Избирательное право: подходы к пониманию, предмет, метод, источники. Тенденции развития избирательного законодательства.

Избирательное право: подходы к пониманию, предмет, метод, источники. Тенденции развития избирательного законодательства.

В объективном смысле – это совокупность правовых норм, содержащихся в положениях ИЗаконодательства и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и проведения выборов; при реализации организации и проведении выборов; в межвыборный период.

В субъективномсмысле – совокупность субъективных избирательных прав граждан РФ, закреплённых КРФ, дающая право избирать и быть избранным в органы гос. Власти, органы МСУ или на иную выборную должность.

ИП относиться к отрослям публичного права, т. К. конечной целью любыхвыборов является распределение власти;

Методы:

Императивный метод –является преимущественным, т. К. устанавливает последовательность и сроки совершения стадий ИПроцесса;

Диспозитивный метод – применяется в меньшей степени (формы ведения предвыборной агитации);

Предмет: сфера электоральных правоотношений;

Источники: -это действующие НПА, международного, федерального, субъектового и местного уровней, регулирующие особенности возникновения ИПравоотношений, закрепление принципов ИП, регламентирующие ИП;

Этапы развития:

1) 9-15 вв. – основным источником являлись обычаи и договоры (соглашения); Обычаями регулировались процедуры выборов, определение их результатов и субъективная возможность участия в них; Договоры (ряды) фиксировали факт приглашения князя вечем и его прибытие в город накняжение;

2) 16 – 17 вв. – источниками являлись обычаи ( порядок голосования, определение победителя, требование к участникам выборов) : появлялись НПА ( 1. Акты, содержащие нормы общего характера, царские указы, соборные и думские приговоры, уставные книги приказов – Соборное уложение 1649 года, Судебник 1497 г; 2.Акты, содержащие нормы частного характера (грамоты, приговоры, указы));

3) 18 – 19 вв. – главным источником ИП становится НПА, исходящий от главы государства, но при сохранении обычаев; Обычаи регулируют выборы на сельском уровне, формирование правовых органов – НПА; ( грамоты, манифесты, указы).

Выборы в Российской Федерации: понятие, виды и правовое регулирование. Мажоритарная, пропорциональная и смешанная избирательные системы: понятие, виды, особенности применения на выборах в Российской Федерации.

Понятие содержится в ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Выборы- форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

Виды:

В зависимости от уровня выборов, определяемого территорией их проведения:

федеральные;

региональные (уровня субъектов Федерации);

муниципальные.

В зависимости от избираемого органа:

Выборы представительных органов

Выборы высших должностных лиц соответствующего уровня власти

Выборы иных органов и должностных лиц.

В зависимости от оснований назначения выборов:

- очередные — проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;

- досрочные выборы — проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц;

- дополнительные выборы (довыборы) — назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;

- повторные выборы — проводятся тогда, когда проведённые выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии.

Избирательная система в широком смысле - совокупность общественных отношений, связанных с проведением выборов

Избирательная система в узком смысле - способ подведения итогов голосования: определения победителя или распределения депутатских мандатов в парламенте.

Виды избирательных систем:

Первой избирательной системой была мажоритарная система. В ее основе лежит принцип большинства: избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. Формально голосование проводится за конкретных кандидатов, а не за партии. Мажоритарная избирательная система наиболее проста и используется сегодня при формировании представительных учреждений всех уровней.

Ее разновидности:

1) Мажоритарная система относительного большинства требует собрать относительное или простое большинство голосов, т.е. число голосов больше, чем у оппонента. Мажоритарная система относительного большинства - одна из наименее демократических. Единственным преимуществом рассматриваемой избирательной системы является проведение голосования в один тур. В чистом виде в РФ применяется в случае проведения второго тура голосования на президентских выборах.

