Права потребителя и их защита.
В течение жизни мы что-то потребляем: либо товары (пища, одежда и т.д.), либо услуги (смотрим телевизор, читаем книги, слушаем лекцию). Приобретая экономические блага за деньги, мы выступаем в качестве потребителей. Как потребители мы вступаем в отношения с другими людьми, организациями и прежде всего с продавцами и производителями. Эти отношения предполагают взаимные права и обязанности, которые регулируются законами «О защите прав потребителей», «О сертификации», «О рекламе» и т.д.
Потребитель- это гражданин, купивший или собирающийся купить товар, услугу для личных нужд. Потребителю на рынке противостоит продавец (производитель). Продавец (производитель) - это лицо или организация, которая производит товары и предлагает их на рынке потребителю (покупателю).
В рыночной экономике каждый должен самостоятельно делать свой потребительский выбор. Для того чтобы решение было обоснованным, нужно проанализировать большой объём потребительской информации, источниками которой являются:
информация о товаре и производителях на упаковке (экологические символы, состав продукта, правила пользования товаром, стандарты качества и безопасности, штрих-коды и т.д.); реклама;
- договор между потребителем и продавцом; специальные потребительские издания (журнал «Спрос») и телепередачи, например «Впрок», и т.д.;
- советы специалистов (организации по защите прав потребителей).
Наиболее важной характеристикой товара для потребителя является качество товара. Качество товара - это определённые нормативы, стандарты безопасности, которым должны следовать все без исключения производители. Эти нормативы разрабатываются специальным государственным органом - Государственным комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации. Проверка соответствия товара требованиям стандартов называется сертификацией. В России существует специальный закон «О сертификации». Товары, которые прошли сертификацию, получают специальный документ - сертификат соответствия.
Наряду с сертификацией осуществляется и проверка конкретных свойств товара, важных с точки зрения потребителя (какая колбаса вкуснее, чьи кроссовки удобнее и т.д.). Выявить это можно в ходе потребительского тестирования (испытания), которое проводится как государственными органами, так и общественными организациями по защите прав потребителей независимо от производителей.
В нашей стране проведение сравнительных потребительских испытаний началось недавно, в 1994 г. Проводят их Международная конфедерация обществ потребителей КонфОП и журнал «Спрос». Однако потребитель претендует не только на право:
1) выбора;
2) информации о товаре;
3) безопасности,
но и на ряд других, например:
4) право быть выслушанным;
5) на компенсацию ущерба;
6) на просвещение;
7) на здоровую окружающую среду;
8) на удовлетворение базовых потребностей.
Все они закреплены в потребительском законодательстве: «Закон о защите прав потребителей», Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, различного рода Правила и установления. Для того, чтобы обеспечить реальное соблюдение защиты прав потребителей государство создаёт специальные организующие структуры:
- федеральные:
а) Государственный антимонопольный комитет РФ;
б) Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации;
- местные - отделы по защите прав потребителей при местных организациях.
Государство может многое, но не всё. Поэтому на помощь потребителю, помимо государственных органов, приходят общественные организации потребителей. Главное отличие общественной организации от государственной - независимость.
Если конфликт между потребителем и продавцом (производителем) не может завершиться мирно, то потребитель может обратиться в суд. Суд выступает посредником между спорящими сторонами. Суд независим от сторон.
Уровень жизни (уровень благосостояния) — степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей массой товаров и услуг, используемых в единицу времени.
Уровень жизни базируется на объёме реальных доходов на душу населения и соответствующем объёме потребления.
Ряд авторов считают, что понятие уровня благосостояния не тождественно понятию уровня жизни. Уровень жизни является понятием более широким и характеризуется не только объёмом реальных доходов в расчёте на душу населения, но и степенью обеспеченности людей материальными и духовными благами.
Понятие «качество жизни» является более широким, чем уровень жизни (материальная обеспеченность), и включает также такие объективные и субъективные факторы, как состояние здоровья, продолжительность жизни, условия окружающей среды, питание, бытовой комфорт, социальное окружение, удовлетворение культурных и духовных потребностей, психологический комфорт и т. П.
Прожиточный минимум – стоимостная оценка минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы.
Рынок труда: понятие и функции
Рынок труда
Рынок труда — экономическая среда, на которой в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда.
