Характеристика современного состояния судебной власти РК.
В настоящее время судебная власть — одна из трех независимых ветвей власти, которая осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров республики. Судебная власть как вид государственной деятельности принадлежит специальным органам государства — судам, входящим в судебную систему Казахстана.
Основными признаками судебной власти являются:
- Судебная власть принадлежит только судам. Это означает, что субъектом, осуществляющим судебную власть, является не любой государственный орган, а лишь суд, который обладает присущими только ему возможностями и способами воздействия на поведение людей. Помимо судей, постоянно действующих на профессиональной основе, судебную власть в Казахстане могут осуществлять с 1 января 2007 года и присяжные заседатели, привлекаемые к уголовному судопроизводству в установленном законом Порядке;
- Судебная власть осуществляется путем судопроизводства на основе и строго в соответствии с процессуальным законом, где подробно регламентируются правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Запрещено издание законодательных актов, предусматривающих передачу исключительных полномочий суда другим органам;
Суд как государственный орган имеет властные полномочия. Это означает, что все требования и распоряжения суда обязательны для всех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Республики.
Вступившие в законную силу приговор, решение или постановление суда обязательны для всех как в отношении указанных в них предписаний, так и установленных судом обстоятельств и их правовой оценки. Никто не вправе произвольно искажать решение суда, порочить его и препятствовать исполнению.
Неотъемлемыми признаками судебной власти в государстве, придерживающемся курса демократизации общественной жизни, являются ее независимость и самостоятельность.
Независимость означает, что суды при отправлении правосудия подчиняются только Конституции и закону, не зависят от органов законодательной и исполнительной власти, от иных органов, организаций, партий, движений, должностных лиц, от мнений и позиций сторон в судебном процессе, от выводов органов предварительного следствия и прокурора, от вышестоящих судов.
Самостоятельность судебной власти выражается в том, что суд не делит свои полномочия с какими-либо другими Органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения.
Образование специальных и чрезвычайных судов под любым названием не допускается.
Также в Республике Казахстан могут создаваться специализированные суды (военные, финансовые, экономические, административные, по делам несовершеннолетних и другие). Специализированные суды образуются Президентом Республики Казахстан со статусом областного или районного суда. Все суды имеют печать с изображением Государственного герба Республик Казахстан и свое наименование.
Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам, осуществляет надзор а также функции кассационной инстанции по отношению к ним и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Верховный Суд состоит из Председателя и судей. Общее число судей Верховного Суда устанавливается Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного Суда. В Верховном Суде создаются судебные коллегии и могут создаваться специализированные составы.
Статус судьи. Судьи всех судов Республики Казахстан обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями. Судья является должностным лицом государства, наделенным в установленном Конституцией Республики Казахстан и настоящим Конституционным законом порядке полномочиями по осуществлению правосудия, выполняющим свои обязанности на постоянной основе и являющимся носителем судебной власти.
Судья не может быть задержан, подвергнут содержанию под стражей, домашнему аресту, приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Президента Республики Казахстан, основанного на заключении Высшего Судебного Совета, а в случае, предусмотренном подпунктом 3) статьи 55 Конституции, без согласия Сената Парламента Республики Казахстан, кроме случаев задержания на месте преступления либо совершения тяжкого или особо тяжкого преступления.