Применение права: понятие, значение, отличие от иных форм реализации права
Применение права – это осуществляемая в специально установленных законом формах государственно-властная, организующая деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном случае и вынесении индивидуально-правовых актов – актов применения права (Григорьев, Черкасов).
В литературе выделяют 2 формы применения права:
· оперативно-исполнительная форма применения права – это властная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права. Указанная форма деятельности – основной способ организации исполнения положительных велений права.
· Правоохранительная деятельность – это деятельность компетентных органов по охране норм права от нарушений.
Необходимость правоприменения, как формы реализации диктуется следующими обстоятельствами:
1. При возникновении конфликта, спора между субъектами правоотношения и при необходимости его разрешить.
2. При защите прав граждан и осуществлении мер юридической ответственности.
3. При распределении общественных благ, находящихся в собственности государства.
4. При выполнении функций управления внутри государственного аппарата (назначение на должность, увольнение, поощрение, регулирование поведения должностных лиц).
5. Стремлением государственного аппарата сохранить контроль за поведением населения (лицензирование).
6. когда правоотношение не может появиться без властного веления государственного органа или должностного лица (призыв граждан на действительную воинскую службу, назначение пенсии и т.д.)
7. когда требуется официально установить наличие или отсутствие конкретных фактов и признать их юридически значимыми. Например, только в судебном порядке можно признать гражданина умершим или безвестно отсутствующим.
В отличие от непосредственных форм реализации права, правоприменение имеет особые черты.
1. Это деятельность властных органов. Ими могут быть государственные органы, должностные лица, наделенные властными полномочиями, негосударственные органы. Гос. органы и должностные лица имеют право предписывать определенное поведение другим участникам правоотношений.
Негосударственные органы могут быть субъектами правоприменения - например, органы местного самоуправления, третейские суды, руководители предприятий; они должны быть наделены государством полномочиями осуществления правоприменительной деятельности, имеют строго определенную компетенцию, в рамках которой их деятельность считается правоприменительной, а если выходит за рамки, то правоприменительной уже не может считаться.
Физические лица не могут быть субъектами правоприменения, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность. Однако это не умаляет роли граждан в правоприменительной деятельности. Нередко по их инициативе осуществляется применение права (например, заявление гражданина о приеме на работу или назначении пенсии и т.д.)
2. Эти органы имеют строго установленные рамки властной деятельности по реализации права, так как они должны обладать строгой компетенцией, в рамках которой их деятельность считается правомерной. (По форме).
3. Это деятельность по реализации норм права в конкретной жизненной ситуации. Поэтому она является реализацией конкретной нормы, то есть не является произволом власти. В результате правоприменения устанавливаются предписания - индивидуальный акт правоприменения. Это предписание содержит указание на конкретные субъективные права и юридические обязанности точно указанных в нем субъектов права.
4. Этот акт имеет властный характер, то есть реализация этого акта обеспечивается силой государственного принуждения.
Кроме 4-х основных признаков можно выделить дополнительные:
1. Правоприменение - деятельность, проходящая, как правило, в строго установленном законом порядке. Сам процесс правоприменения урегулирован процессуальными нормами, в которых указаны порядок, стадии, сроки.
2. Правоприменение - управленческая деятельность, то есть организующая деятельность по принятию решения.
3. Это творческая деятельность, так как нормы права носят абстрактный характер, а жизненные ситуации разнообразны в своих проявлениях.
4. Это политическая деятельность, так как:
1) осуществляется политическим институтом – государство;
2) касается отношений между различными социальными группами и категориями граждан;
3) в актах правоприменения происходит реализация воли государства в лице правящих социальных групп.