Сущность права. Социальная ценность права, его функции

При рассмотрении сущности права важно учитывать две стороны - формальную и содержательную. С формальной точки зрения любое право по своей природе - регулятор и стимулятор общественных отношений. Однако если при анализе сущности права ограничиваться данным аспектом, то право в разные эпохи и в разных государствах будет одинаковым по своей сути, и мы никогда не сможем познать сущность права конкретного общества. Например, рабовладельческое право Древнего Рима и современное право Италии далеко не тождественны по своей сущности.

История показывает, что право может использоваться в различных целях как средство первоочередного удовлетворения потребностей тех или иных классовых, общественных, религиозных, национальных, расовых и других интересов.

Исходя из этого, можно выделить и соответствующие подходы к сущности права. Хронологически первым является классовый подход, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса.

Существует также общесоциальный подход, который рассматривает право как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества.

Здесь право применяется в более широких целях - как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии, политического плюрализма и т.п.

Наряду с этими основными выделяют и другие - религиозный, этнический, расовый и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответствующие интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях, судебной практике.

Сущность права многопланова.

Раскрыть значение права для общества и конкретизировать его сущность призвана категория "ценность права", под которой понимается способность права служить средством для удовлетворения справедливых, прогрессивных интересов общества и отдельной личности.

Итак, право есть совокупность исходящих от государства общеобязательных, формально определенных норм, выражающих идеи свободы, справедливости, гуманизма, нравственности, прав человека и призванных регулировать поведение людей и их коллективов в целях стабильного функционирования и развития общества.

Частное и публичное право

В любом праве есть нормы, призванные обеспечивать прежде всего общезначимые (публичные) интересы, т.е. интересы общества, государства в целом (конституционное право, уголовное, процессуальное, административное, финансовое, военное), и нормы, защищающие интересы частных лиц (гражданское право, трудовое, семейное, торговое, предпринимательское, кооперативное и т.д.).

Публичное право связано с публичной властью, носителем которой является государство. Частное право «обслуживает» в основном потребности частных лиц (физических и юридических), не обладающих властными полномочиями и выступающих в качестве свободных и равноправных собственников.

Частное право связано в первую очередь с возникновением и развитием института частной собственности и теми отношениями, которые зарождаются на его основе

Частное право – это совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения частных собственников в процессе производства и обмена, их интересы как свободных субъектов рынка. Публичное же право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок деятельности органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, других представительных и правительственных учреждений, осуществления правосудия, борьбу с посягательствами на существующий строй.

Разумеется, указанные функции в конечном счете тоже отвечают интересам всех. Поэтому частное право не может существовать без публичного, ибо последнее призвано охранять и защищать первое. Частное право опирается на публичное, без которого оно могло бы быть обесценено. В общей правовой системе они тесно взаимосвязаны и их разграничение до некоторой степени условно.

Основная функциячастного права заключается в распределении идеальных и материальных благ, в прикреплении их за определенными субъектами. Руководящую нить надо искать в содержании права и связывать ее с противоположностью частного, индивидуального публичному, общественному. Публичное право регулирует отношения между людьми исключительно велениями, исходящими от одного-единственного центра, каковым выступает государственная власть. Частное же право с его индивидуализмом представляет собой систему юридической децентрализации.

7. Методология и методы теории государства и права: общая характеристика

Методология ТГП представляет собой комплекс взаимосвязанных методов (то есть приемов, способов, подходов) и принципов, с помощью которых осуществляется процесс изучения предмета данной науки.

Метод в науке, в научной деятельности – это средство (прием), с помощью которого добывается новое знание либо осуществляется систематизация, оценка, обобщение имеющейся информации (это способ познания окружающей действительности).

В процессе изучения теории государства и права используются общенаучные, специальные и частные методы.

1. Общенаучные методы – это средства познания, используемые во всех областях научного знания (системно-структурный метод, функциональный подход, метод моделирования, общие логические приемы и т. д.)

Системно-структурный - исследование внутреннего устройства (структуры) изучаемого явления, а также исследование связей как между составными частями внутри самого явления, так и с родственными явлениями и институтами.