Функции рынка труда
Функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества. С экономической точки зрения труд — важнейший производственный ресурс. В соответствии с этим выделяют две главные функции рынка труда:
Социальная функция — заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производственных способностей работников.
Экономическая функция — рынка труда заключается в рациональном вовлечении, распределении, регулировании и использовании труда.
Спрос и предложение труда
Спрос на рабочую силу определяется потребностями работодателей в найме определенного количества работников необходимой квалификации для производства товаров и услуг.
Спрос на рабочую силу находится в обратной зависимости от ставки реальной заработной платы, которая определяется как отношение номинальной зарплаты к уровню цен. На конкурентном рынке труда кривая спроса на труд имеет отрицательный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы спрос на труд падает.
Предложение труда определяется численностью населения, долей в нем трудоспособного населения, средним числом часов, отработанных рабочим за год, качеством труда и квалификацией рабочих.
Предложение труда зависит от величины заработной платы. Кривая предложения труда имеет положительный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы предложение труда увеличивается.
Сущность рынка труда
Рынок труда (рабочей силы) — важная многоплановая сфера экономической и экономико-политической жизни общества. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, гарантия занятости, возможность получения образования, профессионального роста и т.д.
Занятость и ее основные формы. Занятость и ее основные формы. Занятость с точки зрения вещественного содержания — это деятельность людей, направленная на удовлетворение личных, коллективных и общественных потребностей и приносящая доход.
С точки зрения общественной формы занятость — это определенная совокупность социально-экономических отношений между людьми по поводу обеспечения трудоспособного населения рабочими местами, формирования, распределения и перераспределения трудовых ресурсов с целью их участия в общественно полезном труде и обеспечения расширенного воспроизводства рабочей силы.
Эта совокупность социально-экономических отношений находит свое выражение в таких экономических категориях, как индивидуальная (семейная) и коллективная трудовая деятельность, процесс труда, интенсивность и производительность, мобильность рабочей силы, общеобразовательная и профессиональная подготовка кадров, заработная плата и др.
Различают три основных вида занятости: полную, рациональную и эффективную. Полная занятость — это предоставление обществом всему трудоспособному населению возможности заниматься общественно полезным трудом, на основании которой осуществляется индивидуальное (в рамках семьи) и коллективное (при участии фирм, компаний и государства) воспроизводство рабочей силы и удовлетворение всей совокупности потребностей.
Рациональная занятость — занятость, которая имеет место в обществе с учетом целесообразности перераспределения и использования трудовых ресурсов, их половозрастной и образовательной структуры. Этот вид занятости не всегда бывает эффективным, поскольку осуществляется с целью улучшения половозрастной структуры занятости, привлечения к трудовой деятельности трудоспособного населения отдельных отсталых регионов и др.
Эффективная занятость — это занятость, которая осуществляется в соответствии с требованиями интенсивного типа воспроизводства, критериями экономической целесообразности и социальной результативности, ориентирована на сокращение ручного, непрестижного и тяжелого физического труда.
Трудовая деятельность в зависимости от формы собственности осуществляется на государственных, коллективных и частных предприятиях. Частные, в свою очередь, делятся на индивидуальные (семейные), трудовые и частнокапиталистические. Преобладающее большинство трудоспособного населения в развитых странах мира работает в частном секторе. С точки зрения структуры народного хозяйства большая часть трудоспособного населения занята в сфере нематериального производства (около 2/3 общей численности, а в США — более 70%). В сельском хозяйстве занято от 2,5 до 5 % общего количества рабочей силы.
Различают основную и специальную формы занятости. Основная форма регулируется трудовым законодательством и типовыми правилами внутреннего распорядка в отношении разных категорий работников. Специальные, или нетрадиционные формы занятости (работа на дому, по совместительству, индивидуальная и коллективная трудовая деятельность и др.) используются в соответствии со специальными правовыми нормами. В США и Англии нетрадиционными формами занятости охвачено более 30 % рабочей силы.
В странах бывшего СССР доминирует тип занятости, который отвечает технологическому способу производства, основывающемуся на ручном и механизированном труде. В структуре занятости преобладает промышленная и сельскохозяйственная деятельность с широким применением простого физического труда (более 40 % от общей численности работающих).
Развитые страны мира прошли этот этап в 40-50-е гг. Сегодня там преобладает информационный тип занятости, связанный со сбором, обработкой и предоставлением информации в сфере производства и обращения и Др. Растут расходы на подготовку качественной рабочей силы в высокотсхнических отраслях промышленности. В США, например, проходят переподготовку 75-85 % руководителей, специалистов, работников. В частном секторе ежегодно обучается почти треть работающих.
