Компетентностно-ориентированные оценочные средства
Средства оценивания:
Диагностирующий контроль
Не запланирован
Текущий контроль
Таблица 4
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Средства текущего контроля |
Предмет и хронология Нового времени | Контроль работы на семинарских и практических занятиях. | |
Духовные искания в эпоху Возрождения и Реформации | Контроль работы на семинарских и практических занятиях. Проверка эссе | |
Абсолютизм как исторический феномен | Контроль работы на семинарских и практических занятиях. Проверка рецензии | |
Буржуазные революции XVII – конца XVIII вв. | Проверка рецензии Индивидуальное собеседование (по проблематике «Внутриполитическое развитие стран Европы и Америки в XVII – XVIII вв.») | |
Социально-экономическое развитие Запада в новое время | Контроль работы на семинарских и практических занятиях. | |
Формирование наций и складывание национальных государств в Европе и Америке в ХIХ – начале ХХ вв. | Контроль работы на семинарских и практических занятиях. Проверка эссе | |
Общественная мысль и культура Европы и Америки в XIX веке | Контроль работы на семинарских и практических занятиях. Проверка рецензии | |
Европа и Америка в системе международных отношений в новое время | Контроль работы на семинарских и практических занятиях. Проверка хронологических таблиц |
Оценочные средства для текущего контроля
Вопросы для подготовки к семинарским и практическим занятиям
(от 17 до 34 рейтинговых баллов)
Раздел «Предмет и хронология Нового времени»
─ Новая история как период всемирной истории.
─ Периодизация Новой истории в различных концепциях исторического развития.
─ Современные научные дискуссии о содержании и хронологических рамках Нового времени.
Раздел «Духовные искания в эпоху Возрождения и Реформации»
─ Поздний гуманизм и его содержание.
─ Протестантская Реформация и католическая Реформация: борьба за духовное обновление мира.
─ Гуманисты и реформаторы: союзники или оппоненты.
─ Лютеранство, цвинглианство и кальвинизм: точки соприкосновения и различия.
─ Трудовая этика протестантизма и развитие капитализма. Контрреформация и ее роль в истории европейского общества XVI-XVII вв.
Раздел «Абсолютизм как исторический феномен»
─ Европейский абсолютизм как исторический феномен.
─ Французский абсолютизм как эталон европейского абсолютизма. Становление суверенного национального государства в Европе.
─ Кризис Старого порядка в Европе.
─ Просвещение как культурно-исторический феномен.
─ Европейские страны в эпоху «просвещенного абсолютизма»: общее и особенное.
─ Просвещение и абсолютизм: проблема совместимости.
Раздел «Буржуазные революции XVII - конца XVIII вв.»
─ Англия XVII-XVIII веков: от революции к реформам.
─ Особенности английского абсолютизма.
─ Английская революция середины XVII века: причины, характер и последствия.
─ Англия в эпоху Реставрации Стюартов и «Славной революции»
─ Колониальный опыт американских колонистов и его роль в формировании американской идентичности.
─ Идейные истоки американской революции: между традициями и современными теориями.
─ Основы американской государственности.
─ Французская революция: национальные особенности и всемирно-историческое значение.
─ Основные этапы и итоги французской революции.
Раздел «Социально-экономическое развитие Запада в новое время»
─ Проблемы социально-экономической модернизации западных стран в новое время.
─ Промышленная революция и становление индустриального общества на Западе: общее и национальное.
─ Империализм как стадия развития индустриального общества.
─ Монополизация рыночной экономики: причины, формы и последствия.
Раздел «Формирование наций и складывание национальных государств в Европе и Америке в Х1Х – начале ХХ вв.»
─ Поздние буржуазные революции: общее и особенное.
─ Национальная идея и европейские революции.
─ Объединение Германии и Италии: общее и особенное.
─ Гражданская война в США.
─ Австро-Венгрия как многонациональное государство.
─ Бонапартизм как особая политическая традиции Франции XIX – XX веков.
─ Викторианская Англия: имперское сознание и национализм.
Раздел «Общественная мысль и культура Европы и Америки в XIX веке»
─ Либерализм vs консерватизм: антагонисты или союзники.
─ Социализм: его место и роль в европейской общественной мысли XIX – начала ХХ века.
─ Основные течения западной мысли XIX – начала ХХ века: противостояние и точки соприкосновения.
