воины имели сабли, копья с узкими бронебойными наконечниками. Такие копья, характерные для степняков, также широко распространились и на Руси. Защитное вооружение половцев состояло из кольчуг и чешуйчатых или пластинчатых доспехов византийского типа. Глубокие половецкие шлемы имели стальной каркас, покрытый железными пластинами или толстой кожей. Половецкие воины с пронзительным криком бросались в бой, стреляя на скаку из луков, засыпая врага тучей стрел. Сокрушив противника, они шли облавой по городам и селам, грабя и убивая людей, угоняя их в плен.
Смута на Руси усилила активность половецких орд. Владимир Мономах организовывает несколько успешных походов в Половецкую степь – в 1103, 1107 гг. В 1111 г. объединённые Владимиром Мономахом русские князья предпринимают наиболее масштабный поход, желая захватить Шарукань - главный город половцев. Чтобы обеспечить поддержку некоторых половецких орд, Владимир Мономах и Олег незадолго перед этим побывали в их становищах, поднесли ханам дорогие подарки, а на их дочерях женили своих сыновей - Юрия Владимировича и Святослава Ольговича.
Владимир Мономах придал этому походу значение крестового похода против язычников-степняков, как это делали крестоносцы в борьбе с мусульманами. К этому времени уже состоялся первый крестовый поход (1096-1099), который закончился захватом Иерусалима и созданием христианского государства на Ближнем Востоке. В этом походе принимал участие граф Гуго Вермандуа - двоюродный брат Владимира Мономаха, сын Анны Ярославны, королевы Франции.
В поход направились Святополк, Владимир Мономах, брат Олега Давыд. Все они были с сыновьями. Рядом с Мономахом находились четыре его сына, младший из них - девятилетний Андрей.
Русская рать разгромила передовые отряды половцев и вышла к Шаруканю. На огромных серебряных блюдах князьям вынесли рыбу и чаши с вином. Город сдавался на милость победителя и выражал желание дать выкуп. Другой город - Сугров - отказался сдаться. Русские взяли его штурмом и сожгли. Еще одну битву князья выиграли на берегу Дона. Основные силы сторон сошлись 27 марта 1111 г. на реке Сольнице, притоке Дона. По словам летописца, половцы выступили, точно великий лес. Мономах сам повел войско навстречу врагу. В рукопашной схватке столкнулись полк с полком, и, точно гром, раздался треск столкнувшихся рядов. Половцы не выдержали упорной схватки и бросились к броду. Пленных не брали. На поле боя полегло около 10 тыс. половцев. Лишь небольшая их часть вместе с ханом Шаруканом ушла в степь.
В 1125 – 1132 гг. киевским князем был старший сын Мономаха Мстислав Владимирович. Это был последний период относительного политического единства Киевской Руси. После смерти Мстислава Владимировича на престол в Киеве взошел его брат Ярополк. Русь снова вернулась к традиции передачи власти, установленной Ярославом Мудрым. Старший сын Мстислава уступил трон своему дяде.
5. После смерти Мстислава, в правление его брата Ярополка (1132 – 1138) процесс распада государства на фактически самостоятельные княжества принял необратимый характер. Вражда вспыхнула между сыновьями и внуками Владимира Мономаха. Ярополк захотел передать Переяславское княжество своему племяннику - Всеволоду Мстиславичу, но тут вмешался другой сын Мономаха - Юрий Владимирович Долгорукий, который правил в Ростово-Суздальской земле. Он считал Переяславль своей отчиной. Ярополк уступил, и Юрий Долгорукий прибрал Переяславскую землю к своим владениям.
Распрю Мономаховичей использовали черниговские князья, которые считали себя обделенными. Сын Олега Всеволод Ольгович заручился поддержкой половцев и повел большую рать на Киев, пользуясь тем, что киевский и ростово-суздальский князья были в ссоре. Взять Киев ему не удалось, но урон Киевской земле он нанес большой. Половцы ограбили все городки и села вокруг русской столицы.
Выступление черниговского князя сплотило сыновей Владимира Мономаха, но его внуки, сыновья Мстислава, выступили в союзе с Всеволодом Ольговичем против своих дядьев, которые не давали им власти.
После смерти Ярополка в 1139 г. княжеская междоусобная борьба еще более обострилась. Киев переходил из рук в руки. Сначала там утвердился один из сыновей Мономаха, через несколько дней его изгнал черниговский князь, затем Киев перешел к внуку Мономаха. В события вновь вмешался ростово-суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий.
Десять лет продолжалась борьба за титул великого киевского князя между сыновьями и внуками Мономаха и черниговскими князьями. Дважды за эти годы на киевском престоле побывал Юрий Долгорукий. Он, наконец, победил своих противников и воцарился в Киеве. Но в 1157 г. внезапно умер. Современники считали, что могучего ростово-суздальского князя отравили враги. Для киевлян он был чужаком с севера, и его не любила киевская верхушка.
После смерти Юрия Долгорукого Киев вновь перешел в руки черниговских князей. Но захватывая киевский престол, Юрий Долгорукий продолжал большую часть времени проводить в своей родной Ростово-Суздальской земле, а черниговские князья по-прежнему жили в Чернигове.
Соперники опирались на свои родные княжества и мощные города. Оттуда они и руководили Русью.
С 1130-х гг. Русь вступила в период государственной раздробленности. Ее ранние проявления чувствовались уже в конце XI - начале XII в., но Владимир Мономах и Мстислав Великий смогли ограничить сепаратизм отдельных князей. После их ухода с исторической арены, изменившиеся социально-экономические условия вели к распаду единого государства.
