Социальная роль, сущность права и его функции.

Функции права — это основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведение людей. “Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага” (Соловьев B.C.)Регулятивная функция — это непосредственное воздействие права на нормальные, естественные и полезные для человека и общества действия, то есть это установление позитивных правил поведения.
Регулятивная функция воздействует на общественные отношения двумя способами:
- статическим способом, закрепляя эти отношения в нормативно-правовых актах: экономический, политический, государственный строй, права и обязанности, свободы граждан;
- динамичным способом, который заключается в предоставлении необходимых и полезных личности и обществу отношений обязанностей.
В рамках осуществления регулятивной функции право посредством норм права определяет праводееспособность граждан; закрепляет и изменяет правовой статус физических лиц; определяет компетенцию юридических лиц, полномочия должностных лиц и организаций; определяет юридические факты, устанавливает конкретные правовые связи между субъектами права (регулятивные правоотношения); предписывает оптимальный тип правового регулирования (общедозволительный или разрешительный) применительно к конкретным общественным отношениям и др.
Охранительная функция права — это правовое воздействие, направленное на охрану положительных и вытеснение вредных для человека и общества отношений, на предупреждение и пресечение правонарушений, на восстановление нарушенных прав посредством применения мер государственного принуждения.
Проявляется в охранительных правоотношениях и в правоохранительной деятельности государственных и уполномоченных на то негосударственных органов (установление запретов, введение и применение санкций).
Воспитательная функция проявляется во всем действии права, в его существовании, она побуждает людей действовать правомерно, формирует у граждан позитивное восприятие права.
Правовые функции осуществляются методами убеждения и принуждения.
Убеждение — это административно-правовой (управленческий) метод, который проявляется в использовании различных разъяснительных, воспитательных, организационных мер для формирования воли подвластного или ее преобразования.
Принуждение — это административно-правовой метод, который заключается в применении субъектами исполнительной власти установленных правовыми нормами принудительных мер в связи с неправомерными действиями субъектов права.
Социальная ценность права состоит в способности права служить целью и средством удовлетворения социально-справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом, а также выступать силой, противостоящей произволу.
Социальная ценность права проявляется в том, что:
- право, как незаменимое средство государственного управления, упорядочивает существующие общественные отношения;
- выражая общую волю участников общественных отношений, право способствует развитию наиболее желаемых для общества и индивида отношений;
- право является универсальным и оптимальным средством обеспечения безопасности и личной свободы людей;
- право противостоит произволу, несвободе, бесконтрольности отдельных индивидов и групп;
- право выражает идеи справедливости;
- право выступает мощным фактором развития общества;
- в современных условия право приобретает всеохватывающее значение, так как позволяет разрешать напряженности и конфликты в международных и национальных отношениях и др.

Право: понятие, признаки и их характеристика.

Понятие права

 
 
 

В действующих политико-правовых системах существуют различные подходы к понятию и определению права. Такое обстоятельство во многом объясняется многозначностью данного понятия. Право одновременно является и идеалом, и реальностью, порождением социального порядка и проявлением воли, системой нормативов поведения и притязанием отдельного субъекта, инструментом свободы и орудием произвола. Кроме того, плюрализм определений обусловлен рядом объективных и субъективных факторов, среди которых определяющее значение могут иметь особенности национальной культуры, специфика исторической и политической обстановки (сравните господствующие правопонимания при тоталитарных и демократических режимах), уровень научной разработки проблемы, а также субъективные позиции ученых, выражающих различное отношение к природе, социальному назначению, исторической судьбе права.

В настоящее время сложились два основных направления в правопонимании.

Так, сторонникиестественно-правовой концепции утверждают, что право как объективное явление общественной жизни создается не человеком и уж тем более не государством. Оно формируется природой или божественной силой, утверждая тем самым справедливость и равноправие, оберегая человечество от произвола.

Представителипозитивистского направления, напротив, отмечают, что право не может быть аморфным и создаваться мифической природой. Оно создается государством как объективно существующий и общепризнанный стандарт поведения и только при этом условии может четко и недвусмысленно регулировать общественные отношения.

