Текст как основная форма предоставления информации.
Использование рассматриваемого метода сопряжено со многими трудностями. Одна из них – это доступность официальных документов. Она во многом определяется политическим режимом. При демократическом режиме возможностей для исследований в области социально-политических, социально-экономических наук, в том числе и комплексного регионоведения-страноведения, гораздо больше, чем при недемократическом. Свобода доступа к информации – это одна из «визиток» демократического общества. Но и в демократическом государстве существуют понятия «государственной тайны», «государственной безопасности», что осложняет положение исследователей, особенно тех, чей научный интерес находится в сфере международных отношений, мирового комплексного регионоведения.
26. Методы политических наук и социологии.Естественно, что в политологии используются разнообразные методы – общенаучные, заимствованные из других наук и т.д. Ниже речь пойдет о некоторых методах, которые специфичны прежде всего для исследований политики на всех ее уровнях и всех ее проявлениях.
Контент-анализ. В самом общем виде это систематизированное изучение письменного или устного текста с фиксацией наиболее часто повторяющихся в нем словосочетаний или сюжетов.
Применение этого метода дает возможность выявить политическую направленность исследуемых текстов, актуальные проблемы общественно-политической жизни, эволюцию взглядов политических деятелей и т.п.
27. Этапы применения методики контент-анализа
Первый этап в подготовке к применению методики контент-анализа состоит в определении совокупности сообщений,которую предполагается изучать. Например, в рамках исследования палестино-израильского конфликта 2000-2004 гг., искомая совокупность может быть определена как «все официальные заявления сторон в течение четырехлетнего периода».
Обычно совокупность сообщений, подлежащих изучению, определяется с помощью набора критериев, которым должно отвечать каждое сообщение. Чаще всего список используемых критериев сводится к трем основным позициям: тип сообщения, автор сообщения и время сообщения.
Кроме того, при подготовке к проведению контент-анализа необходимо принять решение о единице аналитического наблюдения. Единица аналитического наблюдения,или проще единица анализа, — это отдельный элемент того сообщения (или сообщений), которое необходимо изучить. Простейшим и наименьшим из возможных элементов сообщения является слово, или «лексический символ». Единицей более высокого уровня выступает тема, представляющая отдельное высказывание о конкретном предмете.
Существуют четкие методические требования к возможной единице анализа: она должна быть достаточно большой, чтобы выражать определенное смысловое значение; достаточно малой, чтобы не выражать много значений; свободно идентифицироваться. Кроме того, число первичных единиц аналитического наблюдения (элементов) должно быть достаточно велико, чтобы служить основой для статистической выборки.
Второй этап применения методики контент-анализа является декомпозиция текста:выделение из содержания множества смысловых элементов, последующее упорядочение которого зависит от типа или варианта методики. Выбрав смысловую единицу и ее признаки, исследователь должен определить также и единицу счета, которая станет использоваться для количественного анализа материала. Самым распространенным способом измерения характеристик содержания является подсчет частоты их употребления, когда фиксируется каждое появление любого признака данной характеристики (количественный или, по другой терминологии, частотный вариант применения контент-анализа).
Третий этап применения методики контент-анализа предусматривает саму процедуру подсчета или квантификацию множества элементов текстового массива.В общем виде она аналогична стандартным приемам квантификации по выделенным группировкам. Например, изучая тематику газеты, можно определить процент конкретных тем по тематическим единицам разного содержания (политическим, экономическим, военно-техническим вопросам). Существуют также специальные процедуры подсчета, приспособленные для контент-анализа, например формула коэффициента Яниса, предназначенная для исчисления соотношения между благоприятными и неблагоприятными (относительно принятой позиции) оценками, суждениями, аргументами. Кроме того, применяются и более тонкие способы количественного описания содержания текста. Они связаны с построением шкал для оценки выделенных характеристик текста.
Четвертый этап применения контент-анализа состоит в содержательной интерпретации результатов декомпозиции текстового массива и квантификации выделенных элементов.Обычно он построен на выявлении и оценке таких характеристик текстового материала, которые позволяют дать ответ на вопрос, что хочет подчеркнуть (скрыть) его автор и что является в его понимании приоритетным направлением политических действий. Содержательная интерпретация завершается формулированием аналитических выводов, которые соотносятся с целями и задачами исследования, декларированными на его начальном этапе.