К этому времени значительно возрос экономический потенциал русских земель. Маленькие деревянные городки превратились в многолюдные столицы княжеств. Все они - Чернигов, Новгород, Ростов, Суздаль и другие - соперничали с Киевом. Быстро росли в княжествах и новые города. Таким был в Северо-Восточной Руси основанный Владимиром Мономахом Владимир-на-Клязьме. Таким же становился на юго-западе, в Волынской земле, Галич - центр солеторговли. Неподалеку от Новгорода вырос второй значительный торговый центр - Псков. Во всех крупных городах были выстроены мощные детинцы (кремли), в центре высились белокаменные соборы, княжеские и епископские палаты; всюду были построены десятки церквей.
С середины XII века растёт вотчинная форма феодальной земельной собственности (княжеской, боярской, церковной). Археологами исследовано несколько десятков укреплённых поселений этого времени, отождествляемых с боярскими усадьбами-замками. Все они были огорожены крепкими и высокими дубовыми стенами с коваными воротами. Внутри таких усадеб жили десятки людей. Кроме семьи боярина - младшие дружинники, многочисленная прислуга. Боярам принадлежали на правах вотчины обширные земельные угодья с деревнями, заселенными смердами. Там тоже стояли дворы, полные челяди.
По-прежнему государственная форма собственности играет ведущую роль, но развитие вотчинного землевладения усиливает самостоятельность бояр и ослабляет их связь с князьями. Князья все больше опираются на «молодшую» дружину, постепенно её сменяет княжеский двор, состоящий из слуг двора или дворян. Дворяне тоже могли владеть землей, но только при условии службы своему князю.
Формирование вотчинного землевладения, в первую очередь княжеского стало одной из предпосылок дробления Киевской Руси.
Крупное княжество теперь может выставить рать не меньшую, чем у киевского князя, - с пехотой, конницей, осадными орудиями. Столица княжества является также административным и военным центром способным в полной мере управлять хозяйственной жизнью региона и обеспечивать защиту территории.
В середине XII в. отдельные русские княжества превращаются в сильные государственные образования. Киевская Русь распадается на несколько таких княжеств. Их территории порой равнялись территориям крупных западноевропейских государств. Внутри формируются более мелкие, зависимые или вассальные княжества. Новые самостоятельные территории получают название земель, что обычно обозначало суверенное государство: «Русская земля», «Угорская земля» (Венгрия), «Греческая земля» (Византия) и т. д.
Распад Руси в новых хозяйственных и политических условиях объяснялся также ее огромной территорией, различными природными и экономическими особенностями регионов.
Распаду Руси способствовали постоянные княжеские разделы земель между Рюриковичами, их бесконечные междоусобные войны.
С середины XII в. кончается история относительно единого государства Киевская Русь и начинается история отдельных русских княжеств-государств со своим хозяйством, общественными явлениями, культурой, со своей внешней политикой и своими княжескими династиями. Период государственной раздробленности был закономерен в истории развития феодального государства. К середине XII в. Русь раскололась на 15 княжеств, которые находились лишь в формальной зависимости от Киева. В начале XIII в. их стало уже 50.
Для русской духовной культуры середины XII – XIII вв. характерно становление «полицентризма» - появление в разных регионах Руси центров своеобразной культуры. Там набирала силу Русская Православная Церковь. Из кругов духовенства вышло в эти годы немало замечательных писателей, философов, публицистов, живописцев.
В нач. XII в. великий киевский князь Святополк Изяславич удерживал под своей властью не только киевскую волость, но и Волынь, Туров, Пинск. Большое количество центров Руси были под властью Владимира Мономаха – Переяславль Южный, Смоленск, Новгород и Ростов. В Черниговском княжестве правили дети кн. Святослава Ярославича – Давыд, владевший собственно Черниговом; Олег – князь Новгорода-Северского; Ярослав, ставший родоначальником отдельной ветви муромо-рязанских князей. В Галицком княжестве правили кн. Володарь Ростиславич и его ослепленный брат Василько.
10 апреля 1113 г. умер Святополк Изяславич, и киевская городская община обратилась через послов к Владимиру Мономаху. Время его правления в Киеве (1113 – 1125 гг.) характеризовалось определенной централизацией власти киевского князя. Даже полоцкие князья, постоянно демонстрировавшие свое полунезависимое положение от Киева, были им приведены к покорности. После смерти Мономаха в почтенном возрасте (73-х лет от роду) великим князем киевским стал его сын Мстислав (1125-1132 гг.). Сыновья Мстислава княжили в Новгороде и Смоленске, его родные братья – в Переяславле Южном, Турове, Владимире Волынском, Ростове и Суздале. Во многом благодаря родственной поддержке, Мстиславу Владимировичу удавалось продолжать центростремительную политику отца. В итоге коалиционного похода князей - «Мономашичей» в 1127 г. на Полоцкое княжество князья полоцкого дома признали власть Мстислава. После смерти Мстислава великим князем киевским стал его брат Ярополк Владимирович (1132 – 1139 гг.). В русской историографии смерть Мстислава Владимировича традиционно связывают с началом т.н. «феодальной раздробленности» на Руси. Конечно, личные качества князей играли не последнюю роль в политической ситуации в государстве. Но следует знать, что раздробление верховной политической власти – лишь одна из характеристик классического (развитого) феодализма. Причем характеристика обязательная. Все государства, находясь в стадии развития классического феодализма, представляли из себя политическую систему, состоящую из более или менее тесно связанных между собой территориальных объединений. Стадия общественного развития (или государственное устройство), именуемая «феодализмом», характеризуется тремя основными чертами.