Упразднить однопартийную диктатуру гоминдана, создать демократическое коалиционное правительство
Для окончательного разгрома японских захватчиков необходимо осуществить демократические преобразования во всей стране. Но это невозможно без упразднения однопартийной диктатуры гоминдана и без создания демократического коалиционного правительства.
Так называемая однопартийная диктатура гоминдана фактически является диктатурой антинародной клики в гоминдане, диктаторским режимом, который подрывает национальное сплочение, повинен в военных поражениях, понесённых на гоминдановском фронте, и является главным препятствием на пути мобилизации и объединения сил китайского народа, борющихся против японских захватчиков. На горьком опыте восьми лет войны китайский народ глубоко убедился в преступности этого диктаторского режима и, вполне естественно, требует немедленного его упразднения. Эта антинародная диктатура вместе с тем несёт в себе угрозу новой гражданской войны. Без немедленного упразднения этой диктатуры бедствия новой гражданской войны будут неотвратимы.
Голос китайского народа, требующего упразднения этой антинародной диктатуры, раздаётся повсеместно и так громко, что само гоминдановское руководство уже не может не признавать публично необходимости «досрочного окончания периода политической опеки». Отсюда нетрудно понять, до какой степени так называемая «политическая опека», или «однопартийная диктатура», стала непопулярной и в какой мере она скомпрометировала себя в глазах народа. В Китае уже никто больше не решается говорить о наличии у неё каких-либо положительных сторон или утверждать, что эта «политическая опека», или «однопартийная диктатура», не должна быть упразднена или «окончена». Это свидетельствует о серьёзном изменении положения в Китае.
Что «кончать» надо — это дело решённое, сомнений тут не может быть. Но вот вопрос — как «кончать»? Тут-то и начинаются разногласия. Одни говорят: надо кончать немедленно, образовав временное демократическое коалиционное правительство; другие говорят: надо повременить, вот созовём Национальное собрание, тогда и «вернем власть народу», но отнюдь не передадим её коалиционному правительству.
В чём здесь дело? Дело в том, что существуют два подхода к вопросу — искренний и лицемерный.
Первый подход — искренний: немедленно провозгласить упразднение однопартийной диктатуры гоминдана и образовать временное центральное правительство, состоящее из представителей гоминдана, Коммунистической партии Китая, Демократической лиги и беспартийных деятелей, которое обнародовало бы демократическую программу политических мероприятий наподобие изложенных нами современных требований китайского народа, с целью восстановления национального единства и разгрома японских захватчиков. Для обсуждения этих вопросов необходимо созвать конференцию круглого стола в составе представителей всех партий, групп и беспартийных деятелей, прийти к соглашению и взяться за дело. Это — курс на единство, решительно поддерживаемый китайским народом.
Второй подход — лицемерный: нисколько не считаясь с требованиями широких народных масс и всех демократических партий и групп, произвольно и самовластно созвать так называемое «Национальное собрание», в котором антинародная клика гоминдана хозяйничала бы как хотела, чтобы на этом собрании принять так называемую «конституцию», фактически призванную поддержать диктатуру и направленную против демократии, и таким образом нарядить в тогу законности незаконное так называемое «Национальное правительство», назначенное всего несколькими десятками гоминдановцев келейным способом, совершенно не опирающееся на волю народа и насильно посаженное народу на шею; изобразить дело так, будто «власть возвращается народу», а фактически вновь «возвратить власть» антинародной клике гоминдана. Тех же, кто не согласится с такими действиями, обвинить в подрыве «демократии», в подрыве «единства» и использовать это как «основание» для объявления против них карательного похода. Это курс на раскол, решительно осуждаемый китайским народом.
Мероприятия, которые собираются предпринять наши антинародные «герои», руководствуясь таким курсом на раскол, грозят низвергнуть в пропасть их самих. Они готовятся надеть петлю на собственную шею и притом так, чтобы её уже никогда нельзя было снять. Эта петля называется «Национальным собранием».
