Тема «Право в системе социального регулирования. Правосознание».
1. Понятие и виды социальных норм.
2. Право и другие социальные нормы.
3. Правосознание: виды и уровни.
4. Правовая культура.
5. Правовое воспитание.
1. Понятие и виды социальных норм.
В обществе действуют различные регуляторы, влияющие на возникновение и изменение общественных отношений.
Виды регуляторов:
1. Объективные регуляторы. Возникают вне зависимости от конкретных волеизъявлений членов данного общества и обусловлены естественными законами природы и общества, а также внешним воздействием кого-либо на данное общество.
Например, природные явления, стихийные бедствия, демографические изменения, военные нападения и т.д.
2. Социальные нормы – общие правила поведения, установленные в обществе (обычай здороваться).
3. Индивидуальное регулирование. Заключается в разовых волевых актах, совершаемых конкретными людьми в конкретных условиях.
(Т.е. я пишу лекцию – это индивидуальный акт, хочу, иду домой).
90% регулирования в нашем обществе – индивидуальный акт.
Социальные нормы - общие правила поведения людей, имеющие социально-волевой характер, складывающиеся в процессе исторического развития общества, обусловленные культурной организацией данного общества.
Признакисоциальной нормы:
1. Общее правило поведения. Общий характер обусловлен:
- многократностью действия данной нормы, т.е. она применима к разным людям в разное время, в разных, но схожих по определенным признакам ситуациях;
- обращенность к неопределенному кругу лиц; это значит к любым лицам, подпадающим под действие данной нормы. Неопределенному - не значит неограниченному. Круг возможных субъектов может быть очерчен.
Например: закон о военнослужащих распространяется только на военнослужащих.
2. Социальные нормы регулируют общественные (человеческие) отношения.
3. Данная норма связана с волей и сознанием людей. Любая норма связана с ее восприятием и волевым к ней отношением.
4. Эти нормы связаны с историческим развитием общества и обусловлены его культурой.
Видысоциальных норм:
- по сфере действия: экономические, политические, религиозные.
- по механизму установления и обеспечения: нормы права, нормы морали, обычаи, корпоративные нормы, религиозные нормы.
2. Право и другие социальные нормы.
Выделяют следующие критерии разграничения социальных норм:
1. Процесс формирования нормы.
2. Сфера действия нормы.
3. Формы существования и фиксации нормы.
4. Характер воздействия нормы.
5. Способы обеспечения норм.
6. Степень детализации нормы.
Мораль.
Нормы морали формируются в процессе человеческой жизнедеятельности, в сознании людей и связаны с представлением о плохом и хорошем, о добре и зле.
Нормы морали существуют в сознании человека, они нигде не закреплены. Их форма – идеи, мысли, представления.
Нормы морали имеют широкую сферу действия, но в современном обществе в большей степени они регулируют отношения любви, дружбы, преданности, этического поведения и др. отношения неподконтрольные государству, хотя в принципе мораль регулирует любое поведение.
Право изначально базируется на общечеловеческой морали, однако может вступать в противоречия с общественной, групповой или личной моралью.
Например: когда в обществе случаются внезапные серьезные изменения или катаклизмы (в конце 80-х г. отношение к предпринимательству как к спекуляции).
Обычай.
Складывается исторически в процессе повторения одних и тех же действий.
Форма существования – привычка.
Воздействует через само поведение: человек постоянно совершает одни и те же действия и таким образом соблюдает обычай.
Особый механизм обеспечения отсутствует.
Право может относиться к обычаям нейтрально, никак не взаимодействуя с ними, а может вытеснять вредный, ненужный обществу обычай.
Например: ритуальное убийство животных.
Если право ссылается на обычай, то он становится правовым, т.е. обычаем, имеющим государственную обеспеченность (обычай делового оборота в гражданском кодексе).
А если положение обычая закреплено в законе, норме права, то он перестает быть обычаем, становится нормой права.
Корпоративная норма.
Корпоративная норма -это правило поведения, действующее в организованных сообществах людей, распространяющееся на членов данного сообщества и обеспечивающее организацию и функционирование данного сообщества.
