Рациональное поведение потребителя в экономике и права потребителя

С8. 1. «Экономика и ее роль в жизни общества».

1) Понятие об экономике. / Экономическая сфера – сфера, обеспечивающая материальное благосостояние общества.

2) Смыслы понятия «экономика»:

а) наука;

б) хозяйство.

3) Основные группы экономических отношений:

а) производство благ;

б) распределение благ;

в) обмен благами;

г) потребление благ.

4) Уровни организации экономической деятельности:

а) экономика домашнего хозяйства;

б) экономика локальных рынков и фирм;

в) национальное хозяйство;

г) мировая экономика.

5) Основные вопросы экономики:

а) что производить?

б) как производить?

в) для кого производить?

6) Сущность и проблемы экономического выбора: альтернативная стоимость.

7) Специфика экономического развития в современном мире.

С8. 2. «Основные экономические системы»

1) Понятие об экономических системах. / Экономическая система как способ организации хозяйственной жизни общества.

2) Функции экономических систем:

а) удовлетворение материальных потребностей общества;

б) рациональное потребление ограниченных благ;

в) определение способа и характера производства и распределения благ.

3) Типы экономических систем:

а) традиционная экономика;

б) рыночная экономика;

в) командная (плановая) экономика;

г) смешанная экономика (социально регулируемое рыночное хозяйство).

4) Основные различия между экономическими системами:

а) роль государства в экономике;

б) доминирующие формы собственности;

в) механизмы регулирования хозяйственной деятельности;

г) характер распределительных отношений;

д) характер отношений между производством и потреблением.

5) Специфика современного социально ориентированного рыночного хозяйства.

С8. 3. «Роль государства в рыночной экономике

1) Государство как субъект хозяйственной деятельности. / Государство – участник социально регулируемого рыночного хозяйства.

2) Причины усиления роли государства в экономике:

а) расширение масштабов экономики;

б) усложнение характера экономической деятельности;

в) увеличение числа хозяйствующих субъектов;

г) несостоятельность рыночных механизмов в решении ряда экономических проблем.

3) Механизмы государственного регулирования экономики:

а) прямые (государственное планирование и прогнозирование, государственная собственность, государственные заказы и субсидии);

б) косвенные (кредитно-денежные, налоговые, бюджетно-финансовые).

4) Функции государственного регулирования:

а) производство общественных благ;

б) борьба с монополизмом, защита свободной конкуренции;

в) создание правовой основы рыночной экономики, гарантирование прав собственников;

г) макроэкономическое регулирование, структурная политика;

д) регулирование рынка труда, участие в социальном партнерстве;

е) поддержание стабильного курса национальной валюты.

5) Специфика государственного регулирования в периоды спада мировой экономики.

С8. 4. «Налоги и их роль в экономической жизни общества».

1) Сущность налогов. / Налоги – основной источник доходов государственного бюджета.

2) Основные виды налогов:

а) прямые налоги;

б) косвенные налоги.

3) Структура налогооблагаемой базы:

а) налоги с физических лиц;

б) налоги с юридических лиц.

4) Функции налогов:

а) социальная;

б) стимулирующая;

в) фискальная;

г) регулирующая.

5) Тенденции развития налоговой системы в современной России.

С8. 5. «Банки и банковская система».

1) Понятие о банках и банковской системе.

2) Основные задачи банков:

а) аккумулирование свободных финансовых средств;

б) инвестирование финансовых средств в перспективные экономические проекты.

3) Структура банковской системы:

а) Центральный банк;

б) Коммерческие банки.

4) Основные виды банковских операций:

а) активные;

б) пассивные;

в) кредитно-посреднические.

5) Работа банков с клиентами:

а) прием вкладов и кредитование физических лиц;

б) размещение средств и кредитование юридических лиц.

6) Роль банковских инвестиций в развитии реального сектора экономики.

7) Банки в мировой финансовой системе.

8) Развитие банковской системы в современной российской экономике.

С8. 6. «Роль фирмы в рыночной экономике».

1) Фирма (предприятие) – первичное звено рыночной системы хозяйства. / Понятие о фирме (предприятии).

2) Признаки фирмы:

а) наличие имущества;

б) юридический адрес;

в) коллектив работников;

г) участие в хозяйственной деятельности.

3) Экономические цели деятельности фирмы:

а) максимизация прибыли;

б) минимизация затрат.

4) Основные виды фирм (предприятий):

а) хозяйственные товарищества (полное, коммандитное);

б) хозяйственные общества (с ограниченной ответственность, открытое акционерное общество, закрытое акционерное общество);

в) производственные кооперативы;

г) индивидуальные предприятия;

д) унитарные предприятия.