Они предполагают использовать «Национальное собрание» в качестве магического средства, во-первых, для бойкота коалиционного правительства, во-вторых, для сохранения своего диктаторского режима и, в-третьих, в целях создания повода для развязывания гражданской войны. Однако логика истории действует в направлении, обратном тому, о котором они мечтают: «подняв камень, они себе же отшибут ноги». Ведь сейчас уже каждый знает, что в районах гоминдановского господства народ лишён свободы, население оккупированных японскими бандитами районов не может принять участие в выборах, а освобождённые районы Китая, где народ обрёл свободу, гоминдановским правительством не признаются. В таких условиях откуда же возьмутся представители нации, откуда возьмётся Национальное собрание? Национальное собрание, о созыве которого так много шумят, это то самое «Национальное собрание», которое правительство гоминдановской диктатуры самовластно сфабриковало восемь лет назад, ещё в период гражданской войны. Если такое «Национальное собрание» будет созвано, против него ополчится весь народ. Позволительно спросить, как же тогда наши антинародные «герои» выйдут из положения? В конечном счёте, если они действительно созовут это фальсифицированное «Национальное собрание», то этим они сами же столкнут себя в пропасть.
Чтобы покончить с однопартийной диктатурой гоминдана, мы, коммунисты, предлагаем последовательно провести следующие два мероприятия: во-первых, на настоящем этапе создать временное коалиционное правительство на основе соглашения между представителями всех партий, групп и беспартийных деятелей; во-вторых, на следующем этапе путём свободных, беспрепятственных выборов созвать Национальное собрание, которое в надлежащем порядке образует коалиционное правительство. Словом, и то и другое правительства должны быть коалиционными, должны сплотить воедино представителей всех желающих участвовать в них классов и партий, должны бороться, на основе общей демократической программы, за доведение до конца войны против японских захватчиков сейчас и за построение нового Китая в будущем.
Независимо от того, что думают по этому поводу гоминдановцы или любые партии, группы и отдельные лица, хотят они этого или не хотят, сознают они это или не сознают, Китай может идти только по этому пути. Таков закон истории, такова необходимая и неизбежная тенденция развития событий, и никакая сила не сможет этого изменить.
По этому и по другим вопросам, касающимся демократических преобразований, мы, коммунисты, заявляем: несмотря на то, что гоминдановское руководство всё ещё упорно держится в настоящее время своей порочной политики и использует переговоры как средство для выигрыша времени и обмана общественного мнения, мы готовы возобновить переговоры с ним, как только оно откажется от своей нынешней порочной политики и согласится провести демократические преобразования. Однако в основу переговоров должен быть положен общий курс на войну против японских захватчиков, на сплочение и на демократизацию страны. Мы не можем согласиться ни на какие «мероприятия», «проекты» и тому подобные пустые разговоры, идущие вразрез с этим общим курсом, в какую бы красивую форму это ни облекалось.
Свободы для народа
В настоящее время острие борьбы китайского народа за свободу направлено прежде всего и главным образом против японских захватчиков. Однако гоминдановское правительство отнимает у народа свободу и связывает его по рукам и ногам, лишая его возможности бороться против японских захватчиков. Пока народ не будет свободен, невозможно будет мобилизовать и объединить в общенациональном масштабе все силы борьбы против японских захватчиков. Именно для того, чтобы освободить народ от связывающих его пут и обеспечить ему свободу для борьбы против японских захватчиков и для обеспечения сплочения и демократии, мы и выдвинули в своей программе требования упразднения однопартийной диктатуры, создания коалиционного правительства, ликвидации тайной полиции, отмены законов, подавляющих свободу, наказания национальных предателей, шпионов, прояпонских и фашистских элементов, продажных чиновников и казнокрадов, освобождения политических заключённых, легализации всех демократических партий и групп, отвода войск, которые осуществляют окружение освобождённых районов и совершают на них нападения, признания освобождённых районов, упразднения системы «баоцзя», а также ряд других требований, касающихся экономики, культуры и массового движения.
