Права потребителя и их защита.

   

В течение жизни мы что-то потребляем: либо товары (пища, одежда и т.д.), либо услуги (смотрим телевизор, читаем книги, слушаем лекцию). Приобретая экономические блага за деньги, мы выступаем в качестве потребителей. Как потребители мы вступаем в отношения с другими людьми, организациями и прежде всего с продавцами и производителями. Эти отношения предполагают взаимные права и обязанности, которые регули­руются законами «О защите прав потребителей», «О сертифика­ции», «О рекламе» и т.д.

Потребитель- это гражданин, купивший или собирающий­ся купить товар, услугу для личных нужд. Потребителю на рын­ке противостоит продавец (производитель). Продавец (произво­дитель) - это лицо или организация, которая производит товары и предлагает их на рынке потребителю (покупателю).

В рыночной экономике каждый должен самостоятельно де­лать свой потребительский выбор. Для того чтобы решение было обоснованным, нужно проанализировать большой объём потре­бительской информации, источниками которой являются:

информация о товаре и производителях на упаковке (эко­логические символы, состав продукта, правила пользования то­варом, стандарты качества и безопасности, штрих-коды и т.д.); реклама;

- договор между потребителем и продавцом; специальные потребительские издания (журнал «Спрос») и телепередачи, например «Впрок», и т.д.;

- советы специалистов (организации по защите прав по­требителей).

Наиболее важной характеристикой товара для потребителя является качество товара. Качество товара - это определённые нормативы, стандарты безопасности, которым должны следо­вать все без исключения производители. Эти нормативы разра­батываются специальным государственным органом - Государ­ственным комитетом по стандартизации, метрологии и сертифи­кации. Проверка соответствия товара требованиям стандартов называется сертификацией. В России существует специальный закон «О сертификации». Товары, которые прошли сертифика­цию, получают специальный документ - сертификат соответ­ствия.

Наряду с сертификацией осуществляется и проверка кон­кретных свойств товара, важных с точки зрения потребителя (какая колбаса вкуснее, чьи кроссовки удобнее и т.д.). Выявить это можно в ходе потребительского тестирования (испытания), которое проводится как государственными органами, так и об­щественными организациями по защите прав потребителей не­зависимо от производителей.

В нашей стране проведение сравнительных потребительских испытаний началось недавно, в 1994 г. Проводят их Международная конфедерация обществ потребителей КонфОП и журнал «Спрос». Однако потребитель претендует не только на право:

1) выбора;

2) информации о товаре;

3) безопасности,

но и на ряд других, например:

4) право быть выслушанным;

5) на компенсацию ущерба;

6) на просвещение;

7) на здоровую окружающую среду;

8) на удовлетворение базовых потребностей.

Все они закреплены в потребительском законодательстве: «Закон о защите прав потребителей», Гражданский кодекс, Уго­ловный кодекс, различного рода Правила и установления. Для того, чтобы обеспечить реальное соблюдение защиты прав по­требителей государство создаёт специальные организующие структуры:

- федеральные:

а) Государственный антимонопольный комитет РФ;

б) Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации;

- местные - отделы по защите прав потребителей при мест­ных организациях.

Государство может многое, но не всё. Поэтому на помощь потребителю, помимо государственных органов, приходят об­щественные организации потребителей. Главное отличие обще­ственной организации от государственной - независимость.

Если конфликт между потребителем и продавцом (произво­дителем) не может завершиться мирно, то потребитель может обратиться в суд. Суд выступает посредником между спорящи­ми сторонами. Суд независим от сторон.

Уровень жизни (уровень благосостояния) — степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей массой товаров и услуг, используемых в единицу времени.

Уровень жизни базируется на объёме реальных доходов на душу населения и соответствующем объёме потребления.

Ряд авторов считают, что понятие уровня благосостояния не тождественно понятию уровня жизни. Уровень жизни является понятием более широким и характеризуется не только объёмом реальных доходов в расчёте на душу населения, но и степенью обеспеченности людей материальными и духовными благами.

Понятие «качество жизни» является более широким, чем уровень жизни (материальная обеспеченность), и включает также такие объективные и субъективные факторы, как состояние здоровья, продолжительность жизни, условия окружающей среды, питание, бытовой комфорт, социальное окружение, удовлетворение культурных и духовных потребностей, психологический комфорт и т. П.

Прожиточный минимум – стоимостная оценка минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы.

Рынок труда: понятие и функции

Рынок труда

Рынок труда — экономическая среда, на которой в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда.

