Источники государственного права
Понятие «источники права» существует в нескольких значениях экономическом, политическом, социальном. Нас интересует формально юридический источник государственно-правовых норм. Формальный источник права - форма права, это то нечто, где содержаться правовые нормы. Нормы 2-х уровней федерального и субъектов федерации. Их соотношение прописано в статьях 71-73 КРФ (конституции Российской Федерации). По вопросам, изложенным в ст. 71 высшую силу имеют федеральные нормативные акты. В ст. 73 закреплены случаи, где решающую и приоритетную роль имеют нормативные законы субъектов федерации. По ст. 72 сфера -совместного ведения, где урегулирование происходит на основании законов РФ по предметной совместной деятельности введенные субъектами федерации из системы нормативных актов (законы субъектов не должны противоречить законам федерации). Но КРФ урегулировала не все вопросы и поэтому при обнаружении пробелов в федеральном законодательстве, субъект сам применяет регулирование по этому вопросу, но как только принимается закон на федеральном уровне, субъект должен привести в соответствие свою нормативную базу с федеральной.
Федеральные источники права РФ.
Раньше существовала точка зрения, что высшей юридической силой является акт референдума. Эта точка зрения особенно доминировала во время перестройки. Конституция это очень сложный правовой акт и его может оценить человек, обладающий высоким правосознанием, при референдуме же действует массовое правосознание с очень низким уровнем правовой культуры. Референдумы необходимо проводить по вопросам, где представление о сущности закона не необходимо, например, закон об абортах. Референдум - это категоричное голосование, за весь документ только отвечая да/нет. Конституция не только целый акт, но необходимо вынести каждую статью на обсуждение, но на референдуме этого сделать невозможно. Из вышеприведенных доводов следует, что акт референдума — это худший способ принятия закона.
Конституция РФ это основной закон государства, который в соответствии с реальным соотношением социально-политическихсилзакрепляет основы государственного народного и национального суверенитета и правового статуса индивида. Конституция - закон высшей юридической силы, помимо конституции в РФ действует еще 2-е разновидности закона: конституционные и ординарные федеральные (обычные законы). Конституционный закон в мировой практике знает 3 вида:
Которые вводят конституцию в действие, такие законы были у нас, только с принятием новой конституции 1993 г. решили,чтоони не нужны, и этот закон был включен в раздел второй конституции.
Которые изменяют и/или дополняют конституцию или конституционные поправки. Этотвид у вас тоже существует,имеетбольшую силу, чем конституционный закон и принимается в более сложном порядке.
Которые развивают отдельные конституционные положения и о принятии которых прямо оказано в конституции государства. Но у нас некоторые такие положения не действуют, например, положение о государственной символике не уточнено в конституционном законе на самом деле не действует. У нас сейчас действуют незаконная символика и при ее оскорблении, человек не может быть привлечен к ответственности именно по этой статье.
Федеральные ординарные законы - это законы, которые по юридической силе стоят после конституции и конституционных законов. Они регулируют иные наиболее важные вопросы государственной жизни, не урегулированные конституцией и конституционными законами. Федеральные законы принимаются государственной думой и одобряются советом федерации, подписываются и обнародуются президентом РФ. Президент может не подписывать закон, вернув его обратно государственной думе со своими замечаниями, а вотфедеральный конституционный закон подписать обязан. Федеральный закон и федеральный конституционный закон это те, которые приняты после принятия конституции 1993 г. Но до принятия конституции принимались и другие законы: законы РФ (что принято до конституции, применяется в той части, где не противоречит ныне действующей конституции), законы бывшего СССР (например, о правовом положении иностранных граждан) применяется в РФ в той части, где не противоречит конституции" 1993 г. и в той мере, в которой данные отношения не урегулированы российскими федеральными законами.
Подзаконные акты.
На первом месте находятся указы президента РФ по предметам его ведения и только те, которые имеют нормативный характер (например, указ об утверждении ордена мужества — это нормативный указ, а поименное награждение орденом мужества уже не нормативный указ). Указы нормативного характера могут:
непосредственно содержащие правовые нормы;
утверждать положения содержащие правовые нормы.
Например указ 1400 от 1993 г. президента, потребовал исполнение этого указа минуя федеральные законы, конституционный суд признал это указ недействительным. Из ст.80 п.3 указ президента обладает большой юридической силой, но непосредственно эти указы как регуляторы общественных отношений выступать не могут. Первый указ и.о. Путина о неприкосновенности Ельцина Б.Н. это шаг вынужденный, политический, может быть вслед за ним издаться федеральные законы, но это уж дело будущего.
Следующий федеральный закон - постановления палат федерального собрания РФ. Их 2 вида: нормативные и ненормативные (индивидуальные). В конституции описаны только постановления палат распорядительного собрания (связанные с утверждением на должности или снятием с должности). Нормативные могут (^непосредственно содержать правовые нормы и (2) принимать положения содержащие правовые нормы (например, положение о статусе помощников членов совета федерации). В учебниках нередко упоминается, что источниками законов могут являться постановления правительства РФ, но это спорно, т.к. постановления правительства являются источником административного права, но не как не государственного, поскольку: 1. Распространяются на сферу распорядительно-исполнительной деятельности; 2. Не регулируют отношения по установлению прав и свобод.
Акты органов местного самоуправления в большинстве случаев являются источниками муниципального права, но иногда регулируют государственно-правовые отношения (например, регулирование порядка реализации избирательных прав граждан). Ст. 15 КРФ устанавливает, что частью российской правовой системы является общепризнанные принципы и нормы международного права. Они содержаться в актах международных организаций. Но в ст. 15 КРФ следует добавить слово «ратификация», исправляют ошибку нормы международного права, в которых говорится, что закон действует в странетолько послеего ратификации, при отмене этойнормы у насбудут действовать все международные законы.
Акты конституционного суда РФ.
Судебный прецедент - это решение судья по конкретному делу, при пробелах законодательства по этому вопросу, котороеихисправляет и в последствии становиться образцом для решения подобных дел. Судебного прецедента в классическом варианте унаснет. Существуют только постановления конституционного суда 2-х видов:
1. о расширительном или ограничительном толковании статей конституции РФ (постановления обязательны для всех субъектов РФ, т.е. равны по юридической силе закону). По практическим результатам эти постановления приравниваются к конституционной норме.
1. о признании неконституционными законов, подзаконных актов и не вступивших в силу международных договоров. По результатам эти постановления являются источником конституционного права.
Федеративные договоры или государственно-правовые договоры - это:
союзные договоры о создании федерации;
договоры о распределении полномочий между федеральной властью субъектов федерации;
договоры о распределении полномочий в сфере совместного ведения федеральной власти и субъектов федерации;
договоры между субъектами федерации;
договоры между органами государственной власти и органами местного самоуправления, о порядке полномочий. Источники государственного права в субъектах РФ.
конституции и уставы субъектов федерации;
законы субъектов федерации;
указы президентов и постановления глав администрации субъектов федерации;
постановления законодательных органов власти субъектов федерации или их палат;
договоры об организации местного самоуправления по передаче полномочий с другими субъектами федерации;
акты органов местного самоуправления по реализации прав и свобод граждан.