На заключительном пятом этапе применения методики обычно происходит верификация полученных результатов,которая может проводиться либо путем повторения исследовательской процедуры другими исполнителями, либо на основе критического осмысления и сопоставления новых данных с уже имеющейся информацией. Полезным считается также и их соотнесение с информацией, полученной путем применения иных исследовательских подходов. Первый вариант процедуры верификации обычно применяется в рамках пилотных научных проектов, а другие чаше используются в рутинных исследованиях. В случае успешной верификации результатов аналитической работы они фиксируются в итоговом документе конкретного прикладного проекта и могут служить как самостоятельной, так и промежуточной основой для подготовки практических шагов в сфере политической практики.
Основные этапы применения различных типологических вариантов контент-анализа идентичны. Однако в практическом плане их содержание и аналитические возможности существенно варьируются. Поэтому методический выбор количественного или качественного контент-а нал и за всегда определяется на предварительных этапах исследования и зависит от его целей.
28. · Количественный контент-анализ и его прикладное применение
В самом общем виде данный вариант методики может быть представлен как систематизированное изучение содержания письменного или устного текста с фиксацией наиболее часто повторяющихся в нем словосочетаний или сюжетов. Частота этих словосочетаний или сюжетов сравнивается с их частотой в других письменных или устных сообщениях, на основе чего делается вывод об основной направленности содержания исследуемого текста. Но количественный контент-анализ может основываться не только на тотальной сортировке элементов текстового массива, но и на определении частотности предварительно выделенных слов или понятий. В зависимости от этого рассматриваемые методики распределяются на две группы: ненаправленного и направленного поиска.
В основе методик из группы ненаправленного поиска лежит гипотеза о том, что определенная цепочка слов текста может быть репрезентативна по отношению ко всему тексту и его главному содержанию. Эти слова, названные репрезентативными, должны удовлетворять двум требованиям:
· не носить функциональный характер;
· иметь большую частоту встречаемости в тексте.
Примером применения ненаправленного контент-анализа может быть методика, предложенная Г. Луном. Она состояла из четырех этапов:
1) определение принципов выделения репрезентативных слов;
2) анализ каждого предложения текста с целью фиксации репрезентативных слов (наличие в предложении не менее одного репрезентативного слова, разделение репрезентативных слов не более чем четырьмя нерепрезентативными словами;
3) взвешивание и ранжирование предложений текста в зависимости от количества репрезентативных слов;
4) выделение выражений с наибольшим рангом (частотой упоминаний)'.
Техника ненаправленного контент-анализа текстового материала представляет собой, по существу, последовательность приемов по первичной статистической обработке содержательных элементов текстов. В настоящее время данные методики практически не применяются самостоятельно, а в подавляющем большинстве случаев служат базой для последующих этапов исследования (например, для составления словарей, используемых при контент-анализе с помощью ЭВМ) и служат основой, для построения более сложных исследовательских процедур.
Направленный количественный контент-анализ основывается на предварительном составлении исследователем-аналитиком перечня категорий и понятий, конкретизирующих каждую отдельную категорию. Текст структурируется и обрабатывается с учетом подготовленного перечня (словаря). Гипотеза этого варианта методики исходит из того, что обычно в вербальном потоке можно подсчитать частоту обращения к определенной теме, наличие/отсутствие каких-то тем, связь между темами, причем основные темы, которые определяются соответствующими количественными показателями, отражают главный смысл текстового материала.
Один из интересных опытов направленного количественного (частотного) контент-анализа в сфере политических исследований был предпринят на материале инаугурационных речей президентов США и строился на подсчете числа использования нескольких смысловых категорий, частота появлений которых достаточно широко варьировалась. В частности, были определены четыре смысловые категории, к каждой из которых могло относиться несколько конкретных понятий: национальная идентичность (правительство, Америка, наша/моя страна и т.д.), историческая отсылка (великое прошлое, предки и т.д.), фундаментальные ценности (Бог, Конституция, свобода и т.д.), состояние социума (сегодняшнее благополучие, уверенность в будущем). Анализ категоризирован-
1 См.: Ruloff R., Frei D. Content Analysis. A survey of techniques with special reference to the analysis of the CSCE Documents // Kleine Studien zur politischen W'issen-schaft. Zurich. 1978. № 147-148. P. 4.
