Будущее России: от мегаполисной к ландшафтно-усадебной урбанизации.
Важнейшими функциями, которые должны выполнять любая государственная власть являются:
> создание условий для воспроизводства своего населения с учётом его физического, психического и нравственного здоровья;
> содержание своей территории в обустроенном состоянии, обеспечивающим устойчивое воспроизводство биоценозов.
Постановка этих задач важна не только для села, но, прежде всего для мегаполисов, т. к. мегаполисный путь развития, по которому пока стремятся развивать экономику страны, это путь в тупик, так как он неизбежно сопровождается техногенным коллапсом в жизнедеятельности крупных городов. Наглядным примером чему являются города Москва и Санкт-Петербург. Нескончаемые дорожные пробки, психологические стрессы, плохая экологическая обстановка далеки от нормального естественного жизненного уклада. Москва уже занимает первое место в мире по плотности населения на квадратный километр и это в России где масса пустующих территорий! Выход один. Не строительство колец и развязок, а создание условий для переселения жителей из городов в места более комфортного проживания. США осмыслили эту проблему ещё в 60-е годы и реализовали программу в соответствии, с которой за двадцать лет 6,5 млн. человек переместились из городов в сельскую местность. Человек сотворен для жизни в природе, а дети должны бегать по траве, в противном случае срабатывают мутагенные факторы, угнетается генетика, здоровье, жизненный потенциал. Генофонд городов во многом поддерживается за счет миграции жителей сельской местности. Сегодня этот источник иссяк. Демографическая ситуация сельских территорий вызывает обоснованную тревогу за будущее России. Из 13032 пустующих сельских поселений 10077 (т. е. более ¾) приходится на Центральный и Северо-западный экономические районы. В Северо-западном федеральном округе – 50,2 % вымирающих населенных пунктов с численностью менее 10 человек. Основные причины этого — экономически неблагоприятные условия жизни и отсутствие возможностей для большинства сельской молодёжи иметь достойную работу, решать свои жилищные и бытовые проблемы.
Решение демографических проблем, формирование единства, заселенности и целостности жизненного пространства такой страны, как Россия, ее суверенитет невозможны без инновационного системного развития агропромышленного комплекса. Это связано с тем, что из 1 млрд. 710 млн. га земельного фонда России только 1 % занят объектами промышленности и транспорта и 1 % – землями населенных пунктов. По международным критериям, установленным ОЭСР, к сельским и преимущественно сельским относятся 98% административных районов РФ, следовательно, недопустимо развитие России увязывать с развитием 2 % ее территории. Д. А. Медведев в своем вступительном слове на заседании президиума Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике заявил: «Россия — это страна колоссальных земельных ресурсов, и в каждом из регионов пустуют огромные территории. Давайте вдумаемся в такие цифры: землями населенных пунктов сегодня занят всего лишь один процент всей территории страны, или 19 с лишним миллионов гектаров, то есть мы живем на одном проценте нашей территории. Серьезный резерв — это земли, находящиеся в федеральной собственности и используемые ведомствами крайне неэффективно».
Российская Федерация обладает самыми большими земельными ресурсами в мире, что может стать её важнейшим конкурентным преимуществом в XXI веке при определённых условиях, которыми являются:
> достаточная плотность населения, необходимая для качественного содержания и развития сельских территорий;
> уровень развития сельских территорий, позволяющий говорить о привлекательном образе жизни в сельской местности;
> расширенное воспроизводство трудового потенциала сельских территорий для решения первых двух взаимосвязанных условий.
Согласно социологическому опросу, проводимому 28-29 апреля 2007 года фондом «Общественное мнение», выявлено:
> 58% наших граждан предпочитают жить в собственном доме;
> 39% наших граждан предпочитают жить в своей квартире;
> 3% наших граждан не определились с данным вопросом.
При этом 80% наших граждан проживают в многоэтажных зданиях (для сравнения в США и Канаде – 70-90% проживают в малоэтажных домах).