Свобода завоевывается самим народом, её никто не дарует. Население освобождённых районов уже завоевало свободу, население остальных районов также может и должно завоевать свободу. Чем больше свободы завоюет китайский народ, чем мощнее будут его организованные демократические силы, тем больше будет возможностей для создания единого временного коалиционного правительства. А как только такое правительство будет создано, оно, в свою очередь, предоставит народу гражданские свободы во всей их полноте и тем самым ещё больше укрепит свою базу. Лишь в этом случае можно будет после разгрома японских агрессоров провести свободные и беспрепятственные выборы во всей стране, созвать демократическое Национальное собрание и создать в должном порядке единое коалиционное правительство. Без предоставления народу свободы не может быть подлинного, избранного народом Национального собрания, не может быть и подлинного, избранного народом правительства. Неужели это ещё не ясно?
Свобода слова, печати, собраний, союзов, убеждений, вероисповедания, неприкосновенность личности — это самые важные свободы. В Китае такие свободы полностью осуществлены только в освобождённых районах.
В 1925 году Сунь Ят-сен в своём завещании писал: «Я сорок лет отдал делу национальной революции, чтобы добиться свободы и равенства для Китая. На основе сорокалетнего опыта я пришел к глубокому убеждению, что для достижения этой цели необходимо поднять народные массы и бороться в союзе с теми народами мира, которые относятся к нам как к равным». Недостойные наследники Сунь Ят-сена, изменившие его делу, не поднимают народные массы, а угнетают их, они полностью лишили народные массы свободы слова печати, собраний, союзов, убеждений, вероисповедания, лишили их неприкосновенности личности и других прав и свобод, а коммунистическую партию, 8-ю и Новую 4-ю армии и освобождённые районы, которые по-настоящему поднимают народные массы, по-настоящему стоят на страже свобод и прав народа, они называют «предательской партией», «предательскими армиями», «предательскими районами».
Мы хотим, чтобы поскорее миновало то время, когда всё ставят с ног на голову. Если же это будет продолжаться и дальше, терпение китайского народа истощится.
Народное единство
Чтобы разгромить японских захватчиков, предотвратить гражданскую войну и построить новый Китай, необходимо превратить раздробленный Китай в Китай единый. Такова историческая задача китайского народа.
Но как достигнуть единства? Каким должно быть это единство — деспотическим единством, которое насаждает диктатор, или демократическим единством, которое создаёт народ? Со времен Юань Ши-кая северные милитаристы упорно добивались деспотического единства. Что же получилось в итоге? Вопреки расчётам этих милитаристов вместо единства получился раскол, и в конце концов сами они слетели со сцены. Антинародная клика гоминдана, идя по старой дорожке Юань Ши-кая и добиваясь деспотического единства, целых десять лет вела гражданскую войну. Она довоевалась до того, что в страну вторглись японские захватчики, а сама эта клика укрылась на горе Эмэйшань7. Сейчас с этой горы она опять проповедует теорию деспотического единства. К кому же она обращается? Разве найдется хоть один честный китайский патриот, который станет её слушать? Пережив шестнадцать лет господства северных милитаристов и восемнадцать лет диктатуры гоминдана, народ приобрёл достаточный опыт и проницательность. Он требует демократического единства, осуществляемого широкими народными массами, а не деспотического единства, которое насаждает диктатор. Мы, коммунисты, ещё в 1935 году выдвинули лозунг создания единого антияпонского национального фронта и с тех пор ни на один день не переставали бороться за его осуществление. В 1939 году, когда гоминдан стал проводить реакционные «меры по ограничению деятельности чуждых партий», создав угрозу капитуляции, раскола и движения вспять, а гоминдановцы усиленно проповедовали свою теорию деспотического единства, мы вновь заявили, что единства надо искать не в капитуляции, а в войне против японских захватчиков, не в расколе, а в сплочении, не в движении вспять, а в движении вперёд и что только такое единство является подлинным единством, что всякое другое единство — это единство мнимое8. С тех пор прошло ещё шесть лет, однако дело так и не сдвинулось с места.