ных вариаций представленности этих понятий в инаугурационных речах интересен сегодня не только для характеристики отдельных личностей, но и общественного фона, который служил для них контекстом1.
В целом, направленный частотный контент-анализ выступлений политических лидеров дает очень полезный материал для прикладной оценки ситуации, в том числе за пределами конкретных исследований, в ходе которых были получены те или иные данные. Например, в аналитических целях можно использовать такой критерий оценки содержания текстов, как индекс военной пропаганды, определяющий агрессивные устремления самых различных акторов. Этот индекс формируется за счет констатации относительного роста доли высказываний крупных государственных или политических деятелей о преследовании (угнетении, дискриминации, ограблении), отсылок к применению силы как способу преодоления трудностей, превентивным действиям в качестве самозащиты с одновременным уменьшением внимания к позитивным интересам других участников международной среды. Даже с учетом современных международных реалий инструментальное обращение к индексу военной пропаганды, безусловно, не утратило актуальности.
Проведение количественного контент-анализа позволяет дать ответы на самые разные вопросы. Например, чтобы определить, насколько мировых лидеров интересуют проблемы борьбы с бедностью, можно взять подборки выступлений президентов стран «большой восьмерки» и подсчитать, сколько раз в текстах появятся слова «бедность» или «нищета». Другой возможный путь ответа на этот вопрос состоит в том, чтобы добавить к рассмотрению единицу анализа более высокого уровня, т.е. тему, определив границы сверхфразового единства.
Обычно тема понимается как некоторое вполне определенное с точки зрения смыслового содержания сочетание слов или понятий, воплощенное в предложении или даже в абзаце. При том, что понятие «тема» может интерпретироваться достаточно свободно, необходимо учитывать некоторые правила ее определения. Например, согласно О. Холсти, тема не должна иметь больше одного объекта действия (воспринимающего), больше одного субъекта
1 См.: Winter D. G., Stewart A. J Content Analysis as a Technique for Assessing
Political Leaders // A Psychological Examination of Political Leaders. N.Y.. 1977.
действия (действующего), больше одной цели, больше одного вида действия и не может выходить за пределы абзаца.
По О. Холсти, для операциональной декомпозиции текста содержание всех используемых информационных материалов должно подвергаться кодировке, при которой на первом этапе кодировщик соотносит текст с моделью ситуации. Общая модель, в соответствии с которой проходит кодировка, схематически выстроена в виде четырех последовательных блоков, которые рассматриваются как универсальные понятийные структуры описания любой ситуации:
I II III IV
«воспринимающий» — «действующий» — «вид действия» — «цель».
Исходя из этих представлений, формулируются некоторые правила выделения каждой отдельной темы: новая тема возникает, если происходит смена: «воспринимающего», «действующего», «вида действия» или «цели»'.
Действуя предложенным О. Холсти образом и подсчитывая темы, исследователь фактически ведет поиск упоминаний заранее определенных объектов. Часто они выступают в виде словосочетаний или коротких фраз: «военные действия», «проблема беженцев», «мирные переговоры», «гуманитарная помощь». Данная процедура является инвариантом простого подсчета смысловых символов, но более чувствительна к нюансам содержания и логики текста. Вместе с тем попытки однозначно определить тему как основную единицу анализа заставляют разрабатывать целый ряд предварительно оговоренных правил составления выборки, которые ведут к увеличению трудоемкости и формализации результатов. Поэтому чрезмерное внимание к установлению фиксированной однородности критериев для характеристики элементов контент-аналитической выборки может привести к снижению общей эффективности исследования.
Аналогичные трудности могут возникать и при применении более сложных вариантов количественного контент-анализа, когда грань между направленным и ненаправленным поиском смысловых единиц относительно стирается, а сама процедура фактически приобретает характер экспертных оценок. Так, некоторые
1 См.: North R. С, Holsti О. R. (eds.). Cotent Analysis. A handbook with applications for the study of international crisis. N.Y.. 1963.
варианты методики предполагают структуризацию текста на основе взвешенных характеристик (оценок) входящих в его состав предложений, которые содержат наиболее значимые высказывания. Оценки проводятся по заранее сформированной шкале, в соответствии с которой позиция каждого слова фиксируется с учетом положительного или отрицательного смысла его употребления и степени интенсивности этих признаков. Например, при использовании десятибалльной шкалы для анализа содержания предложения «режим Мобуту является коррумпированным» слово «является» получает оценку «+5», «коррумпированным» «-5». Суммарный рейтинг складывается следующим образом: +5 умножается на -5 и дает итог -25, т.е. понятие «режим Мобуту является коррумпированным» получает оценку «-25», которая является очень негативной.