Функции рынка труда

Функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества. С экономической точки зрения труд — важнейший производственный ресурс. В соответствии с этим выделяют две главные функции рынка труда:

Социальная функция — заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производственных способностей работников.

Экономическая функция — рынка труда заключается в рациональном вовлечении, распределении, регулировании и использовании труда.

Спрос и предложение труда

Спрос на рабочую силу определяется потребностями работодателей в найме определенного количества работников необходимой квалификации для производства товаров и услуг.

Спрос на рабочую силу находится в обратной зависимости от ставки реальной заработной платы, которая определяется как отношение номинальной зарплаты к уровню цен. На конкурентном рынке труда кривая спроса на труд имеет отрицательный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы спрос на труд падает.

Предложение труда определяется численностью населения, долей в нем трудоспособного населения, средним числом часов, отработанных рабочим за год, качеством труда и квалификацией рабочих.

Предложение труда зависит от величины заработной платы. Кривая предложения труда имеет положительный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы предложение труда увеличивается.

Сущность рынка труда

Рынок труда (рабочей силы) — важная многоплановая сфера экономической и экономико-политической жизни общества. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, гарантия занятости, возможность получения образования, профессионального роста и т.д.

Занятость и ее основные формы. Занятость и ее основные формы. Занятость с точки зрения вещественного содержания — это деятельность людей, направленная на удовлетворение личных, коллективных и общественных потребностей и приносящая доход.

С точки зрения общественной формы занятость — это определенная совокупность социально-экономических отношений между людьми по поводу обеспечения трудоспособного населения рабочими местами, формирования, распределения и перераспределения трудовых ресурсов с целью их участия в общественно полезном труде и обеспечения расширенного воспроизводства рабочей силы.

Эта совокупность социально-экономических отношений находит свое выражение в таких экономических категориях, как индивидуальная (семейная) и коллективная трудовая деятельность, процесс труда, интенсивность и производительность, мобильность рабочей силы, общеобразовательная и профессиональная подготовка кадров, заработная плата и др.

Различают три основных вида занятости: полную, рациональную и эффективную. Полная занятость — это предоставление обществом всему трудоспособному населению возможности заниматься общественно полезным трудом, на основании которой осуществляется индивидуальное (в рамках семьи) и коллективное (при участии фирм, компаний и государства) воспроизводство рабочей силы и удовлетворение всей совокупности потребностей.

Рациональная занятость — занятость, которая имеет место в обществе с учетом целесообразности перераспределения и использования трудовых ресурсов, их половозрастной и образовательной структуры. Этот вид занятости не всегда бывает эффективным, поскольку осуществляется с целью улучшения половозрастной структуры занятости, привлечения к трудовой деятельности трудоспособного населения отдельных отсталых регионов и др.

Эффективная занятость — это занятость, которая осуществляется в соответствии с требованиями интенсивного типа воспроизводства, критериями экономической целесообразности и социальной результативности, ориентирована на сокращение ручного, непрестижного и тяжелого физического труда.

Трудовая деятельность в зависимости от формы собственности осуществляется на государственных, коллективных и частных предприятиях. Частные, в свою очередь, делятся на индивидуальные (семейные), трудовые и частнокапиталистические. Преобладающее большинство трудоспособного населения в развитых странах мира работает в частном секторе. С точки зрения структуры народного хозяйства большая часть трудоспособного населения занята в сфере нематериального производства (около 2/3 общей численности, а в США — более 70%). В сельском хозяйстве занято от 2,5 до 5 % общего количества рабочей силы.

Различают основную и специальную формы занятости. Основная форма регулируется трудовым законодательством и типовыми правилами внутреннего распорядка в отношении разных категорий работников. Специальные, или нетрадиционные формы занятости (работа на дому, по совместительству, индивидуальная и коллективная трудовая деятельность и др.) используются в соответствии со специальными правовыми нормами. В США и Англии нетрадиционными формами занятости охвачено более 30 % рабочей силы.

В странах бывшего СССР доминирует тип занятости, который отвечает технологическому способу производства, основывающемуся на ручном и механизированном труде. В структуре занятости преобладает промышленная и сельскохозяйственная деятельность с широким применением простого физического труда (более 40 % от общей численности работающих).