2) Мажоритарная система абсолютного большинства несколько демократичнее, чем избирательная система относительного большинства, при которой кандидату для избрания необходимо получить более половины голосов от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании (50% + 1 голос). Кроме того, в большинстве случаев неизбежно проведение второго тура. В условиях многопартийности данная система не всегда результативна, поскольку непросто собрать сразу же, в первом туре, более половины голосов избирателей. Для устранения данного недостатка иногда применяется повторное голосование. Оно проводится во столько туров, сколько необходимо для того, чтобы кто-либо из кандидатов набрал абсолютное большинство голосов. В РФ применяется на выборах Президента РФ, Губернатора Кировской области.

Пропорциональная система, по сути, в значительной степени компенсирует несправедливость мажоритарной избирательной системы. В основе пропорциональной системы заложено соперничество списков различных политических партий в многомандатных округах и установление определенной пропорции между количеством голосов избирателей, отданных за конкретную партию, и полученных ею мест в парламенте, что позволяет свести до минимума потерю голосов избирателей и обеспечить более широкое представительство политических партий и объединений.

При пропорциональной системе выборов в парламент политические партии не связаны с необходимостью заключать предвыборные союзы и объединяться в крупные партии. В результате этого значительное количество партий получает представительство в парламенте, но ни одна из них, как правило, не имеет абсолютного большинства голосов в коллегиальных представительных органах власти, что в ряде стран необходимо для сформирования правительства.

В РФ в качестве избирательной системы, применяемой в основном туре голосования, будет применяться на выборах депутатов Государственной Думы 7 созыва в декабре 2016 года: 225 будут избираться по мажоритарной системе, остальные 225 – по пропорциональной.

4. Принципы избирательного права: понятие и конституционно-правовое регулирование. Принципы, определяющие условия и степень участия граждан в выборах. Принципы, определяющие качественные характеристики выборов.

К важнейшим, базовым принципам избирательного права следует относить следующие:

Всеобщимпризнается такое избирательное право, при котором все совершеннолетние граждане РФ мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах. Специальные условия, которые ограничивают это право, называются цензами. Российскому избирательному праву известны различные цензы, например, возрастной ценз и ценз оседлости (проживание на соответствующей территории в течение определенного срока).

В Российской Федерации активное избирательное право и право голосовать на референдуме предоставляется гражданам, достигшим 18 лет, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов РФ, гражданин может быть избран в органы государственной власти и местного самоуправления. Федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия реализации пассивного избирательного права, не позволяющие занимать выборную должность более установленного количества сроков подряд.

Равноеизбирательное право трактуется в федеральном законе как участие граждан в выборах на равных основаниях. Эта формула означает, что все граждане, удовлетворяющие требованиям закона и не отстраненные от участия в голосовании по законным основаниям, имеют равные права и обязанности как избиратели.

Принцип равенства имеет значение как для активного, так и для пассивного избирательного права. Граждане должны находиться в равном положении при их регистрации как избирателей, при выдвижении кандидатов в депутаты, предоставлении гарантий в ходе предвыборной агитации, при определении результатов голосования и т. д., т. е. на всех стадиях избирательного процесса. Ни одному избирателю нельзя предоставить большего числа голосов, чем другим (это правило известно в конституционном праве как один человек - один голос). Все голоса должны иметь равный вес, т. е. одинаково влиять на результат выборов.

Прямоеизбирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Прямые выборы позволяют гражданам без каких-либо посредников вручать свой мандат тем лицам, которых они знают и которым они данный пост доверяют. Этим прямые выборы отличаются от косвенных или многостепенных, когда избиратели путем выборов образуют некую коллегию выборщиков или орган, которые в свою очередь избирают какого-либо депутата или должностное лицо.

Тайное голосование- обязательный атрибут демократической системы выборов, абсолютная привилегия избирателей. Избиратель проявляет свою волю без всякого контроля за ним, давления или запугивания, а также с сохранением своего гарантированного права никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного кандидата. Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, и никто не вправе пытаться идентифицировать использованный бюллетень, т. е. установить личность избирателя.

