Классификация юридических организаций
Юридические лица классифицируются по различным критериям.
В зависимости от цели осуществляемой организацией деятельности юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие (ст. 50 ГК РФ). Коммерческие организации — это юридические лица, созданные для занятия предпринимательской деятельностью, преследующие извлечение прибыли в качестве основной Цели своей деятельности. К ним относятся: хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия[5].
Некоммерческие организации не имеют основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками (учредителями). Предпринимательскую деятельность они могут осуществлять лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. К некоммерческим организациям относятся: потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), благотворительные и иные фонды, другие формы, предусмотренные федеральным законом. (см. Прил. Б)
В зависимости от прав учредителей (участников) в отношении юридического лица и его имущества (п. 2 ст. 48 ГК РФ) различают:
а) юридические лица, в отношении имущества которых их учредители (участники) имеют обязательственные права (право изъять внесенное в качестве вклада имущество, право на ликвидационную квоту, право на дивиденды и т.п.). К ним относятся хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы;
б) юридические лица, на имущество которых их учредители (участники) имеют право собственности или иное вещное право. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения;
в) юридические лица, на имущество которых их учредители не имеют имущественных прав (ни вещных, ни обязательственных). Это: общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (союзы и ассоциации). [8. с. 310]
Критерием для классификации юридических лиц может служить их организационно-правовая форма. По этому признаку коммерческие организации подразделяются на хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Среди некоммерческих организаций выделяются потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), учреждения, благотворительные и иные фонды, объединения коммерческих и некоммерческих организаций (союзы, ассоциации)[6].
Рассмотрим организационно-правовые формы коммерческих организаций.
Хозяйственные товарищества и общества — наиболее распространенная в имущественном обороте форма коллективного предпринимательства (ст. 66 ГК РФ). Гражданский кодекс содержит исчерпывающий перечень товариществ и обществ, допущенных к участию в гражданском обороте. К хозяйственным товариществам отнесены полные товарищества и товарищества на вере (коммандитные товарищества). Хозяйственные общества могут создаваться е форме акционерного общества (закрытого и открытого), общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью. При этом ГК полностью регулирует статус товариществ, не предусматривая издания для этих целей никаких специальных законов. В отношении обществ ГК ограничивается лишь общими правилами, подлежащими конкретизации в специальных законах. Уже приняты Федеральные законы: от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах»1, от 8 февраля 1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью»2.
Товарищества и общества имеют много общих черт. И те и другие являются коммерческими организациями, обладающими общей правоспособностью. Их уставный (в обществах) или складочный (в товариществах) капитал разделен на доли их участников. Как общества, так и товарищества являются собственниками своего имущества. Различия же в их правовом статусе определяются тем, что товарищество — это объединение лиц, тогда как общество — это объединение капиталов. Объединение лиц предполагает, помимо имущественных вкладов, непосредственное личное участие учредителей (участников) в деятельности организации. В отличие от этого создание хозяйственного общества не предполагает (хотя и не исключает) личного участия учредителей (участников) в предпринимательской деятельности. Важно также отметить, что участники товариществ в отличие от участников обществ обычно несут неограниченную ответственность по долгам товариществ всем своим имуществом, а не только имуществом товарищества. Это (так же, как и необходимость принимать личное участие в деятельности товарищества) объясняет недопустимость одновременного участия лица в нескольких товариществах, ибо нельзя одним и тем же имуществом отвечать по долгам нескольких организаций. Исключение составляют вкладчики в товариществах на вере, которые участвуют в деятельности товарищества только имущественными вкладами, а потому могут одновременно быть участниками нескольких товариществ. Сказанным определяется субъектный состав участников обществ и товариществ. В товариществах могут участвовать только индивидуальные предприниматели или коммерческие организации, поскольку они должны непосредственно заниматься предпринимательской деятельностью (п. 4 ст. 66 ГК РФ). Напротив, в обществах (а также в роли вкладчиков в товариществе на вере) по общему правилу могут быть любые субъекты гражданских прав, совсем не обязательно являющиеся предпринимателями. Исключение в этом отношении составляют государственные органы и органы местного самоуправления, государственные и иные финансируемые собственником учреждения, должностные лица государственных органов, участие которых в предпринимательской деятельности законом либо ограничено, либо запрещено (п. 4 ст. 66 ГК РФ).