Развитые страны мира прошли этот этап в 40-50-е гг. Сегодня там преобладает информационный тип занятости, связанный со сбором, обработкой и предоставлением информации в сфере производства и обращения и Др. Растут расходы на подготовку качественной рабочей силы в высокотсхнических отраслях промышленности. В США, например, проходят переподготовку 75-85 % руководителей, специалистов, работников. В частном секторе ежегодно обучается почти треть работающих.

В современных условиях осуществляется активное регулирование рынка рабочей силы. Государство влияет на се спрос через развитие государственного предпринимательства, создание и реализацию программ общественных работ, предоставление премий предпринимателям за создание рабочих мест в экономически отсталых районах, подготовку и переподготовку кадров и др. Регулирование государством предложения рабочей силы осуществляется через сокращение продолжительности рабочего дня, развитие образования, здравоохранения, предоставление помощи безработным, их переквалификацию, создание бирж труда и др.

Социальная защита — система мер, направленных на соблюдение прав человека, на удовлетворение его социальных потребностей.

Экономическая культура

Пытаясь объяснить сложности и неудачи в тех или иных сферах социальной жизни, люди все чаще ссылаются либо на особенности культуры, либо на ее недостаточность, и, наоборот, успехи в достижении качества жизни связывают с соответствующим уровнем культуры.

Между тем, среди специалистов, занятых в сфере экономики, распространено убеждение, что экономика, во-первых, обладает значительной автономностью от сферы культуры, и, во-вторых, в той части, где они связаны, примат, безусловно, за экономикой.

Не только образованный человек, но и любой другой, порой на интуитивном уровне, понимает, что все в мире связано со всем. Однако далеко не каждому, кто углубляется в однажды выбранную им профессию, удается сохранить это понимание тогда, когда он встает перед необходимостью принимать конкретное решение в рамках конкретной профессиональной задачи. Чаще всего, в принятии решения люди руководствуются узкопрофессиональными интересами. Редкий профессионал может сохранить в себе то чувство, о котором писал С.Н. Булгаков в работе “Философия хозяйства”(1912 г.): “Факт хозяйства всегда возбуждал во мне философское “удивление”, и проблема философии хозяйства - о человеке в природе и о природе в человеке - в сущности никогда не сходила с моего духовного горизонта”1. Свое стремление к философскому осмыслению проблемы хозяйства С. Булгаков объясняет неудовлетворенностью результатами собственно науки о хозяйстве, которая оказывается глуха и слепа ко всему, что выходит за пределы специальных задач, то есть, феноменологии. Между тем, “хозяйство, рассматриваемое как творчество, есть и психологический феномен, или, говоря еще определеннее ,хозяйство есть явление духовной жизни в такой же мере, в какой и все другие стороны человеческой деятельности и труда. Дух хозяйства… есть опять-таки не фикция, не образ, но историческая реальность. Всякая хозяйственная эпоха имеет свой дух и, в свою очередь, является порождением этого духа, каждая экономическая эпоха имеет свой особый тип “экономического человека”, порождаемый духом хозяйства…”2

Однако понимание того, что все в обществе взаимосвязано, и каждая из сфер коррелирует с достигнутым состоянием культуры, становится все более глубоким. Основы научного анализа общества как системы, в которой понятия экономики и культуры рассматриваются во взаимосвязи, были заложены Н.И. Данилевским, М. Вебером, С. Булгаковым, Н. Кондратьевым и др.

Исходя из концептуального положения о том, что экономика расположена не рядом с культурой, не вне ее (то есть, нельзя сказать “экономика и культура”), а является собственно культурным феноменом, рассмотрим, каким образом сфера экономической, или хозяйственной деятельности людей связана с общими характеристиками культуры, ее динамикой, особенностями воспроизводства и трансляции и т.п.

В рамках социального взаимодействия люди решают задачи как макроуровня (то есть, функционирования общества как целого), так и микроуровня (жизни и деятельности отдельной личности). В соответствии с этим экономическая культура может рассматриваться в двух аспектах. Во-первых, как определенная модель или тип организации совместной жизни людей в динамическом измерении, и включающая в себя систему соответствующих социальных институтов.

Второй аспект рассмотрения обусловлен влиянием на хозяйственную культуру субъективных факторов, таких как стереотипы экономического сознания, мотивы поведения людей, причем, как профессионально занятых в этой сфере на разных уровнях - разработка экономических программ и сценариев социально-экономического развития, выработка технологий, управление системой их реализации, исполнение через соответствующие структуры - так и неспециалистов, но, тем не менее, участников (агентов) хозяйственной деятельности общества в процессе их повседневной жизни.

Наши рекомендации