В рамках этих направлений существует множество школ. Их представители преувеличивают значение отдельных признаков, свойств и источников этого явления. Так, развивая представления сторонников естественно-правовой концепции о праве как системе идей и нравственных принципов, представители психологической школы понимают под правом психические переживания людей по поводу взаимной деятельности. Юридический позитивизм в своей крайней форме проявился в нормативистской теории. По мнению представителей этой школы, содержание права состоит только из норм абстрактного долженствования. Представители социологической школы, отмечая, что идеи и абстрактные нормы не позволяют четко и справедливо регулировать отношения, утверждают право как систему действий правоприменительных органов но разрешению конкретных ситуаций, что вызывает возможность произвола. На наш взгляд, следует лишь приветствовать разные подходы к правопониманию. В научном плане каждая из доктрин является шагом к познанию природы и возможностей права. В практическом — благодаря спорам о праве более рационально решаются современные вопросы об источниках, эффективности, системности права, способах и средствах разрешения противоречий и т. д.

Названные концепции, наряду с идеями, оказавшимися неоправданными или невостребованными, содержат рациональные моменты, правильно отражая отдельные свойства и аспекты права. Вместе с тем авторы, часто и необоснованно абсолютизирующие их, не дают объективного, комплексного представления о данном явлении в целом.

Признаки права

Рассмотрим основныепризнаки права.

Нормативность

По своему содержанию право состоит из норм, нормативных предписаний, опредедяюших необходимые признаки типичных жизненных ситуаций и общие правила поведения оказавшихся в них субъектов. Нормативность позволяет удовлетворить отмеченную К. Марксом общественную потребность «охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена».

Волевой характер

История правовой мысли уже давно связывает сущность права с волей. Однако для одних право — это воля господствующего класса, для других право является свободным выражением воли индивидов. В любом случае право является своеобразной формой обозначения и защиты интересов субъекта от конкурирующих интересов. Будучи основой волевого устремления субъекта, именно интерес как осознанная потребность становится решающей правообразующей силой, что подтверждается действительностью. Всякая нормативная абстракция, для того чтобы стать действенной и справедливой, должна изменяться по содержанию, отвечая требованиям своего времени, а толчком к таким изменениям становятся интересы реальных участников общественных отношений, потребности практики.

Всякое право по своей сущности является сбалансированной волей общества. Волей, определяющей наиболее целесообразный порядок регулирования и развития социально значимых отношений. В ней должны найти необходимое сочетание общественный, государственный и индивидуальный интересы. Причем в конкретных предписаниях, в зависимости от специфики регулируемых отношений, удельный вес этих интересов может весьма существенно изменяться. В одних (конституционных) может преобладать общественный или государственный, в других (купли-продажи) — индивидуальный интерес. При нарушении необходимого паритета этих интересов снижается эффективность правового регулирования, а при их противопоставлении право превращается в свою противоположность — в узаконенный произвол.

Таким образом, баланс интересов означает учет интересов общества, государства и отдельных личностей при доминирую- щсм значении общественного интереса, потому что благодаря его приоритету поддерживается целостное состояние общественной системы и стимулируется достижение общей цели — благополучие всех субъектов права. Свобода воли одного субъекта должна быть согласована и ограничена свободой воли других заинтересованных субъектов. По своей сути этот баланс отражает соотношение политических сил в обществе, а по содержанию он выражается в паритете прав и обязанностей будущих участников регулируемых отношений. Поэтому источник юридической силы правового предписания состоит не столько в принудительном его осуществлении и полномочиях правотворческого органа, сколько в степени согласования воль субъектов права, направленных на достижение определенных юридических последствий.

Формальная определенность

Для того чтобы приобрести всеобщее значение, общеобязательные юридические свойства, общественная воля должна быть выражена в форме официального юридического акта, установленного государственной властью и содержащего формализованные предписания, определяющие границы внешней свободы субъектов права. Ведь юридическое регулирование не терпит аморфности и неопределенности в правовых предписаниях. С помощью письменных документов стало возможным достижение предельной точности и ясности фиксации фактов, имеющих юридическое значение. Причем каждый государственный орган в границах своих полномочий вправе принимать лишь определенные формы юридических актов (законы, указы и т. д.).

Общеобязательность

Принятые правовые предписания адресуются не конкретному индивиду, а неопределенно большому количеству лиц, выделенных родовыми свойствами субъекта (истец, ответчик, студент, несовершеннолетний и т. п.). Они обязательны для исполнения ими под страхом наказания за нарушение.

Наши рекомендации