Корпоративные нормы создаются в сообществах с четкой структурой (партиях, профсоюзах, клубах) и действуют в пределах данного сообщества, т.е. в отношении его членов. Они фиксируются в определенных документах (уставах, положениях), являются четко сформулированными и структурно взаимосвязанными. Принимаются по определенной процедуре.
Корпоративные нормы обеспечиваются организацией, в которой они действуют. За их нарушение может быть применена определенная организационная ответственность.
Корпоративные нормы направлены на регулирование отношений, возникающих внутри организаций и предназначены для обеспечения ее функционирования.
Они не регулируют общественные отношения, которые регулирует право, они не обеспечены юридическими гарантиями, не обеспечены государственным принуждением. В случае их нарушения нельзя обратиться за защитой к государству.
3. Правосознание: виды и уровни.
Правосознание — форма общественного сознания, которая характеризуется определенными знаниями о государственно-правовых явлениях и определенным отношением к ним;
это сфера сознания человека, группы людей, всего общества, выражающаяся в совокупности идей, концепций и принципов, а также чувств и эмоций, которые отражают оценку права и его назначение в обществе, отношение людей к праву и правовым явлениям, ориентации, установки, готовность поступать определенным образом в юридически значимых ситуациях.
Признакиправосознания:
- Это часть общественного, группового, индивидуального сознания.
- Включает в себя два основных компонента:
- правовая идеология.
- правовая психология.
- Правосознание формируется:
- В процессе обыденной жизни человека, когда он осуществляет обычную правовую жизнь, сталкивается с правовыми явлениями, получает информацию о них, вырабатывает к ним определенное отношение.
- В процессе получения знаний (школа, ВУЗ, курсы и т.д.), где затрагиваются различные правовые вопросы.
Правосознание понимают как субъективную реакцию людей на право в целом и отдельные правовые явления, которые существуют как объективная реальность.
Правосознание участвует как составная часть механизма правового регулирования в течение всего процесса правового регулирования как на стадии правотворчества, так и на стадии реализации права, в том числе правоприменения.
На правосознание влияют:
- исторические культурные условия существования государства и права, жизнедеятельности общества;
- политическая ситуация в стране, соотношение политических сил, господствующая идеология в государстве;
- уровень защиты прав и свобод человека и гражданина в действующем законодательстве; уровень законотворческой, юридической техники; уровень правореализационной и правоприменительной деятельности;
- степень гарантированности воплощения в жизнь действующих норм права.
Лояльность правосознания —это свойство правосознания и его отдельных элементов обеспечивать правомерность поведения людей, реализацию ими своих прав и исполнение обязанностей и таким образом обеспечивать общественный правопорядок.
Структура правосознания.
По содержанию:
1. Правовая идеология: включает рациональные компоненты, обоснованные представления о правовой действительности. В формировании правовой идеологии большую роль играет правовая наука — юриспруденция. К правовой идеологии относятся идеи, принципы, концепции, взгляды, оценка.
2. Правовая психология: включает эмоциональные компоненты. Правовая психология формируется в основном на практическом уровне, когда люди так или иначе сталкиваются с правом, вырабатывают какое-то эмоциональное отношение к нему. К правовой психологии относятся чувства, эмоции, настроение, интересы, предрассудки, желания.
По роли:
1. Информационный компонент (совокупность знаний о праве и правовых явлениях).
2. Оценочный компонент (отношение к правовым явлениям).
3. Волевой компонент (волевая готовность к определенным действиям).
Виды правосознания.
По носителям:
1. Индивидуальное.
2. Групповое (например, правосознание студентов-юристов).
3. Массовое (правосознание толпы, формируется с помощью политических лозунгов).
4. Общественное (господствующее в данном обществе правосознание народа, нации).
По уровню:
- Обыденное (формируется стихийно в процессе обычной жизнедеятельности людей, отражает личный жизненный опыт).
- Профессиональное (связано с профессиональной деятельностью юриста, основывается на юридическом образовании и профессиональном опыте).
- Научное (связано с подробным углубленным изучением права и отдельных правовых явлений как объектов научного познания).
4. Правовая культура.
Правовая культура —это качественная характеристика правовой жизни общества, отражающая совокупность всех правовых ценностей в данном обществе, обусловленная историческим развитием общества, государства и правовых явлений, а также экономической, политической и духовной составляющими жизни общества.