В современных условиях осуществляется активное регулирование рынка рабочей силы. Государство влияет на се спрос через развитие государственного предпринимательства, создание и реализацию программ общественных работ, предоставление премий предпринимателям за создание рабочих мест в экономически отсталых районах, подготовку и переподготовку кадров и др. Регулирование государством предложения рабочей силы осуществляется через сокращение продолжительности рабочего дня, развитие образования, здравоохранения, предоставление помощи безработным, их переквалификацию, создание бирж труда и др.
Социальная защита — система мер, направленных на соблюдение прав человека, на удовлетворение его социальных потребностей.
Экономическая культура
Пытаясь объяснить сложности и неудачи в тех или иных сферах социальной жизни, люди все чаще ссылаются либо на особенности культуры, либо на ее недостаточность, и, наоборот, успехи в достижении качества жизни связывают с соответствующим уровнем культуры.
Между тем, среди специалистов, занятых в сфере экономики, распространено убеждение, что экономика, во-первых, обладает значительной автономностью от сферы культуры, и, во-вторых, в той части, где они связаны, примат, безусловно, за экономикой.
Не только образованный человек, но и любой другой, порой на интуитивном уровне, понимает, что все в мире связано со всем. Однако далеко не каждому, кто углубляется в однажды выбранную им профессию, удается сохранить это понимание тогда, когда он встает перед необходимостью принимать конкретное решение в рамках конкретной профессиональной задачи. Чаще всего, в принятии решения люди руководствуются узкопрофессиональными интересами. Редкий профессионал может сохранить в себе то чувство, о котором писал С.Н. Булгаков в работе “Философия хозяйства”(1912 г.): “Факт хозяйства всегда возбуждал во мне философское “удивление”, и проблема философии хозяйства - о человеке в природе и о природе в человеке - в сущности никогда не сходила с моего духовного горизонта”1. Свое стремление к философскому осмыслению проблемы хозяйства С. Булгаков объясняет неудовлетворенностью результатами собственно науки о хозяйстве, которая оказывается глуха и слепа ко всему, что выходит за пределы специальных задач, то есть, феноменологии. Между тем, “хозяйство, рассматриваемое как творчество, есть и психологический феномен, или, говоря еще определеннее ,хозяйство есть явление духовной жизни в такой же мере, в какой и все другие стороны человеческой деятельности и труда. Дух хозяйства… есть опять-таки не фикция, не образ, но историческая реальность. Всякая хозяйственная эпоха имеет свой дух и, в свою очередь, является порождением этого духа, каждая экономическая эпоха имеет свой особый тип “экономического человека”, порождаемый духом хозяйства…”2
Однако понимание того, что все в обществе взаимосвязано, и каждая из сфер коррелирует с достигнутым состоянием культуры, становится все более глубоким. Основы научного анализа общества как системы, в которой понятия экономики и культуры рассматриваются во взаимосвязи, были заложены Н.И. Данилевским, М. Вебером, С. Булгаковым, Н. Кондратьевым и др.
Исходя из концептуального положения о том, что экономика расположена не рядом с культурой, не вне ее (то есть, нельзя сказать “экономика и культура”), а является собственно культурным феноменом, рассмотрим, каким образом сфера экономической, или хозяйственной деятельности людей связана с общими характеристиками культуры, ее динамикой, особенностями воспроизводства и трансляции и т.п.
В рамках социального взаимодействия люди решают задачи как макроуровня (то есть, функционирования общества как целого), так и микроуровня (жизни и деятельности отдельной личности). В соответствии с этим экономическая культура может рассматриваться в двух аспектах. Во-первых, как определенная модель или тип организации совместной жизни людей в динамическом измерении, и включающая в себя систему соответствующих социальных институтов.
Второй аспект рассмотрения обусловлен влиянием на хозяйственную культуру субъективных факторов, таких как стереотипы экономического сознания, мотивы поведения людей, причем, как профессионально занятых в этой сфере на разных уровнях - разработка экономических программ и сценариев социально-экономического развития, выработка технологий, управление системой их реализации, исполнение через соответствующие структуры - так и неспециалистов, но, тем не менее, участников (агентов) хозяйственной деятельности общества в процессе их повседневной жизни.