5) Производство товаров и услуг – главная функция фирм.:

6) Роль фирм в формировании спроса и предложения; равновесной цены.

7) Деятельность фирм в условиях рыночной конкуренции.

С8. 7. «Факторы производства и факторные доходы».

1) Факторы производства – ресурсы, непосредственно вовлеченные в производственный процесс.

2) Основные факторы производства:

а) земля (земли сельскохозяйственного назначения, земли под предприятиями, полезные ископаемые, лесные и водные ресурсы);

б) труд (умения, квалификация работников);

в) капитал (здания, сооружения, станки, оборудование, финансы на счетах предприятия, продукция на складах и пр.);

г) предпринимательская активность (соединение в процессе производства остальных факторов).

3) Важнейшие факторные доходы:

а) рента;

б) заработная плата;

в) процент;

г) прибыль.

4) Информация – новый фактор производства в современной экономике.

5) Изменение роли и значения факторов производства в современной экономике./ Главенствующая роль человеческого фактора в современной экономике.

С8. 8. «Экономическая свобода и социальная ответственность».

1) Экономическая свобода – фундамент функционирования рыночной экономики.

2) Проявления экономической свободы:

а) свобода производителя (самостоятельно принимает решения что и как производить);

б) свобода потребителя (самостоятельно принимает решения что и как потреблять).

3) Социальная ответственность производителя:

а) не производить в ущерб обществу (с нарушением законов, традиций, морали);

б) не нарушать принципы честной конкуренции;

в) не производить в ущерб природе (соблюдать экологическое законодательство).

4) Социальная ответственность потребителя:

а) не потреблять сверх необходимого;

б) не потреблять в ущерб обществу, принятым правилам и нормам;

в) не потреблять в ущерб природе.

5) Неразрывная связь экономической свободы и социальной ответственности – условие развития современной системы хозяйствования.

С8. 9. «Разделение труда и специализация».

1) Понятие о разделении труда./ Разделение труда – обособление качественно отличных видов трудовой деятельности.

2) Этапы общественного разделения труда:

а) выделение сельского хозяйства (земледелия и скотоводства) из охоты и собирательства;

б) выделение промышленности (ремесла) из сельского хозяйства;

в) выделение торговли из сельского хозяйства и ремесел;

г) выделение финансов и банковского дела;

д) выделение управления, менеджмента.

3) Уровни общественного разделения труда:

а) международное;

б) межрегиональное;

в) межотраслевое;

г) между фирмами;

д) внутри фирмы.

4) Специализация и кооперация производителей как следствие разделение труда.

С8. 10. «Экономический цикл и экономический рост

1) Понятие об экономическом цикле./ Экономический цикл – период цикличности деловой активности./ Экономический цикл – модель развития рыночной экономики.

2) Основные фазы экономического цикла:

а) экономический спад (кризис);

б) экономическое сжатие (рецессия);

в) оживление в ряде отраслей хозяйства;

г) экономический подъем.

3) Причины циклического развития экономики:

а) внешние причины (вооруженные конфликты, изменение международной конъюнктуры производства энергоносителей, крупные инфраструктурные проекты);

б) внутренние причины (качество монетарной политики правительства, изменение соотношения совокупного спроса и совокупного предложения, накопление больших запасов товаров сверх спроса).

4) Экономический рост и соотношение с экономическим циклом.

5) Пути экономического роста:

а) экстенсивный (расширение масштабов использования сырьевых ресурсов, рабочей силы и пр.);

б) интенсивный (качественное улучшение факторов производства, техники и технологии).

6) Научно-технический прогресс и повышение квалификации работников – основные факторы экономического роста в современной экономике.

С8. 11. «Измерители экономической деятельности».

1) Измерители экономической деятельности (макроэкономические показатели) и система национальных счетов./ Понятие об измерителях экономической деятельности.

2) Функции макроэкономических показателей:

а) измерение объема производства в конкретный момент времени;

б) определение факторов, непосредственно влияющих на развитие экономики;

в) прослеживание динамики и определение прогнозов экономического развития;

г) разработка государственной экономической политики.

3) Основные макроэкономические показатели:

а) валовый внутренний продукт (ВВП) (это стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны за определенный период);

б) валовый национальный продукт (ВНП) (это суммарная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных гражданами страны как в данной стране, так и в других странах за определенный период времени);

в) личный доход (ЛД) (совокупный доход, полученный собственниками экономических ресурсов (факторов производства));

г) объем ВВП на душу населения или на одного занятого в экономике;

д) объем инвестиций в национальную экономику;

е) объем национального экспорта и импорта и др.