Виды правовой культуры:
1. общественная;
2. групповая;
3. личная.
В содержание правовой культуры входят следующие показатели:
1. Уровень правосознания граждан и должностных лиц.
2. Уровень совершенства законодательства (обоснованность, эффективность, юридическая техника, уровень развития всей системы правовых актов).
3. Уровень законности и правопорядка.
4. Уровень гарантированности исполнения правовых норм, уровень правореализационной и правоприменительной деятельности, уровень работы правоохранительных органов.
5. Уровень развития всех других правовых явлений.
Показатели правовой культуры личности.
1. Знание и понимание права.
2. Уважение права на основе собственных идей, принципов, представлений, а также чувств и эмоций.
3. Правовая активность, готовность к реализации прав и исполнению обязанностей.
Правовая культура юриста — это правовая культура личности, которая включает в себя помимо собственно правовых представлений и эмоций еще и нравственные основы деятельности, а также определенные политические воззрения.
Содержание профессиональной культуры юриста:
- отношение и понимание принципа справедливости как нравственного и правового принципа;
- знание права, правовых норм и сущности правовых явлений;
- отношение к праву как к универсальному регулятору, восприятие принципов законности, обоснованности и целесообразности в профессиональной деятельности;
- профессиональное умение (профессиональная техника, методика);
- профессиональная этика;
- умение основываться на научных исследованиях и достижениях.
Правовой нигилизм.
Правовой нигилизм —неприятие роли и назначения права в обществе, отрицательное отношение к правовой форме организации общественных отношений.
Правовой нигилизм может быть теоретический (идеологический),когда ученые или политики концептуально, используя определенную систему доказательств, утверждают о ненужности права или об отрицательной роли права и отдельных правовых явлений в жизни общества.
Правовой нигилизм может быть практический, когда определенные политики, государственные деятели, представители различных социальных групп на практике стараются бороться с правом, насаждать иные способы и меры регулирования общественных отношений, поступать не в соответствии с правом, а вопреки ему.
Когда правовой нигилизм осуществляется на уровне государственной политики, это приводит к произволу государственных органов и как следствие к многочисленным жертвам и репрессиям.
5. Правовое воспитание.
Правовое воспитание —это целенаправленный процесс воздействия на сознание личности, заключающийся в передаче правового опыта, правовых знаний , идеалов и принципов с целью формирования высокого уровня правовой культуры в целом.
Данное определение — это правовое воспитание в узком смысле слова. Правовое воспитание в широком смысле слова — это правовое формирование, которое заключается в процессе приобретения индивидом правовых знаний и представлений под воздействием самых разных факторов окружающего мира.
Правовое воспитание — это многогранный процесс, который включает в себя как правовое обучение, то есть формирование знаний о праве, правовых нормах, принципах, других правовых явлениях, так и формирование определенного отношения к праву, ценностных правовых установок, восприятие правовых идеалов, правового мировоззрения.
Система правового восприятия включает в себя субъектов (воспитателей), объекты (воспитываемых) и систему средств и методов воспитания (правовоспитательные мероприятия).
Воспитываемыми выступают граждане, в том числе не только добропорядочные, но и совершившие правонарушение.
Воспитатели — это различные лица: преподаватели в школах и вузах, работники предприятий и учреждений, работники правоприменительных органов. Их основной признак — наличие высшего юридического образования и правового опыта.
Главная цель воспитания как целенаправленной деятельности — донесение до воспитуемых роли права как универсального регулятора общественных отношений, функций и значения права.
Главные принципы правового воспитания:
1. стремление к объективности, беспристрастности;
2. принцип научности — использование научных достижений в процессе правового воспитания.
Воспитание юриста.
6. Приобретение профессионалом знаний и умений по научной организации труда, использование в юридической практике научных достижений.
5.Формирование системы убеждений и ценностных ориентаций.
4. Приобретение знаний и представлений, входящих в профессиональную этику юриста.
3. Приобретение профессиональных знаний, касающихся реализации и применения права, юридической техники, юридического формализма.
2.Приобретение конкретных юридических знаний о системе права, о правовом регулировании, о юридических нормах и т.д.
1.Приобретение основных знаний о принципах права, сущности права, о назначении и роли права в обществе.