Стране нужна новая архитектурная градостроительная концепция. Развивающиеся техногенные мегаполисы дают двойные негативные последствия: «зачистка» территории страны с запустением большинства территорий и перемалывание, угнетение генофонда страны мутагенными факторами городской среды. Одним из направлений в комплексном решении вышеупомянутых проблем может быть ландшафтно-усадебная урбанизация правильнее сказать не сельских территорий, а всего жизненного пространства страны. Настала пора прекратить вкладывать средства в количественное развитие мегаполисов. Одним из направлений в комплексном решении вышеупомянутых проблем может быть ландшафтно-усадебная урбанизация сельских территорий. Президент России Д.А. Медведев заметил: «Совершенно очевидная вещь, что свой дом и земля — это важнейший признак принадлежности к среднему классу, и, по данным социологов, именно этот критерий выделяет сегодня большинство опрошенных граждан. Наконец, наличие своего дома — это фактор, прямо влияющий на решение демографических проблем и на воспитание детей».
По отношению к демографической политике ландшафтно-усадебная урбанизация должна обеспечить в сельской местности качество быта семьи и возможность получения образования, медицинских услуг, разнообразие досуга на уровне, который мог бы гарантировать реализацию личностного развития людей вне зависимости от места рождения и проживания, а также сохранение физиологического и психологического воздействия природы на человека с целью обеспечения воспроизводства биологически здоровых поколений.
Для того чтобы сказанное выше стало осуществимо, необходимо решение следующих задач:
> согласование водо-охранных и заповедных зон с географией разработки месторождений полезных ископаемых;
> подчинение инфраструктур транспорта, энергетики и связи страны стратегии и режиму водо-охранных и заповедных зон;
> привязка к транспортной инфраструктуре новых населённых пунктов, строительство которых должно быть осуществлено в соответствии с концепцией ландшафтно-усадебной урбанизации.
Ландшафтно-усадебная урбанизация – это новый способ заселения территорий с учётом комплекса взаимосвязанных условий комфортного, экологичного и экономически самодостаточного проживания населения в поселениях нового типа. Такие экопоселения должны соответствовать следующим требованиям:
1. Максимальный размер поселения не должен превышать 5 - 6 км.
2. Архитектура поселений должна быть гармонично вписана в природный ландшафт местности.
3. Применение автономных энергоэффективных технологий при строительстве и эксплуатации жилых, административных и производственных зданий и сооружений.
4. Производственно-хозяйственная структура организована с учётом создания необходимого количества рабочих мест и проблем сезонной занятости на селе.
5. Соблюдение требований комплексной экологической безопасности.
6. Самодостаточность экономической деятельности поселения, позволяющая устойчиво функционировать в преемственности поколений.
7. Жизненный уклад поселения должен способствовать здоровой нравственной атмосфере, обеспечивающей качественное воспроизводство трудового потенциала.
Только совокупность всех семи взаимосвязанных требований к экопоселению нового типа позволяет решать вышеназванные проблемы сельских территорий, т.е. 66% территорий России и 98% административных районов РФ. За примером решения подобных проблем далеко ходить не надо. Так в Белоруссии за последние годы построено 1500 агрогородков, около 700 из которых уже аттестованы как соответствующие всем требованиям для комфортного проживания и работы. Данная политика способствует решению проблем продовольственной безопасности, в Белоруссии в отличии от России отечественные продукты питания обеспечивают более 80 % потребностей страны. А проблемы продовольственной безопасности имеют безусловный приоритет перед проблемами военной безопасности.
Раскроем каждое требование к ландшафтно-усадебному экопоселению более подробно:
1. Ограничение размеров поселения до 5 – 6 км в диаметре.Это обусловлено пешеходной доступностью в течение сорока минут любого объекта на территории поселения, а также природного ландшафта, в который оно вписано. Данное условие способствует целому ряду положительных тенденций.
Первая позволит большинству жителей отказаться от услуг транспорта внутри поселения и перейти на велосипед или пешие прогулки, что положительно повлияет на уровень здоровья населения (средства борьбы с гиподинамией должны быть интегрированы в образ жизни населения) и экологическую ситуацию в целом.
Втораясоздаст своеобразный межличностный психологический микроклимат поселения, где все жители будут хорошо знать друг друга, что будет способствовать их доброжелательным и стабильным взаимоотношениям в долгосрочной перспективе.
Третья тенденция сохранит связь жителей с природой, что положительно скажется на бережном отношении к ней. То есть понятие «малой Родины» будет иметь конкретное воплощение.
