Понятие и свойства товара в экономической теории

Особой формой экономического блага является товар. Эта категория глубоко исследовалась классической английской политэкономией, а позднее марксизмом.
Товар — это продукт труда, произведенный для обмена и удовлетворяющий какие-либо человеческие потребности. Он обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью. Потребительная стоимость — это свойство удовлетворять какие-либо потребности человека, т.е. полезность вещи. Потребности людей могут быть различны. Одни удовлетворяются предметами потребления, другие — средствами производства.

Вещь может быть бесполезна и даже вредна для здоровья (алкоголь, наркотики, табачные изделия и т.д.), но если она удовлетворяет какую-либо потребность, то обладает потребительной стоимостью. Вещь может быть полезна различными сторонами, которые открываются по мере развития технического прогресса (нефть, древесина и т.д.). Следует отметить, что потребительная стоимость может, во-первых, не быть продуктом труда (воздух, вода, ветер, солнце и т.д.); во-вторых, быть продуктом труда, но не быть товаром, если вещь произведена для личного потребления.

Второе свойство товара — стоимость, т.е. это способность обмениваться на другие товары, это воплощенный в товаре труд. Количественная пропорция, в которой обмениваются различные товары друг на друга, называется меновой стоимостью. Это внешняя форма проявления внутреннего свойства товара — стоимости.
Как потребительные стоимости товары качественно разнородны и количественно несоизмеримы. Но при обмене один товар приравнивается к определенному количеству другого.

Согласно трудовой теории стоимости общим, что дает возможность сравнивать товары, является затраченный на их производство труд. Обмен товаров происходит как обмен одинакового количества труда, воплощенного в них.

В свою очередь, количество труда по этой концепции определяется общественно необходимым рабочим временем, затраченным на его производство. А общественно необходимое рабочее время формируется условиями производства основной массы товаров, т.е. средней производительностью и интенсивностью труда, сложившимися на данный момент.

Воплощенный в товарах общественный труд, который обнаруживается посредством обмена, представляет собой внутреннее содержание стоимости.

Обмениваясь продуктами труда, производители вступают в экономические связи. Таким образом, за обменом товарами скрываются отношения между людьми.
Производители изготавливают товары для реализации их стоимости, а покупатели заинтересованы в получении потребительной стоимости. Но прежде чем реализовать потребительную стоимость, товар должен быть реализован как стоимость. Для этого потребительная стоимость должна получить общественное признание, т.е. должна быть продана. Когда производитель не знает конъюнктуры рынка, часть произведенных товаров не получит общественного признания и поэтому не реализуется как стоимость. Таковы противоречия, внутренне присущие товару.

В основе непосредственного обмена товаров лежат индивидуальные затраты. Общественными они могут стать только в случае реализации товара. Если товар не продан, то индивидуальные затраты не получили общественного признания. В этом случае продукт будет лишен и потребительной стоимости, и стоимости, а его производитель разорится. На этой основе происходит дифференциация производителей: те, у кого затраты ниже, процветают, у кого выше, разоряются.

Услуга — результат, по меньшей мере, одного действия, обязательно осуществленного при взаимодействии поставщика и потребителя, и, как правило, нематериальна.

Малый бизнес — бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.

Малый бизнес (или малое предпринимательство) — это сектор экономики, включающий в себя индивидуальное предпринимательство и небольшие частные предприятия.

К субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям перечисленным ниже.

Деятельность субъектов малого бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому и среднему бизнесу.

Государство и малый бизнес.

Так сложилось, что если прокладывать правильное русло сотрудничества государства и малого бизнеса, то экономическое состояние страны и населения в частности, будет расти. Это правило приемлемо ко всем, без исключения. Как показывает практика, в большинстве развитых стран, именно малое предпринимательство является основным составляющим компонентом общего уровня ВВП.

В последние годы Правительство РФ также вырабатывает общие механизмы поддержки малого бизнеса на государственном уровне. Сами предприниматели настаивают на том, что государство должно сократить процедуры по ведению контролю бизнеса. Другими словами, многочисленные проверки инициируемые госорганами, заметно тормозят развитие и рост числа предпринимателей малой отрасли. Принимая во внимание эти порицания, государство решили сократить число проверок в несколько раз, а план ведения проверочных работ, в качестве оповещения должен быть размещен в обязательном порядке на официальном веб-ресурсе проверяющего госоргана.

Долгое время одним из минусов во взаимодействии государства и МБ, являлась также бюрократические проволочка. Чтобы зарегистрировать свое предприятие приходилось зачастую тратить не один день, мотаясь по разным учреждениям и оформляя целую стопку бумаг. Сегодня государство также ввело ряд лояльных законов, позволяющих оформлять юридические документы по принципу «одного окна». Такой подход позволяет в значительной степени сократить период оформления малого бизнеса.