Обязательность и периодичность проведения выборов.Выборы органов государственной власти и местного самоуправления являются обязательными и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов. Если соответствующим органом выборы не назначаются, то это вправе сделать соответствующая избирательная комиссия. Срок полномочий всех выборных органов, а также полномочий депутатов не может быть более пяти лет.

К иным не менее важным принципа избирательного права также относятся следующие:

  • Свобода выборов и добровольность участия в них граждан;
  • Возможность сочетания мажоритарной и пропорциональной избирательных систем при выборах депутатов;
  • Состязательность кандидатов и избирательных объединений;
  • Сочетание государственного финансирования выборов с возможностью использования негосударственных средств;
  • проведение выборов избирательными комиссиями;
  • широкое участие населения в подготовке и проведении избирательной кампании и голосования.

5. Избирательный процесс в Российской Федерации: понятие,нормативная база, участники, основные и дополнительные стадии.

Нормативная база:

- Конституция РФ

- Федеральный закон от 26.11.1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»

- Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Избирательный процесс – это урегулированная правовыми нормами упорядоченная совокупность последовательных стадий, совершаемых в установленные законом сроки, выражающаяся в деятельности уполномоченных субъектов, лежащих в основе организации и проведения выборов в Российской Федерации.

Признаки избирательного процесса:

1) нормативность;

2) срочность совершения;

3) совокупность стадий;

4) последовательность совершения стадий.

Основные стадии избирательного процесса:

1. Назначение выборов: принятие решения уполномоченным органом (лицом) о дате голосования с обязательным официальным опубликованием. Например, выборы Президента РФ назначает Совет Федерации; выборы депутатов Государственной Думы назначает Президент РФ, выборы депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ назначает законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ.

Голосование назначается только на воскресенье, за исключением: нерабочего праздничного дня; воскресенья, предшествующего праздничному дню; дня, следующего за нерабочим праздничным днем; воскресенья, которое объявлено в установленном порядке рабочим днем

2. Формирование избирательных округов и избирательных участков.

Избирательный округ (далее – ИО) - территория, которая образована (определена) в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами РФ избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица).

ИО бывают одномандатные (от территории избирается один депутат), многомандатные (от территории избираются от 2 до 5 кандидатов) и единый ИО (включает в себя всю территорию, на которой проводятся выборы (например, на выборах Президента РФ и ГД ФС РФ)).

Одномандатные и многомандатные ИО образуются сроком на десять лет.

К правилам образования ИО относятся следующие:

1) примерное равенство одномандатных ИО по числу избирателей;

2) ИО должен составлять единую территорию, не допускается образование ИО из территорий, не граничащих между собой;

Избирательные участки (далее – ИУ) создаются в целях проведения голосования и подсчета голосов избирателей и являются едиными для всех выборов. Образуются сроком на пять лет с учетом местных и иных условий

К правилам образования ИУ относятся следующие:

1) не более чем три тысячи избирателей на каждом ИУ;

2) границы ИУ не должны пересекать границы ИО.

Завершение стадии: подготовка схемы ИО и ИУ и ее утверждение и опубликование.

3. Формирование системы избирательных комиссий - коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.

Систему ИК в России образуют:

- Центральная избирательная комиссия РФ

- ИК субъектов РФ (например, ИК Кировской области)

- ИК муниципального образования (например, Кировская городская избирательная комиссия)

- Окружная избирательная комиссия

- Территориальная избирательная комиссия (например, ТИК Первомайского района города Кирова)

- Участковая избирательная комиссия.

Из приведенного перечня только ОИК является временной, остальные ИК являются постоянно действующими органами.

4. Регистрация (учет) избирателей. Составление списка избирателей.

Государственная система регистрации (учета) избирателей – комплекс обеспечивающих гарантии и реализацию избирательных прав граждан РФ мер по сбору, систематизации и использованию сведений об избирателях. Ответственность возложена на главу местной администрации. Регистрации (учету) подлежат все избиратели (в отличие от инициативного, заявительного порядка). Регистрация осуществляется в муниципальных образованиях.