Да и мыслимо ли единство без свободы для народа, без народного демократического строя? Когда эти условия будут налицо, тотчас же будет достигнуто и единство. Движение китайского народа за свободу, за демократию, за коалиционное правительство — это в то же время и движение за единство. Когда мы в своей программе выдвигаем ряд конкретных требований, направленных на завоевание свободы и демократии и на создание коалиционного правительства, мы тем самым боремся и за достижение единства. Без упразднения диктатуры антинародной клики гоминдана, без создания демократического коалиционного правительства не только невозможно будет провести в районах гоминдановского господства какие бы то ни было демократические преобразования и мобилизовать там все войска и весь народ на разгром японских захватчиков, но невозможно будет избежать и ужасов гражданской войны. Для очень многих это стало очевидной истиной. Почему так много демократов, состоящих в различных партиях, а также и внепартийных, в том числе многие демократические элементы в самом гоминдане, единодушно требуют создания коалиционного правительства? Именно потому, что они полностью отдают себе отчёт в нынешнем кризисе и сознают, что никаким другим путём преодолеть его невозможно, как невозможно и добиться сплочения для борьбы с врагом и для строительства государства.
Народная армия
Китайский народ не сможет добиться свободы и единства, не сможет добиться создания коалиционного правительства, не сможет окончательно разгромить японских захватчиков и построить новый Китай, если у него не будет армии, стоящей на позициях народа. В настоящее время на позициях народа твёрдо стоят лишь относительно немногочисленные армии освобождённых районов — 8-я и Новая 4-я армии. Этого далеко не достаточно.
Однако антинародная клика в гоминдане только и думает, как бы подорвать силы армии освобождённых районов, уничтожить их. В 1944 году гоминдановское правительство выразило «пожелание», чтобы коммунисты «распустили к определённому сроку» четыре пятых всех войск освобождённых районов. А в 1945 году, во время последних переговоров, оно уже потребовало от коммунистов передачи ему полностью всех войск освобождённых районов, обещая «легализовать» после этого коммунистическую партию.
Эти люди говорят коммунистам: «Вы отдайте нам ваши войска, а мы вам предоставим свободы». Из этой «теории» вытекает, что те партии и группы, которые не имеют войск, как будто должны были бы пользоваться свободой. Однако в 1924-1927 годах Коммунистическая партия Китая имела лишь небольшую горстку войск, но как только гоминдановское правительство начало проводить политику «чистки партии» и кровавых расправ, от свободы не осталось и следа. В настоящее время Демократическая лига и демократические элементы в гоминдане не имеют никаких войск, но не имеют и никаких свобод. Рабочие, крестьяне, учащиеся, все прогрессивные деятели культуры и просвещения и прогрессивные представители деловых кругов в районах гоминдановского господства не имеют никаких войск, но вот уже восемнадцать лет, как они не имеют и никаких свобод. Разве этим демократическим партиям и группам и различным слоям населения отказывают в свободах по той причине, что они организовали какую-нибудь армию, занимались «созданием феодальных вотчин», создали «предательские районы», нарушали «правительственные распоряжения и военные приказы»? Отнюдь нет, напротив, они лишены свобод именно потому, что всего этого не делали.
Говорят: «Армия должна принадлежать государству». Это совершенно правильно. Во всём мире нет такой армии, которая не принадлежала бы государству. По какому же государству должна она принадлежать — феодально-фашистскому государству диктатуры крупных помещиков, крупных банкиров и крупных компрадоров или же новодемократическому государству широких народных масс? Китай должен создать именно новодемократическое государство и на его базе новодемократическое коалиционное правительство. Такому правительству такого государства и должны принадлежать все войска Китая, чтобы защищать свободу народа и эффективно бороться против чужеземных захватчиков. Как только в Китае будет создано новодемократическое коалиционное правительство, ему немедленно будут переданы войска освобождённых районов. Однако ему одновременно должны быть переданы и все гоминдановские войска.