Еще один немаловажный нюанс, который тормозит развитие предприятий – поиск кредитных средств в качестве подъемных. В сравнении со странами Запада, в России все еще наблюдается большой процент по кредитным портфелям. Кроме того, осматривая степень одобрения заявок на кредиты, можно заметить, что банки в большинстве случаев, отдают предпочтение крупным предприятиям, которые оформляют крупные денежные заимствования. Для представителей малого бизнеса, чтобы получить кредит с небольшой суммой – это целая проблема.

И, не смотря на то, что государством инициировано открытие ряда фондов по поддержке малого бизнеса, которые выдают кредиты на сумму до 500,000 руб. со сроком до 1 года, этого явно недостаточно для развития большего числа предприятий. Еще одним источником дотаций для старт-апа предпринимателя могут быть различные конкурсы, которые устраивают муниципальные власти. Победив в этом конкурсе можно получить неплохой стартовый капитал. Самое главное – отстоять свою позицию по вашему проекту доказать его рентабельность и уникальность.

Сегодня государство предпринимает ряд мер на стимуляцию развития малого бизнеса в стране. Однако эти попытки нельзя назвать успешными. Развитие малого предпринимательства по-прежнему находится на очень слабом уровне. Нередко по сей день встречаются ситуации, при которых люди сталкиваются с препонами и препятствиями, которые создают сами чиновники. Более того, немал процент и тех, кто предпочитает, несмотря на все очевидные выгоды малого бизнеса, работать и дальне на других лиц.

Откровенно говоря, государство и малый бизнес на протяжении почти 20 лет считались если не врагами, то неприятелями – точно. Сегодня ситуация начала несколько менять в позитивную сторону. Все чаще предприниматели начинают понимать, что взаимодействие приводит только к общему благополучию, созданию цивилизованного отечественного бизнеса, который может выйти на международный уровень.

Средний бизнес находится посредине между крупным и малым, и является их промежуточной прослойкой.

Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:

* в снижении уровня безработицы;

* в более полном удовлетворении потребностей граждан в продукции и услугах;

* в улучшении качества обслуживания;

* в более высокой удовлетворенности людей, особенно высокообразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу прежде всего как средство самовыражения;

* в формировании среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;

* в формировании многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;

* в снижении забастовок и социальной напряженности в обществе.

Социальная значимость малого бизнеса имеет и другие, самые различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике (а, как известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.

Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные нужды населения.

Эти и другие преимущества малого предпринимательства являются стимуляторами для развития национальной экономики, и поэтому государство обязано оказывать существенную поддержку развитию малого бизнеса.

Помимо преимуществ, у малых предприятий имеются и уязвимые места. Главное из них - малая величина индивидуального капитала. Для подавляющего большинства малых предприятий основным источником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский кредит. Но коммерческие банки всегда неохотно взаимодействуют с малыми предприятиями, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кредиты крупным предприятиям, и сопряжены с гораздо большим риском. Как свидетельствует опыт, трудности доступа к коммерческому кредиту порождают у многих малых предприятий хроническую нехватку оборотного капитала, что и становится причиной большей части банкротств. Финансовое положение малых предприятий особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку - в отличие от крупных - они имеют ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей.

Характерный для малого бизнеса низкий уровень собственного капитала в общем объеме финансовых ресурсов ведет к повышенной зависимости от кредита. На техническое перевооружение производства требуются значительные средства, а получение кредита связано с большим риском его несвоевременного возврата, следовательно, и банкротства. Но и эти негативные моменты с лихвой перекрываются достоинствами малого бизнеса.