─ Рабочее и социалистическое движение Европы и Америки в XIX – начале ХХ века: проблема разрыва и интеграции в западную политическую систему.
Раздел «Европа и Америка в системе международных отношений в новое время»
─ Основные этапы развития международных отношений в Новое время.
─ Великие географические открытия и столкновение цивилизаций: позитивные и негативные аспекты.
─ Становление общеевропейской системы международных отношений (XV - первая половина XVII вв.).
─ Консолидация и кризис Вестфальской системы международных отношений (середина XVII – конец XVIII вв.).
─ Международные отношения в эпоху революционных и наполеоновских войн (конец XVIII – начало XIX века).
─ Венская система международных отношений (1815 – 1870 гг.).
─ Франкфуртская система международных отношений.
─ Международные отношения в последней трети ХIХ – начале ХХ вв.: на пути к мировым войнам.
Темы эссе по второму разделу (рейтинговые баллы 5 – 10)
1. Католицизм и протестантизм: итоги многовекового спора.
2. Проблема толерантности в начальный период Нового времени.
3. Реформация протестантская и Реформация католическая: особенности культурного противостояния.
Монографии для рецензирования по разделу 3 (рейтинговые баллы 3 – 6)
- Андерсон П. Родословная абсолютистского государства. – М.. 2010.
- Кагарлицкий Б. От империй – к империализму: государство и возникновение буржуазной цивилизации. – М., 2010.
- Кеймен Г. Испания: дорога к империи. – М.,2007.
- Маккенни Р. XVI век. Европа. Экспансия и конфликт. – М.,2004..
- Хенщелл Н. Миф абсолютизма. – М., 2003.
- Грей Д. Поминки по Просвещению. – М., 2003.
- Мир Просвещения. Исторический словарь / Под ред. В. Ферроне и Д. Роша. – М., 2003.
Монографии для рецензирования по разделу 4 (рейтинговые баллы 3 – 6)
- Бейлин Б. Идеологические истоки американской революции – М., 2010.
- Боботов С.В. Наполеон Бонапарт. Реформатор и законодатель. – М., 1998.
- Чудинов А. В. Французская революция: история и мифы. – М., 2007.
- Шартье Р. Культурные истоки французской революции. – М., 2001.
- Эйлмер Д. Восстания и революция?: Англия 1640-1660. – СПб, 2004.
Темы эссе по шестому разделу (рейтинговые баллы 5 – 10)
- Национальный вопрос и национализм в XIX – начале ХХ века
- Национальный вопрос и демократическое развитие западных стран в XIX – начале ХХ вв.: взаимосвязь и взаимозависимость
Монографии для рецензирования по разделу 7 (3 – 6 баллов)
- Айрапетов А.Г.. Юдин А.И. Западноевропейский и русский утопический социализм нового времени. – М., 1991.
- Европейская политическая мысль XIX века / Отв. И.К. Пантин. – М., 2008.
- Европейский либерализм в новое время: теория и практика. – М. ,1995.
- Кучеренко г.С. Сенсимонизм в общественной мысли XIX века. – М., 1975.
- Ревякин А.В. Социализм и либерализм во Франции в середине XIX века. – М., 1999.
Примерная тематика хронологических таблиц по 8 разделу (2 – 4 балла)
- Основные этапы развития международных отношений в Новое время.
- Великие географические открытия и столкновение цивилизаций: позитивные и негативные аспекты.
- Становление общеевропейской системы международных отношений (XV - первая половина XVII вв.).
- Консолидация и кризис Вестфальской системы международных отношений (середина XVII – конец XVIII вв.).
- Международные отношения в эпоху революционных и наполеоновских войн (конец XVIII – начало XIX века).
- Венская система международных отношений (1815 – 1870 гг.).
- Франкфуртская система международных отношений.
- Международные отношения в последней трети ХIХ – начале ХХ вв.: на пути к мировым войнам.
- Феномен колониализма в Новой истории стран Запада.
Рубежный контроль (4-8 баллов)
Индивидуальное собеседование (по проблематике «Внутриполитическое развитие стран Европы и Америки в XVII – XVIII вв.»)
Промежуточная аттестация
Специфика системы промежуточной аттестации определяется модульной структурой дисциплины «История Нового времени» (параллельное освоение модулей «Новая история стран Европы и Америки» и «Новая история стран Азии и Африки»). Для каждого модуля составляется рабочая учебная программа и автономный рейтинг-план, предполагающий экзаменационную оценку. Итоговая (общая) оценка по дисциплине определяется на основании среднего балла по двум модулям.