Основание для регистрации избирателей - факт нахождения места жительства на соответствующей территории.

Основания для включения лица в список избирателей:

- возраст 18 лет

- Регистрация по месту жительства на соответствующей территории

- Вступление в силу решения суда о признании дееспособным

- Постоянное проживание на территории иностранного государства

- Зачисление в списки личного состава воинской части.

5. Выдвижение и регистрация кандидата (списка кандидатов).

Выдвижение кандидата возможно двумя способами:

1) Самовыдвижение (требует сбора подписей избирателей в поддержку кандидата);

2) Выдвижение избирательным объединением (политической партией)

Регистрация избирателей – этап избирательного процесса, заключающийся в официальном подтверждении статуса кандидата избирательной комиссией. Для регистрации кандидата в соответствующую избирательную комиссию подается пакет документов:

- Заявление о согласии баллотироваться с указанием персональных данных

- Копия документа, удостоверяющего личность

- Копии документов об образовании, месте работы, занимаемой должности и другие

- Сведения о размере и источниках доходов

- Сведения о недвижимом имуществе за пределами РФ

- Сведения о расходах за 3 года с землей

Статус зарегистрированного кандидата подтверждается удостоверением.

6.Предвыборная агитация – деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата (список кандидатов) или против него

Момент начала – выдвижение кандидата (списка кандидатов), но в ограниченных формах (за исключением агитации через СМИ).

Окончание – в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Запрет! Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день.

Закон содержит открытый перечень методов агитации: на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, посредством проведения агитационных публичных мероприятий и другое.

1. Голосование – этапы:

- Подготовка помещения для голосования

- Подготовка ящиков для голосования (проверка, пломбировка)

- Открытие участка для голосования

- Процедура голосования (не менее 10 часов)

- Окончание голосования, закрытие участков

Способы голосования:

1) в помещении участковой избирательной комиссии (основание – факт регистрации на соответствующей территории)

2) вне помещения для голосования:

а) по открепительному удостоверению

б) досрочное голосование

в) с помощью переносной урны для голосования (основание – состояние здоровья, командировка, сессия, цикличный график работы).

8. Подсчет голосов, определение результатов выборов.

На данной стадии оформляется протокол участковой избирательной комиссии с итогами голосования и результатами выборов и направляется в территориальную избирательную комиссию.

2. Опубликование результатов выборов.

Сроки опубликования - не позднее чем через один месяц со дня голосования.

Дополнительные стадии:

Возможно проведение повторных выборов, повторного голосования, дополнительных выборов, обжалование решений и действий (бездействий) уполномоченных лиц и органов, нарушающих избирательных права граждан РФ.

Действующее в Российской Федерации и ее субъектах законодательство о выборах, регулирующее выборные правоотношения, предусматривает следующий основной типовой состав участников (субъектов) избирательного процесса:

1. Нормоучредительные участники избирательного процесса — органы государственной власти федерального и регионального уровня, избирательные комиссии, наделенные правом издавать законы и иные нормативные акты и определяющие порядок подготовки и проведения выборов: например, Федеральное Собрание России, которое принимает законы о выборах в федеральные органы государственной власти, или Законодательное Собрание субъекта РФ, принимающее Избирательный кодекс.

2. Инициаторы избирательного процесса — органы и должностные лица государственной и местной власти, правомочные принимать юридические акты о назначении выборов, в которых нередко определяются даты и территория проведения голосования. Издание инициирующего избирательный процесс правового акта обязательно, поскольку при отсутствии такого акта нормы материального и процессуального избирательного права не могут быть приведены в действие, хотя в новейшем избирательном законодательстве предусматриваются процедуры, позволяющие выйти из положения, когда управомоченный орган не в состоянии принять инициирующий акт.

