Побуждение посредством рефрейминга целей
Создать новую мотивацию, подталкивающую адресата к выводу, в котором заинтересован инициатор воздействия, может более широкий взгляд на проблему.
Например, в рекламе жевательной резинки или прохладительного напитка эти товары подаются как возможность познакомиться с привлекательной особой, понравиться, оказаться принятым в веселую компанию, т.е. чисто физиологический параметр (например, гигиена рта) перекодируется в социальный. Поэтому реклама жевательной резинки или напитков построена на побуждении социального толка.
Манипуляторы сознанием стараются нейтрализовать даже невысказанные сомнения адресата. Например, в период войны с Японией американским специалистам по психологическим операциям нелегко было склонить японских солдат к плену из-за имеющегося у тех стереотипа, что смерть почетнее плена.
И одним из аргументов в работе против данного стереотипа стала демонстрация последующей успешной семейной жизни японских солдат и офицеров, ставших военнопленными еще в период русско-японской войны. Или такой прием: поскольку солдаты боялись оказаться в одиночестве (если сдадутся), то выпускаемые для противника листовки демонстрировали только коллективные фотографии военнопленных.
Аналогично смена лозунга пропаганды союзников среди немецких солдат со «Сдаваясь в плен, ты спасешь себя» на «Сдаваясь в плен, ты спасаешь будущее своей семьи» также демонстрирует эффективность такого типа сообщения, который соответствует ожиданиям адресата. Если первый лозунг фактически не работал, то второй привел к массовому дезертирству.И в том и в другом случае было побуждение к поведению, нужному для манипуляторов сознанием. Но только во втором случае оно стало в достаточной степени убедительным для адресатов воздействия.
Модель НЛП
Нейролингвистическое программирование— это набор программ коммуникации, позволяющих получить желаемые изменения в переживаниях, взглядах и поведении адресата воздействия.
Сбор информации об адресате включает прежде всего определение его ведущей репрезентативной системы.
Мишени воздействия находятся посредством рефрейминга— нового осмысления события, явления, обстоятельства. «Рефрейминг — это специфический способ контакта с той частью личности, которая порождает одно поведение или блокирует другое» [49, 146].
Вовлечение (приманки) в НЛП создаются, в частности, посредством техники якорения. «Якорное зацепление» по Р. Бэн-длеру и Д. Гриндеру «означает тенденцию одного из элементов переживаний вызывать все переживание в целом» [49, 84—90].
Фон создается подстройкой, присоединением инициатора к адресату, достижением раппорта, введением адресата в транс, эриксоновским гипнозом (о последнем можно прочесть, в частности, в наших книгах [293; 297]).
Побуждение в НЛП основано на двойном действии слова (эмоционально-образном и рационально-логическом). Это позволяет с помощью подбора соответствующих слов сформировать у адресата неосознаваемое им самим позитивное или негативное отношение к чему-либо (слова-притяжения и слова-отторжения).
Глава 5
ИНФОРМАЦИОННО-МАНИПУЛЯТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
Знание — это власть.
Ф. Бэкон.
5.1.МАНИПУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИЕЙ
Если мы хотим подчинить соперника нашей воле, то нам следует поставить его в такое положение, которое покажется ему более тягостным, чем требуемая нами жертва.
Клаузевиц.
Решающее влияние на адресата манипулятивного воздействия может оказать доведенная до него информация. Естественно, принимаемое им решение зависит от характера информации. Манипулируя информацией, инициатор может достичь цели.
Информация и сознание
Прежде чем перейти к классификации способов манипулирования информацией и с помощью информации, обратим внимание на то, что она составляет основу человеческого существования. Подтверждением этому служат, в частности, проведенные эксперименты.
Участника эксперимента в течение некоторого времени лишали возможности воспринимать какие-либо сигналы извне.
Блокировали органы обоняния, зрения, слуха и укладывали в ванну с водой, температура которой равнялась температуре тела испытуемого. Через некоторое время после начала эксперимента человек терял способность что-либо понимать, у него возникали галлюцинации, разрушалось сознание, происходило нарушение мыслительной деятельности. По сути дела, он сходил с ума. Эксперимент доказывает, что потребность в получении информации извне является важным условием нормальной работы человеческого мозга.
Важнейшим средством получения социально значимой информации служит общение. Так, даже очень маленький ребенок совершенно иначе реагирует на лица людей, нежели на неживые объекты.
Весьма показательны эксперименты в сурдокамере, проведенные отечественными психологами с кандидатами в космонавты. Сурдокамера — это специально оборудованное помещение, в котором испытуемый лишен общения с другими людьми, лишен возможности разговаривать и слышать голос другого человека.
Исследования показали, что человек, находящийся в изоляции и лишенный возможности общаться, начинает «выделять» партнера из своего собственного сознания. У испытуемого, длительное время находящегося в изоляции, появляется спонтанная речевая активность, вместо привычной внутренней речи он начинает говорить вслух, разговаривает сам с собой, сам себе задает вопросы и сам отвечает на них. Собственные мысли и переживания он начинает воспринимать как навязчивые, будто бы приходящие извне, ему слышатся голоса.
Так, Кузнецов и Лебедев описывают случай, когда одному из испытуемых на десятые сутки эксперимента начало казаться, что в камере позади его кресла кто-то стоит, хотя у него не было никаких зрительных или слуховых ощущений, указывающих на это, и он твердо знал, что в камере никого нет, кроме пего.
Аналогичные результаты были получены в других исследованиях [143,131].
Все разнообразие производимых над информацией операций с целью манипулирования сознанием адресата можно сгруппировать по нескольким направлениям: искажениеинформации,
формации, ее утаивание, частичное освещение вопроса, манипулятивные способы подачи информации, психологическая нагрузка, софизмы.