Среди всех коммерческих организаций, основой организационно-правовой формы которых, как правило, является принцип корпоративности, выделяются организации, представляющие собой по организационно-правовой форме унитарные предприятия (ст. 113 ГК РФ). Унитарность предприятия означает, что его имущество неделимо и ни при каких условиях не может быть распределено по вкладам, долям или паям, в том числе между его работниками. Унитарные предприятия не наделяются правом собственности на закрепленное за ними имущество. Его собственником остается учредитель[7].
Создание и функционирование унитарных предприятий допускается лишь в форме государственных и муниципальных предприятий. Государственные предприятия учреждаются за счет государственного имущества органами управления Российской Федерации и входящих в ее состав субъектов, уполномоченными управлять государственным имуществом. Муниципальные предприятия учреждаются органами местного самоуправления за счет имущества муниципальных образований. В зависимости от того, на основе какого ограниченного вещного права имущество закреплено собственником за унитарным предприятием, выделяются два их вида: унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, и унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, или федеральное казенное предприятие. [18. с. 384]
Правовое положение производственных кооперативов регулируется помимо Гражданского кодекса Федеральным законом от 8 мая1996 г. «О производственных кооперативах»1. Согласно п. 1 ст. 107 ГК РФ производственным кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц.
Производственный кооператив, так же как и товарищество, — это, прежде всего объединение лиц, а не капиталов. Его участники обязаны участвовать в деятельности кооператива. Однако, в отличие от товариществ, в которых полными товарищами могут выступать лишь индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации, членами производственного кооператива могут быть любые граждане, достигшие 16 лет, и юридические лица. В соответствии с п. 4 ст. НО ГК РФ каждый член кооператива имеет один голос при принятии решения, а прибыль распределяется между членами, прежде всего в соответствии с их трудовым участием. Это характеризует производственный кооператив как артель — особую форму организации труда и предпринимательской деятельности граждан, основанную на началах равенства всех его участников.
2.2 Организационно-правовые формы некоммерческих организаций
Остановимся также на организационно-правовых формах некоммерческих организаций.
Правовое положение потребительского кооператива регулируется, помимо ГК РФ (ст. 116), Законом от 19 июня 1992 г. «О потребительской кооперации в Российской Федерации»1.
Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паев. Потребительская кооперация в интересах пайщиков ведет заготовительную, торговую, жилищно-строительную, гаражно-строительную и иные виды деятельности. Участниками потребительских кооперативов могут быть как граждане, так и организации. Членство в кооперативе не предполагает обязательного личного участия в его делах[8].
Правовое положение общественных и религиозных организаций (объединений), кроме ГК РФ (ст. 117), регулируется федеральными законами: от 19 мая, 1995 г. «Об общественных объединениях», от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»3, от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях», от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»4, от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях»1 и другими правовыми актами.
Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности интересов для удовлетворения духовных или материальных потребностей. Это могут быть партийные, профсоюзные, спортивные организации, организации в области культуры, охраны природы, животных и др.
Согласно ст. 117 ГК РФ участниками таких объединений могут быть только физические лица. При этом они не имеют ни вещных, ни обязательственных прав на имущество созданного ими юридического лица, т.е. граждане при выходе из организации не вправе требовать возврата членских взносов, пожертвований и иного переданного ей имущества. Юридическими лицами могут признаваться как отдельные звенья общественных организаций (например, профкомы в организациях), так и объединения этих организаций (например, профсоюзное объединение Всероссийский электропрофсоюз)[9].
Как собственники имущества общественные и религиозные организации (объединения) могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (например, издательскую деятельность, деятельность по изготовлению и ремонту спортивного инвентаря и т. п.).