2. Архитектура поселений должна быть гармонично вписана в природный ландшафт местности. Это обстоятельство на подсознательном уровне создает предпосылки для формирования гармоничного мировоззрения, человечного типа строя психики, исключает мутагенный фактор мегаполисов. Проектирование населённых пунктов ландшафтно-усадебного характера должно исходить из следующих принципов:
> на первом этапе к ландшафту и инфраструктурам привязываются зоны хозяйственной деятельности, зоны отдыха, жилые зоны;
> участки, выделяемые под усадьбы, не должны примыкать друг к другу: их должны разделять полосы нетронутой природы или искусственных насаждений шириной от 10 до 20 метров;
> участки не должны быть прямоугольной формы (природа не знает прямых углов и линий и криволинейный периметр участка более органичен и психологически не создаёт барьера между человеком и природой);
> архитектура домов должна обеспечивать либо изначально комфортную жизнь семьи нескольких поколений под одной крышей так, чтобы каждый мог уединиться и быть в то же время в пределах общения с другими, либо возможность модернизации и расширения дома в расчёте на перспективу роста семьи (с одной стороны — забота о стариках обязанность детей, с другой стороны — дети должны расти, видя перед собой все возрасты своей предстоящей жизни).
3. Применение автономных энергоэффективных технологий при строительстве и эксплуатации жилых, административных и производственных зданий и сооружений. Энергоэффективный дом – это такой дом, в котором оптимизированы все энергетические процессы. При этом удается снизить текущие энергозатраты в разы. Так как в средних широтах самым энергоемким звеном является отопление, то в энергоэффективном доме, прежде всего, должны быть снижены до своего минимума тепловые потери. Согласно современным стандартам, энергоэффективным домом можно считать дом, в котором для отопления и горячего водоснабжения достаточно энергии от индивидуальных возобновляемых источников энергии: солнечных батарей, компактных гидроэлектростанций, энерговетроустановок и т.п. Минимизация потребления энергии делает такой дом более экологичным, так как выработка энергии почти всегда сопряжена с отрицательными воздействиями на окружающую среду. Кроме того, энергоэффективные технологии строительства позволяют экономить значительные материальные и финансовые средства на отоплении, освещении и содержании зданий и сооружений.
4. Производственно-хозяйственная структура поселения организована с учётом создания необходимого количества рабочих мест и проблем сезонной занятости на селе. Вопросы занятости населения могут решаться следующим образом:
> в сельском хозяйстве занятость населения организованна соответственно сезонным потребностям в трудовых ресурсах;
> промышленные предприятия могут развивать свои мощности учитывая возможности привлечения дополнительных трудовых ресурсов в период межсезонья сельскохозяйственных работ;
> сельскохозяйственные предприятия, если они привязаны к инфраструктурам транспорта и энергетики, могут создавать вспомогательные промышленные производства для работы на них в периоды межсезонья основного персонала;
> промышленные предприятия целиком или их технологически специализированные подразделения могут быть привязаны к той же транспортной инфраструктуре и население окрестных населённых пунктов может на них работать. Средства доставки персонала — личный автотранспорт и автобусы служебной развозки.
> освоение лесного фонда должно идти не вахтовым методом с помощью рабочих-временщиков, а на базе местного трудового потенциала. Только в этом случае можно рассчитывать на бережное экологически выверенное освоение лесных богатств.
5. Соблюдение требований комплексной экологической безопасности поселения.Основой биоценозов на континентах являются реки и озёра: вода обусловливает продуктивность биоценозов по параметру биомассы и разнообразию биологических видов. Поэтому государственная экологическая политика и дисциплина водоохранных зон вдоль берегов ручьёв (места нерестилищ), рек, озёр — важнейшее условие комплексной экологической безопасности поселений. Причём в государственную стратегию политики водоохранных зон должна быть положена биологическая наука, а не требования хозяйствующих субъектов упростить им жизнь и обеспечить краткосрочную (в масштабе жизни биоценозов) рентабельность их предприятий. Кроме того, соответствующая политика водо-охранных зон обязывает иметь не только так называемые «национальные природные парки» и небольшое количество заповедников, но и в каждом регионе — хотя бы по одной заповедной зоне, в которых хозяйственная деятельность должна быть запрещена полностью, а режим туризма и отдыха в них должен быть согласован с режимом воспроизводства биологических видов в этих зонах. Назначение такого рода заповедных зон — быть источником экспансии биологических видов в зоны, где хозяйственная деятельность и жизнь людей препятствует нормальному воспроизводству поколений биологических видов в биоценозах.