Помимо слов, тем и других элементов, обозначающих содержательную сторону текстовых материалов, существуют и иные единицы, позволяющие проводить количественный контент-анализ. Весьма показательным может быть объем информации об объекте научного наблюдения, представленной в том или ином источнике. Например, сколько печатных знаков или газетных столбцов было отведено презентации каждого кандидата в ходе избирательной кампании. Или сколько статей в центральных периодических изданиях ежегодно посвящается африканской проблематике. Изменялось ли это количество за истекшие 5-10 лет или осталось неизменным.
Таким образом, количественный контент-анализ во всех его инвариантах заключается в установлении определенных ключевых слов (понятий) и подсчете частоты их употребления в массе отобранных текстовых материалов. Однако даже при самой простой процедуре, а тем более в случае применения сложных исследовательских техник, нельзя проводить подсчет без стандартизации измерения и без элементарного учета контекста, в котором употребляются ключевые слова. Оценки контекста, например, с точки зрения позитивной или негативной окраски ключевых слов, позволяют расширять аналитическое поле разработок путем подсчета соотношения позитивных и негативных упоминаний интересующих исследователя факторов или политических процессов.
В направлении оценки контекстуальных моментов на рубеже нынешнего десятилетия группой германских ученых под руководством профессора Т. Амака велись разработки по автоматизированному выявлению в текущих публикациях прессы европейских стран слов с негативной окраской. Предлагалось несколько подходов, которые помогают определить, является ли отношение позитивным, 62
отрицательным или нейтральным. Негатив может отражать социальные конфликты и дезорганизацию, политическую/экономическую нестабильность и слабость, позитив — социальное взаимодействие и сотрудничество, политическую и экономическую стабильность и силу. Тем самым массированная обработка материалов СМИ позволяет экспертам оценивать, по крайней мере в первом приближении, изменения политического климата отдельных стран или настроений больших социальных групп современного общества.
Проведение количественного контент-анализа и особенно в том, что касается квантифицированной оценки выборки интересующих исследователя слов, в последнее время стало легче проводить благодаря развитию компьютерных баз данных, таких, как, например, LEXIS/NEXIX, популярной среди зарубежных исследователей.
29. · Качественный контент-анализ и его прикладное применение
В отличие от количественного (частотного) вида контент-анализа качественный вид методики ориентирован не на непосредственное количественное измерение элементов информационного массива, а на учет сочетания качественных и количественных показателей, характерных для этих элементов (степени развернутости изложения темы, ранга определенного политического понятия при его упоминании и т.д.). Качественный контент-анализ наиболее эффективен в случаях, когда необходимо определение целей субъекта политической деятельности, выраженных в явной или латентной форме.
В связи с этим исследователю приходится решать ряд проблем в отношении выработки категорий анализа, выделения единиц анализа и установления единиц счета выделенных единиц. Единицей анализа — смысловой и качественной — является та часть содержания, которая выделяется как элемент, подводимый под ту или иную категорию. Обычно такой единицей выступает политическая (внешнеполитическая) идея, значимая в международном или внутристрановом плане тема. В тексте она может быть выражена одним словом или некоторым устойчивым сочетанием слов. Так, например, при изучении международных проблем смысловые единицы могут включать внутренние и внешние политические события, лиц, являющихся их инициаторами, оценочные суждения о событиях («за — против», «выгодно — невыгодно» и т.п.), целевые установки деятельности государств, партий, лидеров, объекты целенаправленной политической деятельности, способы достижения цели (военные акции, экономическое давление, политическое воздействие) и некоторые другие ключевые понятия из сферы политической жизни.
При проведении направленного качественного контент-анализа процедура методического обоснования критериев выделения единиц наблюдения проводится достаточно тщательно и во многом подкрепляется правилами из области лингвистики. В случае ненаправленного варианта методики на первый план в этом процессе выходят правила логики и уровень предметной квалификации эксперта, проводящего декомпозицию текстового массива в «ручном» или «машинном» исполнении.