С учетом специфики рейтинговой системы промежуточная аттестация (итоговый контроль по дисциплине) осуществляется в формате портфолио рейтинговых заданий, т.е. итоговая оценка по каждому из модулей является накопительной – она определяется количеством баллов, которые студент набрал в течение семестра за работу на семинарских и практических занятиях, а также за выполнение иных заданий текущего контроля. Выполнение любого задания на уровне ниже «удовлетворительного» не дает рейтинговых баллов. Поощрительные бонусы и штрафные санкции могут составить до 20 баллов. Суммарная оценка базовой части рейтинг-плана каждого из модулей составляет 100 баллов. Рейтинг-план также включает в себя вариативную часть, состоящую из компенсирующих учебных заданий (их выполнение позволяет студентам повысить рейтинговую оценку в текущем порядке или во время сессии). Расчет итоговой рейтинговой оценки по модулю: от 50 до 70 баллов – «удовлетворительно», от 71 до 89 баллов – «хорошо», от 90 до 100 баллов – «отлично».
Экзамен планируется как самостоятельная контрольная процедура в составе рейтинговой системы (8 – 16 баллов), но он не является обязательным для студентов, набравших необходимое количество баллов для итоговой оценки. Для допуска к экзамену студент обязан набрать не менее 42 баллов за семестр.
Примерный перечень вопросов к экзамену (8 -16 баллов)
1. Новая история Европы и Америки: проблема хронологических рамок и содержательная структура.
2. Великие географические открытия и столкновение цивилизаций: позитивные и негативные аспекты.
3. Испанская колониальная империя в период становления: особенности и принципы колониального строительства.
4. Поздний гуманизм и его место в интеллектуальной истории XVI века.
5. Поздний гуманизм и Реформация: точки соприкосновения и границы взаимодействия.
6. Протестантская реформация как интеллектуально-духовное движение.
7. Лютеранство, цвинглианство и кальвинизм: точки соприкосновения и различия.
8. Протестантизм и развитие капитализма: проблема взаимосвязи и взаимодействия.
9. Католическая реформация как интеллектуально-духовное движение.
10. Европейский абсолютизм как исторический феномен.
11. Становление суверенного национального государства в Европе в новое время.
12. Западное государство vs общество в новое время: смысл конфликта.
13. Литературная Республика» и ее роль в общественно-политической жизни Европы XVIII в.
14. Просвещение как культурно-исторический феномен.
15. Просвещение и абсолютизм: проблема совместимости
16. Английская революция середины XVII века: дискуссии о целях и характере.
17. Становление парламентской монархии в Англии в XVII – XVIII вв.
18. Образование США: новая модель развития.
19. Французская революция: мифы и реальность.
20. Проблема разрыва и преемственности в европейских революциях нового времени.
21. Реформы Наполеона Бонапарта: проблема эффективности и успеха преобразований.
22. Рождение и становление индустриальной цивилизации на Западе.
23. Национальный вопрос и поздние европейские революции.
24. Австро-Венгрия: проблемы развития многонационального государства.
25. Объединение Италии и Германии: две модели образования европейских государств в XIX в.
26. Викторианская Англия: характер британского империализма.
27. Бонапартизм как политическая традиция Франции XIX в.
28. Парижская Коммуна: уроки мнимые и реальные.
29. Третья Республика во Франции как результат социально-политического компромисса.
30. Национальные движения и национализм в Европе и Америке в XIX в.
31. Север и Юг США в XIX веке: гражданская война или столкновение цивилизаций?
32. Роль фронтира в американской истории XIX века.
33. Европейский утопический социализм нового времени: мифы и реальность.
34. Европейская политическая мысль XIX века.
35. Рабочее и социалистическое движение Европы и Америки в XIX – начале ХХ века: проблема разрыва и интеграции в западную политическую систему.
36. Становление общеевропейской системы международных отношений (XVI – середина XVII вв.).
37. Консолидация и кризис Вестфальской системы международных отношений (середина XVII – конец XVIII вв.).
38. Революционные и наполеоновские войны: их влияние на социально-экономическое и политическое развитие Европы и Америки.
39. Венская система международных отношений: от становления к кризису.
40. Феномен колониализма в новой истории стран Запада.