4) Система национальных счетов – информация о состоянии экономики страны.

С8. 12. «Рынок и рыночный механизм».

1) Рынок – саморегулирующаяся система организации хозяйственной деятельности.

2) Признаки рыночной экономики:

а) экономическая свобода производителя и потребителя;

б) формирование цен на товары и услуги в зависимости от спроса и предложения;

в) действие механизма свободной конкуренции;

г) многообразие форм собственности, гарантирование неприкосновенности прав собственника.

3) Участники рынка:

а) производитель (формирует предложение товаров и услуг);

б) потребитель (определяет спрос на товары и услуги).

4) Рыночное равновесие – формирование равновесной цены.

5) Основные функции рынка:

а) посредническая (соединение спроса и предложения);

б) информационная (предоставление информации о размерах того или иного производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары);

в) регулирующая (перераспределение капиталов и ресурсов из менее эффективных отраслей в более эффективные);

г) санирующая, оздоравливающая (выявление и выведение с рынка убыточных, неэффективных предприятий, принуждение их к банкротству);

д) стимулирующая (внедрение новых технологий, освоение новых способов хозяйствования).

6) Виды рынков:

а) рынок земли и природных ресурсов;

б) рынок потребительских товаров и услуг;

в) рынок сырья и материалов;

г) рынок капиталов (кредитный и фондовый);

д) рынок труда;

е) рынок информации и инноваций;

ж) рынок валютный.

7) Специфика рыночных отношений в современной экономике.

С8. 13. «Экономическое содержание собственности».

1) Понятие собственности./ Собственность – экономическое отношение между людьми по поводу вещей.

2) Единство юридического и экономического содержания собственности.

3) Субъекты собственности:

а) человек, семья;

б) трудовой коллектив;

в) социальная группа;

г) государство.

4) Важнейшие объекты собственности:

а) земля, земельные участки, угодья;

б) деньги, валюта, ценные бумаги;

в) природные ресурсы;

г) рабочая сила;

д) здания, сооружения, недвижимость;

е) духовные, интеллектуальные, информационные ресурсы.

5) Основные права собственника:

а) владение (фактическое обладание имуществом);

б) пользование (извлечение полезных свойств имущества);

в) распоряжение (возможность изменения юридической судьбы имущества).

6) Основные формы собственности в РФ:

а) частная собственность (собственность граждан и юридических лиц);

б) государственная собственность (федеральная, субъектов РФ);

в) коллективная, совместная форма собственности (кооперативная, акционерная);

г) муниципальная (собственность городских и сельских поселений).

7) Специфика отношений и форм собственности в современной экономике.

С8.5.14.

«Спрос и предложение в рыночной экономике».

1) Спрос и предложение – ключевые понятия рыночной экономики./ Понятие о спросе и предложении.

2) Формирование цены и величины спроса и предложения на рынке.

3) Факторы формирования спроса:

а) ценовые (уровень цен на товары, уровень цен на замещающие товары, уровень цен на сопутствующие товары);

б) неценовые (тенденции моды, количество покупателей на рынке, народные традиции и обычаи, сезонные, уровень потребительских доходов).

4) Факторы формирования предложения:

а) ценовые (цены на ресурсы, цены на другие товары, ожидаемые изменения цены);

б) неценовые (число продавцов на рынке; технологии производства, налоги и дотации, расходы на транспортировку, хранение, продвижение товаров и услуг).

5) Закон рыночного равновесия – формирование равновесной цены в результате колебаний спроса и предложения.

С8. 15. «Рынок труда и безработица».

1) Рынок труда – особый сегмент рыночной экономики./ Рынок труда – механизм соединения спроса и предложения на рабочую силу.

2) Формирование цены и величины спроса и предложения на рынке рабочей силы.

3) Участники рынка рабочей силы:

а) работник (определяет предложение на рынке);

б) работодатель (определяет спрос на рынке).

4) Заработная плата – цена труда.

5) Безработица – характерный признак рынка труда.

6) Основные формы безработицы:

а) фрикционная;

б) циклическая;

в) структурная;

г) сезонная;

д) застойная.

7) Специфика современного рынка труда:

а) возрастание спроса на сложный, квалифицированный спрос;

б) установление государственных гарантий прожиточного минимума и минимальной заработной платы;

в) осуществление индексации заработной платы в зависимости от уровня инфляции;

г) ответственность государства и бизнеса за уровень безработицы в стране;

д) развитие и совершенствование трудового законодательства.