3. Организаторы избирательного процесса — избирательные комиссии, общественные объединения и группы граждан, органы и должностные лица государственной и местной власти, создающие надлежащие условия и обеспечивающие необходимые средства для реализации законодательства о выборах.

4. Голосующие на выборах граждане Российской Федерации — активные избиратели, реализующие право нормотворческого голоса при принятии юридически обязательных решений на собраниях (сходах) граждан и на референдумах либо право властеучредительного голоса на выборах органов государственной и местной власти, а также при отзыве выборных представителей.

5. Баллотирующиеся на выборах граждане Российской Федерации — кандидаты в депутаты представительных органов государственной и местной власти или кандидаты в народные представители других выборных органов (пассивные носители избирательного права).

6. Наблюдатели, в том числе иностранные и международные, — лица, которые в соответствии с действующим законодательством осуществляют контроль за соблюдением требований выборного законодательства на всех стадиях избирательного процесса. Российская Федерация является одной из немногих стран в мире, где иностранным (международным) наблюдателям законодательно разрешено присутствовать на выборах и референдумах, в том числе и на региональном уровне.

7. Суды, рассматривающие жалобы и споры в связи с нарушением избирательного законодательства при проведении выборов и голосования, в том числе Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации.

8. Органы прокуратуры, осуществляющие надзор за соблюдением законодательства о выборах в соответствии с правилами, определяющими компетенцию и порядок работы этих органов.

9. Другие участники избирательного процесса (например, политические партии, общественные объединения, группы избирателей), обладающие правом выдвижения и поддержки кандидатов; организации и учреждения, частные лица, участвующие в формировании избирательных фондов; досрочно отзываемые депутаты и другие выборные должностные лица.

Образование избирательных комиссий

Согласно ст. 21 ФЗ Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе и является юридическим лицом.

Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации составляет пять лет. Если срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации истекает в период избирательной кампании, в период со дня назначения референдума Российской Федерации и до окончания кампании референдума, которые организует Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума.

Согласно ст. 22 ФЗ избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона, предложений других политических партий и иных общественных объединений.

См. Методические рекомендации о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденные постановлением ЦИК России от 17 февраля 2010 г. N 192/1337-5

Избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии по выборам в органы местного самоуправления, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений, указанных в п. 1 настоящей статьи, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

Образование округов и участков референдума.

Голосование.

Федеральное Собрание Российской Федерации: нормативная основа деятельности, понятие, функции, структура. Формы парламентской деятельности.

Федеральное собрание РФявляется государственно-правовым институтом. Согласно ст. 94 Конституции РФ Федеральное собрание – это Парламент, являющийся представительным и исполнительным органом РФ.

Порядок формированияФедерального собрания РФ: формируется из представителей двух палат: Совета Федерации РФ (СФ РФ) и Государственной думы РФ (ГД РФ). Одновременно проводятся выборы в обе палаты. Совет Федерации формируется путем зачисления лиц, занимающих определенные должности правительства, выбранных на эти должности народом. Совет Федерации РФ состоит из представителей (по два представителя) всех субъектов РФ от исполнительного и представительного органов (по одному от каждой власти) государственной власти РФ. По результатам прямого всеобщего народного голосования избираются депутаты в ГД РФ.

Государственную думу РФ представляют 450 депутатов. Являясь одновременно представительным и законодательным органами государственной власти, Федеральное собрание РФ обеспечивает свободное волеизъявление народа и правопорядок.

Правовая основа деятельности Федерального собрания РФ:

1) действующая конституция РФ (гл. 5. ст. 94 – 109);

2) постановления конституционного суда РФ № 2-П «По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3) 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции РФ» от 12.04.1995 г., № 1-П «По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции РФ» от 23.03.1995 г.;

3) другие постановления и законы РФ, регламентирующие правовую деятельность Федерального собрания РФ.

