Правовое положение члена Парламента. Отзыв
Требования:
· Гражданство
· Возрастной ценз
· Не состоит на других выборных и невыборных государственных должностях.
· Во Франции и ФРГ – отчетность о финансовой деятельности, связях, договорах в целях предотвращения лоббизма.
Иммунитет:неответственность и неприкосновенность.
Неприкосновенность м. устанавливаться на период сессии или всего мандата. Депутат не может быть арестован и привлечен к ответственности без согласия Парламента. Кроме случаев, когда он застигнут на месте преступления.
Права:
- Участвовать в заседаниях, выступать в прениях, вносить з/п и предложения, предлагать поправки, участвовать в комиссиях.
- Право на вознаграждение, освобождение от части налогов, льготное пенсионное обеспечение.
В некоторых странах депутата м. отозвать избиратели, а в некоторых связь с избирателями не поддерживается (Бывает императивный мандат).
Обязанности:
· Соблюдать дисциплину
· Добросовестно исполнять обязанности
· Не пропускать заседания без уважительных причин.
Отзыв:
1.Истечение срока полномочий Парламента
2.Досрочный роспуск
3.Лишение мандата по решению суда или Парламента
4.Отказ от мандата.
Глава государства.
1 вопрос: Понятие и основные функции главы государства.
Глава государства – это должностное лицо или орган, занимающий высшее положение в системе органов ГВ и осуществляющее высшее представительство государства внутри и вне страны.
Правовое положение главы государства в системе разделение властей в разных государствах определяется по-разному.
В одних странах (GB, Индия) глава государства рассматривается как составная часть парламента, в других – как глава ИВ (США, Мексика), в третьих – глава государства как лицо являющееся только главой государства и не входящее ни в какую ветвь власти (Германия. Италия).
С точки зрения классической системы разделения властей сам институт главы государства не имеет оснований для своего существования. В период создания теории разделения властей глава государства, монарх всегда относился к какой-то ветви власти. Т.е. существование этого института объясняется лишь историческими, но не юридическими причинами.
В силу этих же исторических причин глава государства к какой бы ветви власти он формально не относился, тяготеет он к ИВ.
При всех Фомах правления глава Г осуществляет функцию высшего представительства государства вне страны, другие его функции зависят от существующей в государстве формы правления.
При парламентских формах правления политическая роль главы государства минимальна, помимо функции высшего представительства он осуществляет резервную функцию. Это означает, что в обычных условиях он служит лишь символом единства нации, осуществляет функции церемониального характера и т.д. А в условиях политического кризиса, когда другие ветви власти не могут придти к согласию относительно проводимого политического курса, тогда глава государства берет на себя вывод всего государственного механизма из подобных кризисов.
При смешанной форме правления глава государства, как правило, осуществляет функцию гаранта и арбитром надлежащего и эффективного функционирования государственного механизма. Это означает, что он стоит «как бы» над всеми ветвями власти, следит, чтобы они надлежащим образом осуществляли свои функции, при необходимости в рамках своей компетенции корректирует их действия, т.е. применяет право вето на законы, отменяет акты Правительства, обращается в КС, разрешает политические конфликты между ними, а также вырабатывает и инициирует (при поддержки других органов) общий политический курс государства. В силу этого глава государства «как бы» соучаствует в осуществлении законодательной и ИВ.
При президентской республики ГГ осуществляет функцию исполнения законов, здесь он целиком входит в ИВ.