Учреждение представляет собой вид некоммерческой организации, не являющейся собственником имущества. Учреждение обладает имуществом на праве оперативного управления. К учреждениям относятся органы государственного управления и органы местного самоуправления, учреждения образования и просвещения, культуры и спорта, социальной защиты и проч.
Ассоциации или союзы — это объединения юридических лиц, являющиеся некоммерческими организациями (ст. 121 ГК РФ). Они могут быть созданы как коммерческими, так и некоммерческими организациями. Формула ст. 121 ГК РФ исключает лишь одновременное участие в ассоциации или союзе коммерческих и некоммерческих организаций. Создаются они исключительно на добровольной основе для целей координации деятельности создавших их организаций, а также представления и защиты их общих интересов. Участники такого объединения сохраняют полную самостоятельность и права юридического лица, поэтому одно и то же юридическое лицо может состоять в нескольких ассоциациях и союзах.
Заключение
В качестве участника отношений, формирующихся в сфере гражданского оборота, вправе выступать и государство. Важнейшая область таких отношений — это отношения собственности. Государство широко участвует и в обязательственных отношениях — как договорных, так и внедоговорных: при выпуске государственных и муниципальных займов, лотерей, при получении и выдаче кредитов, при возмещении вреда, например, причиненного гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, и в других случаях, предусмотренных законом. При этом в отличие от недавнего прошлого, когда государство рассматривалось как единый субъект гражданских отношений, действующее законодательство исходит из существования наряду с Российской Федерацией других государственных, а также муниципальных образований, являющихся самостоятельными участниками гражданского оборота.: Согласно п. 1 ст. 124 ГК РФ в качестве субъектов гражданских правоотношений могут выступать Российская Федерация, субъекты Российской Федерации — республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения; муниципальные образования — городское, сельское поселение, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления[10].
Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают в гражданских отношениях не только самостоятельно, но и на равных началах с физическими и юридическими лицами — участниками этих отношений, не пользуясь в гражданских правоотношениях привилегиями, основанными на властных полномочиях. Прежде всего, это означает отсутствие с их стороны властного воздействия на иных участников, отказ во внутреннем гражданском обороте от иммунитета государства, от иных преимуществ верховной власти. Более того, к Российской Федерации, ее субъектам, муниципальным образованиям как к субъектам гражданского права применяются нормы о юридических лицах, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 1, 2 ст. 124 ГК РФ).
Вместе с тем все названные субъекты — особые участники гражданских правоотношений. Их особые качества проистекают от объединения в одной структуре и политической организации, облеченной властными полномочиями, и участника гражданских правоотношений, хозяйствующего субъекта. Как носители властных полномочий они в нормативном порядке определяют содержание и пределы правоспособности не только граждан и юридических лиц, но и своей собственной, формируют правила гражданского оборота (устанавливая правовое регулирование отношений собственности, обязательственных отношений и других отношений в сфере гражданского права) и т.п.
Возможен и иной механизм участия государства в гражданских правоотношениях. Согласно п. 3 ст. 125 ГК РФ в федеральных законах, указах Президента, постановлениях Правительства, нормативных актах субъектов РФ и муниципальных образований могут быть предусмотрены случаи, когда по их специальному поручению от их имени выступают государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. Это своего рода делегирование полномочий, оформляемое в нормативном или индивидуальном порядке. В таких ситуациях приобретение государством гражданских прав и осуществление им гражданских обязанностей происходит опосредованно2. Так, граждане могут представлять интересы государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена (находится) в федеральной собственности. Представление интересов осуществляется на основании договора, заключаемого Российским фондом федерального имущества и гражданином[11].
Граждане могут также выступать в качестве представителей интересов Правительства в суде в случае предъявления к Правительству исковых или иных требований. Полномочия гражданина-представителя должны быть в таком случае выражены в доверенности[12].
Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы допускается в случаях, предусмотренных законом.
Разграничение ответственности производится и между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственных и муниципальных образований, а последние не отвечают по обязательствам Российской Федерации. Правило об их раздельной ответственности не применяется, если Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта Российской Федерации, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.