В 1924 году Сунь Ят-сен говорил: «Отныне национальная революция должна вступить в новую эру… Первый шаг — слить вооружённые силы с нацией; второй шаг — сделать вооружённые силы национальными»9. 8-я и Новая 4-я армии потому и побеждают, что, придерживаясь такой установки, они стали «национальными вооружёнными силами», то есть стали армией народа. Гоминдановские войска на первой стадии Северного похода осуществили тот «первый шаг», о котором говорил Сунь Ят-сен, и потому побеждали; но уже с последней стадии Северного похода и вплоть до настоящего времени они, отказавшись даже и от такого «первого шага», встав на антинародные позиции, с каждым днем всё больше разлагаются и катятся вниз; оставаясь «мастерами по части гражданской войны», они не могли не стать «профанами в деле борьбы с внешним врагом».
Все честные патриоты из числа офицеров гоминдановских войск должны возродить в армии дух Сунь Ят-сена и перековать свои войска. Выполняя эту работу, следует надлежащим образом перевоспитывать и всех тех офицеров, которые поддаются такому перевоспитанию, помогать им отрешиться от своих старых взглядов и усвоить правильные взгляды, чтобы они в дальнейшем могли продолжать службу в народной армии.
Бороться за создание армии китайского народа — это долг всего китайского народа. Без народной армии не может быть ничего народного. В этом деле никак нельзя ограничиваться пустой болтовней.
Мы, коммунисты, готовы поддержать дело преобразования китайской армии. Наши 8-я и Новая 4-я армии должны считать все те армии, которые стремятся к единению с народом и к борьбе против японских захватчиков, которые не ведут борьбу против освобождённых районов Китая, дружественными армиями и оказывать им необходимое содействие.
Аграрный вопрос
Для разгрома японских захватчиков и построения нового Китая необходимо осуществить аграрные преобразования, раскрепостить крестьянство. Лозунг Сунь Ят-сена «каждому пахарю — своё поле» — правильный лозунг для нынешнего этапа революции, являющейся по своему характеру буржуазно-демократической.
Почему мы называем нынешнюю революцию революцией буржуазно-демократической по своему характеру? Потому, что данная революция направлена не против буржуазии вообще, а против чужеземного национального гнёта и феодального гнёта внутри страны. Мероприятия этой революции направлены не на отмену частной собственности вообще, а на её охрану. В результате этой революции рабочий класс получит возможность, накопив силы, направить Китай на путь социалистического развития; однако в течение относительно длительного периода всё же будет в нужной мере развиваться и капитализм. Лозунг «каждому пахарю — своё поле» означает передачу земли из рук эксплуататоров-феодалов в руки крестьян и превращение частной собственности помещиков-феодалов в частную собственность крестьян, чтобы обеспечить таким образом освобождение крестьян от феодальных аграрных отношений и тем самым обеспечить Китаю возможность превратиться из страны аграрной в страну индустриальную. Поэтому лозунг «каждому пахарю — своё поле» носит буржуазно-демократический, а не пролетарско-социалистический характер. Это лозунг всех революционных демократов, а не только наш лозунг — лозунг коммунистов. Разница состоит лишь в том, что в условиях Китая одни только мы, коммунисты, относимся к этому лозунгу со всей серьёзностью и не только стоим за него на словах, но и претворяем его в жизнь.
Из кого состоят революционно-демократические силы? Кроме пролетариата, являющегося наиболее последовательной революционно-демократической силой, они включают в себя крестьянство, численно наиболее крупную революционно-демократическую силу. Крестьяне в подавляющем большинстве, точнее сказать, все крестьяне, за исключением лишь тех кулаков, которые волочат за собой хвост феодальных отношений, настоятельно требуют, чтобы каждый пахарь имел своё поле. Городская мелкая буржуазия тоже является революционно-демократической силой. Ей выгодно осуществление лозунга «каждому пахарю — своё поле», поскольку это ведёт к развитию производительных сил в сельском хозяйстве. Национальная буржуазия является колеблющимся классом. Ей нужен рынок, и потому она тоже согласна с лозунгом «каждому пахарю — своё поле». Однако, поскольку она в своём большинстве связана с земельной собственностью, многие её представители боятся того, чтобы каждый пахарь имел своё поле. Сунь Ят-сен был первым революционным демократом в Китае. Осуществляя вооружённый переворот как представитель революционных слоев национальной буржуазии, а также городской мелкой буржуазии и крестьянства, он выдвинул лозунги «уравнения прав на землю» и «каждому пахарю — своё поле». Но, к сожалению, в бытность свою у власти, он не проявил инициативы в деле аграрных преобразований. С тех пор как власть оказалась в руках антинародной клики в гоминдане, эта клика и вовсе изменила заветам Супь Ят-сена. Сейчас против того, чтобы каждый пахарь имел своё поле, решительно выступает именно эта антинародная клика, ибо она представляет крупных помещиков, крупных банкиров и крупных компрадоров. В Китае нет такой партии, которая представляла бы исключительно интересы крестьянства. Партии национальной буржуазии не имеют радикальной аграрной программы. Поэтому только Коммунистическая партия Китая, выработавшая и осуществляющая радикальную аграрную программу, по-настоящему борющаяся за интересы крестьянства и тем самым завоевавшая широкие массы крестьянства на свою сторону в качестве своего великого союзника, стала руководителем крестьянства и всех революционно-демократических сил.