8) Социальное партнерство – основа современного рынка труда.

С8. 16.

«Государственный бюджет и государственный долг».

1) Понятие о государственном бюджете и бюджетной политике./ Бюджет – расходы и доходы государства на определенный период времени.

2) Порядок рассмотрения и принятия государственного бюджета:

а) разработка правительством;

б) утверждение Федеральным собранием;

в) исполнение правительством.

3) Части государственного бюджета:

а) доходы (налоги и сборы, государственные займы, приватизация, эмиссия ценных бумаг, доходы от государственной собственности, возврат долгов иностранными государствами);

б) расходы (финансирование оборонного заказа, содержание государственного аппарата, финансирование бюджетной сферы, социальных программ, фундаментальной науки, обслуживание государственного долга, дотации предприятиям и развитие инфраструктуры).

4) Варианты реализации бюджетной политики:

а) сбалансированный бюджет;

б) дефицитный бюджет (расходы превышают доходы);

в) профицитный бюджет (доходы превышают доходы).

5) Факторы, влияющие на состояние государственного бюджета:

а) тенденции формирования налогооблагаемой базы;

б) фаза экономического цикла;

в) текущая политика правительства.

5) Государственный долг и его обслуживание.

6) Структура государственного долга: внешние и внутренние долговые обязательства.

7) Специфика бюджетного процесса и состояния государственного долга в РФ.

С8. 17. «Деньги и их функции

1) Деньги – всеобщий эквивалент при обмене товаров и услуг.

2) Основные функции денег:

а) мера стоимости (выражается в цене товаров и услуг);

б) средство обращения (являются посредником в обменных операциях);

в) средства платежа (оплата товара в кредит, с разрывом во времени);

г) средство накопления (сохранение средств и ценностей на будущее).

3) Структура денежной массы в современной экономике:

а) наличные денежные средства (бумажные деньги и разменная монета);

б) безналичные деньги (чеки, векселя, банкноты, электронные деньги).

4) Формы движения денег в современной экономике:

а) обращение в качестве платежных и расчетных средств, обслуживание сделок;

б) движение в качестве заемных средств или кредитов;

в) движение денег и ценных бумаг на финансовом рынке.

4) Электронные деньги, сетевые платежи – основной вид денег в современной экономике.

С8. 18. «Инфляция и ее опасность для экономики».

1) Инфляция – процесс обесценения бумажных денег./Инфляция – опасность для экономики.

2) Основные источники появления инфляции:

а) повышение номинальной заработной платы, не обусловленное ростом производительности труда;

б) увеличение цен на сырье и энергоносители;

в) увеличение налогов на производителя.

3) Инфляция спроса и инфляция предложения.

4) Основные виды инфляции:

а) по характеру протекания (открытая и скрытая);

б) в зависимости от темпов роста (умеренная, галопирующая, гиперинфляция).

5) Последствия инфляции для экономики:

а) снижение занятости, расстройство всей системы регулирования экономики;

б) обесценение всего фонда накопления и кредитов;

в) обесценение реальных доходов населения, сокращение текущего потребления;

г) снижение инвестиций;

д) потеря деньгами своей ценности.

6) Меры преодоления инфляции:

а) контроль за эмиссией денег, изъятие лишних денег;

б) сокращение бюджетных расходов;

в) развитие производства, преодоление спада в экономике.

7) Специфика антиинфляционных мер в РФ.

С8. 19. «Плановая экономика и ее особенности

1) Плановая экономика – экономика государственно регулируемого хозяйства.

2) Возникновение плановой системы хозяйствования – реакция на проявления несостоятельности рынка.

3) Признаки планового хозяйства:

а) господство государственной формы собственности;

б) доминирование производителя над потребителем;

в) директивные цены на товары и услуги;

г) отсутствие экономической свободы, централизованное распределение ресурсов;

д) директивное определение характера и номенклатуры производства.

4) Преимущества планового хозяйства:

а) стабильность экономического развития;

б) высокий уровень занятости;

в) высокие мобилизационные возможности в военный период;

г) поддержка убыточных производств.

5) Основные недостатки планового хозяйства:

а) дефицит потребительских товаров и услуг;

б) неспособность реагирования на изменение мировой конъюнктуры;

в) отставание в области освоения новой техники и технологии.

6) Необходимость элементов плановой экономики в современном хозяйстве.

С8. 20. «Монополизм и его последствия».

1) Монополизм – враг свободной конкуренции.