Одним из примеров качественного контент-анализа может служить проведение исследовательской процедуры, опирающейся на графическое преобразование текста и иерархическую фиксацию элементов содержания текстового массива. Специфика его применения заключается также в выделении единиц анализа, способах их классификации и в том, что роль предварительных гипотез минимизируется, а сам анализ проводится с открытым, т.е. с неизвестным заранее результатом.
В рамках этого вида методики предварительная структуризация информационного массива и выделение первичных единиц анализа происходит на основе критерия «целостности суждения о предмете». В ходе выполнения исследования эти единицы анализа структурируются в виде проблемного графа, состоящего из нескольких нормативно заданных уровней (тематический, проблемный, атрибутивный и т.д.), в который включаются все без исключения элементы авторского текста (схема 1).
В дальнейшем элементы текстового массива индексируются в зависимости от локализации в системе проблемного графа, после чего происходит их распределение по матричному классификатору, т.е. соотнесение с понятиями, применяемыми в общественных науках для характеристики процессов целеполагания субъектов внешнеполитической деятельности (глобальные, региональные, локальные, краткосрочные, долгосрочные цели и т.п.).
После заполнения матричного классификатора осуществляется квантификация информационного массива и математическая обработка результатов. Эти результаты обобщаются и оцениваются под углом зрения прогностической направленности. Например, если в выступлении крупного политического деятеля большинство смысловых единиц относится к проблематике глобального сотрудничества, то вполне вероятно, что в ближайшее время его главные усилия, как и усилия его окружения, будут направлены на вопросы комплексного и универсального взаимодействия на мировой арене.
При формулировании аналитических выводов может иметь место сочетание с традиционными методами исследования. Дополнительные возможности применения контент-анализа открывает использование лингвистических и психолингвистических методов.
Таким образом, методика контент-анализа позволяет расширить представления о реальных политических процессах. Выбор количественного или качественно-количественного варианта ее применения зависит от характера конкретного проекта и квалификации исследователя (исследователей). При этом надо учитывать, что качественно-количественный подход требует более высокой профессиональной квалификации и сравнительно более трудоемок.
30 Ивент-анализ. Этот метод направлен на обработку публичной информации, показывающей, «кто говорит или делает, что, по отношению к кому и когда».
Эффективность данного метода предполагает наличие значительного банка данных.
31. Техника применения методики ивент-анализа
Методика ивент-анализа основана на слежении за ходом и интенсивностью событий с целью определения основных тенденций эволюции обстановки в отдельных странах и на международной арене. При этом если первоначально преобладала практика проведения «общего», ненаправленного анализа событий, т.е. продвижение к аналитическим выводам как бы «снизу», отталкиваясь от эмпирических данных, то в дальнейшем все большую значимость стали приобретать нормативные модели, выдвигаемые исследователем («целевой» или направленный ивент-анализ), и их последующее наполнение фактологическим материалом (подход «сверху»). Но в принципе оба вида событийного анализа успешно применяются в в современной исследовательской практике.
В первом случае исследователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса (ситуации) он будет отмечать как важные характеристики, а определяет в предварительном порядке лишь главный объект наблюдения. Во втором случае исследование ведется на основе структуризированного подхода к сбору информации. В этих целях заранее определяется, какие из элементов изучаемого процесса или ситуации имеют наибольшее значение для исследования. Но обычно в исследованиях оба вида наблюдения органично сочетаются.
Один из ранних и наиболее известных проектов с применением методики ивент-анализа в исследованиях международных отношений является информационный банк (банк Э. Азара) по проблемам международных конфликтов, в который на конец 70-х годов XX в. была включена информация, касающаяся 135 стран, и было зафиксировано 500 000 событий за 30 лет. Целью этого проекта было изучение механизмов развития событий и закономерностей конфликтного поведения. Кроме того, Э. Азару принадлежит заслуга введения в научный оборот важного (хотя и не бесс***го) средства измерения событийной динамики — тринадцатибалльной шкалы «сотрудничество-враждебность», получившей название «шкала Азара»1.
Методика ивент-анализа может быть с успехом применена и для анализа процесса международных переговоров: частоты внесения предложений участвующими сторонами, динамики уступок и т.д.