С 1927 по 1936 год Коммунистическая партия Китая осуществляла полное преобразование аграрной системы, претворяя в жизнь лозунг Сунь Ят-сена «каждому пахарю — своё поле». А вот антинародная клика в гоминдане, сборище недостойных наследников Сунь Ят-сена, изменивших его заветам, в течение целых десяти лет с лютой яростью вела войну против народа, то есть против того, чтобы каждый пахарь имел своё поле. В период войны против японских захватчиков Коммунистическая партия Китая пошла на большую уступку, согласившись заменить политику, основанную на принципе «каждому пахарю — своё поле», политикой снижения арендной платы и ссудного процента. Эта уступка была правильной; она подтолкнула гоминдан к участию в войне, а также привела к тому, что помещики освобождённых районов стали меньше противодействовать нашим усилиям, направленным на мобилизацию крестьянских масс для этой войны. Если не будет особых препятствий, мы готовы проводить эту политику и в послевоенный период: мы будем бороться сначала за снижение арендной платы и ссудного процента во всей стране, а затем, путём проведения ряда надлежащих мероприятий, постепенно добьемся того, что каждый пахарь будет иметь своё поле.
Однако изменники делу Сунь Ят-сена выступают не только против того, чтобы каждый пахарь имел своё поле, но даже против снижения арендной платы и ссудного процента. Гоминдановское правительство само не выполняет им же изданных законов, таких, например, как закон о снижении арендной платы на 25%. Этот закон выполняем только мы в освобождённых районах, и вот именно в этом-то и усматривается преступление, за это-то и называют освобождённые районы «предательскими районами».
Во время войны против японских захватчиков возникла так называемая «теория двух этапов революции» — этапа осуществления принципа национальности и этапа осуществления принципов демократизма и народного благоденствия. Это порочная «теория». Пока мы находимся перед лицом могучего врага, нам, видите ли, не следует ставить вопрос о преобразованиях на основе принципов демократизма и народного благоденствия, этот вопрос можно будет поднять лишь после того, как уйдут японцы, — такова нелепая теория антинародной клики в гоминдане. Смысл её — нежелание, чтобы в войне против японских захватчиков была одержана полная победа. И вот находятся люди, которые подхватывают эту нелепую теорию, слепо следуют ей.
В момент, когда мы находимся перед лицом могучего врага, нам настоятельно необходимо добиваться осуществления демократизма и народного благоденствия, ибо без этого невозможно создать опорные базы и дать отпор наступлению японских захватчиков, — такова установка Коммунистической партии Китая, которую она уже осуществляет, добиваясь прекрасных результатов.
В период войны против японских захватчиков снижение арендной платы и ссудного процента, а также все остальные демократические преобразования проводятся во имя борьбы против японских захватчиков. Чтобы ослабить противодействие помещиков делу борьбы против японских захватчиков, проводится лишь снижение арендной платы и ссудного процента, помещичья же собственность на землю не отменяется; наряду с этим поощряется переключение капитала помещиков в промышленность, а передовые шэньши привлекаются к участию, вместе с представителями других слоев населения, в различных видах общественной деятельности и в работе, которую ведут органы власти в интересах борьбы против японских захватчиков. Что касается кулаков, то они поощряются к расширению производства. Всё это предусматривается курсом на решительное проведение демократических преобразований в деревне, всё это совершенно необходимо.
