Структура гражданского общества.

Можно выделить пять основных систем гражданского общества, которые тесно связаны и взаимодействуют между собой, составляя единую систему гражданского общества:

  1. Экономическая система – это, в первую очередь, отношения собственности, производства материальных и нематериальных благ, отношения распределения, обмена и потребления.
  2. Социальная система – совокупность людей и их объединений (человек, семья, коллективы людей и большие социальные общности: нация, народ, класс).
  3. Политическая система – организации и объединения людей, осуществляющих, борющихся или влияющих на государственную власть, а также политические отношения, политические нормы.
  4. Духовно-культурная система - отношения между людьми, обществом и государством, складывающиеся по поводу культурных и духовных благ (образование, наука, культура, религия и т.д., а также государственные и негосударственные учреждения, участвующие в этих отношениях).
  5. Информационная система – отношения по общению, обмену и иному обороту информации между людьми на уровне индивидов, мелких групп и всего общества. Они касаются и деятельности средств массовой информации и распространения информации по глобальным информационным сетям.

3. Государство и политические партии.

Политическая партия– формализованная организация с определенной структурой (руководящие органы, региональные отделения, рядовые члены), выражающая интересы тех или иных социальных групп, классов, слоев.

Политическая партия представляет собой организованную группу людей, зарегистрированную в установленном законами государства порядке; организацию, обладающую структурным единством, имеющую членство, четко выстроенные партийные органы и принятые в установленном порядке корпоративные, нормативные документы.

Основной целью любой политической партии является борьба за государственную власть и осуществление государственной власти. Политическая партия имеет определенную программу, суть которой — социальные, экономические, политические действия и преобразования, которые партия готова осуществить при получении государственной власти. Государство — тот институт, который в состоянии достигнуть тех целей, решить те проблемы, которые ставит перед собой партия, поэтому партия стремится к власти.

Выделяют следующие виды партий:

- парламентские - партии, которые стремятся захватить государственную власть демократическим путем, с помощью правовых механизмов;

- партии, которые ставят своей задачей насильственный неправовой захват власти.

Также партии можно подразделить на:

- правящие — партии, представители которых занимают посты в высших государственных органах.

- оппозиционные – партии, стремящиеся к захвату власти, критикующие деятельность правительства.

В зависимости от количества существующих в стране партий различаются многопартийная политическая система (в демократических странах) и однопартийная политическая система (в авторитарных и тоталитарных государствах).

Кроме политических партий выделяют политические национальные и политические религиозные движения, которые, как правило, не имеют четкой структуры, однако существенно влияют на политическую власть (союзы, фронты, соборы).

4. Государство и церковь.

В демократических государствах церковь как религиозный институт отделена от государства. При таком отделении реализуются принципы свободы совести, вероисповедания, а с другой стороны церковь не вмешивается в дела и политику государства. Хотя в любом случае церковь всегда так или иначе влияет на отношение населения к власти и засчет этого может влиять на государственную власть, выступать на стороне тех или иных политических сил. Идеальная ситуация, когда церковь и государство полностью отделены.

Выделяют три формы взаимодействия государства и церкви.

1) Государство вмешивается в дела церкви, контролирует священнослужителей, участвует в отрицании религиозных догматов. Это может быть в авторитарных и тоталитарных государствах.

2) Государство и церковь прочно связаны, тесно взаимодействуют и даже могут иметь общие органы. Действия государства представляются как угодные богу, а церковь может выполнять государственные функции.

Теократический режим — это государственный режим, при котором государственные институты подчиняются религиозным правителям и требованиям.

3) Государство и церковь разделены. Взаимодействие осуществляется только в тех вопросах, где есть равная заинтересованность церкви и государства (помощь малообеспеченным слоям населения).

5. Государство и трудовые коллективы.

Формой взаимодействия трудовых коллективов с государством и другими организациями, а также формой выражения интересов трудовых коллективов выступают профсоюзы.

Профессиональный союз – это организация, выражающая интересы определенной категории работников.

Виды профсоюзов:

а) независимые (свободные) профсоюзы;

б) официальные (поддерживаемые государством) профсоюзы.

В России существует «Всероссийский центральный совет профессиональных союзов».

Крупные профсоюзы могут существенно влиять на правительство в части требований о повышении уровня оплаты труда, условий труда и быта, получения льгот и т.д.

Профсоюзы могут угрожать забастовками, остановкой труда.

Профсоюзы могут играть негативную роль при отстаивании выдвинутых требований (убытки в производстве из-за забастовок и других видов протеста), особенно тогда, когда они связаны с преступными синдикатами.

Наши рекомендации