Таким образом, спектр прикладного применения ивент-анализ позволяет рассматривать его как средство получения дополнительных сведений о развитии конкретных политических ситуаций и процессов, а также как методический инструмент эмпирической проверки научных гипотез.
32. Когнитивное картирование. Этот метод направлен на анализ того, как тот или иной политический деятель воспринимает определенную политическую проблему.
По мнению К.П. Боришполец, автора учебного пособия «Методы политических исследований», контент-анализ, ивент-анализ и когнитивное картирование составляют триаду базовых средств прикладного анализа в сфере политических ситуаций и процессов. Анализ содержания политических документов, динамики политических процессов, особенностей политического мышления лиц, участвующих в принятии решений, – это, по существу, главные составляющие любого прикладного исследования по политической проблематике.
33. Техника применения методики когнитивного картирования
В соответствии с концепцией когнитивной психологии центральным понятием прикладной методики выступает «схема» (карта). Когнитивная карта представляет собой графическое отображение имеющегося в сознании человека плана (стратегии) сбора, переработки и хранения информации, а следовательно, является основой его представлений о прошлом, настоящем и вероятном будущем. «Когнитивная карта — это как бы умственное изображение среды... Когнитивная карта принимает информацию и направляет ее анализ»1.
По своей форме когнитивная карта— графическое изображение причинных связей между переменными, когда переменные - изображаются в виде точки, связи между ними — в виде стрелки. Когнитивные карты подразделяются на индивидуальные и групповые (представляют собой агрегирование нескольких индивидуальных карт с целью сопоставления единой карты, например, фракции политической партии).
Когнитивное картирование так же, как и другие прикладные методики, может быть направленным и ненаправленным. При направленном когнитивном картированиианализ персонифицированной текстовой информации «выводит» на некие стабильные характеристики мышления, характерные для автора текста (например, склонность обращаться к прошлому историческому опыту или оперировать прогностическими суждениями, проявлять жесткость или конформизм в кризисных ситуациях и т.д.), которые в последующем интерпретируются исследователем. При применении ненаправленноговарианта методики выявляется «набор ценностей» (список основных понятий), используемых автором текста, оценивается его широта и степень глубины проработки понятий, пре-
1 См.: Neisser U.Cognitiv Psychology. N.Y., 1975. P. 89. 78
обладание сбалансированных логических конструкций или эмоциональных утверждений.
Вначале 70-х годов XX в. Г. Бонхам и М. Шапиро впервые провели исследование с использованием ЭВМ для сопоставления когнитивных карт различных политических деятелей и моделирование на этой основе их будущего поведения. При этом в рамках их подхода фактически совмещались элементы качественного контент-анализа и собственно когнитивного картирования. Бонхам и Шапиро применили трансформацию исходных текстов в форму простого утверждения типа: каузальный концепт (обычно подлежащее, играющее важную роль в формировании предметного смысла текста: например — война, мир, сотрудничество т.д.) — концепт воздействия или вербальная связка (глагол, причастие, деепричастие или группа членов предложения: поддержать, разрушить) — концепт цели (сохранение или изменения существующего положения вещей). Каузальные концепты и концепты воздействия классифицируются в зависимости от их содержания, квантифицируются и оцениваются в соответствии с правилами, принятыми в когнитивном картировании. В итоге выявляются устойчивые когнитивные блоки, отражающие представления конкретного актора о том, как «концепт, т.е. субъект А» воздействует или не воздействует на «концепт, т.е. субъект В». На этой основе аналитик может делать самые разнообразные выводы и, прежде всего, формулировать заключения, важны или не важны события определенного типа в восприятии конкретного политика1.
34. Экспертная оценка – это авторитетное мнение эксперта (человека, который знает нечто лучше, чем другие) по какой-либо проблеме, находящийся в сфере его компетенции. В отличие от опросов общественного мнения, при получении экспертных оценок вопросы эксперту задаются напрямую и формулируются таким образом, чтобы ответ был максимально определенным.
Экспертные оценки могут быть индивидуальными (методы интервью, генерации идей), коллективными (методы экспертных комиссий, Дельфи, «мозгового штурма» и т.д.), универсальными (матричный метод, метод построения прогнозируемого сценария и т.д.).Экспертные методы
Эти методы чаще всего используются в ситуациях, когда существует нехватка информации для принятия решений, или когда эта информация является вероятностной и не верифицируется традиционными аналитическими средствами.