Итак, имеются две линии: одна — это линия решительной борьбы против осуществления китайским крестьянством принципов демократизма и народного благоденствия, то есть линия, обрекающая тех, кто ее проводит, на загнивание и бессилие, на полную неспособность вести войну против японских захватчиков; другая — это линия решительной поддержки крестьянства в осуществлении этих принципов, то есть линия, обеспечивающая нам величайшего союзника, составляющего 80% всего населения, а значит, обеспечивающая организацию мощных боевых сил. Первая линия — это линия гоминдановского правительства, вторая — это линия освобождённых районов Китая.
Колебаться между этими двумя линиями — на словах стоять за поддержку крестьянства, на деле же не проводить решительно политики снижения арендной платы и ссудного процента, не вооружать крестьян и не создавать органов демократической власти в деревне — это значит стать на путь оппортунизма.
Антинародная клика в гоминдане, мобилизовав все свои силы, пускает в ход против Коммунистической партии Китая самые гнусные средства борьбы — явные и тайные, военные и политические, кровавые и бескровные. Спор между двумя партиями по своему социальному смыслу является в сущности спором об аграрных отношениях. Чем же, в конце концов, навлекли мы на себя гнев антинародной клики в гоминдане? Разве не своей позицией именно в этом вопросе? Разве не потому японские захватчики одобряют и поощряют антинародную клику в гоминдане, что своей политикой в этом вопросе она основательно играет им на руку? Обвинение в том, что коммунистическая партия «срывает дело войны против японских захватчиков и подрывает государство», клички «предательская партия», «предательская армия», «предательские районы», обвинение в «неподчинении правительственным распоряжениям и военным приказам» — разве не потому всё это сфабриковано, что именно в вопросе об аграрных отношениях Коммунистическая партия Китая сделала большое дело, действительно отвечающее интересам нации?
Крестьяне — это та среда, из которой вышли китайские рабочие. В будущем ещё десятки миллионов крестьян придут в город и поступят на заводы. Поскольку Китай нуждается в создании мощной национальной промышленности и в строительстве многих крупных современных городов, ему предстоит пройти длительный процесс превращения населения сельского в городское.
Крестьянин — это главная фигура на рынке китайской промышленности: только он может в изобилии поставлять продовольствие и сырьё и поглощать в огромных количествах промышленные товары.
Крестьяне — это источник формирования китайской армии. Солдаты — это крестьяне, одетые в солдатскую форму; они смертельные враги японских захватчиков.
Крестьяне — это основная сила, борющаяся за демократический строй в Китае на данном этапе. Китайские демократы ничего не добьются, если не будут опираться на поддержку масс 360-миллионного крестьянства.
Крестьяне — это те, ради кого главным образом развёртывается на современном этапе движение за культуру в Китае. Разве не превратятся, по существу, в пустую болтовню все разговоры о ликвидации неграмотности, о всеобщем образовании, о литературе и искусстве для масс, о народном здравоохранении, если отвернуться от 360-миллионного крестьянства?
Когда я ставлю вопрос таким образом, это вовсе не значит, что я недооцениваю важной роли остальных 90 миллионов населения в политике, экономике и культуре, и тем более не значит, что я недооцениваю роль рабочего класса, являющегося политически наиболее сознательным классом и, в силу этого, призванного возглавить все революционное движение в целом. На этот счёт не должно быть никаких сомнений.
Понимание всего этого совершенно необходимо не только для китайских коммунистов, но и для всех демократов.