Функциональный метод используется для выделения в различных системах составляющих структурных частей с точки зрения их предназначения, роли, взаимосвязи, а также реального действия исследуемых явлений.

Метод моделирования - создание абстрагированных от жизненных реалий моделей, концепций явлений вообще (чистого права, идеального государства и т. п.), изучение созданных моделей, а затем распространение полученных сведений на одноименные явления, существующие в реальности.

Общие логические приемы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза) используются для определения научных понятий, последовательной аргументации теоретических положений, устранения неточностей и противоречий.

2. Специальные методы – это приемы и способы познания, которые разрабатываются в рамках обособленных научных групп (например, социологический, статистический и др.методы)

Социологический метод - особое направление общетеоретических исследований – социологию права, которая изучает связи права с жизнью (как анкетирование, опросы населения, проведение социально-правовых экспериментов и т. д.)

Статистический методпомогает получить количественные данные, характеризующие изучаемое явление.

3. Частно-правовые методы – это приемы и способы познания, выработанные непосредственно той или иной юридической наукой. Частно-правовые методы ТГП: методы сравнительного правоведения, теоретико-правового моделирования и прогнозирования, формально-юридический, типологии права, интерпретации права, восполнения пробелов в праве и др.

Метод сравнительного правоведения предназначается для изучения различных государственно-правовых систем путем сопоставления одноименных институтов, принципов, школ (объект - аналогичные или сходные институты двух или нескольких политических и правовых систем).

Метод теоретико-правового моделирования - создание теоретических моделей, в рамках которых воплощаются представления об идеальных формах государства и права (сейчас идеальная для РФ модель – правовое гос-во).

Формально-юридический метод - изучение права в чистом виде, вне связи с другими социальными явлениями (политикой, экономикой, идеологией и т. д.). Исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников права, метод систематизации нормативного материала, правила юридической техники – все это конкретные проявления формально-юридического метода. Формально-юр метод помогает описать, классифицировать и систематизировать государственно-правовые феномены, исследовать их формы.

8. Принципы права: понятие, классификация и роль в правовом регулировании

Принципы права - основные идеи, исходные положения, ведущие начала, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Принципы права играют роль ориентиров, определяющих пути совершенствования как правовых норм, так и правового регулирования общественных отношений. Они выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой общие правила поведения, которые прямо сформулированы в законе или выводятся из его смысла. Отражаясь, прежде всего, в нормах права, принципы пронизывают всю правовую жизнь общества, правовую систему государства. Они характеризуют не только сущность, но и содержание права, отражают его внутреннее строение и процесс правоприменения. Принципы права оказывают огромное влияние на весь процесс подготовки и принятия нормативно-правовых актов, играют определенную роль при разрешении коллизий в праве, при использовании аналогии права.

Общие принципы представляют собой исходные начала, которые имеют нормативно‑руководящий характер и раскрывают сущность и социальную природу всего права в целом, их можно разделить:

– на принцип законности – означает обязанность всех субъектов общественных отношений правильно и беспрекословно придерживаться всех нормативных правовых актов, а также обеспечивать верховенство и единство закона, равенство всех перед законом и судом;

– принцип федерализма – отражает федеративное устройство государства, определяет соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации и т. д.;

– принцип гуманизма означает уважение личности, предоставление всех условий для нормального существования и развития человека, утверждение прав и свобод человека, запрет на любую деятельность, которая могла бы посягнуть на человеческое достоинство, и т. д.;

– принцип справедливости закрепляет применение при регулировании отношений средств убеждения для необходимого предписанного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного;

– принцип равноправия обозначает законодательное утверждение равенства всех граждан вне зависимости от их расы, национальности, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения;

– принцип единства прав и обязанностей означает присутствие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обязанностей, иными словами, не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав.

Отраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые действуют в рамках какой‑либо одной отрасли права и отражают ее специфику.

Межотраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые характеризуют общность и специфику нескольких смежных отраслей права и функционируют в рамках двух или нескольких отраслей права:

1) принцип гласности;

2) принцип состязательности;

3) принцип неотвратимости юридической ответственности и т. д.

Наши рекомендации