2) Основные признаки рынка несовершенной конкуренции (монополизма):

а) наличие на рынке одного продавца;

б) формирование монопольно высокой цены;

в) вытеснение с рынка средних и мелких товаропроизводителей;

г) снижение стимулов к экономической активности, технологической модернизации.

3) Меры государственной антимонопольной политики:

а) запрещение ряда договоров о слиянии фирм;

б) принятие антимонопольных законов;

в) применение экономических санкций к монополистам;

г) разделение предприятий, признанных монополиями, на несколько фирм.

4) Монополия и олигополия – сходство и различие.

5) Поддержание механизмов свободной конкуренции – главное средство борьбы с монополизмом.

С8. 21. «Кредиты и кредитная политика».

1) Понятие о кредите./ Кредит как неотъемлемый элемент современной экономики.

2) Основные функции кредита:

а) перераспределение средств между отраслями, фирмами и регионами;

б) обеспечение возможности замены в обращении реальных денег кредитными (банкнотами и безналичными расчетами);

в) сокращение издержек обращения;

г) эффективное использование временно свободных финансовых средств.

3) Принципы кредитования:

а) срочность (банк предоставляет заемщику деньги на определенный срок);

б) платность (банк предоставляет деньги на платной основе);

в) возвратность (банк предварительно изучает платежеспособность заемщика);

г) гарантированность (банк требует с заемщика залог).

4) Основные формы кредита:

а) по способу кредитования (натуральный кредит (товарами, ресурсами), денежный кредит);

б) по сроку кредитования (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный);

в) по характеру кредитования (ипотечный, потребительский, коммерческий (товарный), банковский, государственный).

5) Роль кредита в развитии современной экономики.

С8. 22. «Место информации в современной экономике».

1) Информация – важный фактор производства в современной экономике.

2) Основные свойства информации как общественного блага:

а) возможность одновременного наличия у множества людей;

б) неуничтожимость при передаче и использовании;

в) сложность деления на отдельные части.

3) Стадии формирования информационной экономики:

а) проникновение информационных технологий в производство;

б) массовое внедрение информационных технологий и преобладание стандартизированных систем;

в) превышение производительности в сфере производства информации и информационных технологий над другими отраслями;

г) переход к преобладающему производству информации и знаний, наибольшую роль начинают играть фундаментальные науки, технологии производства научного знания.

4) Особый характер формирования цены на информацию (определяется полезностью информации).

5) Ограниченность использования информации во времени.

6) Основные виды информации:

а) по носителю (цифровая (статистическая), текстовая (вербальная), графическая, аудиовизуальная);

б) по характеру (техническая, социальная).

7) Особенности развития информационной экономики на современном этапе.

С8. 23. «Торговля и обмен»

1) Торговля – важнейший инструмент обменных отношений в обществе.

2) Основные звенья торговли:

а) оптовая торговля;

б) розничная торговля.

3) Функции торговли:

а) реализация произведенных в обществе товаров и услуг, осуществление связи производства с потреблением;

б) доведение предметов потребления до потребителей, осуществление ряда операций по продолжению процесса производства в сфере обращения (например, транспортировку, хранение);

в) поддержание баланса между предложением и спросом воздействие на производство в части объема и ассортимента выпускаемой продукции;

г) сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров);

д) разработка товара, рыночные исследования, организация распределения, определение цены, создание служб сервиса и др.

4) Основные виды розничной торговли:

а) независимые розничные торговцы;

б) розничные франчайзы (использование небольшими фирмами известных торговых марок);

в) специализированные магазины;

г) супермаркеты (универсамы) и торговые комплексы;

д) розничные торговые сети (ритейл);

е) склады-магазины;

ж) электронные магазины.

5) Развитие электронной торговли и Интернет-магазинов – наиболее перспективное направление в современной экономике.

С8. 24. «Рациональное поведение потребителя в экономике и права потребителя».1) Потребитель в экономике – сторона, формирующая спрос на товары и услуги.

2) Цели потребителя:

а) получение максимальной пользы от потребляемых товаров и услуг;

б) осуществление рационального выбора в пользу наиболее необходимых благ.

3) Основные источники доходов потребителя:

а) заработная плата;

б) доходы от размещения средств в банках;

в) доходы в форме дивиденда от акций;

г) пособия, пенсии, стипендии;

д) доход от предпринимательской и иной деятельности;

е) доходы, получаемые от собственности.

4) Основные права потребителя:

а) право на получение достоверное информации о товаре;

б) право на безопасное использование товара;

в) право на защиту потребительских прав.

5) Структура и уровень доходов и расходов потребителя – показатель развития экономики страны.

Темы планов по разделу «Социология»

Наши рекомендации