Как только будут проведены преобразования аграрной системы, даже если это будут всего лишь минимальные преобразования вроде снижения арендной платы и ссудного процента, заинтересованность крестьян в увеличении производства возрастёт. Если после этого крестьянам будет оказана помощь в деле их постепенной организации на добровольных началах в сельскохозяйственные производственные и прочие кооперативы, то это приведёт к росту производительных сил. Пока эти сельскохозяйственные производственные кооперативы могут представлять собой лишь организации коллективного труда и взаимопомощи, основанные на базе крестьянского единоличного хозяйства (на базе частной собственности крестьян), как, например, бригады трудовой взаимопомощи, группы взаимопомощи, трудовые артели. Однако уже и это даёт поразительный рост производительности труда и увеличение продуктивности хозяйства. В освобождённых районах Китая эта система уже получила широкое применение, и в дальнейшем надо её всеми силами распространять.
Здесь следует указать, что кооперативные организации вроде бригад трудовой взаимопомощи существовали среди крестьян и раньше. Однако тогда они являлись лишь одним из средств, к которым прибегали крестьяне, чтобы облегчить трагические условия своего существования. Сейчас бригады трудовой взаимопомощи в освобождённых районах Китая как по форме, так и по содержанию стали иными; они стали средством борьбы масс крестьянства за развитие производства и за зажиточную жизнь.
Вопрос о том, какую роль играет политика и практика той или иной политической партии Китая в жизни китайского народа, является эта роль положительной или отрицательной, велика она или мала, определяется в конечном счёте тем, в какой мере политика и практика этой партии способствуют развитию производительных сил китайского народа, сковывают они производительные силы или дают простор их развитию. Только разгром японских захватчиков, осуществление аграрных преобразований, раскрепощение крестьянства, развитие современной промышленности, построение независимого, свободного, демократического, единого, богатого и могучего нового Китая — только осуществление всего этого может дать простор развитию производительных сил китайского общества и встретит одобрение китайского народа.
Следует также указать, что представителям интеллигенции, которые из города направляются на работу в деревню, нелегко понять ту особенность современной китайской деревни, что основу её экономической жизни пока ещё составляет распылённое и отсталое единоличное хозяйство; в освобождённых же районах, кроме того, следует учитывать ещё одну особенность жизни деревни, заключающуюся в том, что эти районы пока ещё разобщены врагом и живут в обстановке партизанской войны. Именно в результате непонимания этих особенностей такие представители интеллигенции зачастую ошибочно подходят к проблемам деревни и к работе в деревне с меркой, которая выработалась у них в условиях жизни и работы в городе. Поэтому они отрываются от действительности китайской деревни и не могут слиться с крестьянством. Такие явления следует изживать методами воспитательной работы.
Широкие слои революционной интеллигенции Китая должны осознать необходимость тесного единения с крестьянством. Они нужны крестьянству, и крестьянство ждёт от них помощи. Они должны с энтузиазмом идти в деревню, сменить своё платье интеллигента на грубое крестьянское одеяние, не гнушаться для начала даже самых незначительных дел, понять запросы крестьянства, помочь росту его сознательности, помочь ему организоваться для борьбы за выполнение задачи, имеющей исключительное значение для дела демократической революции в Китае, за проведение демократической революции в деревне.
После разгрома японских захватчиков их земли и земли крупных национальных предателей должны быть конфискованы и распределены между безземельными и малоземельными крестьянами.
Вопросы промышленности
Для разгрома японских захватчиков и построения нового Китая необходимо развивать промышленность. Но под властью гоминдановского правительства Китай во всём зависит от заграницы. Финансово-экономическая политика гоминдановского правительства подрывает всю хозяйственную жизнь нашего народа. И без того крайне малочисленные мелкие промышленные предприятия, находящиеся в районах гоминдановского господства, в большинстве своём находятся на грани разорения. Без политических преобразований все производительные силы будут обречены на разрушение.
Такая судьба ожидает как сельское хозяйство, так и промышленность.
Вообще говоря, если Китай не станет независимым, свободным, демократическим и единым, то и развитие промышленности в Китае будет невозможным. Разгром японских захватчиков будет означать завоевание независимости; упразднение однопартийной диктатуры гоминдана, создание демократического единого коалиционного правительства, превращение всех войск страны в вооружённые силы народа, осуществление аграрных преобразований, раскрепощение крестьянства будут означать завоевание свободы, демократии и единства. Без независимости, свободы, демократии и единств<