СтруктураФедерального собрания РФ: Федеральное собрание РФ, как уже известно, состоит из СФ РФ и ГД РФ, обе палаты представлены председателями, заместителями, комитетами и комиссиями в каждой палате. Совет Федерации РФ и Государственная дума формируют для осуществления своих полномочий Счетную палату. Исполнительный орган СФ РФ представлен Правительством РФ, которое состоит из председателя, заместителей, федеральных министров.

Полномочия Федерального собрания РФ:

1) утверждение указа, направленного Президентом РФ в Федеральное собрание РФ о введении чрезвычайного положения;

2) назначение выборов Президента РФ;

3) отрешение Президента РФ от занимаемой должности;

4) назначение судей Высшей судебной власти РФ;

5) назначение и отрешение от должности председателя Счетной палаты РФ;

6) назначение и отрешение от должности Генерального прокурора РФ;

7) назначение на должность и отрешение от должности Уполномоченного по правам человека РФ;

8) утверждение кандидатуры на должность председателя Правительства РФ

Порядок формирования палат Федерального Собрания. Совет Федерации: состав, порядок формирования. Государственная Дума: состав, порядок выборов депутатов.

Общее число членов Совета Федерации (сенаторов) от субъектов РФ — 170. По два представителя от каждого субъекта России, которых насчитывается 85

С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 03.12.2012 № 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", согласно которому наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок полномочий указанного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста тридцати лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации. В определенных законом случаях требование о постоянном проживании на территории субъекта Российской Федерации не применяется.

Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только депутат этого органа, отвечающий вышеуказанным требованиям.

Кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем, фракцией или группой депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Председатель, фракция, группа депутатов вправе внести на рассмотрение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не более одной кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации.

Решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов этого органа и оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и должно быть принято в течение одного месяца со дня первого заседания в правомочном составе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва, в том числе в случае досрочного прекращения полномочий этого органа предыдущего созыва.

При проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) каждый кандидат на данную должность представляет в соответствующую избирательную комиссию три кандидатуры, отвечающие установленным Федеральным законом требованиям и ограничениям, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом одна и та же кандидатура для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не может быть представлена разными кандидатами на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем на следующий день после дня его вступления в должность. Данное решение оформляется соответствующим указом (постановлением).

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации, не позднее дня, следующего за днем вступления решения в силу, направляет его в Совет Федерации и размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В 1993 году Указом Президента РФ Б. Н. Ельцина о Конституционной реформе, была учреждена Государственная дума Российской Федерации.

Государственная дума состоит из 450 депутатов, ровно половина из которых избирается напрямую и в один тур по результатам голосования в одномандатных округах. Вторая половина формируется политическими партиями, преодолевшими 5-процентный барьер по результатам голосования за списки партий.Именно такая схема действовала на выборах в российский парламент в 1993—2003 годах и будет действовать снова, начиная с 2016 года. В 2007 и 2011 годах все 450 депутатов госдумы определялись по результатам голосования за партийные списки, а проходной барьер равнялся 7 %. Но на выборах 2011 года партии, набравшие менее 7%, но более 6%, а также менее 6, но более 5 получили бы по 2 и 1 мандату соответственно (но по результатам выборов таких партий не было). Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации).

Срок полномочий II—V созывов Государственной думы — четыре года. Начиная с VI созыва депутатов избирают сроком на пять лет.

Выборы в Государственную думу проводились в 1993, 1995, 1999, 2003, 2007 и 2011 годах.

Работу Думы возглавляет председатель Думы и его заместители.

Порядок формирования государственной думы — выборы. Однако Конституция РФ не устанавливает, какими должны быть выборы — прямыми или косвенными, открытыми или тайными, не определяет и подлежащей применению избирательной системы. Порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливают федеральные законы «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ряд других федеральных законов.

Выборы в Государственную думу назначаются президентом Российской Федерации раз в пять лет.

24 февраля 2014 года вступил в силу федеральный закон от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которому выборы депутатов Государственной думы созывов, избираемых после его вступления в силу, будут пров

Наши рекомендации