Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта. Ст 263

Диспозиция-Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, за исключением случаев, предусмотренных статьей 271.1 настоящего Кодекса, а равно отказ указанного лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба

место в ук рф-Раздел IX. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка,Глава 27. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ
И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА

Общественная опасность данного преступления состоит в том, что в результате нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или внутреннего водного транспорта и метрополитена происходят крушения поездов, кораблей, авиакатастрофы, аварии этих видов транспортных средств, влекущие многочисленные человеческие жертвы, колоссальный материальный, экологический вред, а также дезорганизацию функционирования транспортной инфраструктуры в отдельных регионах.

Объект рассматриваемого преступления - состояние защищенности личности, общества и государства от угроз, сопряженных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или внутреннего водного транспорта и метрополитена. Эта защищенность предполагает безаварийность, способность надлежащего функционирования транспорта без угрозы для жизни или здоровья людей, уничтожения или повреждения имущества. Дополнительными объектами могут выступать жизнь и здоровье людей, собственность, окружающая среда и др.

Предметом данного преступления являются те предметы материального мира, которым причиняется вред в виде повреждения, разрушения или их уничтожения, в том числе и транспортные средства, которыми управляли виновные или которые эксплуатировались ими. Как обоснованно отмечает А.В. Наумов, указанные транспортные средства в зависимости от характера нарушения могут выступать в одних случаях как предметы преступления, а в других - как орудия его совершения <1>. Например, когда машинист электровоза проезжает, игнорируя запретительный сигнал, и это приводит к указанным в ст. 263 УК РФ последствиям, электровоз выступает орудием, а не предметом этого преступления. Если же при этом будут повреждены или уничтожены сам электровоз или транспортируемые им вагоны, то они уже приобретают свойства предмета преступления.

Понятием железнодорожного транспорта охватываются как подвижной состав, так и железнодорожные пути с соответствующей инфраструктурой. Железнодорожный подвижной состав включает в себя локомотивы (тепловозы, электровозы и др.), пассажирские, грузовые вагоны, дрезины, электрички как совокупность электровоза и системы вагонов. К нему также относятся отдельно функционирующие маневровые локомотивы пристанционного использования, аварийные, снегоочистительные поезда, поезда метрополитена. Что касается шахтных, внутрицеховых транспортных средств (электровозов, вагонеток и др.), выполняющих чисто производственные функции, связанные с технологическими процессами, то они не могут относиться к рассматриваемому виду транспорта.

Воздушный транспорт - это гражданские воздушные суда, места для их приземления (аэродромы, вертолетные площадки) с оборудованием, обеспечивающим взлет и посадку летательных аппаратов, в том числе средства связи и управления воздушным движением, сигнальные огни и т.п. Под воздушным судном понимается летательный аппарат, который держится в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности. К воздушным судам относятся летательные аппараты как тяжелее, так и легче воздуха (самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли и др.). Для квалификации деяния по ст. 263 УК РФ не имеет значения ведомственная принадлежность и форма собственности летательного аппарата. Исключение в данном случае составляют военные летательные аппараты, нарушение правил безопасности и эксплуатации которых образует состав преступления, предусмотренный ст. 351 УК РФ.

Водный транспорт - это морской, речной и озерный транспорт, т.е. все самоходные морские, речные, озерные суда, включая катера, моторные лодки, (маломерные суда), а также маяки, бакены, причальные сооружения, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов, для рыболовства, научно-исследовательской деятельности и других целей независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, за исключением военных кораблей, нарушение правил безопасности движения и эксплуатации которых образует состав преступления, предусмотренный ст. 352 УК РФ.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263 УК РФ, включает:

1) нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или внутреннего водного транспорта и метрополитена;

2) причинение тяжкого вреда здоровью человека;

3) причинную связь между деянием и наступлением последствий.

Диспозиция анализируемой нормы бланкетная. В ней указывается на нарушение специальных правил безопасности движения или эксплуатации транспорта, которые содержатся в нормативных правовых актах, регламентирующих работу отдельных видов транспорта. Все ведомственные акты в литературе подразделяют на четыре группы: 1) регулирующие безопасность движения; 2) регулирующие безопасность эксплуатации; 3) регулирующие безопасность движения и эксплуатации; 4) регламентирующие допуск лиц к работе <1>.

Обязательным признаком объективной стороны состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263 УК РФ, является причинение по неосторожности в результате нарушения соответствующих правил тяжкого вреда здоровью человека, понятие которого было раскрыто ранее. А между нарушением правил дорожного движения и эксплуатации указанных выше транспортных средств и этими последствиями должна быть установлена причинная связь. Отсутствие последней исключает квалификацию допущенного нарушения по ст. 236 УК РФ. На данное обстоятельство обратила внимание судов Судебная коллегия Верховного Суда РСФСР по делу Щ. <1>.

Субъект преступления - специальный. Им является лицо, обязанное в силу своей работы или занимаемой должности соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или внутреннего водного транспорта и метрополитена.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности. Лицо, нарушая правила безопасности движения или эксплуатации транспорта или метрополитена, предвидит возможность причинения указанных в ч. 1 ст. 263 УК РФ последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение либо не предвидит наступления этих последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 263 УК РФ, относится к категории преступлений небольшой тяжести.

В ч. 2 данной статьи предусмотрен квалифицирующий признак - причинение в результате нарушения указанных выше правил по неосторожности смерти человека. Данное деяние отнесено законодателем к категории преступлений средней тяжести.

Особо квалифицирующим признаком данного преступления является причинение по неосторожности смерти двум или более лицам.

В случаях, когда транспортное средство было незаконно захвачено посторонним лицом, допустившим затем нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспорта или метрополитена, повлекшее последствия, указанные в ст. 263 УК РФ, уголовная ответственность должна наступать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 211 и 263 УК РФ.

Наши рекомендации