Бизнес является предпринимательской деятельностью. Ее ведут субъекты рыночной экономики, государственные органы при помощи заемных средств под свою ответственность либо своих средств. Главная цель вышеуказанной деятельности состоит в получении прибыли на дальнейшее развитие своего предприятия. Крупный бизнес – это сегодня одна из основ экономики. Большие фирмы за счет своих ресурсов зависят от рыночной конъюнктуры в меньшей степени. Другими словами, крупный бизнес обладает резервом (запасом) ресурсов, который может быть использован в случае наступления неблагоприятных рыночных условий. Кроме того, многие большие фирмы за счет своей высокой доли влияют на рынок (например, изменением цен). Это, в свою очередь, приводит к попыткам монополизации, так как ослабляет конкуренцию. В связи с этим проводится антимонопольная политика по отношению к самым большим компаниям. Крупный бизнес – определение достаточно объемное. Данным понятием характеризуют объединение нескольких предприятий вокруг определенной технологической цепочки, товарной группы или общей группы высших менеджеров и собственников. Основным количественным показателем крупного объединения считается объем реализации услуг и товаров (оборот), так как размер рыночной капитализации и прибыли в большой степени зависит от принятого поведения игроков на фондовом рынке или системы учета. Следует отметить, что большие фирмы вносят значительный вклад в развитие многих производств, в частности, наукоемких (сложных) и капиталоемких (требующих больших затрат капитала). Часто, оценивая показатели производства определенных товаров, видно, что наибольшего прогресса смог добиться именно крупный бизнес. Большие концерны оказываются в состоянии развить разработку и массовый выпуск судов, автомобилей, энергетического оборудования, сельскохозяйственных машин, полуфабрикатов и материалов (пластмассы, алюминия, стали). Кроме того, крупные предприятия могут организовать массовую добычу руды, нефти, газа и прочего сырья. Все это обуславливает некое двойственное отношение государства к большим предприятиям. С одной стороны, их пытаются ограничить посредством антимонопольной политики. А с другой, крупный бизнес поддерживается как основа капиталоемких и наукоемких сфер. Во многих развитых государствах крупномасштабные предприятия занимают в экономике ведущее место. Обычно, на крупный бизнес приходится от 50 до 60 % ВВП (валового внутреннего продукта). Безусловно, большие предприятия доминируют во многих машиностроительных отраслях (приборостроении, электротехнической промышленности, транспортном машиностроении), химической промышленности, топливно-энергетическом комплексе, цветной и черной металлургии, добывающей отрасли. Крупный бизнес способствует росту концентрации производства и в ряде отраслей сферы услуг. В частности, это касается высшего образования, производства программного обеспечения, финансов, здравоохранения, торговли и прочих областей. Например, в Америке на долю масштабных предприятий приходится порядка 47% рабочей силы и 60% ВВП. В России большие формы считаются более эффективными, нежели основная масса мелких и средних компаний, и по темпам роста, и по производительности, и по рентабельности. Особое положение российского крупного бизнеса позволило за период реформ сконцентрировать основные финансовые потоки. Вследствие чего, большие фирмы смогли организовать достаточно сильные команды высококвалифицированных и высокооплачиваемых менеджеров. Вместе с этим, размер крупных предприятий России заметно меньше, нежели в других развитых странах.

Корпоративный бизнес – это бизнес, в основе которого стоит корпорация.

Современные тенденции международного рынка сегодня диктуют основные направления в сфере ведения бизнеса, основными из которых можно считать следующие: индивидуальный (собственный); корпоративный и партнерский бизнес.

Большие корпоративные группы (корпорации) являются фундаментом ведения бизнеса подобным образом. Участники бизнес – группы, которые объединяются под начальствованием основного учредителя. Как правило, корпорациями являются закрытые акционерные общества, участники которых преследуют схожие финансовые интересы.

alt="корпоративный бизнес"

Для стран постсоветского пространства данный вид организации корпоративного бизнеса является относительно новым, хотя в странах запада он популярен уже много лет. Данный вид бизнеса характеризуется специфической системой взаимоотношений между государством и другими странами или внутри самой страны. Отчасти его можно описать, исходя из характеристик системы государственной оптовой продажи, которая, как правило, проходит по безналичному расчету. Важным аспектом в этом деле является задействование информационных технологий, без наличия которых такой бизнес просто не возможно не только продвигать, а и вообще удерживать на плаву. Информационные технологии в настоящее время имеют непосредственное влияние на все сферы человеческой деятельности и диктуют условия выживания на коммерческом рынке.

Суть корпоративных форм бизнеса

Корпоративные формы бизнеса заключаются в том, что она является объединением группы людей – учредителей, которые при организации своего бизнеса могут брать кредиты у государства, так и наоборот - быть для него кредиторами. Следует отметить, что в современных условиях жесткой рыночной конкуренции корпорации являются наиболее сильными, и как следствие – наиболее выживаемыми в соотношении с другими субъектами рыночных отношений.

alt="корпоративный бизнес"Акционеры и владельцы корпораций получают от своих вкладов не малые проценты. Прибыль между ними распределяется в соответствии с дивидендами. Но, как правило, часть прибыли не распределяется. В финансовом резерве компании всегда должен быть процент денег, направленный в случае надобности на реинвестирование.

Для корпоративного бизнеса рентабельно создавать бизнес – проекты, так как данный вид бизнеса является наиболее стойким и серьезным, обеспеченным достаточными инвестициями. Другие формы бизнеса не способны в столь быстрые сроки приумножить желаемые доходы, увеличить объемы продаж и потребительского рынка.

Другой полезный аспект корпораций – это то, что каждый держатель акций добросовестно выкладывается для получения наилучшего результата, так как от успеха компании напрямую зависит приумножение его собственных дивидендов. Минусом корпоративных объединений являются большие налоги, которыми они обкладываются. Налогообложение исчисляется на единицу прибыли.

Наши рекомендации