Все отходы поселения, полученные в результате промышленно-хозяйственной деятельности людей и их жизнедеятельности, должны перерабатываться и утилизироваться на местах с учётом современных технологий, ориентированных на замкнутый цикл.
6. Самодостаточность экономической деятельности поселения, позволяющая устойчиво функционировать в преемственности поколений. Экономическая самостоятельность поселения не должна зависеть от капитала, накопленного ранее (т.е. расходование капитала без его воспроизводства в процессе экономической деятельности самого поселения); за счет капитала других частей общества; или от антиэкологической деятельности. Необходим принцип самоокупаемости в хозяйственной и производственной деятельности, хотя на первых порах становления таких поселений возможна поддержка государства и крупного бизнеса (с учётом реалий экономической конъюнктуры). Наиболее важнейшим направлением для поддержки молодых семей является беспроцентное кредитование строительства семейных усадеб, с последующим погашением части кредита при рождении детей. Такая поддержка будет способствовать расширенному воспроизводству трудового потенциала и создавать условия для закрепления молодых специалистов на селе. В дальнейшем – обязанность государства создавать необходимые макроэкономические условия, благоприятную экономическую конъюнктуру для создания новых поселений и их эффективного развития.
7. Жизненный уклад владельцев собственных малоэтажных усадеб, расположенных компактно в небольшом по размерам и численности экологическом поселении обусловливает совершенно иные поведенческие установки в отличие от жителей мегаполисов или крупных городов. Президент России Д.А. Медведев отметил: «У собственников жилого дома принципиально другое отношение и к жилью, и к благоустройству прилегающей территории. У них, прямо скажем, другая психология жизни, ведущая, кстати, и к росту их экономической и социальной активности. И, наконец, семья понимает всегда, что земля — это немалый семейный капитал, который с каждым годом прирастает в цене». Для качественного воспроизводства трудового потенциала необходимо создание самых благоприятных экономических и социальных условий семье – как основе здорового общества. Человек, выросший в комфортных экологически благоприятных условиях ландшафтно-усадебного поселения, где качество жизни и благополучие каждого жителя в отдельности и своей малой Родины в целом взаимосвязаны друг с другом, будет иметь позитивные установки и созидательные жизненные ориентиры.
Ландшафтно-усадебная урбанизация по своему существу представляет собой комплексную модель заселения и развития не просто сельских территорий, но и всей России, и является необходимым условием воспроизводства трудового потенциала, гармоничного обустройства неосвоенных территорий Российской Федерации. Для успешного воплощения идеи ландшафтно-усадебной урбанизации необходимы государственная политика поддержки данного проекта и трудовой потенциал соответствующим образом подготовленных специалистов. Таким потенциалом могут стать комплексные команды специалистов – выпускников аграрных вузов нашей страны, подготовленных с учётом их предварительного опыта работы в студенческих строительных отрядах и во время учебной производственной практики. При таком подходе и учебная производственная практика студентов и их работа в составе студенческих строительных отрядов должны быть ориентированы на концепцию ландшафтно-усадебной урбанизации конкретных сельских территорий или административных районов, в которые планируется их дальнейшее трудоустройство.
В процессе осуществления идеи ландшафтно-усадебной урбанизации сельских территорий возможна комплексная реализация сразу четырёх национальных проектов Российской Федерации: «Развитие АПК» (Государственная программа развития сельского хозяйства на 2008 – 2012 гг.), «Развитие образования», «Доступное жильё» и «Здоровье». Кроме того, вышеописанный подход к подготовке трудового потенциала для ландшафтно-усадебной урбанизации сельских территорий будет способствовать закреплению молодых специалистов на селе с учётом их профессиональных, социальных и экономических интересов, а так же снижению техногенного давления мегаполисов на природу и человека как её часть. В свою очередь успешная реализация всех национальных проектов – условие устойчивого развития России в XXI веке.
(Научная статья ректора СПбГАУ, д.э.н., профессора В. А. Ефимова, и проректора СПбГАУ, к.ф.н. И. В. Солонько, [email protected] ).